Насколько можно доверять отечественной статистике?
Как и несколько лет назад, «АП» вновь попросила известного экономиста, профессора Ходжимахмада Умарова объяснить, что стоит за этими цифрами и показать, что похоже на правду, а что смахивает на вымысел.
- Какие очередные статистические данные вызвали ваше удивление и недоверие?
- Таких немало. К примеру, сообщается, что мы собрали 670 тысяч тонн картофеля. Такого не может быть! Норма потребления картофеля у нас 47 кг, а здесь получается 90 кг. А если мы произвели его в два раза больше, тогда зачем мы ввозим ее из Пакистана?
- Есть ли какие-то независимые исследования, которые могли бы подтвердить или опровергнуть наши статданные? На какие данные опираются международные организации и иностранные партнеры?
- Большинство из них опирается на нашу официальную статистику. Ведь у них нет возможности проверять наши данные, поэтому им приходится принимать все на веру. Лишь небольшая часть организаций проводит собственные исследования.
- Насколько можно верить данным о росте экономики Таджикистана? За счет чего она могла вырасти? Что повлияло на снижение уровня бедности? Раньше назывались разные цифры о том, что у нас за чертой бедности находится и 70, и 80 процентов населения. Потом эти цифры стали снижаться.
- Если расставить факторы экономического роста, то на первом месте окажутся денежные переводы трудовых мигрантов. Именно этот фактор влияет на снижение уровня бедности. Называлась цифра 32 процента. Это те, чье потребление менее 2,5 доллара в день. Получается 75 долларов в месяц. На семью, состоящую у нас в среднем из 5,7 человека, в месяц выходит около 427 долларов. При этом средняя зарплата у нас объявлена на уровне 93 долларов. Откуда семья берет еще 330 долларов, если объем среднего перевода из России не превышает 200 долларов? Кроме того, переводы эти не ежемесячные. На самом деле мы все находимся за чертой бедности в соответствии с этими критериями – 2,5 доллара в день. По моим оценкам, около 70 процентов населения Таджикистана сегодня находится за чертой бедности.
- Но ведь есть еще и другие источники финансирования, не только мигранты.
- На втором месте по роли воздействия на уровень бедности находится международная помощь. И лишь на третьем - темпы экономического роста. Доход от личного приусадебного хозяйства не так велик, как мог бы быть. И в целом все эти факторы не делают наше население менее бедным.
- Но есть и такое мнение, что данные об уровне жизни, наоборот, сильно занижены. Некоторые полагают, что в расчет не берется влияние на уровень жизни населения теневой экономики.
- Теневая экономика учитывается в статистике. Когда идет подсчет ВВП, по всему постсоветскому пространству принято оценивать ее долю в размере 25 процентов. Но я думаю, что у нас ее доля составляет около 50 процентов. Хотя некоторые специалисты склонны считать, что доля теневой экономики в Таджикистане зашкаливает за 100 процентов и выше ВВП. Но вести учет представляется очень трудным. Все дело в распределении доходов от ВВП и теневой экономики. У нас в стране налицо резкая имущественная поляризация. Доходы и в рамках ВВП, и от теневой экономики у нас распределяются преимущественно в пользу богатых и облаченных властью. Достаточно сравнить, как живут люди, скажем, в Фархоре и как в Душанбе. И то не во всем Душанбе.
По уровню имущественного расслоения Таджикистан, по моим оценкам, находится на первом месте. Хотя, по официальным данным о социальной поляризации, получается, что в России дела обстоят хуже, чем в Таджикистане.
- Правительство объявило, что создаются новые рабочие места, обещало трудоустроить в течение двух лет население, обещает 250 тысяч новых рабочих мест. Что это могут быть за рабочие места, где, какие?
- Это, думаю, такие же рабочие места, какие созданы были теперь уже экс-министром Бабаевым. Он в начале экономического кризиса сказал, что выполнено поручение президента и создано 180 тысяч рабочих мест. И уточнил, что – в сельском хозяйстве. Но как можно создать дополнительные рабочие места в сельском хозяйстве, когда еще никто не определил, что такое рабочее место в сельском хозяйстве?! На селе у нас перенаселенность и низкая трудовая занятость, потому что работать негде. Если в Америке четыре сельхозработника могут прокормить 100 человек, то у нас 70 человек кормит 100.
- Так что же выходит, таджикские власти втирают очки иностранным партнерам и международным организациям?
- Здесь очень много разных интересов на самом разном уровне. Начиная с сельских районов. Руководителей районов заставляют, чтобы они дали завышенные данные. Потому что судьба руководителя района зависит от тех успехов, которые он продемонстрирует. Если у него плохая статистика и нет движения, то он долго не продержится. Нужно спросить у руководителей предприятий, насколько честны данные, которые они вынуждены давать наверх.
То же самое и в способе оценки количества трудовых мигрантов. Официальные данные говорят, что их количество в районе 700 тысяч человек, а независимые оценки доходят до полутора миллиона.
- По-разному оценивается и вклад мигрантов в экономическую стабильность Таджикистана. Оценки этого вклада в 2011 году доходят до 4 млрд. долларов.
