Журнал «Илм ва чомеа» («Наука и общество») АН Таджикистана выступил за запрет показа местными телеканалами ряда советских фильмов киностудии «Таджикфильм», сообщает Радио Озоди.
«Показ фильмов, противоречащих национальным ценностям, вызывает глубокое сожаление. А картина «Джура - охотник из Минархара» оскорбляет таджиков и необходимо запретить ее демонстрацию телеканалами», пишет Назри Асадзода, сотрудник Академии Наук РТ в опубликованной в декабрьском номере журнала статье.
По мнению автора, фильмы, производимые «Таджикфильмом» в советский период, не соответствуют идеологии независимого Таджикистана. Кроме того, в них искажена история и они оскорбляют честь и достоинство таджиков и таджикистанцев. «У зрителей фильма «Джура - охотник из Минархара» создается впечатление, что 90 лет тому назад таджики жили в первобытном обществе. И это не мудрено - в одной из сцен фильма некий персонаж называет сахарный песок «сладким песком», а сахар - «сладким льдом», пишет ученый.
Фильм «Джура - охотник из Минархара» был снят режиссерами Виктором Мирзаянцом и Сайдо Курбановым на киностудии «Таджикфильм» в 1987 году. «События фильма происходят в Туркестане в 1928 году. Высоко в горах Памира затерялся кишлак Мин-Архар. Неподалеку от него пролегла тропа, по которой из-за границы проникают на советскую территорию басмачи и контрабандисты. Молодой охотник Джура и его возлюбленная Зейнаб помогают пограничникам сорвать их преступные замыслы», говорится в аннотации к фильму.
Автор статьи в журнале АН РТ подверг критике и другие популярные в советское время фильмы. «Такие картины как «Рустам и Сухроб» и «Кузнец Кова» по мотивам поэмы «Шахнаме» Фирдоуси были сняты с учетом коммунистической идеологии и теории классовой борьбы», пишет он.
Давлат Худоназаров, таджикский режиссер и бывший председатель Союза кинематографистов СССР, считает, что хотя фильмы в советское время снимали с учетом коммунистической идеологии, они не противоречат национальным ценностям. «У каждой картины своя история, своя философия, свой уровень… Да, многие советские картины «Таджикфильма» трудно назвать шедеврами. Но показывать эти фильмы или нет – должно решать руководство телеканала. Лично я против запрета показа этих фильмов по ТВ», сказал известный режиссер в телефонной беседе с Радио Озоди 10 января.
Сафар Хакдод, председатель Союза кинематографистов Таджикистана считает, что советские фильмы еще не утратили свою актуальность. “Роли в фильме «Джура - охотник из Минархара» сыграли представители разных народов. Это не историческая картина. Это художественное произведение. Я несколько раз смотрел этот фильм и не обнаружил ничего, оскорбляющее таджикскую нацию. Что касается киноэпопеи Бориса Кимягарова по мотивам «Шах-наме»… Картин с таким высоким уровнем у нас раз-два и обчелся... Бимбулат Ватаев в роли Рустама и Хошим Гадоев в роли Сухроба просто великолепны. Да, можно запретить показ этих фильмов. Но мы пока абсолютно ничего не можем предложить взамен», говорит Сафар Хакдод.
Автор статьи в журнале «Илм ва чомеа» предлагает создать фильмы, которые соответствуют национальной идеологии. Но таджикский режиссер и сценарист Искандар Усмонов говорит, что в условиях финансового кризиса снимать новые фильмы почти невозможно. «У нас давно пылятся на полках готовые сценарии. В том числе, о национальном самосознании. И еще долго они будут лежат, потому что нет денег – нет фильма».
На киностудии «Таджикфильм» в разные времена снимались такие фильмы, как «Гляди веселей», «Смерть ростовщика», «Сказание о Рустаме», «Рустам и Сухроб», «Звезда в ночи», «Сказание о Сиявуше», «Ниссо», «Телохранитель», «В талом снеге звон ручья», «Семейные тайны», «Говорящий родник», «Юности первое утро», «Дополнительный прибывает на второй путь», «Встреча у старой мечети» и другие.
Последняя картина в «Таджикфильме» («Муаллим», режиссер Носир Саидов, автор сценария Сафар Хакдод) была снята в 2014 году. Главные роли в фильме исполнили Марат Орипов, Рахмондусти Курбониен, Курбони Собир, Абдукарим Машрабов и иранская актриса Махноз Афшор. Музыку к фильму написал известный композитор и певец Далер Назаров.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон на встрече с интеллигенцией в марте прошлого года поручил в ближайшие два года объединить «Таджикфильм» и «Таджиккино» и принять меры по улучшению этой сферы.
