О том, какие результаты были получены в результате бурения поисковой скважины «Шахринав-1п» на лицензионном участке Gazprom International Сарикамыш и почему работы на ней сейчас законсервированы, «АП» рассказал глава представительства этой российской компании в Таджикистане Игорь ШАТАЛОВ.

- Игорь Олегович, в конце января представители Минэнерго Таджикистана заявили, что в результате бурения поисковой скважины «Шахринав-1п» на участке Сарикамыш компания Gazprom International обнаружила «большие запасы углеводородов, непригодных для промышленного освоения». Объясните, пожалуйста, что это значит.

- Это значит, что по результатам испытаний перспективных интервалов в скважине «Шахринав-1п» получены неоднозначные, но весьма интересные результаты. С одной стороны, доказана нефтегазоносность глубокозалегающих отложений, а с другой - промышленных притоков получить пока не удалось. Поэтому сейчас, по крайней мере до завершения работ по интерпретации полученной в ходе бурения геологической информации, однозначно сказать, с чем связано отсутствие промышленных притоков, мы не можем. Так что придётся немного подождать.

- Также в Минэнерго было заявлено о том, что «после изучения полученной информации в институтах «Газпрома» будет определена вторая точка бурения». Можете объяснить подробнее: это снова будет поисковая скважина или уже непосредственно скважина для добычи?

- Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо провести серьёзную работу по анализу полученной геологической информации, о чем я говорил выше. И только по результатам обработки всех имеющихся данных будет приниматься решение о дальнейшем направлении работ.

- В конце ноября 2014 года в ходе проведения ОАО «Газпром» геолого-технического совещания по вопросам строительства скважины «Шахринав-1п» на лицензионной площади Сарикамыш было отмечено, что скважина временно законсервирована. Это значит, что сейчас никакие работы непосредственно на скважине не ведутся?

- Да, скважина действительно законсервирована, и работы на ней не ведутся.

- В начале января СМИ в очередной раз сообщали, что компания Gazprom International окончательно отказалась от дальнейших работ на перспективных площадях Ренган и Саргазон. При этом в 2012 году в интервью «АП» руководство представительства утверждало, что по соглашению между «Газпромом» и правительством РТ от 2008 года вы, как инвестор, имеете право обратиться с просьбой о предоставлении лицензий на другие перспективные площади. Тогда же было заявлено, что компания не собирается сокращать количество лицензий и вопрос о замене площадей решается с Главным управлением геологии. Как он решился в итоге? Вы до сих пор планируете сохранить объемы площадей в РТ?

- На сегодняшний день ОАО «Газпром» владеет лицензиями на две площади. После того как в ноябре 2011 года было принято решение о возврате двух лицензий – на Ренган и Саргазон, в адрес премьер-министра Таджикистана Акила Акилова в марте 2012 года было направлено письмо управляющего директора Gazprom International Валерия Гулева
с просьбой рассмотреть возможность предоставления «Газпрому» других площадей. К сожалению, официального ответа на него так и не получено. Однако мы надеемся, что переговоры на эту тему будут продолжены. Для нас могут представлять интерес участки как в Афгано-таджикской, так и в Ферганской нефтегазоносных областях.

- Что касается расширения деятельности Gazprom International в РТ, то ваши представители неоднократно заявляли об интересе к освоению площади на севере республики под условным названием «Нафтмайдон», и в 2012 году специально было подготовлено технико-экономическое обоснование по ее освоению. Какие работы ведутся - и ведутся ли - в этом направлении в настоящий момент?

- Gazprom International готов рассматривать вопрос о расширении деятельности в республике в случае поступления таких предложений от Главного управления геологии или других организаций. Согласно нашим расчетам, площадь «Нафтмайдон» действительно представляет определенный интерес для работы, однако, как я уже сказал, мы не получили ответа на наше обращение. Более того, в 2013 году лицензия на большую часть этой площади была предоставлена другому недропользователю, поэтому говорить о каких-то работах на ней с нашей стороны сейчас некорректно.

- Какие работы сейчас ведутся на участке Западный Шохамбары?

- Если вы имеете в виду работы в «поле», то они пока не начались, однако на сегодня уже выполнен большой объем подготовительных работ в части разработки проектной документации на все виды геофизических работ. В настоящий момент идут переговоры с потенциальным подрядчиком.