- Официальные данные называют 2,6 млрд. Это данные банков о переводах. Но некоторые везут деньги с собой. Кроме того, существует такое понятие, как хавала, когда там деньги отдают определенным бизнесменам, а тут получают от бизнесменов. Исследования в соседнем Кыргызстане показали, что официальные и неофициальные переводы идут 60 к 40 процентам. Если так считать, то у нас это получится 4 млрд. долларов. Кроме того, около 10 процентов трудовых мигрантов не посылают деньги вообще, плохо устроены, возвращаются ни с чем или могут обеспечить в период миграции только себя. Есть те, кто женился там и тратят свои средства на новую семью. Но немало и тех, кто зарабатывает по 500-600 долларов.
- При этом, по данным ФМС РФ, средний объем переводов в Таджикистан оценивается в размере 400 долларов.
- Не думаю, что это так. При зарплате в 500-600 долларов это невозможно. Думаю, средний денежный перевод находится на уровне 200-250 долларов.
- А средства теневой экономики в Таджикистан разве не возвращаются и не могут быть отслежены по денежным переводам?
- В теневом бизнесе есть мелкие и крупные рыбы. Мелкие переводят деньги. А крупные выводят деньги в оффшоры. Не возвращаются даже официальные доходы от экспорта. В развитых странах механизм контроля потоков средств отслеживается. В Индии, скажем, между таможней и банковским сектором есть автоматическая связь. Вы отправили товар в другую страну, сделка фиксируется. И если в течение трех месяцев деньги за экспорт товара не возвращаются, экспортер привлекается к уголовной ответственности. Потому что товар и деньги за него там воспринимаются как часть национального богатства. Надо и в Таджикистане создать такой закон. Деньги, которые лежат в оффшорах, должны возвращаться и работать на экономику страны. Парламент должен принять закон о высвечивании денег в оффшорных зонах, об их принадлежности. Это дополнительный ресурс для нашего бюджета. По данным академика Рахимова, в 2007 году утечка капитала из Таджикистана составила 320 млн. долларов.
- Каково происхождение этих денег?
- Самое разное. Значительной частью - теневое. Разные также и формы отмывания теневых средств. Это и открытие тут бизнеса, и импорт товаров. Так работает товарное предложение от теневого бизнеса и товарный спрос на деньги мигрантов.
И никто в Таджикистане не проводит исследования, почему между нормой валовых накопления и нормой валовых сбережений в Таджикистане такая разница. Значительная часть из сбережений уходит на рынок, на потребление, а также выводится из страны. Но почему-то Национальный банк Таджикистана этим не интересуется. Думаю, львиная доля здесь – это утечка капитала. То есть накопленные средства не направляются на обновление основных фондов, создание новых рабочих мест, на производство товаров, на расширение налоговой базы.
- Эта ситуация на самом деле отражается и на данных внешнеторгового оборота. В 2011 году был отрицательный баланс в 1,9 млрд. долларов. Объем экспорта составил $1 млрд. 256,9 млн., что на 5,2% ($62,2 млн.) больше 2010 года, а импорт составил $3 млрд. 186,4 млн., что на 19,9% ($529,5 млн.) больше показателя позапрошлого года. Мы ввозим и потребляем за счет неизвестных денег и средств мигрантов?
- Думаю, что размер импорта у нас на самом деле больший. Страшный рост - на 19,9 %! Огромная диспропорция. Вы представьте, что у нас не будет денежных переводов мигрантов, и страна обанкротится. Экспорт, как в Китае, должен устойчиво превышать импорт. У нас же трагедия. Итак, из года в год идет рост импорта. Мы давно говорим и бьем в набат, что нужно развивать импортозамещающее производство. Птичье мясо, яйца – что, мы не можем их сами производить? Почему мы ввозим это из Турции и еще откуда-то? Уже помидоры ввозят из Узбекистана. Стыдно, яблоки и груши ввозим из Китая.
Вот это соотношение требует самого серьезного внимания со стороны правительства, и надо наказать кое-кого на полную катушку, чтобы переломить ситуацию. Это вопрос национальной стабильности и национальной безопасности. Это вопрос не завтрашнего дня, это вопрос скатывания в пропасть.
Сколько у Таджикистана лицензий на Олимпиаду-2024?
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 19 апреля 2024 года
Как таджикский радиолюбитель побывал в самых отдаленных уголках планеты
«Человек-911». В память о Джахангире Мамедове
Юлдуз Усманова стала Народным хафизом Таджикистана
Таджикистан получит от USAID $18 миллионов для развития бизнеса
Таджикистан и Узбекистан стали союзниками
Что обсудили президенты Таджикистана и Узбекистана на встрече в Душанбе?
Таджикско-Узбекская инвестиционная компания планирует реализовать 14 проектов на $135 миллионов
Правда ли, что средняя цена тарифа на 10 ГБ в Таджикистане составляет 13,77 доллара или около 150 сомони?
