В последние годы наши соседи – страны Центральной Азии все больше внимания уделяют своим Вооруженным силам. Какие последствия это может иметь для нашей страны, учитывая предстоящий вывод войск НАТО из неспокойного Афганистана? Стоить ли нам ждать угроз и откуда?

Двадцать один год назад, в декабре 1991 года, почти четырехмиллионные Вооруженные Cилы СССР были разделены. От военного наследия каждая из республик получила свою долю. «За бортом» оказался лишь Таджикистан, занятый в это время своими внутренними проблемами.

Оставшиеся без наследства

Формирование Вооруженных сил Таджикистана проходило в сложной военно-политической обстановке. Беспорядки и гражданская война вызвала большие потери и отток кадров в сопредельные страны.

В отличие от армий других центральноазиатских республик, созданных на основе Туркестанского военного округа, основу таджикской армии фактически составляли формирования Народного фронта, то есть разрозненные боевые отряды, возглавляемые полевыми командирами, каждый из которых преследовал свою цель. Дислоцированную в Душанбе 201-ю мотострелковую дивизию взяло под контроль Министерство обороны РФ, перенеся командование дивизии из Ташкента в Москву.

Вооружённые силы республики формально и юридически появились только в апреле 1994 года, хотя датой отсчёта считается 23 февраля 1993 года, когда части, только что сформированные из Народного фронта, прошли торжественным маршем по Душанбе.

Уже с первых месяцев таджикская армия столкнулась с нехваткой офицерского состава, отсутствием материально-технической базы.

За двадцать лет своего существования Вооруженные силы Таджикистана заметно укрепились, однако до сих пор отстают от армий других постсоветских республик почти по всем компонентам.

Ряды Вооружённых сил Таджикистана ежегодно пополняются примерно на 15-16 тыс. человек, всего численность таджикской армии оценивается примерно в 20 тысяч человек.

На сегодняшний день Вооруженные силы страны состоят из двух структур - сухопутные войска и военно-воздушные силы и ПВО. В сухопутные войска входят две мотострелковые бригады, артиллерийская и десантно-штурмовая бригады. 3 батальона также входят в состав Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности, действующих в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.

Согласно данным IISS The Military Balance, в 2012 году в таджикской армии насчитывалось 30 танков Т-72 и 7 танков Т-62, 8 машин боевой пехоты БМП-1 и 15 машин БМП-2, а также 23 бронетранспортера различных модификаций. Также на данный момент в расположении таджикской армии имеются установки реактивного залпового огня БМ-21 «Град», установки артиллерийских систем ПМ-38 и 122-мм гаубица Д-30.

В системе ПВО, по данным IISS The Military Balance, таджикская армия имеет на вооружении зенитно-ракетные комплексы - советские «Стрела-2», ЗРК малой дальности С-125 и американские «Стингеры» FIM-92. Также у нас есть 21 самоходный зенитно-ракетный комплекс малой дальности С-75.

С авиацией – слабо: всего 4 боевых вертолета Ми-24 (еще 8 числятся на консервации) и 13 транспортных «вертушек» Ми-8 и Ми-17 (один вертолет Ми-8 был потерян во время полета над территорией Раштского района 6 октября 2010 года). До недавнего времени считалось, что ВВС Таджикистана не имеют боевых самолётов, но в параде в честь 20-й годовщины Таджикистана в Душанбе приняли участие три учебно-боевых самолета Л-39 и два стратегических бомбардировщика Ту-95.

За эти годы не стояли на месте и наши соседи, которые провели модернизацию большинства своей военной техники, заметно усилив свою мощь.

Найти точную информацию о состоянии Вооруженных сил стран региона не представляется возможным, однако на основании различных источников, в частности согласно данным IISS The Military Balance (2010–2012 гг.), «Википедии» и др., можно представить приблизительную картину соотношения сил армий региона. Результаты данных не дают повода для оптимизма – таджикские Вооруженные силы отстают практически по всем показателям.

