«Болельщики обнимали игроков, дарили цветы, люди плакали от счастья. Вся страна праздновала нашу победу. Футболистов чествовали, словно космонавтов, приглашали на все мероприятия, на телевидение, радио, в газету. Это были незабываемые моменты, которые словами трудно описать».

О знаменитой команде «Памир», о работе в новой должности у руля национальной сборной Таджикистана, о таджикском футболе рассказывает известный в прошлом игрок душанбинской команды Мухсин Мухаммадиев.     

- Поздравляем со второй победой! Насколько был важен для вас товарищеский матч с Кыргызстаном?

- Неважных матчей для сборной не бывает – товарищеский он или официальный. Мы готовились к игре серьезно, досконально изучили соперника, просматривали последние игры Кыргызстана в товарищеских матчах против Эстонии, Молдовы, Белоруссии и Кувейта. Все планы, которые были у нас на игру, ребята выполнили, за что я им благодарен. В результате нам удалось одержать крупную победу. Ребята молодцы.  Я увидел, что действительно есть команда и виден путь в конце тоннеля. Радует то, что сделан небольшой шаг вперед. Наши футболисты стараются.  Моя задача – помочь им раскрыться, научить их играть в современный футбол. Насколько это получится – посмотрим.

- Это ваш второй матч в качестве главного тренера. Как вы оказались у руля сборной Таджикистана?

- Летом прошлого года я ушел из «Рубина», где  работал спортивным директором. Контракт был до конца года, но по причинам, о которых я не могу говорить, пришлось его расторгнуть. А  этим летом мне позвонили из Федерации футбола и предложили возглавить сборную. Я, долго не раздумывая, дал согласие.   

- Что толкнуло вас возглавить сборную Таджикистана? Ведь вам, скорее всего, было известно, на каком уровне находится наш футбол.

- Конечно, я следил за таджикским футболом, знал, в каком он состоянии, на каком уровне находится чемпионат, но все же, скорее всего, тяга к родине, к таджикскому футболу, откуда начиналась моя профессиональная карьера, сыграли свою роль в моем выборе.

- Как прошла встреча с председателем ФФТ  Рустами Эмомали?

- Встреча прошла в свободной, открытой обстановке. Мне было приятно беседовать с Рустами Эмомали. Он довольно прост в общении, образован, хорошо разбирается не только в вопросах футбола. С такими людьми приятно беседовать, работать.  

- Тренеры не любят давать оценку своим предшественникам, и все же. Какое «наследие» вам досталось для работы?

 - Нормальная команда, но чтобы она была конкурентоспособной, надо укреплять ее новыми игроками, над чем мы и работаем.

- Как вы относитесь к тому, чтобы укрепить сборную легионерами, сделав их гражданами Таджикистана?

- Это нормальная практика, которая применяется в чемпионатах многих стран. Возьмем, к примеру, сборные Франции или Германии, в составе которых большинство игроков – выходцы из других стран.

- Ваши ощущения от таджикского футбола, после Европы, России. Чувствуется резкий контраст?

- В плане техники и физики большой разницы не чувствуется, но у многих команд тактическая выучка, к сожалению находится не на должном уровне. Но футбол двигается вперед, в Таджикистан прибывают легионеры из разных стран. Думаю, со временем этот пробел устранится.

- У нас в последние два года легионеров, действительно, стало больше, но большинство из них не отличаются от местных игроков более высоким уровнем мастерства…

- Все зависит от благосостояния страны. Будет подниматься этот уровень – будут приходить игроки более высокого класса. За короткий срок этого не достичь. Придется пройти нелегкий путь создания сильного чемпионата. Главное – у нового руководства есть желание поднять таджикский футбол на более высокую ступень.

- Ваши впечатления о Таджикистане. Теперь уже как постоянного жителя.

- Душанбе – прекраснейший город. Видя перемены за последние годы, могу сказать, что город меняет свой облик быстрыми темпами. Уже построено немало красивых зданий, парков. Думаю, лет через пять-десять столицу невозможно будет узнать.

- В нынешнем году ФФТ вышла с идеей: «Звезды «Памира» помогут поднять наш футбол». Как вы относитесь к этому замыслу?

- Идея хорошая, и, надеюсь, ее реализация поможет поднятию уровня таджикского футбола. Мы видим, что уже многие бывшие игроки и тренеры «Памира» - Шариф Назаров, Иштван Секеч, Абдугаффор Юлдашев, Олег Ширинбеков, Асан Мустафаев, Алиёр Ашурмамадов и другие – работают в различных клубах Таджикистана, и, думаю, это правильный шаг.

Но говоря о развитии профессионального футбола, мы не должны забывать и о том, что его базой является детский и юношеский футбол. Мы должны уделять серьезное внимание прежде всего возрождению специальных школ футбола для детей, которые славились в советские времена, созданию и укреплению инфраструктуры.

- В сентябре завершился турнир на Кубок ФК «Истиклол», в котором приняли участие многие экс-игроки «Памира». Было приятно, наверное, вновь выйти на поле вместе со своими бывшими одноклубниками?

- Турнир получился интересным. Организация соревнований также была проведена на высоком уровне. И, конечно же, было приятно в присутствии большого количества зрителей выходить на поле, играть вместе со своими друзьями по «Памиру». Невольно вспоминались моменты выступлений за нашу команду, в общем, все было очень здорово. Спасибо организаторам. 

- Таджикистану сейчас не хватает единства, нет той идеи, которая по-настоящему могла бы сплотить всех. Помнится, одной из таковых в 80-е и начале 90-х годов являлась команда «Памир», в составе которой выступали и вы.