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
владимир9 февраля, 2012 11:26
Н днях по новостям передали, что по результатам проведенных работ этого госучреждения будет опубликовано 10 тамов отчетов, которые будут использованы как основа в течении до 2020 года. После публикации данной статьи и большой реакции населения (это видно даже по комментам, но интернет сегодня в таджикистане не доступен многим), я подумал что со стороны Правительства будут приняты какие-либо меры для улучшения данного комитета. Но, увы! В таджикистане делают вид что ничего не слышат и не видят! Почему журналисты после опубликования статей и получения комментов, ни чего не предпринимают?
авлодайн2 февраля, 2012 17:01
Дело не в хеншине и мужчине. Дело в качестве работы. Если женшина не справляется с обязанностями, народ кормит фальшивыми данными и цифрами, и это приносит большой вред республике, то что надо прошать потому, что она женшина. Она же враг народу. Искаженные цифры представляемые её на совещаниях Президента и всему миру приносит большие финансовые потери, увеличивает бедность населения, уровень жизни ухудшается. Это область которая очень важна Республике! Если женшина слабая, неграмотная пусть освобождает кресло!!!!
Liberal2 февраля, 2012 12:57
После прочтения ответа на первый вопрос, дальше не стал терять время! Неужели этому экономисту неизвестно, что картофель мы сами экспортируем, продаем там, где более выгодно, не так ли... а потом на свои нужды не хватает, вот и импортируем потом с Пакистана! Логика проста ))) Также и с электроэнергией, сами сидим без нее, а "братскому" Афганистану, продаем, хотя эта импортируемая электроэнергия могла бы на пару часов продлить ее подачу населению!
Вертеп1 февраля, 2012 18:05
Вас интресуют предложения. Критиковать все могут, как вы пишите. А много наших личных предложений услышало ваше бестолковое, необразованное, вороватое, даеще и обманывающая нас правителство? Можете привести хоть один пример из нами предложенных ими (глухимим) услышан. Кому должен был направиить именно в этой статье свои предложение проф. Умаров? Вам. Так по вашим коментам все поняли, что вы на одной планке по мышлению и безграмотности с чиновниками. Какое еще предложение вам надо. Оно есть, причем самое что ни на есть ПРАВИЛЬНОЕ - "надо наказать кое-кого на полную катушку, чтобы переломить ситуацию. Это вопрос национальной стабильности и национальной безопасности. Это вопрос не завтрашнего дня, это вопрос скатывания в пропасть". Как еще яснее вам написать . Хорошо, разъясню вам доходчиво - ВОН ЭТО ПРАВИТЕЛЬСТВО, ВСЕХ ДО ОДНОГО! И ВСЕХ ДЕПУТАТОВ! Вот тогда что может станет меняться.
рано1 февраля, 2012 17:18
Почему все набросились на женшину. она руководит статистикой она должна выполнять поручения Пр-а. Если цифры неправильные то ей наверное диктуют. Её наверное назначили насильно. Она сама нехотела. И уйти неможет. Убьют. А если узбечка , то она не виновата что живет в Таджикистане. Наверно муж таджик. Отстаньте от женшины. Они слабый пол.
МАРУФ ХАСАН1 февраля, 2012 13:43
Да, много не разберихи в вреспублике. Главный показатель развития это экономика.Когда статистика отсутствует, как можно оценить экономические показатели. Госстатистика занимаются списанием денег то на опросы безцелевые, то на перепись, то на опубликование книг не кому не нужных, и т.д. Большие деньги поступавшие на счет этой госорганизации тратятся на личные расходы руководителя. Антикоррупционным органам уже давно надо разобратся, как большие суммы от межд. организаций поступаюшие на счета этой организации расходуются. Опубликовать результаты в А+. Будучи узбечкой, может это намеренные действия в отношении Таджикистана.
Zar1 февраля, 2012 12:05
Уважаемая редакция АП и Темур Варки. Тут вам многоуважаемый "таджик" дает такой дельный совет (может воспользуетесь)найти в следующий раз другого экономиста, который бы не критиковал и предоставлял информацию о нашей экономики в розовом цвете, и мы продолжали бы себя тешить и обманывать тем что у нас все нормально, мы процветающая страна, а газета АП самая пушистая и мягкая. Но вот хотелось бы сказать этому таджику в квадрате и господину "ватандусту", который повторил все то что сказал таджик (мог бы и от себя что нибудь добавить, но видимо проблемы с серым веществом кое-где),что критика профессора Умарова отличалась всегда обоснованностью и аргументированностью, а что насчет конкретных предложений, то этим вышеуказанным лицам, которые не читали, по всей видимости его другие статьи, могу сказать только одно- что проф. Умаров помимо критики всегда выступал с конкретными предложениями улучшения экономики нашей республики. Еще работая в Институте экономических исследований при МЭиТ (который по непонятным причинам был ликвидирован)в коллективе с другими ведущими экономистами нашей республики разрабатывал программы развития и улучшения состояния нашей экономики. Если бы были сомнения в его учености, то многие международные организации не привлекали бы его в качестве эксперта в проведении наиболее значимых исследований по экономике нашей страны. А что относительно посиделок в чайхане, то вам следовало бы самому посидеть там, там самое место для таких балоболов типа вас, которые кроме трепа языка на большее не способны. А профессору Умаров сам решит когда ему пить чай в чайхане или жевать рябчиков в ресторане. Будучи знакомой с проф. Умаровым, могу сказать, что дай Бог каждому нашему ученому хотя бы на половину с такой отдачей, так плодотворно и эффективно работать как он. Проф. Умаров Х. человек эрудированный, чьи познания не только в экономической науке, но и по другим направлениям достаточно широки. И предложение типа "вам место в чайхане за чашкой чая и болтовни" такому ученому со стороны такого недалекого человека как вы, можно рассмотреть как элементарное хамство и невоспитанность.
