Одному из звездных футболистов легендарного «Памира» Вазгену Манасяну 13 марта исполняется 60 лет.  Сегодня он живет и работает в Ташкенте. А когда-то он 14 лет отдал "Памиру". 

Вазген, как и многие сверстники, начинал играть в футбол в душанбинских дворах. В 1968 – 1970 участвовал во всесоюзных соревнованиях «Кожаный мяч». Потом записался в детско–юношескую спортивную школу № 5 при стадионе «Спартак». Занимался у Валерия Файзрахманова и Валерия Корчеева.

В сентябре 1979 года его пригласили в «Памир». Поскольку дозаявить его было невозможно, то Манасян играл за дубль, где проявил бомбардирские качества.

С 1980 года – в основе команды. В первый же сезон отыграл все 46 матчей первенства и забил 16 мячей. 

С 1975 по 1979 год учился в Таджикском политехническом институте и одновременно играл за институтскую команду в первенстве Таджикистана.

Asia-Plus

Об этом периоде Вазген Игнатович вспоминает забавный случай:

«Играли в Кемерово. В конце матча мы заработали пенальти. Я вызвался бить 11–метровый. Подошел к «точке», пробил – вратарь поймал. Матч закончился вничью – 0:0. Мы приехали в Душанбе, а мой партнер по команде Александр Азимов сдавал экзамен по гигиене в ТИФКе. Преподаватель никак не ставил ему оценку. Азимов  попросил помочь ему сходить вместе с ним в институт. Мы пришли в ТИФК, зашли на кафедру и говорю: «Муаллим, помогите Азимову, последний курс». А он мне в лоб отвечает: «С тобой, Вазген, я разговаривать не буду. Ты сначала пенальти научись бить». Я тут же у него спросил: «А вы можете бить пенальти?» «Могу!» – утвердительно ответил строгий муаллим. Пришли к выводу, что он будет бить мне 11–метровый. Вышли на институтский стадион. Преподаватель поставил мяч на «точку», разбежался, и с носка как дал в «девятку»! Была перемена, и народ собрался порядка 300–400 человек. Студенты начали кричать: «Раз в год и палка стреляет». Разгневанный муаллим усмехнулся и решил перебить  11–метровый. «Если сейчас забью, то Азимова из института отчислят!», сказал доцент. К моему счастью, на этот раз муаллим пробил мимо. Но все равно оценку не поставил. Сказал, что если мы выйдем в Высшую лигу, то только потом поставит «тройку» Азимову. Свое обещание он сдержал, когда мы выиграли у «Даугавы» – 2:0.    

Манасян - третий бомбардир за всю историю первой лиги СССР (120 мячей за 376 игр в составе «Памира»). В высшей лиге СССР провел 49 матчей и забил 3 мяча.

О том, как он оказался в «Памире», Манасян рассказал следующее:

"В 1979 году после одного из матчей, который мы играли в Колхозабаде, тренер Султон Мирзоев рекомендовал меня Марку Исаевичу Тунису, возглавлявшему тогда команду «Памир». Так я оказался в дублирующем составе «Памира». Я опоздал на первую же игру, так как в тот день был экзамен по иностранному языку. А играли против «Спартака» (Орджоникидзе). Прибегаю на стадион, навстречу идет Хаби Олег Иосифович, второй тренер. Говорит: «Иди, переодевайся, мы тебя внесли в заявку». Во втором тайме меня выпустили на поле. Я за «дубль» отыграл весь второй круг и забил 16 мячей. С 1 сентября 1979 года начал выходить на основу. Так провел свою жизнь в «Памире» до 1992 года".

В  сезоне 1986 года, забив 27 голов, стал обладателем «Стреляющей бутсы» – приза газеты «Комсомолец Таджикистана» для самого результативного бомбардира первой лиги сезона.

«Предложения о переходе в команды высшей лиги  были. Но и «Памир» ставил задачу по выходу в высшую лигу. Потом, в составе «Памира», удалось поиграть в союзной высшей лиге три сезона с 1989-й по 1991 год», - рассказывал Вазген Манасян.

После распада СССР в апреле 1992 он покинул «Памир» и перешёл в «Зенит».

«В «Зените»  я провел всего 4 игры. В игре со «Спартаком» мне шипами наступили на ахиллово сухожилие. Последняя игра перед перерывом круга у нас была с «Торпедо». «Я вышел на уколах, сыграл 20 минут, но боль была страшной. Во время летней паузы вроде бы травму залечил, но как назло в контрольной игре опять получил травму. Обследование показало, что у меня частичный разрыв сухожилия. Врачи мне сказали: «Или ты разорвешь лавсан, или на два месяца надеваешь сапог».  Поговорил с тренером, и по обоюдному согласию с клубом расторгнул контракт», - вспоминает Манасян. 

В 1992 году за сборную Таджикистана  сыграл один матч.

Затем провел несколько сезонов в командах Украины и России в качестве игрока и тренера. 

В начале 2011 года назначен главным тренером ташкентского «Локомотива», клуба первой  лиги чемпионата Узбекистана по футболу.

В настоящее время Вазген Манасян работает в тренерском штабе ташкентского «Локомотива».

О подготовке нового поколения футболистов у ветерана  «Памира» есть свое особое мнение. Ему нравится пример Голландии.

«Голландцы  взяли на вооружение советскую систему подготовки футболистов, и теперь их специалисты нарасхват. Они сами признаются в этом. Советская школа была одной из самых сильных в мире. Все хорошее не должно забываться», - рекомендует он.

Справка «АП»: Манасян Вазген Игнатович, родился 13 марта 1958 года в Душанбе. Играл на позиции нападающего. Мастер спорта СССР (с 1988 г.).

Выступал за команды: «Памир» (Душанбе, 1979-1991), «Зенит» (Санкт-Петербург, 1992), «Ворскла» (Полтава, 1992-1994), «Нива» (Мироновка, 1995), «Индустрия» (Боровск, 1996), «ФК «Полтава» (Полтава, 1997-2000).

Вдовец, двое детей. Старшая дочь Ольга и сын Арсен. Ольга работает главным педиатором Полтавской области. Арсен Манасян также избрал профессию футболиста. Играл в командах, где тренером работал его отец – «Черноморец» (Новороссийск), «Сталь» (Днепродзержинск) и других.