Профессионально ездоков в Таджикистане уже давно не готовят – нет инвесторов, которые бы поддержали этот спорт, а и в качестве хобби есть только одно место, где вас научат.

Во времена СССР в Таджикистане действовала сильная детско-юношеская спортивная школа верховой езды, ученики которой участвовали в союзных чемпионатах и завоевывали медали. Сейчас мы ничего не слышим о наших спортсменах и жокеях. Решили узнать.

 

Школы верховой езды нет, потому что…

На столичном ипподроме каждый день молодые люди наматывают круги на лошадях. Со стороны может показаться, что обучение в самом разгаре. Как бы ни так. На самом деле это профессиональные участники скачек. А учеников здесь давно нет.

Фото Asia-Plus

Никакой школы верховой езды уже нет, и всему виной отсутствие финансирования.

Тренер по верховой езде Бахриддин Кадамов, которого все зовут просто Борисом, работает здесь уже давно. Он сам является серебряным призером по конкуру в составе сборной Таджикской ССР, той самой, в которой достиг своих побед знаменитый тренер - Александр Вагнер. По его словам, основной проблемой, мешающей развитию конного спорта, является нехватка конной экипировки, а также барьеров для конкура.

«У нас территория большая и при желании возродить школу и конкур проблем не составит, но у нас нет плотников, которые смогут взяться за эту сложную работу – возведение барьеров. Седел тоже нет, потому что для конкура нужны специальные седла с подушками, которые будут держать жокея в седле после резких прыжков лошади. Есть только скаковые, но они вообще не предназначены для конкура» - говорит Бахриддин.

Айниддин, тренер с 40-летним стажем говорит, что все лошади в конюшнях сейчас заточены на две «программы»: скачки и «бузкаши».

«Проблема в менталитете, нашим людям не очень интересна профессиональная верховая езда (конкур, троеборье). Им нужно зрелищ и это с лихвой окупают скачки и «бузкаши». Чтобы заниматься конным спортом, нужно проводить на ипподроме минимум 3 дня в неделю. На первых занятиях обучают не кататься или скакать на лошади, а общению с животным. Лошади очень умные, они чувствуют ваш страх, вашу любовь. Поэтому важно вначале наладить контакт, а потом он станет лучшим другом для вас», - говорит Айниддин.

Фото Asia-Plus

А еще, в советское время была налаженная система детско-юношеских спортивных школ. Сейчас ее нет. Поэтому работники ипподрома тренируют самих лошадей.

 

«Конный спорт это не про деньги»

Бахриддин, в отличие от Айниддина, считает, что интерес к спорту есть.

«Часто приходят на ипподром и спрашивают о конкуре. Я им говорю, что нет у нас таких условий. Нет барьеров, лошадей особых пород. Для конкура лучше всего подходит ганноверская или английская порода, у нас таких мало. В основном полукровки, смесь английской с таджикской. Для скачек они довольно хороши» - говорит он.

По его словам, прошлым летом его бывшая ученица пыталась возродить высшую школу верховой езды, но у нее ничего не вышло.

«Сайёра очень много побегала для того, чтобы это организовать. Необходимо разрешение мэрии, администрации. Много бумаг. Но у нее что-то не получилось. Я не знаю, в чем была проблема. Но если кто-то сможет взяться за это дело и найти спонсора, все остальное не будет проблемой. Я найму тренеров. При желании можно и существующих лошадей натренировать, для начала. Главное найти экипировку, барьеры и разрешение на создание школы» - говорит Бахриддин.

Фото Asia-Plus

Мы поговорили с самой Сайёрой. Она очень любит конный спорт, хотела возродить его, чтобы ребятам было, где заниматься.

«Прошлым летом я пыталась возродить высшую школу верховой езды, наподобие «Хосилота», которая действовала во времена СССР. Наш мэр любит лошадей, и получить разрешение в мэрии было несложно. Администрация ипподрома также пошла мне на встречу и с большим желанием отозвалась на мою идею. Но, к сожалению, мы не смогли привлечь достаточно финансирования. Был один иранец, который хотел получать большую часть прибыли.

Но это не про деньги, а про спорт. Мне не важна коммерция. Он считал иначе и отказался от проекта. Пыталась привлечь государственные средства. Но пока ничего не получается. Основная статья расходов - это экипировка, конкурное поле и зарплата тренерам. У меня и план готов, но нет денег на реализацию» - сетует Сайёра Бободжонова.

Если Сайёре или кому-то еще  - неравнодушному удастся привлечь финансирование, наша страна могла бы возродить этот благородный вид спорта.

 

Ну, а как быть любителям?

На вопрос о том, что необходимо обычному любителю, чтобы научиться кататься на лошади, Айниддин отвечает: желание.

«Если вы хотите просто покататься на лошади, научиться сидеть верхом, это не проблема, мы научим. Необходимо предварительно договориться с руководством «Наврузгох», затем вам выделят более спокойную лошадь и сопровождающего. Вам не позволят в одиночку кататься, потому что это может быть довольно травмирующим опытом», - говорит он.

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.Дзен и OK.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.