Читатель1 февраля, 2012 10:22
Спасибо господину Варки и профессору Умарову за интересное и содержательное интервью. Это хорошо, когда осведомленные люди открывают глаза народа на наши проблемы. Но когда во время обсуждения черты уровня бедности в Таджикистане берутся международные показатели, типа 2,5 доллара на одного человека в день, то профессору также нужно учитывать реалии Таджикистана. Этот показатель в основном предназначен для городского населения, где все продукты покупаются. А в аграрном Таджикистане, особенно в деревнях деньги не ежедневно используются. Например, в Гармской долине практически нет заводов и фабрик, но уровень жизни населения один из лучших по сравнению с другими регионами. Даже кыргызы работают в этом регионе гастарбайтерами у местных. Местное население в основном кормится продуктами из собственного хозяйства и мало чего покупает в магазинах (деньги за счет переводов из России), т.е. в неделю одна семья тратит более или менее 10 долларов. А себестоимость употребляемых собственных продуктов (овощи, фрукты, молочные продукты и т.д.) на семью намного выше. Так что нельзя однозначно говорить, что у нас абсолютное большинство живет ниже уровня бедности.
GOREC Читатель2 февраля, 2012 09:53
10 долларов говорите? Может быть вы живете в темноте и не пользуйтесь электричеством? Может быть, у вас дети не одеваются и не им нужны книги и все остальное так как они не учатся и не выходят из того места где вы живете?? А может быть вы не употребляете воду и не платите за нее, а за землю, где вы берете сельхозпродукты? Интересно было переменить ваш опыт о том как можно обойтись без соли, спички, масло, мыло и других моющих средств, посуды, дрова, уголь и тд.? Ну и конечно у вас нету мобила, так как негде его зарядить, да? А если вам достаточно 10и долларов, то может быть не стоило Гармских ребят, большинство из которых дипломированы, поголовно ехать в России и не работать в ужасных климатических и иных условиях? Вас бы в место проф. Умарова, может вы выведете страну и экономического коллапса?
alexey31 января, 2012 17:30
Статистика это политическая проститутка- не более. Если вы средний гражданин за несколько лет сменили машину или чувствуете что становитесь богаче, то так же скорее всего обстоят дела и у остальных, значит что-то куда-то где-то улучьшилось, если нет то значит нет. Какая в принципе кому разница от того, что построены многоэтажки с квартирами от 150 000 если среднему это не под силу купить.
будик31 января, 2012 16:55
Я в свое время работал в госоргане и мне для работы понадобилась статистические данные о населении района,мне отказали,ссылались на гостайну....вот как
Rustam31 января, 2012 16:34
Да, в реале вся наша страна построена на лжи, начиная от статистики до передач на местных телевидениях !
Александра31 января, 2012 16:06
Полностью согласна, что статистические данные у нас, просто напросто, придуманы. И средняя заработная плата для начисления налогов, которая увеличивается каждый квартал просто напросто придумана. Минимальная зарплата 80 сомони, а для начисления налогов больше 800 сомони. и самое интересное, что мы все молча соглашаемся и платим.
товарищ31 января, 2012 14:50
Спасибо Профессору, очень хорошему человеку и настоящему ученому! Не говорите, что он не дает рекомендации, Почитайте по-внитательнее. Во-первых, даже в этом интервью он предлагает как остановить катастрофу с импортом, во-вторых, если вы не слышите его, то господа Великой семьи никогда не услышать мудрого голоса....Великая семья ... великая.....
Гулямов Ибрагим31 января, 2012 14:50
Пока в уважаемых изданиях не начнется реальное обсуждение этой суперрасшатанной проблемы, мы ежегодно будем знакомиться с удручающей статистикой. АП, организуйте круглый стол, где нужно будет говорить не о болезни, а о методах её лечения.
Istochnik31 января, 2012 14:30
Но Увы нас простых граждан в этой стране никто не слышит!Любой чиновник может угробит всю отрасль и за это ему ничего не будет ,а в придачу еще получит шанс угробит еще какую нибудь другую отрасль,таких примеров у нас полно....По примеру того что я сказал выше я как простой гражданин ни капельки не верю нашей статистики!там одна ложь и вранье!начиная снизу до самого верха во всех отраслях одна приписка! Это истина, о которой мы многие простые Таджикистанцы знаем, но наши правители думают, что мы в этих вещах не разбираемся или они сами того...
Горец31 января, 2012 14:16
Но первые лица страны нам говорили, что все хорошо! Это что получается - нас обманывали? Вай-вай!!! Нужно срочно перемерить флагшток, а вдруг и там приписали пару метров...
