Президент Таджикистана Эмомали Рахмон во время своих зарубежных визитов призывает бизнесменов вкладывать инвестиции в таджикскую экономику, отмечая, что законодательством страны предусмотрено предпринимателям свыше 240 различных льгот и послаблений.

Мы попытались узнать в Госкомитете по инвестициям и управлению госимуществом, о каких именно льготах и преференциях идет речь. Как оказалось, о 240 льготах никто не слышал…

В Таджикистане отечественные и иностранные предприниматели с точки зрения юридической защищенности имеют одинаковый статус.

«Законодательство Таджикистана предусматривает для инвесторов широкую систему гарантий и льгот, включающих около 70 инвестиционных привилегий и стимулов, которые подразумевают множество других послаблений для инвесторов и предпринимателей. По предварительным расчетам, этот список в целом охватывает более 240 льгот и послаблений для содействия развитию предпринимательства и привлечению инвестиций в национальную экономику», - сообщили «АП» в Госкомитете.

Доля частного сектора в ВВП Таджикистана по итогам 2016 года составила почти 70%. Частный сектор обеспечивает работой 67% населения республики и 78% налоговых поступлений в национальный бюджет. 

Так что это за льготы такие?

Удалив из ответа на наш запрос преамбулу Госкомитета в духе «все у нас прекрасно, а будет еще лучше», в сухом остатке мы получили следующее:

«…Иностранным инвесторам гарантируется право свободного перевода за рубеж доходов и заработной платы в иностранной валюте, полученных законным путём от инвестиций и производственной деятельности.

Новые производственные предприятия в зависимости от объема инвестирования освобождены от налога на прибыль сроком от 2 до 5 лет.

Ввоз медикаментов, медицинского, фармацевтического оборудования и медицинских инструментов, ввоз материалов для строительства особо важных объектов, перечень которых определяется правительством РТ, ввоз в соответствии с перечнем и в объемах, определяемых правительством, осуществляемый непосредственно производителями для производства алюминия первичного, ввоз хлопка-волокна и алюминия первичного освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

Для инвесторов, работающих в сфере полной переработки (обработки) хлопка, предусмотрены специальные налоговые и таможенные льготы.

Например, ввоз товаров вновь созданными предприятиями, занятыми полным циклом переработки хлопка-волокна в конечную продукцию (от хлопковой пряжи до хлопчатобумажных швейных изделий), непосредственно для личных нужд освобождается от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

Инвесторы с большими проектами имеют возможность (в зависимости от особенностей реализации проекта и предусматриваемых рисков) получить от государства особые дополнительные льготы и гарантии.

Ввоз техники сельскохозяйственного  назначения, производственно-технологического оборудования и комплектующих изделий к ним, образующих единый технологический комплект, освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость. Перечень утверждается правительством РТ и охватывает около 34 наименований оборудования и комплектующих изделий к нему, образующих единый технологический комплект. Исходя из перечня производственно-технологического оборудования и комплектующих изделий к нему, под данной привилегией подразумевается в целом 34 льготы.

Другая привилегия связана с освобождением от таможенной пошлины ввозимой техники сельскохозяйственного назначения, производственно-технологического оборудования и комплектующих изделий к нему, образующих единый технологический комплект, что в соответствии с перечнем охватывает также 34 наименования производственно-технологического оборудования и комплектующих изделий к нему и составляет в общем 34 таможенные льготы.

НДС на импорт пшеницы с июня 2014 года снижен до уровня 10%, кроме импорта пшеницы для производства подакцизной продукции.

Для строительных компаний, частных общеобразовательных, дошкольных и продовольственных учреждений НДС установлен на уровне 5%. 

С целью защиты отечественного рынка от импорта низкокачественной ювелирной продукции были отменены НДС и таможенная пошлина и внедрена единая таможенная пошлина на грамм ввозимой продукции, в частности 18 сомони на грамм золота и 3,6 сомони на грамм серебра.

С целью ускоренного развития сферы туризма президент страны дал соответствующие поручения в части освобождения ввоза оборудования и строительных материалов для туристических объектов от налоговых и таможенных выплат, а также освобождения туристических компаний от уплаты налогов от чистых доходов в первый 5 лет их деятельности.

Также для развития туризма с января 2017 года было поручено освободить от налогов и таможенных пошлин на 50% все виды новых автомашин, ввозимых в страну.

…Глава государства в послании парламенту отметил, что сегодняшнее состояние предпринимательской и инвестиционной деятельности с учётом влияния внешних факторов требует, чтобы предпринимателям было предложено больше льгот.

В декабре 2016 года, во время государственного визита в Шри-Ланку Эмомали Рахмон встретился с предпринимателями этой страны и отметил, что в налоговом законодательстве Таджикистана предусмотрено более 240 льгот для предпринимателей.

