14 июля исполняется 100 лет со дня рождения одного из основоположников таджикской национальной школы живописи, яркого представителя стиля социалистического реализма, художника Ашура Карабаевича ХАЙДАРОВА, прожившего невероятно сложную, но насыщенную жизнь.

Глядя на картины Ашура Хайдарова, невольно задаешься вопросом: в чем секрет их глубины, жизненности и содержательности? Наверное, секрета никакого и нет, все дело в таланте, помноженном на тяжелый жизненный опыт художника, которые не могли не отразиться на его творчестве. И тем не менее, можно с уверенностью сказать, что творческая судьба Ашура Хайдарова была счастливой, потому что его картины любимы и понятны всем категориям зрителей: от простых любителей живописи до профессионалов.

Ашур Хайдаров родился 14 июля 1916 года в Самарканде. Уже в подростковом возрасте он обнаружил в себе талант к рисунку и живописи, но не мог его в полной мере развивать в силу запрета исламской религии на рисование. Вот и отец юного художника весьма скептически отнёсся к увлечению сына. Так что после окончания школы Ашур Хайдаров поступил не в художественную академию, а по велению отца на исторический факультет Среднеазиатского инженерно-транспортного института г.Ташкента. Однако ему была уготована другая судьба. Не окончив обучения, он поступил в Ташкентский театрально-художественный институт. Его становление как художника совпало с эпохой исторических и общественных перемен, поэтому творческая манера Хайдарова соответствовала эстетике нового времени, соединившей мечту и реальность, традицию и советскую идеологию.

Свою трудовую жизнь Ашур Карабаевич начал в 1939 году в русском драматическом театре художником-исполнителем. Проработав недолго, он, как комсомолец, был направлен на работу художником в редакцию областной газеты «Ленин юли», где проработал до 1941 года.  

Военное время

В 1941 году Ашур Хайдаров отправляется добровольцем на Великую Отечественную войну. Спустя год, в 1942 году, он попал в плен к фашистам, но ему удалось бежать. Ашур Карабаевич был серьезно ранен, его подобрала и выходила полька. Не успел Ашур Хайдаров пойти на поправку, как он снова отправился на войну, на этот раз присоединившись к партизанскому отряду имени Ковпака, а затем и к советскому партизанскому отряду имени Буденного, в составе которого в 1945 году дошел до Берлина. Стоит отметить, что и в сложных армейских условиях живописец рисовал, делал портреты своих боевых друзей карандашом.

Великая Отечественная война закалила характер художника, оставив в памяти неизгладимый след. Об этом свидетельствуют многие рисунки и зарисовки военного времени.

По возвращении с войны Ашур Хайдаров активно продолжает работать, писать картины и совершенствоваться. Четыре послевоенных года прошли как на одном дыхании – плодотворно и красочно. Результатом этой ежедневной кропотливой работы становится признание живописца общественностью: в декабре 1945 года его приняли в члены Союза художников Узбекской ССР, он стал делегатом 1-го съезда художников Уз.ССР. Чуть позже его избрали председателем правления Художественного фонда самаркандского отделения. Характерен отрывок из воспоминаний А.Хайдарова: «Я работал очень много, наверстал все упущенное, часто общался с П.Беньковым, который дал мне знания художника и научил любить профессию художника. Четыре года, вернее до 1949 года, у меня не было ни военного билета, ни настоящего паспорта советского гражданина, потому что все это время я ходил под надзором сыщиков НКВД».  

Годы репрессий

Результатом этого надзора стал арест Хайдарова в 1949 году. Его пытали, требовали от него признания в якобы совершенном им предательстве, но не смогли ничего добиться. Художника отправили в Караганду, в исправительно-трудовой лагерь Карлаг, откуда он был освобожден через пять лет по амнистии после смерти Сталина. Он побывал в таких местах, где трудно было не впасть в депрессию, регулярно сталкиваясь со смертью и насилием.

В годы ареста его брат, который занимал значительный партийный пост в Самарканде, вынужден был подписать отказ от брата – «врага народа». Но Ашур Хайдаров не держал обиды на брата, спустя годы помог вдове похоронить его и увез двух племянников в Душанбе, воспитал их, дал образование и определил их в жизни, несмотря на то что у него самого было 10 детей.

Годы, проведенные в тюрьме, оставили глубокие психологические травмы. Его спасла только работа, семья и друзья. В 1955 году Хайдаров переезжает в Таджикистан – на родину предков. В 1957 году он становится членом Союза художников Таджикской ССР, участвует в молодежных выставках, проводимых в республике. Его избирают главным художником, а позже – председателем правления Художественного фонда Таджикистана. И только в 1989 году из письма Военной коллегии Верховного Суда СССР А.К. Хайдаров узнал, что был реабилитирован еще 1955 году. Он был награжден многочисленными медалями и орденами за участие в Великой Отечественной войне: орденом Отечественной войны, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», юбилейными медалями ко Дню Победы, юбилейными медалями Вооруженных сил, медалью Жукова, а также грамотами и медалями Министерства культуры СССР и Таджикистана.  

Идеальный семьянин и благородный человек

Каждый, кто знал Ашура Карабаевича Хайдарова, знал, что он не только талантливый художник, благородный, честный человек, но и замечательный семьянин – преданный муж и внимательный отец. Его супруга - Сарвар Хайдарова – была музой художника на протяжении всей жизни, а дети - стимулом к жизни. Несмотря на трудное время, он дал образование всем своим десятерым детям и двум племянникам.

- Папа всегда много трудился и старался обеспечить нас, чтобы мы ни в чем не нуждались, - рассказывает дочь Ашура Карабаевича, Лола Хайдарова. – У него было невероятной доброты и щедрости сердце. Помню, у него был ученик, сирота по имени Нурали. Отец, заметив его талант, много сил и времени вложил в его становление. А когда он подрос и женился, то оставил ему в дар свою мастерскую, так как молодой семье было негде жить. Оставшиеся годы он проработал дома.

Ашур Карабаевич работал до последних дней своей жизни. На его мольберте в мастерской остался стоять незаконченный пейзаж родного Самарканда. Память об Ашуре Карабаевиче Хайдарове останется навечно благодаря его многочисленным работам, размещенным в музеях как в Таджикистане, так и по всему миру.