баха31 января, 2012 13:05
Прочитал ваш комментарий и согласен с Вами. Нам надо высказывать мнения о путях улучшения жизни нашего населения. С учетом всех трудностей.
Рустам31 января, 2012 11:39
то что статистика у нас врет на 100 процентов знает каждый здравомысляший человек!особенно больше врут в минсельхозе!Скажу в личном опыте!У нас в Исфаре в дехканском хозяйстве Чоркух каждый раз когда это надо председатель Олимов вызывает бригадиров и говорит цифру которую надо "заполнять... например каждому дехканину сделать ведомость о том что он получил по 3 тон пщеницы,по тонну кукурузы,по 2 тонны картофеля итд,и приказывает чтоб дехканы подписали это!и это продолжается вот уже более 10 лет,и об этом знают абсолютно все,ну естественно кроме органов правопорядка...!и эта цифра в дальнейшем идет в район ,там кое что свое добавляют,отправляют в область,а из области в минсельхоз а из минсельхоза на рабочый стол президента!И президент ни о чем не догадываясь говорит все эти магические придуманные цифры на высокой трибуне,да и еще объявляет благодарность,кое кто получает привелегию как успешный министр ....Проверит и доказать все то что я сказал как дважды два! если это надо!Но увы это никому и не надо!и после всего этого получается что мы с каждым годом все больше и больше производим сельхозпродукцию на 30-40 проц иногда и на 100 проц больше чем в прошлый год!прочитал отчет о производимой сельхозпродукции за 2011 год от отдела сельхоза хукумата Согд области ,так они в честь 20-летия годовщины так постарались что по их подсчетам вся продукция производилась за 2011год на 30-40 проц и даже на 100 проц больше чем в 2010 году.А в реале уже картофель возится из Пакистана, хотя никогда этого не было, фрукты начали возит из Китая и Ирана.... Цены на сельхозпродукцию иногда подороже чем в России!например в России капуста стоит 5-6 рублей а у нас в Исфаре 2 сомони а это почти 15 рублей!Лук у нас 2,5 сомони а в России 10 рублей это где то 1.5 сомони ,картофель у нас 1.5-2 сомони это 10-12 рублей а в России 8-9 рублей все равно подещевле!Так гнать надо после всего этого вес состав МИНСЕЛЬХОЗА начиная с его министра который угробил этот отрасль с такой политикой и с такой работой!все это результат работы этих чиновников!Но Увы нас простых граждан в этой стране никто не слышит!Любой чиновник может угробит всю отрасль и за это ему ничего не будет ,а в придачу еще получит шанс угробит еще какую нибудь другую отрасль,таких примеров у нас полно....По примеру того что я сказал выше я как простой гражданин ни капельки не верю нашей статистики!там одна ложь и вранье!начиная снизу до самого верха во всех отраслях одна приписка!
рамазон31 января, 2012 11:17
Статистика в Таджикистане уже 5 лет не функционирует!!!!! Предоставляет ложные факты. Промышленость растет по ее данным, когда все товары Китайские начиная с фруктов до гвоздей. Растет импорт, все импорт и ничего нашего. Надо привести в порядок все систему статистики. Она давно рвется по швам. Менять Правительство вместе с статистикой.
Андромеда31 января, 2012 10:32
Это статья, а не научный трактакт. Проф. Умаров, единственный, причем грамотный и откровенный экономист, к которому время от времени АП обращается за коментариями по злободневным вопросам, чтобы как-то просветить нас, что же происходит с нашей экономикой. Почему наша жизнь ухудшается день ото дня, а посмотришь на цифры, все тишь и гладь. Его интересно читать, т.к. говорит доходчиво, для широкой массы людей, раскрывает суть экономических законов, которые У НАС НЕ РАБОТАЮТ! У нас власть и все ответственные за экономический блок, полная профанация и бездарность, как и статистические данные, о чем идет речь в статье. Каждый из разумно думающих в этой стране невооруженным глазом видит, что правительство не дает ни одной верной цифры, подтасовывает цифры, равно как и факты (дело летчиков, смерть ДедадМороза, смерть задержанных в ОВД, якобы "отсутствие пыток - недавное заявление нвновь назначенного министра). Все построено на обмане, лжи и бездарности. Очень ПРАВИЛЬНО подмечено, что все раисы колхозов или как их там сейчас называют, председатели хукуматов, равно как в министерствах, особенно МВД, МЭРТ, Минтруда, МО, Минздрав и тд. дают самые что ни есть липовые цифры, причем подготовленные бездумно, без анализа, что такой бред иногда получается, что складывается впечатление, что люди не учились в средней школе, не говоря о вузе. Кстати, это не только метод выживания на постах, но и яркое неприкрытое подхалимство, о чем так громко заявил недавно Президент. У нас на местах и в госструктурах элементарно не могут анализировать самые простые действия, не могут работать с полученными цифрами, видеть тенденцию развития или ошибочной работы. Поэтому мы не развиваемся, а делаем вид, что куда движемся. Как в том анекдоте про Брежнева, когда остановился поезд, в котором он ехал, подчиненные слезли с поезда и стали его раскачивать, мол, давайте будем делать вид, что поезд едет. У нас вперед движется только политическая и захватившая нацсобственность экономическая элита. Вы посмотрите, кто у нас премьер, лично и полностью отвечающий за развитие экономики и как работает (явно не чета Путину!). А сейчас урезали его полномочия, т. к. не справляется (старый, а поменять некем) и поставили человека, не имеющего никакого экономического образования и практики (если только его прыжок в смутное время с парторга АН в Мин по распределению (расхищению) гссобственности. Его наделили такими полномочиями, что так и видишь в чьих интерсах он будет работать Непотизм делает свое дело. Ничто не работает, страна не зарабатывает ничего, только потребляет. Живем за счет мигрантов и отмывания грязных денег от наркобизнеса. Только на примере БТ и возмутительных безобразий, что там творятся, можно видеть как там не знают своих реальных цифр производства, их потерь, задолжностей. И все свои липовые цифры они направили 1 января в правительства как задолженность населения ?!! и попросили поднять цены нам. Так что г-н ТАДЖИК, именно такие как вы и сидите в чайхоне и попиваете ча, ибо мыслите обывательски, неграмотно и , сказала ьы, хамски в отношении проф. Умарова. Хотя бы постыдились его возраста, заслуг и откровенных мыслий, которые почему-то другие "экономиты" сказать не могут или боятся.