- Представители Gazprom International неоднократно поднимали вопросы налогообложения в сфере недропользования в РТ. В частности, отмечалось, что в действующем законодательстве Таджикистана, в плане заключения контракта на недропользование, и в действующих правилах порядка оплаты подписного бонуса содержится много противоречий, что в конечном счете мешает работе инвестора. Изменилась ли ситуация в этом вопросе?

- Налоговое законодательство Таджикистана постоянно совершенствуется, и в свете его последних изменений у инвесторов появилась возможность использовать для своих проектов по согласованию с правительством специальный налоговый режим на поисково-разведочной стадии, на которой инвестор только вкладывает средства (большие, кстати), не получая никакого дохода, не говоря уже о прибыли. Gazprom International подготовил проект Инвестиционного соглашения о геологическом изучении недр на нефтегазоперспективных площадях Республики Таджикистан и разработке выявленных месторождений углеводородов между правительством РТ, акционерным обществом «Газпром» и компанией «Газпром ЭП Интернэшнл Б.В.». Этот документ направлен на придание стабильности применяемому налоговому законодательству в отношении реализуемых проектов и установление для них налогового режима, позволяющего достичь экономической эффективности.

- В июле 2014 года во время рабочей поездки управляющего директора Gazprom International, во время которой его принял премьер-министр РТ, было заявлено, что до конца 2014 года в Душанбе будет проведена широкая геологическая конференция. Почему она до сих пор не состоялась? И есть ли необходимость её сейчас проводить?

- Предполагалось, что испытания скважины «Шахринав-1п» завершатся в начале сентября и через три месяца после этого будет проведено совещание, на котором планировалось представить результаты выполненных работ. Однако в связи со сложным геологическим строением исследуемого разреза и необходимостью получения как можно более полных данных по испытаниям объектов, работы были продлены до конца ноября. Соответственно, сроки проведения конференции по результатам проведенных работ тоже были сдвинуты. Сейчас это - ориентировочно май 2015 года, когда будут получены первые результаты. В ходе этого совещания планируется ознакомить профессиональное сообщество с уточненной геологической моделью участка Сарикамыш и предварительными выводами о перспективах нефтегазоносности поднадвиговых отложений.

- Каков объем инвестиций компании Gazprom International в РТ на сегодняшний день?

- Видите ли, дело в том, что лицензии на геологическое изучение недр перспективных площадей Сарикамыш и Западный Шохамбары выданы ОАО «Газпром», и, соответственно, «Газпром» является инвестором этих проектов. А Gazprom International является единой специализированной компанией «Газпрома» по реализации зарубежных проектов в области поиска, разведки и разработки месторождений углеводородов, то есть уполномоченным оператором таких проектов. Что касается общего объема инвестиций «Газпрома» в проекты в Таджикистане, то эта цифра уже неоднократно озвучивалась в СМИ: с начала выполнения геологоразведочных работ она составила более 5,5 млрд руб.

- Сколько работников сейчас занято на участках Сарикамыш и Западный Шохамбары? Сколько из них российских граждан и сколько граждан РТ?

 

- На сегодняшний день в рамках проекта задействовано около 100 человек; российских граждан среди них примерно 40 процентов.

- Согласно документу, подписанному между правительством РТ и ОАО «Газпром» в 2003 году, российская сторона брала на себя подготовку таджикских специалистов на базе учебных центров «Газпрома». Сколько человек за все это время прошли обучение в центрах «Газпрома» и по каким специальностям?

- До практического выполнения договоренностей о системном получении специального образования таджикскими гражданами в профильных вузах России дело пока не дошло. Этот вопрос детально обсуждался в рамках заседаний российско-таджикской межправительственной комиссии, и в итоге представителями наших стран было принято решение о выполнении этого пункта договоренностей в рамках и за счет ресурсов российских инвестиционных проектов в Таджикистане. Таким образом, у нас и в этой сфере сотрудничества еще всё впереди.

- Не отразилась ли на финансировании проекта Gazprom International в РТ сложившаяся сложная экономическая ситуация в России?

- Говоря о «сложной экономической ситуации», надо понимать, что речь на эту тему не может вестись относительно какой-то отдельно взятой страны; экономический кризис носит глобальный характер, охватывает всю мировую экономику. Разумеется, это не способствует наращиванию темпов и расширению масштабов деловой активности где бы то ни было, однако, несмотря на кризис, серьезные и ответственные компании во всем мире стремятся довести свои уже начатые наиболее значимые проекты до логического завершения. В портфеле «Газпрома» одним из таких проектов, я считаю, является проект в Республике Таджикистан на участках Сарикамыш и Западный Шохамбары.