В Казахстане похитили свыше $2 млн, выделенных на содержание дамб
УМВД: В Душанбе 13-летний мальчик покончил жизнь самоубийством, бросившись с 16 этажа
Глобальный порядок, экономика и образование: о чем Кэмерон приехал говорить с лидерами ЦА?
В Таджикистане адвоката обвиняют в мошенничестве: потребовал 200 тысяч за помощь в суде
В Душанбе состоялась выставка детских рисунков, посвященных вакцинации
«Банк Эсхата» приглашает на внеочередное общее собрание акционеров
Как в условиях нехватки воды страны Центральной Азии экономят водные ресурсы?
В Согде таможенники предотвратили попытку контрабанды лекарств из Кыргызстана
На севере и юге Таджикистана зафиксированы сходы селей и камнепады
Сулеймана выписали из больницы после укола в миллион долларов
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Собир26 января, 2018 08:46
Этому горе учёному покажите книгу где рассказ про Джура это не про таджиков фильм. Это киргизский горный кишлак .. Джура и Кучкар были киргизами . В этих горах и сейчас не лучше живется.. наверно думает в те времена наши таджики жили в особняках одевались в форму Адидас и пользовались Айфонами....
Олим24 января, 2018 13:29
Ни одного коммента в пользу слов "ученого". Почему бы не создать комиссию по выявлению компетентности таких горе-ученых и передать их дела органам прокуратуры для принятия мер! Например перепроверить подлинность его ученой степени.
анахита22 января, 2018 09:41
А одет хорошо, почему чапан свой не надел?Горе-умник, а ведь стал такой знаменитостью. Академию жалко. Такие дураки работают. Другой пишет в газете, что невоспитанность молодежи это результат "воспитания " при советской власти.
Alizee16 января, 2018 21:23
Ох и накрыло наших ученых))) Фильму больше 30ти лет и уважаемый ученый видимо только что его посмотрел.Такими картинами и режиссерами страна должна гордиться,а не выискивать где и что противоречит вашим ценностям.Займитесь делом лучше,снимите фильм о запрете свадеб и торжеств,справок для загса и тд. А еще обязательно о продаже гвоздей по паспорту.
Ландаур16 января, 2018 16:52
Это просто отвратительно, бездарность обсуждает великих людей... или автор рекламирует краску для волос ???
Alien16 января, 2018 11:16
Классика останется классикой. Не нравится фильм - не смотрите, и не надо навязывать свое сугубо субъективное мнение. Народ сам выбирает и знает что ему нравится или нет. Гугл даже вам в помощь - вы отзывы других народов об этом фильме почитайте. Люди и фильм смотрят и книгу после перечитывают. Подумайте только, что приятнее и правильнее смотреть: современные тадж.фильмы о наркоманах, о том как семьи рушатся... или же этот душевный фильм?
flower15 января, 2018 11:21
До чего дожили.... оболдеть.... полоумники ищут ошибки чужих... то Лоика Шерали хаят теперь и до фильмах добрались...
Сайёд14 января, 2018 00:44
у таджиков нет и не было деревень, нигде не работают библиотекарями в кинотеатрах.
таджикская молодежь 100% уважают старших, не алкаши , не извращенцы и девочки за сигарету не трах..ся с 5 класса . Панику не делайте)
Baha13 января, 2018 23:05
Все наверное из-за того что имя Кучкар нет в реестре
Кимие12 января, 2018 11:33
Такое может говорить такой интеллигент, который нечего не сделал для своего народа!!! Этими фильмами мы гордимся, великолепная работа наших кинематографистов именно советского времени достойны похвалы.Я живу в Казахстане и местные люди часто вспоминают нас, таджиков именно по этим фильмам. А что вы делайте для развития своего народа, какую память вы оставляете, память о своем времени? Какая молодежь растет у вас на глазах!!!! Абсолютная безграмотность, книги не читают, фильмы не смотрят, не знают ,что такое театр..... В советское время к нам в деревню приезжали артисты и на улице бесплатно показывали спектакль, было цирковое представление, кукольный театр, кинотеатры были заполнены а сейчас все это умерло и вот ваш результат работы. Лучше думайте как повысить интеллект народа, чтобы наши гастробайтеры, не только дворниками были, но хотя бы в библиотекарем и в кинотеатрах работали
ХУДОЖНИК Кимие15 января, 2018 15:44
согласен на все сто !!!