Istochnik31 января, 2012 09:50
Таджику 1.В Индии, скажем, между таможней и банковским сектором есть автоматическая связь. Вы отправили товар в другую страну, сделка фиксируется. И если в течение трех месяцев деньги за экспорт товара не возвращаются, экспортер привлекается к уголовной ответственности. Потому что товар и деньги за него там воспринимаются как часть национального богатства. Надо и в Таджикистане создать такой закон. 2. Думаю, что размер импорта у нас на самом деле больший. Страшный рост - на 19,9 %! Огромная диспропорция. Вы представьте, что у нас не будет денежных переводов мигрантов, и страна обанкротится. Экспорт, как в Китае, должен устойчиво превышать импорт. У нас же трагедия. Итак, из года в год идет рост импорта. Мы давно говорим и бьем в набат, что нужно развивать импортозамещающее производство. Птичье мясо, яйца – что, мы не можем их сами производить? Почему мы ввозим это из Турции и еще откуда-то? Уже помидоры ввозят из Узбекистана. Стыдно, яблоки и груши ввозим из Китая. Вот это соотношение требует самого серьезного внимания со стороны правительства, и надо наказать кое-кого на полную катушку, чтобы переломить ситуацию. Это вопрос национальной стабильности и национальной безопасности. Господин тад- Думаю, что размер импорта у нас на самом деле больший. Страшный рост - на 19,9 %! Огромная диспропорция. Вы представьте, что у нас не будет денежных переводов мигрантов, и страна обанкротится. Экспорт, как в Китае, должен устойчиво превышать импорт. У нас же трагедия. Итак, из года в год идет рост импорта. Мы давно говорим и бьем в набат, что нужно развивать импортозамещающее производство. Птичье мясо, яйца – что, мы не можем их сами производить? Почему мы ввозим это из Турции и еще откуда-то? Уже помидоры ввозят из Узбекистана. Стыдно, яблоки и груши ввозим из Китая. Вот это соотношение требует самого серьезного внимания со стороны правительства, и надо наказать кое-кого на полную катушку, чтобы переломить ситуацию. Это вопрос национальной стабильности и национальной безопасности.
KILLER31 января, 2012 09:39
YA POLNOSTYU PODDERJIVAYU SLOVA I KRITIKU UVAJAEMOGO PROFESSORA, A VI MOLODEJ ESHE MAILYAFKI I NEPONIMAYA DANNUYU SITUACIYU IGNORIRUETE SLOVA UCHENOGO.
Азиз31 января, 2012 09:15
Говорят, статистика - хитрая дама. Но это не о "госпоже статистике", она - Бахтия Зиёдуллоевна Мухаммадиева очень грамотная женщина, отличный экономист со знанием иностранных языков, проработавшая долгие годы в бывшем Госкомстате. Сейчас она возглавляет Агентство по статистике при Президенте РТ. По национальности - таджичка, родилась в Душанбе, выросла в районе Рудаки, отец Зиёдулло Мухаммадиев, канибадамский таджик, преподавал в школе №62 им. Титова Ленинского района, был одним из немногих в Таджикистане, которым было присвоено звание Отличник образования СССР.
niko31 января, 2012 09:14
Gospodin Umarov! Bol'shoe spasibo za real'nuyu ocenku economici Tajikistana. Vse chto vi skazali eto pravda. Rukovodstvu nado zadumatsya chto budet esli vdrug trudovaya migraciya zakonchitsya. Kerdik!!!
vatandust31 января, 2012 08:10
По информациям и статьям "АП" получается что в Таджикистане в котором скоро численность населения дойдет до 8 млн. человек "ЕДИНСТВЕННЫЙ" ученый экономист Х.Умаров. Большая просьба впредь перед тем как провести интервью с ним или с кем нибудь другим ученым задайте обычный вопрос "какие у вас предложение по преодолению трудности в экономике" а критиковать народ сам сможет. Наш великий ученый критикует всех и статистику и экономику но тут появляется вопрос а он сам какие предложение дает для улучшения и роста экономики. На счет статистики во всех развитых странах такая же ситуация не говоря об развивающихся, некоторые не показывают реальный рост а другие добавляют. Так что предлагаю великому ученому изменит свой взгляд и перейти к конкретным предложениям или самое для него подходящее ежедневно пойти в чайхану и пить с утра до вечера чай.
