Для Таджикистана распространение коронавируса представляет пока потенциальную угрозу – на сегодняшний момент в стране не выявлено подтверждённых случаев заражения. Однако таджикские власти активно проводят кампанию по предотвращению распространения пандемии на территорию страны. Какие ещё шаги могут быть предприняты, и какова будет их эффективность?

Распространение коронавируса в мире уже официально, на международном уровне, признано пандемией – то есть, масштабной эпидемией, которая охватывает все более возрастающее число стран и регионов.

Многие предварительные прогнозы специалистов уже не оправдались – вирус пока еще продолжает распространятся даже в условиях весеннего потепления, эпидемия поразила страны с развитой системой здравоохранения даже в большей степени, чем государства, где медицина все еще отстает от международных стандартов.

Вместе с тем, существует вероятность, что статистика по коронавирусу не всегда точно отражает истинное положение дел – особенно, в развивающихся странах, где уровень медицины и технические возможности не позволяют проводить полноценное и качественное тестирование населения. Точно также, во многом остается открытым вопрос, какие меры наиболее эффективны в деле предотвращения эпидемии, насколько оправдано применение жестких мер, когда следует вводить санитарный карантин и другие ограничения более радикального характера.

Для Таджикистана распространение коронавируса представляет пока потенциальную угрозу – на момент написания статьи в стране не выявлено подтвержденных случаев заражения. Однако, несмотря на это, таджикские власти уже активно проводят компанию по профилактике и предотвращению распространения пандемии на территорию страны.

В данный статье мы рассмотрим, что именно было предпринято и проанализируем возможные последствия применяемой властями стратегии. Кроме того, не менее актуальным представляется вопрос о том, какие еще шаги могут быть предприняты таджикским правительством в будущем и какова будет их эффективность – например, в случае расширения пандемии и появления случаев заражения в стране.

 

Коронавирус в Таджикистане – ситуация на сегодня

На сегодняшний день случаев заболевания коронавирусом в нашей стране не выявлено. По официальным данным, с 1 февраля по 18 марта на карантине были 1890 человек. Из них - 1426 уже выписаны.

Согласно официальным данным, Россия передала Таджикистану 2 тысячи тест-систем, для проведения тестирования на наличие коронавируса.

Создана рабочая группа при Министерстве здравоохранения по предотвращению коронавируса; тестирование взятых образцов проводится на базе специализированной лаборатории.

Основная проблема, по мнению специалистов, заключается в нехватке квалифицированных специалистов, необходимых технологий и финансирования. Из-за этого, на сегодняшний день лишь часть группы риска, куда входят приезжие из стран уже пораженных коронавирусом, проходит полноценное тестирование.

Другая проблема заключается в том, что сама группа риска стремительно расширяется – если прежде речь шла только о приезжих из Китая, то сегодня случаи коронавируса выявлены уже в 152 странах. Таким образом, переносчики заболевания могут оказаться гражданами или приезжими из любого государства или региона.

В большинстве случаев (если не считать прибывающих из Китая, которых сразу помещают в карантин) на тестирование направляются в основном те граждане, которые демонстрируют признаки заражения коронавирусом – сюда входит высокая температура, кашель, простудные проявления и так далее. Однако, так как инкубационный период у коронавируса может составлять две недели и больше (по последним данным вплоть до месяца), то часть потенциально зараженных приезжих может вполне миновать санитарный контроль и избежать тестирования.

Таким образом, из-за медленных темпов тестирования и быстрого расширения группы риска, вероятность проникновения коронавируса на территорию Таджикистана остается достаточно высокой – более того, с течением времени, она существенно возрастает.

 

Какую стратегию выбрать?

Если проанализировать международный опыт, то сегодня меры по противодействию коронавирусу можно условно разделить на три уровня или этапа: первое, это меры по предотвращению проникновения вируса на территорию страны, то есть так называемый «внешний карантин», устанавливаемый на границах; второе, меры по сдерживанию эпидемии в отдельных районах  страны, обычно уже после появления первых случаев заражения; и, наконец, введение чрезвычайного режима, установления карантина на большей части территории страны. Обычно, третий уровень применяется при масштабной пандемии, когда количество заболевших (как в Китае и Италии) преодолевает отметку в несколько тысяч человек.