Корректор12 января, 2018 11:06
Повесть "Джура", автором которой является исследователь Памира Георгий Тушкан, была основана на его реальном опыте. И описывала быт памирских кыргызов, живших в высокогорных аулах Памира. Адаптация романа Таджикфильмом также достаточно достоверна, так как в начале прошлого века уровень грамотности в Таджикистане составлял 1-2 процента населения даже в равнинах, а в высокогорье все так и было. И наконец, господа, а чем сейчас разница? Вперед в кишлаки, что юга, что севера - мы обратно скатываемся в сладкую воду и сладкий песок!
Зафарчон12 января, 2018 10:23
Блин с какого *** называете его учёным? А+ пожалуйста можете организовать такую ветку (на сайте) где можно прочитать информацию о наших "учёных из АН Таджикистана". Было бы хорошо знать что за академики у нас и за что там сидят? Кто и за какие достижения и в какой области сделали какие либо достижения? А то у меня (да и я не один) подезрения что наши так называемые "учёные" из "псевдоакадемии наук" сделали какое-то открытие в области создания психотропных веществ и не хотят делиться с нами. Ps: и если это не оскорблять чувство и достоинства наших академиков.
БОҒБОН12 января, 2018 10:14
Дорогие ученые академики! Вы когда нибудь смотрите государственные и местные каналы ТВ. И что вы ведите по этим каналам?А мы что видим? ЛЕКАРСТВО ЛЕКАРСТВО ЛЕКАРСТВО как будто все в Таджикистане вместо еды употребляют лекарство!!! Когда вы говорите про Идеологию сегодняшних проблем устраните!!! В школах у нас из учителей сколько процентов составляют учителя мужчины ВЫ об этом думаете??? И про язык не забывайте, таджикский советский язык в более 100 ста лет отличается от таджикского "ДАРӢ". И наш прошлый язык Дари красивее и богаче чем современной таджикской.
Muha12 января, 2018 09:33
Ну Назри оооччень умную тему выбрали... теперь будете смеятся?
Mansour12 января, 2018 09:12
Гоголь писал о двух бедах, у нас есть и третья, отпрыски первой беды, ох как их много
апапрро11 января, 2018 23:05
ПАТРИОТ Я С ТОБОЙ СОЛИДАРЕН
ПАТРИОТ апапрро15 января, 2018 13:31
Спасибо за поддержку! Нам надо организовать аналог ОНФ (или Народный фронт Таджикистана) для того чтобы выявлять таких уродов и публично наказывать (не физически), а то много развелось их.
ПАТРИОТ апапрро15 января, 2018 13:31
Спасибо за поддержку! Нам надо организовать аналог ОНФ (или Народный фронт Таджикистана) для того чтобы выявлять таких уродов и публично наказывать (не физически), а то много развелось их.
апапрро11 января, 2018 23:02
Уважаемый займитесь полезной работой, по этой картине адекватный человек не оценит нашу нацию, а до неадекватных, какое нам дело
Гарми11 января, 2018 19:16
Да и герои по моему в фильме киргизы.
Гарми11 января, 2018 19:15
Это просто очередной малоумный человек, который хочет чтоб про него хоть кто-то что-то узнал. О том, что сахар не видели в Таджикистане в начале 50-х годах в горных районах я знаю лично. В качестве сладкого нам давали вареную свеклу.
Порги11 января, 2018 18:16
Насри Асадзода решил выделиться в академии наук и насмешил всех.
Перец11 января, 2018 17:06
по идее он должен был обидеться на засилие тюркского в фильме.от названия кишлака до лиц,и имён героев))
вали11 января, 2018 16:53
У наших ученых какие-то комплексы неполноценности.
danunet11 января, 2018 16:33
Оскорбляет чувства и достоинство таджиков не фильмы, а некомпетентные чиновники, которые блокируют интернет, не дают работать международным почтовым службам, говорят таджикам как называть детей, как одеваться; компания, которая берёт деньги всего лишь за проезд по дороге и не платит никаких налогов; другая компания, которая завышает цену за авиабилеты; банки, которые не отдают обратно деньги людей; и многие многие другие, а также другие чиновники, которые не делают ничего, чтобы исправить ситуацию.
Уважаемый Назри Асадзода, очень хорошо что вы поднимаете тему про чувства и достоинство нации, может в следующий раз также поднимете другие темы указанные выше?
Бахтиер11 января, 2018 15:45
Увожаемый Насри Асадзода Вы бы лучше занялись выполнение своих прямых задач в Академии Наук РТ а не ковыряться в достижениях прошлого нашего народа. Видно у вас нехвотает деловых качеств на открытие новых идей и фактов в области науки.