Правительству страны поручено всесторонне изучить данный вопрос и предложить механизм предоставления господдержки и льгот производителям и экспортёрам отечественных товаров и продукции относительно налогов и таможенных пошлин при импорте инвесторами новых технологий и оборудования…».

…О большом объеме предоставленных правительством различных льгот и послаблений для представителей бизнеса говорят также в фискальных органах страны, которых такая практика, по понятным причинам, не может особо радовать. Так, в Таможенной службе, которая уже два года подряд не может справиться с выполнением плана по сбору платежей, отмечают, что одной из основных причин недобора является множество предоставляемых тарифных преференций. Только за счет импорта товаров, которые были полностью освобождены от уплаты таможенных платежей, ведомство не смогло получить в 2016 году около 270 миллионов сомони.

 

240 льгот? Нет, не слышали…

Между тем многие представители частного сектора ничего не знают о существовании каких-либо льгот.

- Почти ничего не знаю о льготах. В 2014 году пытались воспользоваться прописанной в законе льготой, согласно которой дается освобождение от уплаты таможенных выплат при ввозе в страну современного энергосберегающего оборудования. Сказали, что это не для нас, и после этого еще увеличили сумму растаможки», - отмечает руководитель одной медиакомпании.

Экономист Носир Хасанов не понимает, откуда взялась цифра 240, которая повторяется властями на протяжении уже нескольких лет.

- Может быть, они и есть, но я не вижу, чтобы ими активно пользовались, - говорит он. - К примеру, за последние 20 лет я не встречал ни одного иностранного инвестора, который бы похвалил существующие в Таджикистане условия для бизнеса. Покажите мне хоть одного инвестора, который был бы успешен и не имел бы проблем у нас. Таковых нет, а может и есть, но мы про них не знаем. Разве что IRS и еще пара компаний с таджикскими корнями…

Экономист отмечает, что в Налоговом кодексе существуют варианты льгот для компаний, задействованных в строительстве ГЭС, в сфере птицеводства, предприятий с полным циклом обработки хлопка-волокна.

- Но все эти льготы по карману только сверхбогатым, избранным, которые могут себе позволить инвестировать в указанные сферы. Есть небольшая льгота по налогу на прибыль, но, учитывая размеры других налогов, инвестор может только схватиться за голову, - говорит Носир Хасанов.

Глава Национальной ассоциации малого и среднего бизнеса Таджикистана Матлюба Ульджабаева отмечает, что о существовании 240 льгот для предпринимателей говорил бывший министр финансов страны Сафарали Наджмиддинов еще в 2011 году, когда был принят последний Налоговый кодекс.

- На самом же деле с тех пор очень многое изменилось, были введены некоторые нормативно-правовые акты, ухудшающие бизнес-среду. Мониторингом никто не занимается, вот и говорят все эти годы о тех 240 льготах, - отметила она.

 

Льготы ведут к коррупции?

В Центре по поддержке и развитию предпринимательства города Душанбе сказали, что различные льготы частному сектору, конечно, предоставлялись и предоставляются, однако «240» - это перебор.

- Многие налоговые льготы были упразднены за последние годы. С одной стороны предоставляются какие-то преференции, а с другой – упраздняют другие льготы. Проще говоря, руководство страны поручает предоставить те или иные льготы, и они обычно предоставляются. Но потом фискальные органы своими внутренними распоряжениями усложняют жизнь предпринимателям уже по другим направлениям, - отметили в Центре.

Некоторые специалисты предлагают вообще отказаться от практики предоставления преференций отдельно взятым направлениям бизнеса и компаниям.

- Все эти льготы и привилегии создают лишь коррупционные схемы. От них надо срочно избавляться. Нужно создавать прозрачные, справедливые и предсказуемые правила игры для всего бизнеса, - считает аналитик частного сектора Сайфулло Назаров.

Он полагает, что любые льготы, предоставляемые правительством, являются продуктом переговоров отдельных компаний и чиновников.

- Вполне ожидаемо, что чиновник будет испытывать желание получить определенный незаконный доход от своего решения в условиях страны, где его зарплаты хватает лишь на два-три дня семейных расходов. А компании, которая хочет использовать этот ресурс, выгодно проплатить определенную мзду за получение разрешения или доступа к проекту, ресурсам или же получение налоговых льгот и преференций, - сказал Назаров.

Таким образом, заключил аналитик, в выигрыше остаются лишь две стороны, но никак не общество, не говоря уже о здоровой конкуренции между компаниями, что могло бы опять же способствовать снижению цен на товары и услуги и предоставлению более качественного сервиса.