Жёсткий подход Китая в изоляции подразумевает определённое ограничение в правах граждан
Фото scmp.com

Судя по всему, в Таджикистане основная ставка сегодня делается на предотвращение проникновения коронавируса на территорию страны, то есть мы находимся на первой стадии противодействия коронавируса. Между тем, правительство Таджикистана серьёзно воспринимает угрозу эпидемии коронавируса -  с самого начала предпринятые им меры носили достаточно жесткий и решительный характер.

На середину марта 2020, перечень мер предпринятых правительством, включают в себя следующие инициативы:

Первое, ограничение на въезд в Таджикистан для граждан трех стран с повышенным уровнем опасности. Агентство гражданской авиации Таджикистана направило рекомендации авиакомпаниям, которые летают в Таджикистан, не продавать билеты тем, кто планирует приехать в страну из Италии, Ирана, Афганистана, Китая и Южной Кореи. Изначально, правительство намеревалось закрыть въезд в республику для граждан 35 стран, но, в конечном счете, ограничилось списком из нескольких стран, наиболее пострадавших коронавируса.

Вместе с тем, по мере развития пандемии, список стран в группе риска постоянно дополняется. По свидетельству респондентов, в международном аэропорту Душанбе проводили тепловой скриннинг и проверяряли по компьютеру, какие страны посещал каждый приезжий по пути в республику.

Если у пассажира выявлялись симптомы заболевания или же в какой-либо из посещенных им стран уже зарегистрированы случаи заражения, то его подвергали дополнительному скринингу или даже сопровожден в карантин. В настоящее время все рейсы, и пассажирские поезда приостановлены.

Второе, тестирование – в большинстве стран с развитой медицинской инфраструктурой, тестирование на коронавирус охватывает сразу несколько сотен и даже тысяч человек в стуки. В Таджикистане такой возможности нет; поэтому, как уже указывалось выше, охват тестирования не соответствует существующему уровню эпидемиологической угрозы.

Третье, меры по предотвращению распространения внутри республики – на тот случай, если коронавирус все же успел проникнуть на территорию страны.

В первую очередь, это так называемое "социальное дистанцирование" – то есть, меры, направленные на сокращение обычных контактов между людьми. В этой связи, правительство ввело ограничения на проведение масштабных общественных мероприятий, которые могут послужить скоплению большого количества людей. Так 4 марта, Совет улемов Таджикистана обратился к религиозным деятелям с рекомендацией временно воздержаться от проведения пятничных намазов в мечетях. Было заявлено, что это делается с целью профилактики эпидемии, так как мечети не имеют возможности 6-7 раз в день проводить дезинфекции. 

По сообщению Академии наук, местные ученые наладили производство дезинфицирующих растворов, которые уже к началу марту начали поступать в медицинские учреждения столицы.

Четвертое, информационная компания по оповещению населения об опасности коронавируса и методов предохранения от заражения.

В Таджикистане, правительство привлекло к информационной компании исламское духовенство, начиная от Совета улемов до настоятелей мечетей. Имамы призывают верующих соблюдать правила гигиены, особенно при посещении святых мест, и внимательнее относиться к своему здоровью.

 

Проблемы и вызовы

Международный опыт показывает, что уже скоро в Таджикистане вполне может возникнуть необходимость и к переходу ко второй стадии борьбы с коронавирусом – то есть, сдерживанию распространения эпидемии внутри страны.

На момент написания статьи вирус уже проник в Казахстан и Узбекистан – соответственно, все больше вероятность его появления  и в соседних государствах, включая Таджикистан В любом случае, практически все государства мира, независимости от уровня эпидемиологической угрозы, сегодня пытаются сочетать как профилактику проникновения вируса, так и меры по его сдерживанию.

В случае проникновения вируса в Таджикистан, правительству также придется перенести значительную часть своего внимания и средств на задачи по сдерживанию пандемии уже внутри страны. Здесь таджикские власти могут избрать различную стратегию – от наиболее жесткой формы, как в Китае и Италии, или более мягкой, как в Англии и Швецию.

Китайский, наиболее жесткий подход, заключается в применении наиболее строгой формы социальной изоляции, максимальных ограничений контактов между людьми. Это подразумевает и определённое ограничение в правах граждан – запрет на передвижение, принудительные формы изоляции и т.д. 