Бахром Бахтиер11 января, 2018 20:17
Ако, я с вами полностью согласен, вполне логично !
Аноним11 января, 2018 14:44
АН занимайтесь своми делами. Наш авторитет портит не фиоьм Джура охотник а мы сами. В России даже тюленам не лень обозвать таджиков джамшудами. Надо работать с людми а то во ни культуры ни образования.
Сайёд11 января, 2018 14:17
Охотник из минархара это пародия , название "тупой и ещё тупее" больше подходит для фильма. эти Режисеры и директ фильма (евреи) поиздевались во всю , над таджиками и над страной где всю жизнь жили. Если бы про россию такой фильм сняли , якобы русские до революции из лаптей самогон пили и портянками занюхивали ... то как бы к этому отнеслась интилигенция россии?
said Сайёд12 января, 2018 10:08
А Вы точно этот фильм смотрели? Судя по брызгам Вашей слюны это была какая-то голливудская поделка.
Сайёд said14 января, 2018 00:48
иди ...умойся , это не слюна )))
ПАТРИОТ Сайёд11 января, 2018 21:01
И ты туда же??? Краснословен ты, но не будь фашистом
Ашаван11 января, 2018 13:52
Слушай ты "ученый", за 25 лет независимости ты что нибудь существенное для республики сделал???Точно нет! А какого лешего ты здесь выкаблучиваешься!!! Демагог!!!
Анвар 11 января, 2018 13:21
Назри Асадзода вы наверное сначала говорите а потом думайте! если это так то вам не место в Академии Наук Таджикистана!
ПАТРИОТ11 января, 2018 13:12
«У зрителей фильма «Джура - охотник из Минархара» создается впечатление, что 90 лет тому назад таджики жили в первобытном обществе. И это не мудрено - в одной из сцен фильма некий персонаж называет сахарный песок «сладким песком», а сахар - «сладким льдом», пишет ученый.
"уважаемый ученый", а что, разве нельзя применять сравнение и преувеличение в художественной литературе? Таджикский язык богат, и даже это гениально, что автор сценария назвал сахар "сладким песком" Ты кто такой, чтобы критиковать то малое лучшее, что у нас было и есть? Да, можно сказать, что ты стал известен благодаря своей глупости, но никогда не надо забывать о своем прошлом, не важно, хорошее или плохое, главное учиться на своих ошибках. Благодаря этим фильмам Нас как таджиков знали и ценили в СССР и может быть и за её пределами, а благодаря таким как "ты", нас называют, "чурками", "равшанами", "джумшудами" и заметь, об этом мы узнаём в юмористических произведениях. Разве этого мы заслужили? Неужели глупость, недальновидность, воровство, самолюбие и ненависть к советскому прошлому стало идеологией, честью и достоинством таджиков? Ученым быть легко, а человеком быть трудно!!! Если ты прочитал это сообщение, будь добр ответь на мои вопросы. Думаю многие согласятся со мною. АП пропустите!!!
Светлана ПАТРИОТ17 октября, 2018 18:23
Спасибо, Патриот, мало сейчас адекватных людей, оценивающих факты и реалии а не "ЦВЕТ КОЖИ".
Муним ПАТРИОТ12 января, 2018 14:57
ПАТРИОТ спасибо Вам .Я бы еще в грубой форме отвечал бы на статью этого ....ка
tajik11 января, 2018 12:56
А меня как гражданина Республики Таджикистан оскорбляет то что в современном независимом Таджикистане такие неучи и идеологические мракобесы говорят от имени таджикских ученых, представляя Академию НАУК.
Душанбинка11 января, 2018 12:01
сотруднику АНРТ заняться больше нечем? НА Украину насмотрелись? Оставьте наше советское прошлое в покое, в том числе и вы,всё что имеете так это оттуда, с того времени!!! Вот с таких ка вы "умных интеллигентах" под предводительством Сайфиевой и начался у нас бардак
али11 января, 2018 11:34
дайте замену, попробуйте снять такое ж, хотя б половину этого фильма, потом начните критикрвать. Критикуют люди которые сами ничего делать не умеют!
Барон11 января, 2018 11:31
Вот чудак от слова мудрый. Нет чтобы предложить ввести цензуру и контроль на современные помои кинематографа котрые сеят в сознании толпы агрессию, разнузданность, тупость он предлагает запретить картины помогающие человеку оставаться человеком.