ИЛЬХОМ31 января, 2012 07:43
Проффессор! По моему вы ошибаетесь! Как вы не видите сколько мы строили: сколько торговых центров, сколько рынков, Душанбе завалили нестандартными Тангемами и Старексами.Такую систему транспорта в каком городе СНГ видели? Говорят первый дом в Душанбе строили в 1948. Вот и посчитайте: с 1948 до 1990 город строили, а мы в эпохе пика технологического развития сколько домов строили. Еще не забудьте про мобильных телефонов, количество не помню. В этом году в Согде говорят строили 65 предприятий, там по моему на работу не принимают, потому что там только роботы работают. и кстати, если я открыл лавочку по выпечке самбусы, это тоже предприятие!а вы совсем забыли про наркобизнес!
Мумина31 января, 2012 07:34
Правильно сказал Хасан-арабакеш,стоимость импорт товара не везде,но в основном занижена в 3-6раз(отсюда и теневая экономика)Все за это получают вознограждения..... А экспорт -он у нас тоже контролируется,но на ту сумму которая зачисляется на валютные счета экспортёра,а разница идёт на личные счета ,которые находятся за рубежом(ещё раз теневая экономика).Но не надо удивлятся что у нас так-это почти во всём мире так.... Другое дело статистика о среднем зароботном плате,за которую Налоговый Комитет РТ берёт за основу налогообложения по подоходному налогу и социальному налогу.Ведь многие предприятия не до понимая показывают зарплату 718 сомони(этот средняя зарплата показатель в Душанбе) но фактически они не платят эту зарплату.А налоговики просят,что в декларации показывать зарплату не менее этой суммы на 1 человека.Налоговики или не понимают или специально объясняют не правильно.Ведь фактически сколько он платит надо и указывать,но налог исчислять надо из 718 сомони.Если будут так считать,то средняя зарплата в статистике будет завышена. Мне понравилась статья и побольше критике,ведь она только может помочь исправляться....
студент31 января, 2012 01:06
Есть 4 вида лжи, и одна из них статистика. ГосКомСтат завышает данные, к примеру мы студенты в 2010 году проводили перепись населения, и нас заставили от себя в среднем придумать 80 человек. По данным в перепеси населения участвовали более 3 тыс человек. Теперь посчитайте, если все эти 3 тыс от себя придумали по 80 человек, на сколько завышает госкомстат численность населения. Мы учитывали и тех кто работает и находиться за пределами нашей Родины
magistr31 января, 2012 00:18
К сведению ТАДЖИКа, профессора Умарова Х. У. ежегодно приглашают читать лекции в Индию и в другие страны. Это у нас его не признают, такие же самозванцы как ТЫ. Типа умные, а на деле ноль. Его Китай приглашает как эксперта, а ты говоришь, что ему пора пить чай в чайхане. Это тебе пора браться за учебник. Вот такие завистники как ты не позволяют работать достойным людям во благо Таджикистана. Только умеете завидовать человеку. Ты о чем пишешь? "Приведу в пример что каждая статья уважаемого ученого заканчивается критикой а самое главное упускается - это конкретные экономически обоснованое предложение которое можно использовать в нашей стране". Конечно он критикует, и правильно критикует. Скажи пожалуйста, какие экономически обоснованные предложения были сделаны?
shavkat Dubai30 января, 2012 22:40
YA NE ZNAYU NA SKOLKO PRAVDIVA STATISTIKA PROFESSORA OT STATISTIKI VLASTI,NO DLYA MENYA FAKT TO CHTO NAROD V TADJIKISTANE NA SAMOM DELE STAL XOT NEMNOJKO LUCHSHE JIT CHEM SKAJEM GODA 6-7 NAZAD POETOMU YA LICHNO VERYU V TO CHTO BEDNOST MENSHE CHEM RANSHE ETO VIDNO PO TOMU KAK LYUDI JIVUT YA GOVORYU V OBSHEM...
Remark30 января, 2012 20:32
ТАДЖИК, каждая статья Умарова заканчивается критикой, потому что хвалить практически нЕчего. И экономистов, кто бы в открытую как он высказывался тоже нет. А место в чайхане принадлежит тебе и твоим бредовым идеям про скрытие экономического роста странами. Если завидуешь, делай это тихо, или приводи обоснованные контраргументы если уж такой умный.
таджи30 января, 2012 20:26
Таджикистан ложно повышая данные о ВВП, несколько раз уже берет большие долги у МВФ. куда мы катимся?