Например, в Италии жителям запрещено покидать свои квартиры без уважительных причин и справки-заявления с объяснением цели нахождения на улице. В Англии намерены принудительно изолировать всех граждан старше 70 лет по мету их проживания.  Другой минус такого подхода – жесткий карантин больше бьет по экономике и торговле, а значит и по доходам населения и государства. Далеко не каждая страна имеет достаточно ресурсов для применения такой стратегии в течение длительно времени.

Наиболее оригинальный путь борьбы с коронавирусом избрала Швеция, количество зараженных в которой превысило уже 1000 человек. Шведский подход состоит в том, чтобы не препятствовать распространению вируса, позволив переболеть больным с легкой формой заражения, не перегружая систему здравоохранения. По мнению шведских медиков, это позволит им сконцентрировать свои усилия на пациентах с тяжелой формой болезни, чтобы предотвратить летальные случаи.

Как бы то ни было, переход к следующему уровню противодействия пандемии, потребует от таджикского правительства скорейшего разрешения целого ряда вопросов и вызовов, таких как:

Во-первых, отсутствие необходимой инфраструктуры: де- факто, в стране существует лишь одна лаборатория, которая в полной мере отвечает международным стандартам биобезопасности и требованиям по проведению качественного тестирования. Это касается также и оборудования по тестированию и анализу, наличия тест-систем по коронавирусу и спецсредств по биобезопасности.

Уже сейчас, одной из самых насущных проблем является недостаток необходимых средств и материалов – прежде всего, для медперсонала, включая маски со специальным фильтром, специальные медицинские комбинезоны, перчатки, костюмы, одноразовые простыни, бахилы и т.д. Однако, на стадии сдерживания требуется огромное количество спецсредств для гражданского населения, в первую очередь, масок и средств для дезинфекции. 

Именно в широком использовании и распределении среди населения дезинфицирующих средств, многие эксперты видят в залог успешной борьбы с пандемией. Поэтому, в Китае литровые емкости со спиртом разносили бесплатно по квартирам и раздавали в общественных местах. В Швеции, дезинфицирующие средства находятся в свободном доступе в местах скопления людей – начиная от магазинов до учебных и спортивных заведений.

Во всех странах, охваченных пандемией, специальные бригады проводят регулярные дезинфекцию транспорта, магазинов, метро и т.д. Все это, конечно, требует налаживания массового производства спецсредств внутри страны, так как в условиях пандемии их поставки из-за рубежа становятся невозможными.

В Таджикистане средство для дезинфекции приводит только одна лаборатория, но произведенной продукции едва хватает для обеспечения медицинских учреждений. Соответственно, пока речь не может идти о масштабном применении этих средств или обеспечении ими потребностей широких слоев населения в случае эпидемии.

Во-вторых, недостаток квалифицированных и подготовленных кадров, которые могли бы использовать тест-системы по коронавирусу. В республике существует всего лишь одна –две группы квалифицированных эпидемиологов, способных работать с поставляемыми из-за рубежа тест-системами по коронавирусу.

В-третьих, специфика транспортной системы в столице республике – где основную нагрузку по перевозке пассажиров берут на себя небольшие маршрутные такси, рассчитанные на 12 человек. На самом деле, в такие мини-автобусы обычно набирают пассажиров намного больше установленного лимита, что превращает их, в случае пандемии, в настоящий рассадник заражения.

Кроме того, город и его транспортная система были построены таким образом, что жилые микрорайоны расположены в удалении от основных административных, учебных и торговых центров. В результате, любые попытки ограничить общественный трафик (например, по использованию маршруток) в городе неизбежно приведет к транспортному коллапсу – и, как следствие, нанесут серьезный урон городской экономике.

Здесь кроется еще один серьёзный вопрос – как возможная вспышка коронавируса и меры по его сдерживанию, скажутся на экономике страны и уровне жизни населения? Во всех странах, пораженных коронавирусом, наблюдается существенный спад экономики; паника и тревожные настроения заставляют население скупать продукты первой необходимость.

В Душанбе велика нагрузка на общественный транспорт
Фото Asia-Plus

Закрытие торговых центров, рынков, кафе и ресторанов приводит к снижению экономический активности и доходов бизнеса. Все это, в конечном счете, приводит к дефициту, инфляции и бьет по уровню жизни населения, существенно повышая градус социально напряжения в обществе.

 

Что делать?