парвина11 января, 2018 11:18
Пусть поедет в дальние кишлаки он может встретить такую же ситуацию
US Tourist11 января, 2018 11:18
Tajiks are living in cave society even current days
Tajik11 января, 2018 11:01
А не пробовал уважаемый критик сам снять фильм такого уровня как "Джура.." или "Рустам и Сухроб"?
Роксана11 января, 2018 10:56
Ни чего умнее не придумали кроме того как слизать с чинуш Украины различные запреты.Оставте в покое уже старую добрую классику . еще лет 100 надо чтоб кто то в Таджикистане снял кино которое можно будет смотреть . и не нужно оскорбляться по пустякам автор снял фильм так как видел .
ап11 января, 2018 10:53
Фууу. Читать аж противно. Подхалимных критиков развелось. Можно подумать это самый главный знаток в области кино и идеологии. Интересно что в советском Таджикистане было плохо по сравнению с сегодняшнем? Мы этой свободой так насытились, что от счастья из штанов выпрыгиваем.
Barot11 января, 2018 10:48
Приехали. Таджикские Советские фильмы это классика жанра. Не то что нынче снимают. Это бред какой то.
Неравнодушный 11 января, 2018 10:46
Журнал «Илм ва чомеа» («Наука и общество») АН Таджикистана и Академия Наук это вас надо запретит как органы которые ведут антитаджикскую деятельность . Вы прежде чем запретит что то предложите альтернативу а общество само выберет что ему надо . Вот интересно что эти горе-ученые предложили или ввели в жизнь ?
Почти все фильмы перечисленные это художественные а не документальные или исторические .
А вы Назри Асадзода хоть смотрели эти фильмы и понимаете ли их они же на русском ? Видно неуч которых хочет пробиться выше . Если вы Назри читаете (хотя не уверен что вы на это способны) этот комент дайте пожалуйста ссылку на вашу хоть одну научную работу . Обещаю публично извинится если вы на самом деле ученый .
Еще раз по сути статьи : Руки прочь от фильмов неучи . Повторюсь , прежде чем запретит предложите взамен что нибудь стоящее . И то что вы проводите декоммунизацию под видом нац.ценностей мы то понимаем . И смотрите отказ от ближайшего своего прошлого к чему приводит , за примерами далеко не надо ходит .
Заинька11 января, 2018 10:44
Давайте теперь будем все запрещать ,все что напоминает о советском союзе!это ведь история!а про сахар...верена и сейчас есть кишлаки затерянные в горах,кстати так же как и деревни ....памятники снесли,театры, здания даже стелла на площади помешала....Джура один из лучших фильмов того времени,который интересно посмотреть и сейчас.
Анвар11 января, 2018 10:39
"Высоко в горах Памира затерялся кишлак Мин-Архар." Надо от этого исходит.Сейчас в наше время есть народности в Африке до сих пор не знающие про электричество,телевизор. Назри-ака советую еще раз повнимательнее посмотреть наши советские филмы.
Патриот11 января, 2018 10:11
Назри Асадзода занимается популизмом... категорически с ним не согласен... эти фильмы никак не оскорбляют чувства нации... действия фильма происходят в высокогорном кишлаке и не исключено что многие люди тех мест и того времени не встречали сахарный песок... отличный фильм... а песня в конце о любви к Родине - она шикарна!
Кадрус11 января, 2018 10:10
Откуда такие люди вообще попадают в Академию Наук и имеющие отношение к Академии структуры?? Запретить Рустама и Сухроба, серьезно??? Он хоть в курсе сколько международных наград у этого фильма??
xalim11 января, 2018 09:49
вы хот раз смотрели наши современные фильмы это же фильмом нельзя назвать сплошной плагиат и позорище
xalim11 января, 2018 09:46
Назри Асадзода вы с головой не дружите походу или заняться нечем,что за бред
Точик11 января, 2018 09:45
Уважаемые "сотрудники" АН.
Вот скажите пожалуйста, что вы там курите? Можете поделиться с простым народом тем веществом? Если чисто для галочки, не ту тему выбрали. Лучше бы занялись научными исследовательскими работами нежели критикой. Дурдом
Амир11 января, 2018 09:41
От нечего делать и не такое придумаешь. Вспомнил "Comedy Woman" , там где про ингушку-эскортницу делали сценку. Ингуши начали орать, мол оскорбляете народ наш, нельзя так. Видимо Назри Асадзода увидел все это и решил, что настал его звездный час.
АП опубликуйте. Не надо блокировать мои комментарии.
Читатель Амир12 января, 2018 06:19
Согласен