- Да, тогда действительно казалось, что вся страна жила футболом. «Памир» был нацелен на выход в высшую лигу и был близок к этому еще в 85-м году. Но после победы над московским ЦСКА в разгар второго круга 7 человек основного состава вдруг неожиданно забирают в армию. Команда продолжала идти вперед. Ее поддерживало руководство страны, города, болельщики, которыми всегда был полон стадион. И вот в октябре 1988 года, после победы над рижской «Даугавой», «Памир» завоевал путевку в высшую лигу после 19 лет пребывания в первой.

Таджикистан ждал этого, жил этой мечтой.  В тот исторический день 20-тысячный стадион, ни на минуту не смолкая, скандировал: «Памир, Памир!» Болельщики обнимали игроков, дарили цветы, люди плакали от счастья. Вся страна праздновала нашу победу. Футболистов чествовали, словно космонавтов, на каждом углу резали баранов в нашу честь, приглашали на все мероприятия, на телевидение, радио, в газету. Это были незабываемые моменты, которые словами трудно описать.

- Материально игроков также поощряли?

- Конечно. Всем игрокам основного состава подарили по автомобилю ГАЗ-24 («Волга»). В то время эти автомобили считались наиболее престижными. Другие игроки получили «ноль-шестерки». Вообще тогда материальные условия были у команды высокие, по тем меркам. Руководитель федерации футбола республики министр автотранспорта Наримон Якубов решил вопрос с приобретением для команды «Памир» современного автобуса «Икарус», Минздрав оборудовал медико-восстановительный центр на нашей базе, Минводхоз реконструировал эту базу, создав там нормальные условия для работы и отдыха. Тогда команду финансировал Совпроф и каждый год выделял солидную сумму для команды. Не было проблем с жильем. А зарплата футболистов была в среднем 250  рублей плюс премиальные. Кроме того, были и премии от частных лиц. Так, помню самую большую премию – 50 тысяч рублей за гол мне вручил таджикский бизнесмен из Финляндии после игры с московским «Спартаком» в сентябре 91-го года. Мы  тогда проигрывали 0:2. Тут объявили по радио: кто забьет первый гол «Памира» – получит 50 тысяч. Мне удалось пробить точно в «девятку». Тогда объявили: еще 25 тысяч тому, кто забьет второй гол.

- И тогда вся команда, включая вратаря, побежала вперед?!

- Еще бы, такие премиальные! (Смеется.) На самом деле это был действительно хороший стимул для форвардов, и вскоре Вазген Манасян сумел восстановить равновесие. С таким счетом игра и завершилась, хотя у нас были еще моменты.

- А какие ваши голы наиболее памятны, важны для вас?

- Все голы важны, а памятных тоже немало – мой первый гол в высшей лиге в ворота динамовцев Минска, два гола в ворота московского «Спартака», который мы сенсационно разгромили со счетом 5:1, и много других. 

- Как футболист вы обладаете удивительной международной статистикой. В 90-х вам удалось сыграть по матчу сразу за две сборные и забить три гола: за Таджикистан - два, за Россию - один.

- В июне 1992 года нас собрали в сборную, а мы вчетвером - Рахимов, Фузайлов, Батуренко и я - уже играли в Москве. Предстояла товарищеская игра против сборной Узбекистана, и мы все откликнулись - интересно все-таки. Узбекистан – давний соперник, матчи всегда отличались напряженностью - можно сказать, дерби.  Очень интересная была игра. Мы проигрывали со счетом 0:2. В итоге игра завершилась вничью - 2:2. Мне удалось забить оба гола сборной.

В этот период таджикской сборной очень тяжело было в финансовом плане. Не было средств оплачивать дорогу всем тем, кто играл по разным странам. В республике было неспокойно. И когда поступило предложение от сборной России, я согласился. На тот момент играл за московский «Спартак», у меня было российское гражданство, и перспектив здесь было больше.

А гол в составе сборной России забил в игре с Фарерами.

- Вам в России часто приходится сталкиваться с нашими земляками, многие из которых заняты тяжелым трудом – на строительстве, уборкой снега и т.п. Что вы думаете о негативном отношении к ним со стороны некоторых должностных лиц, националистически настроенных групп?

- Конечно, мне неприятно и обидно, когда о моих земляках, о моем народе говорят плохо, унижая их честь, достоинство. Это большая беда, и все это неправильно. Таджики - талантливый народ, с древними традициями. Так получилось, что после развала Союза люди вынуждены ехать на заработок. Но страдать от этого они не должны.

ДОСЬЕ «АП»:

Мухаммадиев Мухсин Муслимович. Полузащитник, нападающий. Мастер спорта.

Родился 21 октября 1966 г. в г. Душанбе, Таджикская ССР.

Выступал за команды: "Пахтакор", Курган-Тюбе (1984–1985); "Памир", Душанбе (1985–1992); "Локомотив", Москва (1992–1993); "Анкарагюджю", Анкара, Турция (1993–1994); "Спартак", Москва (1994–1995); "Локомотив", Нижний Новгород (1996–1997); "Аустрия", Вена, Австрия (1997–1998); "Торпедо", Москва (1998); "Бухара", Бухара, Узбекистан (1999); "Шинник", Ярославль (1999); "Самарканд", Самарканд, Узбекистан (2000); "Арсенал", Тула (2001); "Регар-ТадАЗ", Турсунзаде (2002); "Витязь", Подольск (2002–2008).

Чемпион России 1994 г. За сборную России сыграл 1 матч, забил 1 гол.

Тренер в клубе "Витязь", Подольск (2003–2005). Главный тренер клуба "Витязь", Подольск (2006–2008). Спортивный директор клуба "Рубин", Казань (2008–2012).

С июня 2013 года – главный тренер национальной сборной Таджикистана.