таджик30 января, 2012 19:05
Уважаемый "АП" и "Темур Варки". В Таджикистане скоро численность населения дойдет до 8 млн.человек и здесь возникает вопрос это что же из 8 млн. человек только 1 ведущий экономист который критикует всех. Приведу в пример что каждая статья уважаемого ученого заканчивается критикой а самое главное упускается - это конкретные экономически обоснованое предложение которое можно использовать в нашей стране. Про статистику можно часами обсуждать и во всех развитых странах тоже такая ситуация например некоторые развитие страны скрывают свой рост экономики а некоторое наоборот показывают в два раза больше реального. Так что просьба к руководителям "АП" для интереса читателей пожалуйста найдите другого экономиста. Х. Умаров посторел уже может его идеии помогли бы нам в 80-е но теперь ему нужно только пить чай в чайхане и обсуждать какие были времена.
corrector30 января, 2012 18:44
небольшая поправка по данным о бедности. Мера определния бедности - 2,5 доллара на человека не совсем подходит таджикистану, т.к. эта международная мера и используется в целях сравнения бедности в разных странах. информация к сведению: Всемирный банк проводит исследования уровня жизни населения каждые два года. согласно исследования 2009 года, национальная черта абсолютной бедности (меньше 2200 калорий на человека в день + непотребительские товары)установлена в размере потребления 158,46 сомони на каждого человека в месяц. черта экстремальной бедности (только калории) установлена в размере потребления 102,7 сомони на человека.
Анти-наивный30 января, 2012 18:38
Вот так надо просвещать народ,высвечивать теневые стороны нашей темной экономики и политики и темных дельцов нынешней власти и выстраивать позицию к происходящему. Особенно в точку - "...и надо наказать кое-кого (прим. в правительстве) на полную катушку, чтобы переломить ситуацию. Это вопрос национальной стабильности и национальной безопасности. Это вопрос не завтрашнего дня, это вопрос скатывания в пропасть".
нор30 января, 2012 18:30
Распрастранителей лжи во все времена осуждали! Потому, что это противосстоит ПРАВДЕ. ПРАВДА ВСЕГДА ПРИНОСИТ ПОЛЬЗУ. Если международные орг-и знали бы правду помогли бы наверное нам по другому. Узбекистан открыл-бы границы. Иран бы помог с техникой. Китай бы не забрал наши земли. СТАТИСТИКА нас сильно подвела своими искаженными цифрами и фактами. В таджикистане нет статистики!!!!!!!!!!!!
Remark30 января, 2012 18:13
По мнению влиятельных учёных-экономистов (смотрите например, Sebastian Edwards “Does the Current Account Matter?” http://papers.nber.org/papers/w8275.pdf) дефицит текущего баланса выше 4-5-ти процентнов от ВВП уже считается нестабильным и может привести к валютному кризису в стране. По скромным данным нашей статистики мы давно перевалили за этот предел, сейчас он находится где-то на уровне 23% (1 полуг. 2011). Например, Мексика в 90-х годах, имея дефицит текущего баланса в 7,2%, разразилась сильнейшим коллапсом в экономике, который ощутим для них даже сегодня. Так чего-же нам принесет день грядущий? И интересная вещь: когда существует дефицит в балансе текущих операций, он должен быть компенсирован профицитом в разделе баланса финанансовых операций. Другими словами, когда вы покупаете больше, чем производите, это должно чем-то финансироваться (кредитами, инвестициями из-за рубежа). Если вы посмотрите на наш платежный баланс, раздел "Счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами"(http://nbt.tj/files/pl_balanc/an_pr_2011_ru.xls), о боже! удивительная находка - статья с расплывчитым названием "прочие активы" является самой значительной -- 70% от итогового баланса. Так чем же являются эти спасательные прочие активы, мммм, интересно...
Хасан-арабакеШ30 января, 2012 18:10
В реале мы импортируем больше чем статистика глосит, все знают из Китая, Ирана и др стран занижают минимум 10 раз таможеную стоимость чем в реали это выгодно всем и таможенникам и главное народу, все гос чиновники закрывают глаза потому что все этим кормятся
navruz30 января, 2012 17:59
Спасибо А+. Статья своевременная! Профессор Умаров спасибо что ещё в Таджикистане есть грамотные люди как Вы, которые могут сравнивать и компетентно отвечать! Теперь надо находить пути выхода из кризиса. Привликите специалистов, ученых и напечатайте статью.
эконом30 января, 2012 17:14
респект профессору Ходжимахмада Умарова.
хадж30 января, 2012 17:12
Госпожа статистика! Вам давно надо сменить кресло! Только чтобы быть при должности вы даете не верные цифры. Вы песок в глаза сыпете народу! Да, вам нужна квартира в Москве,детям учеба за рубежом, родственникам машины, и дачи. А, ведь уже пришло время отвечать! Более 10 лет работы и нет порядка в статистике. Прикрывая ложными статданными вы привели народ к разрухе! А вы по нации кто?
bakha30 января, 2012 17:05
мда ужжжжж обидно)