Откуда ждать угрозы?

В последнее время наши соседи стремятся усилить свои армии. Так, Кыргызстан тесно сотрудничает в этом направлении с Россией, а Узбекистан решил повысить обороноспособность за счет части военной техники американских войск, которые выбрали транзитным маршрутом для вывода своих вооружений эту страну.

Учитывая сложившуюся в регионе обстановку, Таджикистан также ищет пути модернизации своих Вооруженных сил. Так, после визита президента России в Душанбе в начале октября прошлого года Москва в обмен на продление пребывания российской военной базы в Таджикистане обещала, в частности, помощь в перевооружение таджикской армии. Кроме того, российская сторона обязалась помочь Вооруженным силам республики в подготовке кадров.

Как известно, в 2014 году основные силы НАТО покинут Афганистан. По мнению многих экспертов, после вывода войск ISAF (Международные силы содействия безопасности) возможно резкое обострение ситуации в этой стране, в том числе и на приграничной с Таджикистаном территории.

Какие последствия все это может иметь для Таджикистана? Стоит ли нам ждать угроз и с какого направления?

- Оружие всегда несет угрозу, и любое вооружение несет в конечном итоге опасность, как для населения самой вооружаемой страны, так и для народов других стран, в особенности соседних, - говорит военный эксперт Султон ХАМАД. – Конечно же, Таджикистан не может не тревожить стремление соседних Кыргызстана и Узбекистана усилить свои Вооруженные силы. Тем более учитывая непростые отношения, которые сложились у нашего правительства с узбекской стороной.

Помимо этого, по мнению С. Хамада, возможное обострение ситуации в Афганистане после вывода войск НАТО тоже следует отнести к тревожным факторам.

- Центральная Азия остается важным регионом, входящим в зону геополитических интересов мировых держав. А это всегда таит в себе опасность. И в этом случае следует ожидать любого поворота событий, любую угрозу с использованием «слабых звеньев» в странах региона.

Эксперт полагает, что уделять внимание обороноспособности нужно, но пускаться в погоню за соседями вместе с тем нам не стоит, «тем более учитывая наше заметное отставание от них в вооружении».

- Думаю, нашей силой может стать единство народа и правительства. Правительству следует вести такую политику, которой в действительности все слои населения остались бы довольны. Ведь, как мы видим, в большинстве случаев третьи игроки используют для обострения ситуации в той или иной стране часть ее народа, которая недовольна своим положением, политикой, которую ведет правительство по отношению к ним. Народ, который чувствует всемерную поддержку и заботу со стороны правительства, при возникновении угроз встанет на защиту государства, а равно и руководства страны, а не наоборот, - заключил С. Хамад.

По мнению Хамида САИДОВА, профессора кафедры истории и международных отношений РТСУ, Таджикистану стоит опасаться угроз не со стороны соседей по СНГ, а со стороны Афганистана.

- С Афганистаном нас разделяет более 1,5 тысяч километров границы. Это большое расстояние, на котором установить плотный заслон не представляется возможным. А учитывая возможное обострение ситуации, мы должны уделить серьезное внимание именно этому вопросу, - говорит эксперт.

По мнению ученого, после вывода войск НАТО к власти, скорее всего, придут талибы, которые еще не забыли, что таджикская сторона когда-то оказала помощь Северному альянсу в борьбе против них…

- Надеяться на такие организации, как ОДКБ, не стоит, - говорит Х. Саидов. - Ведь, не дай Бог, возникнут конфликты на границе, будут потери – тут же в государствах-участниках организации найдутся противники отправки своих военнослужащих в Таджикистан. Нам нужно надеяться только на себя. Нужно усилить границу, используя все средства, в том числе и по военному соглашению с Россией. Большую роль в обеспечении стабильности страны могут сыграть и наши дипломаты, ведь, как говорится, худой мир лучше доброй войны.