Медиа-группа «Азия-Плюс» начинает новый проект "Я - женщина, и я могу!", в котором будет говорить только о женщинах. И это первый материал нашего проекта. В нем мы поговорим о том, что делать, если вас домогается начальник.

Что значит «пристаёт»?

«Я устроилась на работу, начальник моего отдела, узнав, что я разведена, начал засыпать меня комплиментами, в том числе и очень откровенными, например, говорить, что у меня красивая грудь. Затем он стал звать меня на ужин, я отказалась, тогда он стал намекать мне, что работать здесь долго у меня не получится» - это типичная для Таджикистана история харрасмента. Ближайшая аналогия для харрасмента в русском языке - это «сексуальные домогательства», но английский термин шире. Он включает в себя не только действия, но также оскорбительные замечания, непристойные предложения и психологическое преследование.

Как отличить домогательство от флирта? Очень просто: если какие-то «игривые» высказывания или действия неприятны человеку и не прекращаются после его прямой просьбы, то это не флирт, а нарушение ваших прав и свобод.

 

Можно ли привлечь начальника за приставания к ответственности в таджикском суде?

К огромному сожалению, практически невозможно, до тех пор, пока вас не изнасиловали. В таджикском законодательстве нет статьи, предусматривающей ответственность за домогательство. Даже в Кодексе об административных правонарушениях. Правда, есть 140-я статья уголовного кодекса – «понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества, либо с использованием служебной, материальной или иной зависимости потерпевшего». Такие проступки наказываются штрафами, исправительными работами и даже лишением свободы, в зависимости от обстоятельств.

Но в этом случае речь скорее идет о вынужденном половом акте или принуждению к другим именно физическим действиям сексуального характера. В таджикских законах не раскрыто понятие «иные действия сексуального характера».

 

А если у меня есть доказательства того, что меня принуждают к сексу?

Ну, смотрите: доказательством могут послужить только фото или видеозаписи, сделанные легально, то есть после разрешения на съемку прокурора. Тайно сделанные видео- или диктофонные записи рассматриваться следствием не будут.

Лучше рассчитывать на свидетельские показания. И еще: делайте скриншоты неподобающих сообщений от начальника.

Кстати, с такими доказательствами можно обратиться в суд, если вам пришлось уволиться с работы из-за домогательств. Но в суде дело, скорее всего, будут рассматривать не потому, что вы стали жертвой насилия или домогательств, а потому, что домогательства при приеме на работу, оплате труда, продвижении по службе и увольнении – могут быть расценены как трудовая дискриминация. А дискриминация запрещена статьей 7 трудового кодекса Таджикистана.

Кроме того можно подавать в суд иск по возмещению морального вреда (это статья 171 Гражданского кодекса Республики Таджикистан). Правда сначала нужно будет доказать факт насильственного приставания с сексуальным подтекстом, вот тут и понадобятся свидетели.

 

Когда-нибудь в Таджикистане привлекали таких начальников к ответственности?

Мы спросили у местных адвокатов, и никто из них не вспомнил похожих прецедентов. Юристы объясняют причину отсутствия таких дел тем, что шансы выиграть – мизерные.

С другой стороны – ведь никто не пытался.

 

И общество ведь меня не поддержит?

Скорее всего, нет. Женщины умалчивают о факте домогательства на работе по той лишь причине, что они привыкли к навязанному в обществе мнению, что во всем виновата женщина. Скорее всего, ей будут рассказывать, как не следует одеваться на работу и скромнее себя вести. На этом все.

К слову, осуждают жертв харрасмента не только у нас, например, недавно в России разгорелся скандал вокруг обвинений в домогательствах со стороны депутата от ЛДПР Леонида Слуцкого: сразу несколько журналисток обвинили его в непристойном поведении.  И спикер российской Госдумы Вячеслав Володин посоветовал поменять работу тем журналисткам, которые не чувствуют себя в безопасности во время работы в парламенте; другие депутаты Госдумы советовали им одеваться скромнее,

 

Хорошо, я не могу пойти в суд, и увольняться не хочу, что же делать?

Тогда требуйте, чтобы начальник прекратил приставать. Если человек делает вам сексуальные намеки или прикасается к вам и вам это не нравится, нужно сразу корректно, но очень четко обозначить, что вы против. Делать это желательно при коллегах. Не смущайтесь и не делайте вид, что вы ничего не замечаете, - это только развяжет начальнику руки.

Во внутреннем кодексе поведения некоторых крупных компаний есть запрет на сексуальные домогательства на рабочем месте. Если в вашей компании это так, то вы имеете право просить увольнения этого сотрудника или наложения на него штрафов.

Тут также нужно раскрыть понятие «начальство». Если у вашего «начальства» 
есть вышестоящее начальство - можно пожаловаться туда.

 

А если начальник мстит и «выживает» из компании?

Тогда увольняйтесь и не жалейте об этом - ситуация вряд ли исправится. Человек либо добровольно сам прекращает свои действия, либо его заставляют это сделать. Если ни того, ни другого не произошло, повлиять на него вы действительно больше никак не сможете. Работать продуктивно, постоянно находясь в стрессе, практически невозможно.