В банковской системе Таджикистана в течение почти уже месяца ощущается нехватка сомони, из-за чего люди не могут получить своевременно денежные переводы. НБТ пока еще не разъясняет ситуацию, а специалисты связывают данное явление с целенаправленной политикой регулятора, направленной на укрепление курса национальной валюты.

Филиалы банков в некоторых регионах республики, в частности в Кулябской группе районов и районов республиканского подчинения с конца минувшего месяца испытывают трудности с наличными сомони. В связи с этим люди не могут получать денежные переводы, которые в основном отправляются работающими в России мигрантами.

Дело в том, что с 2016 года распоряжением НБТ переведенные в республику денежные средства в рублях выдаются исключительно в сомони, а около 90% всех переводов поступают именно в российской валюте.

Жители города Куляба и прилегающих к нему районов жаловались, что в течение последних  дней приходят за своими деньгами, а запасы банков заканчиваются еще до обеденного перерыва. В итоге, деньги достаются только нескольким счастливчикам, а остальным приходится надеяться на завтрашний день.

Практически такая же ситуация складывается и в близлежащих к столице административных-территориальных делениях: Турсунзаде, Вахдате, Файзабаде и другие.

За разъяснением ситуации в начале этой недели обратилось «АП» к Национальному банку, однако какой-либо ответ в течение вот уже пяти дней не получен.

 

Сжатие денежной массы

Большинство экспертов, к которым мы обратились, не смогли дать внятные комментарии.

Некоторые считают, что это является попыткой выжить с рынка определенные банки, другие полагают, что регулятор добивается этим перейти на безналичный расчет для более эффективного контроля за финансовыми потоками и так далее.

Однако специалист в банковском секторе на условиях анонимности сказал, что регулятором целенаправленно производится сжатие или сокращение денежной массы (денежное предложение или наличных денег, находящихся в обороте, - прим. ред.), чтобы сдерживать сомони от дальнейшего обесценивания в условиях острой нехватки иностранной валюты. 

«Вы наверно заметили, что разница между официальным и рыночным курсом доллара незначительна - всего 1-2 сомони? Чтобы добиться этого, регулятору пришлось искусственно уменьшить денежную массу», - отметил он.

Специалист подчеркнул, что данный монетарный инструмент воздействия на массу денег НБТ стал использовать после того, как в конце минувшего месяца пришлось резко изменить официальный курс нацвалюты к доллару – с 9,43 сомони за 1 доллар до 9,70.

«Нацбанку ничего больше оставалось, как удерживать курс национальной валюты, так как проводить интервенции регулятор не в состоянии из-за скудности золотовалютных запасов», - сказал он.

 

Опасная для экономики затея

Эксперты считают, что сжимая денежную массу, Национальный банк, таким образом, может препятствовать развитию экономики.

«При неправильном применении государством инструмента регулирования денежной массы могут пострадать отдельные банки, нехватка наличности автоматически влияет на реальный сектор экономики, на производительность», - отметил экономист Зафар Носиров.

Он подчеркнул, что доступ бизнеса в стране к финансовым ресурсам из-за дороговизны банковских кредитов и так ограничен.

«Искусственное сокращение денежной массы в таких условиях может привести к разорению многих бизнесменов. А потерянный бизнес – это потерянные рабочие места и налоги, не оказанные услуги и не произведенные товары и так далее», - сказал эксперт.

«В любом случае, - успокоил специалист, - думаю, что в Нацбанке отслеживают ситуацию, и, наверняка, уже занимаются ее разрешением».

Осенью нас модно читать в TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.Дзен и OK.