Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев приедет в нашу страну уже в марте. Этот визит и встреча с таджикским лидером Эмомали Рахмоном придаст отношениям между нашими странами новый импульс. Что принесёт это потепление нам? Как сделать сотрудничество с этой братской республикой наиболее оптимальным? 

Шавкат Мирзиёев в первый же год своего президентства произвел определенный прорыв в отношениях со странами Центральной Азии. В течение 2017 года он посетил с визитами почти все страны региона, по итогам которых были подписаны многочисленные документы, направленные, в числе прочего, на расширение и укрепление торгово-экономических связей.

В Таджикистан Мирзиёев приедет в первой декаде марта. От данного визита в обоих государствах ждут решения целого ряда вопросов.

Но еще до своего визита главы обеих республик преуспели в сближении Ташкента и Душанбе: восстановлено воздушное сообщение между столицами двух стран; заработала часть контрольно-пропускных пунктов на границе. Начались работы по возобновлению взаимных поставок энергоносителей (природного газа и электроэнергии); существенно вырос объем двухстороннего товарооборота; налажены ежегодные выставочные мероприятия и  встречи деловых кругов; открылись представительства ряда узбекских компаний в РТ.

Работу остающихся пока закрытыми пограничных пунктов пропуска планируется возобновить до конца года. А уже в ближайший месяц Узбекистан намерен восстановить разобранный еще в 2012 году железнодорожный участок, который соединял Юг Таджикистана с узбекскими железными дорогами.

В Таджикистане горячо приветствуют все инициативы Мирзиёева и их поддержку со стороны наших властей. Особенно это касается бизнес-проектов. Вместе с тем некоторые эксперты считают, что к тесному сближению с более развитым с экономической точки зрения Узбекистаном нам надо подготовиться.

Вот некоторые соображения.

 

Развитие отечественного производства

Некоторые эксперты уверены, что «распахивая настежь ворота перед таким соседом, мы можем запустить «насос» по выкачиванию ресурсов и валюты из страны».  

К примеру, они предрекают, что из-за невозможности конкурировать с узбекскими производителями закроются некоторые отечественные предприятия. То есть более качественные и сравнительно недорогие узбекские товары вытеснят с отечественного рынка аналогичную местную продукцию.

Пока, правда, практика показывает, что продукция Узбекистана в основном выдавливает с таджикского рынка дешевый китайский ширпотреб. Те же немногочисленные выпускаемые отечественными предприятиями (в основном на севере страны) товары как производились, так и производятся.

Согласно официальным данным, объем поставок узбекских товаров в Таджикистан за последний год увеличился более чем в два раза, а импорт китайской продукции, наоборот, сократился на 35 процентов.

В целом же двухсторонний таджикско-узбекский товарооборот за год президентства Мирзиёева вырос на 82 процента и составил 126 миллионов долларов. Доли сторон в структуре товарооборота являются практически равными: 69 миллионов долларов (55%) приходятся на импорт узбекских товаров в Таджикистан, а 57 миллионов (45%) – на экспорт таджикской продукции в Узбекистан.

В любом случае, для защиты отечественного производителя государство располагает некоторыми механизмами, например ставкой импортных таможенных пошлин: повышая ставку этих обязательных платежей на ту или иную продукцию, можно исключить ее поставку в страну…

 

По данным Минпрома РТ, Таджикистан экспортирует в Узбекистан первичный алюминий, хлопок-волокно, руду, цемент, необработанную кожу, кокон, шелковую прядь, различные ткани, фрукты и сухофрукты, алкогольные напитки, ковры и прочее.

    

Перерабатывать своё сырье!

Также есть мнение, что Таджикистан может постепенно превратиться в сырьевой придаток для своих соседей. Сторонники этой теории согласны с тем, что на данный момент в товарообороте Таджикистана и Узбекистана держится определенный паритет. Однако, отмечают они, если анализировать его структуру, становится понятным, что Таджикистан, кроме некоторых стройматериалов и алкоголя, экспортирует в Узбекистан в основном сырье, а на таджикский рынок поставляется исключительно готовая продукция.

- Соседи, например, покупают наш хлопок, который в самом Узбекистане ежегодно собирают в три раза больше. А стоимостные возможности хлопка на стадии готовой продукции в 15-20 раз превосходят стоимость хлопка-сырца. Проще говоря, приобретая наш хлопок, соседи делают из него носки, которые будут продавать нам же в 15 раз дороже. В результате сосед будет иметь полный кошелек валюты, а мы будем ходить с пустыми карманами, но в носках с пометкой «Сделано в Узбекистане», - говорит эксперт на условиях анонимности.

Экспорт Таджикистана действительно носит сырьевой характер, что, конечно, в значительной степени сокращает потенциальные возможности страны. Почему мы не способны довести свое сырье до конечного продукта, этот вопрос мы должны задать сами себе. Но и валютой нам как-то нужно обзаводиться, и нет, в принципе, большой разницы, от кого мы ее получим: от России, Китая или же Узбекистана.

Таджикистан традиционно экспортирует три вида товаров:

- сырье: хлопковолокно, коконы, редкоземельные металлы, первичный алюминий, концентраты и другие товары начальной стадии обработки;

- продукцию и полуфабрикаты, прошедшие несколько последовательных стадий переработки, но еще не готовые к непосредственному потреблению: ткани, табак, герань и др.;

Есть мнение, что Таджикистан может постепенно превратиться в сырьевой придаток для своих соседей, потому что мы по большому счету кроме сырья ничего и не производим.

- товары, которые прошли полный цикл технологической обработки и готовы к использованию и конечному потреблению.

Согласно официально не подтвержденным данным, в структуре экспорта Таджикистана сырье составляет 65-80%, полуфабрикаты - 8-10%, а готовые товары - всего лишь 10-15%.

 

Контроль через инвестиции

Существует мнение, что сравнительно богатый Узбекистан постепенно может приобрести ведущие предприятия маленького Таджикистана.

- Они могут сделать этого посредством прямых инвестиций, в частности через создание совместных предприятий, которые будут контролироваться узбекскими инвесторами, - поделился своим мнением экономист Аъзам Собиров.

По мнению других экспертов, эти опасения излишни: Узбекистан находится пока не на том уровне экономического развития, чтобы направлять какие-то существенные прямые инвестиции за рубеж. На данном этапе своего развития они нужны самим узбекским соседям.

Во-вторых, отмечают эксперты, нужно признать, что Таджикистан пока не та страна, куда бы стремились иностранные инвесторы.

- Даже обычно стойкие китайцы, которые в основном и вкладывают свои средства в таджикскую экономику, в последние годы стали жаловаться на «множество проблем», с которыми они сталкиваются в таджикской деловой среде, в частности они говорят о юридических трудностях, непредсказуемой экономической политике, – отмечают эксперты. - Таким образом, вряд ли нас может ожидать экономическая экспансия со стороны Узбекистана.

В любом случае, ясно, что сотрудничество принесет пользу обеим нашим странам, надо просто строить его на взаимовыгодной основе.

И давать зеленый свет собственному бизнесу и производству.

Следите за нашими новостями в Telegram, подписывайтесь на наш канал по ссылке https://t.me/asiaplus