В ситуации возрастающей угрозы пандемии коронавируса на первый план выходит вопрос о дальнейших шагах таджикских властей. Если проанализировать опыт других стран, ставших жертвами пандемии, то можно выделить следующий перечень первоочередных мероприятий по профилактике и сдерживанию коронавируса, которые уже доказали свою эффективность:

Первое, введение различных форм карантина и «социального дистанцирования» внутри страны в качестве основной методики борьбы с коронавирусом: опыт Китая, Италии и Испании показал, что при первых серьезных признаках пандемии, следует без промедления вводить карантин – чем раньше, тем он будет эффективнее. Многие эксперты предлагают вводить отдельные элементы карантина в качестве превентивной меры даже до появления первых случаев заражения – например, при резком повышении эпидемиологической угрозы в регионе, расширения пандемии в соседних странах и т.д.

В этом случае, речь может идти о частичном закрытии учебных заведений, ограничении трафика, временного закрытия части торговых и коммерческих точек. Вместе с тем, введение полного карантина в Таджикистане пока еще не выглядит целесообразным – так как может нанести слишком серьезный ущерб и без того уязвимой экономике страны.  Точно также, из-за разницы в системах здравоохранения, в Таджикистане маловероятно и применение шведского «мягкого» подхода – тем более, что он подвергается резкой критике и в самой Швеции.

Второе, подготовка кадров: таджикским властям следует уже давно озаботится подготовкой и формированием дополнительных групп врачей и вирусологов, способных проводить тестирование в условиях эпидемии. Этому аспекту сегодня уделяют особое внимание все страны – как с жестким, так с мягким подходом к борьбе с коронавирусом. Как уже говорилось выше, в Таджикистане темпы тестирования слишком медленные, не в состоянии охватить даже имеющуюся на сегодня относительно небольшую группу риска.

Третье, подготовка инфраструктуры, необходимого оборудования и средств: как правило, сюда входит создание дополнительных койко-мест в медицинских учреждениях, оснащение и введение в действие нескольких новых лабораторий для тестирования (одной существующей уже явно недостаточно), закупка тест-систем и так далее. В зонах пандемии особое внимание уделяют средствам дезинфекции – все общественные места снабжаются моющими средствами, дезинфицирующими растворами и так далее. Например, в некоторых европейских городах на входе в каждое здание в открытом доступе располагаются специальные дезинфицирующе салфетки для открытия дверей подъездов и вызова лифтов.

В Таджикистане следует уже сейчас разворачивать производство средств дезинфекции, масок и т.д. – как уже говорилось выше, в связи с пандемией надеяться на поставки из-за рубежа не приходится.

Четвертое, мероприятие по снижению социального напряжения и нагрузки на экономику как оказалось, бедные и социально уязвимые слои населения больше всего страдают в ходе пандемии. Другой особо уязвимой группой являются представители малого и среднего бизнеса. В связи с чем, во многих странах- жертвах пандемии, осуществляются программы по поддержки неимущих, малого бизнеса, временного снижения налогов, недопущении инфляции и так далее.

Фото Asia-Plus
Все попытки официальных органов контролировать розничные цены приводили лишь к обратному результату – то есть к дефициту товаров инфляции.

Как правило, в Таджикистане контроль над ценами на товары первой необходимости осуществляются непосредственно на базарах и торговых точках. Однако, в таджикских условиях розничная цена чаще всего зависит не от самого торговца, а от двух трех компаний- поставщиков, которые монополизировали импорт продуктов массового потребления.

Поэтому, все предыдущие попытки официальных органов контролировать розничные цены приводили лишь к обратному результату – то есть к дефициту товаров инфляции. Поэтому, в условиях пандемии таджикским властям, для достижения желательного результата, придется перейти к другой стратегии – а именно, к регулированию оптовых цен у поставщиков монополистов.

Таким образом, и опыт других стран это вполне подтверждает, в условиях пандемии, существенно возрастает роль правительства и официальных органов. Именно от слаженности и эффективности их действий зависит конечный результат в борьбе против пандемии.  

В связи с этим, многие политологи и эксперты считают, что пандемия коронавируса представляет своего рода экзамен для власть имущих – политических и экономических элит как на национальном, так и на глобальном уровне. Вполне возможно, что к концу пандемии политико-экономическая ситуация во многих странах кардинально изменится – в зависимости от того, как те или иные политические элиты и правительства сдадут этот тест на профпригодность.

Весной нас удобно читать в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.Дзен и OK.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.