Налоговый комитет Таджикистана написал ответ на статью «Пять проблем таджикского предпринимателя, которые так и не удалось решить», опубликованный 14 октября 2021 года на сайте «Азия-Плюс».

 

О налоговом бремени

«В статье отмечается, что «Налоговая нагрузка на бизнес в Таджикистане после принятия действующего Налогового кодекса в 2013 году несколько снизилась, но республика всё еще остается среди стран с высоким уровнем налогообложения предпринимателей.

По последним данным Всемирного банка, среднее предприятие в Таджикистане тратит около 65% своих доходов на налоги и другие обязательные сборы».

Прежде всего, следует отметить, что действующий Кодекс был принят не в 2013 году, а в 2012 году и вступил в силу в 2013 году. Кроме того, в статье не указывается год, к которому относятся «последние данные Всемирного банка» (поскольку это важный фактор), или какие субъекты имеет в виду автор под термином «средние предприятия».

Таким образом, с самого начала статья строилась на общих и необоснованных обсуждениях, без учета положений налогового законодательства, методологии Всемирного банка и даты ее заключения.

Фактически, в соответствии с положениями действующего Налогового кодекса Республики Таджикистан и поправками, внесенными в последующие годы, в нем предоставлено множество льгот и упрощений для стимулирования бизнеса и инвестиций, особенно в производстве, что снизило налоговую нагрузку для субъектов предпринимательства.

Кроме того, за этот период в результате реформ, проведенных в соответствии с «Программой развития налогового администрирования на 2011-2019 годы», было введено более 60 видов услуг для налогоплательщиков в электронном виде и усовершенствовано налоговое администрирование (полная информация о многочисленных налоговых льготах доступна на сайте Налогового комитета, и Налоговый комитет неоднократно публиковал подробную информацию об этих льготах в СМИ).

В целом, налоговые льготы (налоговые и таможенные), направленные на поддержку инвесторов и предпринимателей, имеют важное значение в действующем законодательстве, и, согласно анализу Международной финансовой корпорации, 85% всех льгот являются фискальными льготами, а 15% - нефискальными.

К сожалению, эта информация не была принята во внимание автором статьи, что свидетельствует о нереалистичности позиции автора и его незнании оценочного периода Всемирного банка и проводимых правительством реформ, в том числе, в сфере налогообложения.

В этой связи необходимо отметить, что цифра, указанная в статье, относится к отчету Всемирного банка за 2018 год, а в последующий период налоговое законодательство было усовершенствовано и приняты конкретные меры по совершенствованию налогового администрирования, в результате чего были упрощены условия выполнения налоговых обязательств для субъектов предпринимательства, которые стали более упрощенными и удобными, а также привели к снижения налоговых нагрузок.

Следует отметить, что в мировой практике для определения бремени налоговой нагрузки в зависимости от цели и задач анализа, используются несколько принципов и методологий, которые полностью отличаются друг от друга.

Таким образом, согласно методикам соответствующих международных организаций (в том числе Всемирного банка) по определению удельного веса совокупности налогов и обязательных платежей, оценка положения Республики Таджикистан в их рейтингах различается.

Согласно методологии Всемирного банка по расчету бремени налоговой нагрузки на производственное предприятие, в коммерческой прибыли производственного предприятия определяется удельный вес совокупности налогов и обязательных платежей.

В соответствии с той же методологией Всемирного банка, коммерческая прибыль производственного предприятия рассчитывается путем умножения установленного Всемирным банком коэффициента (59,4) на общий национальный доход в среднем на душу населения.

Со стороны нескольких стран были высказаны замечания по поводу несовершенства и нереалистичности этой методологии по оценке деловой среды (Информация по данному вопросу публиковалась в различных СМИ, в том числе, 5 ноября 2019 г. и 16 и 17 сентября 2021 г. соответственно на сайтах www.kommersant.ru и knеws.kg).

Поэтому в ответ на замечания государств и с учетом несоответствия данных в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса» за последние годы, руководство ВБ прекратило разработку и публикацию отчета «Ведение бизнеса» (информация об этом была опубликована в соответствующих СМИ, в том числе 16 сентября 2021 года на официальном сайте Всемирного банка (www.vsemirnyjbank.org). 

Следует отметить, что в последние годы неоднократное отображение налоговых ставок в Республике Таджикистан на более высоком по сравнению с реальным уровнем, отрицательно сказывается на привлечении инвестиций и может привести к снижению влияния государства на международной арене по вопросу создания благоприятной среды для предпринимателей.

По поводу высокого налогового бремени обращаем внимание автора на то, что субъекты предпринимательства (в том числе производители товаров), работающие по упрощенной системе налогообложения (возможно, автор под термином «средние предприятия» имеет ввиду такие субъекты), согласно положению главы 43 Налогового кодекса, налог от общего дохода рассчитывают и уплачивают в госбюджет только по упрощенной системе налогообложения  на безналичные операции по ставке 4%, наличные операции по ставке 5% или при выборе метода «дохода - минус расходов», по безналичным операциям в размере 13% и по наличным операциям - 14% (а не 65%).

В соответствии с положениями 17 и 25 Налогового кодекса субъекты производственной деятельности, подпадающие под общую систему налогообложения, начисляют и уплачивают следующие налоги на налогооблагаемую прибыль (объект): налог с прибыли по ставке 13 процентов, налог с пользователей дорог по ставке 0,25 процента и налог на социальное страхование по ставке 25 процентов в качестве страховщика (согласно методологии Всемирного банка, при расчете удельного веса совокупности налогов и обязательных платежей в коммерческой прибыли предприятия налог на добавленную стоимость (18 процентов) не учитывается).

Для сведения обращаем внимание автора статьи и других экспертов на то, что в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 02.01.2020 №1676 из статьи 109 Налогового кодекса исключена ставка 1 процент налога на общую прибыль организаций.

То есть, согласно данной поправке, независимо от того, является ли годовая финансовая деятельность предприятия убыточной или сумма налога на прибыль составляет менее 1% от дохода предприятия, предприятие больше не обязано платить налог на прибыль от общей своей годовой прибыли с расчетом не менее 1 процента и уплатить в бюджет.

Эти изменения снизили налоговую нагрузку на прибыль производственных предприятий, и если отчет Всемирного банка «Ведение бизнеса» будет продолжен, в нем будет совершенно другой (более низкий) показатель налогового бремени. В любом случае, несмотря на прекращения подготовки отчета «Ведение бизнеса», реальная налоговая нагрузка в Республике Таджикистан в настоящее время значительно снижена по сравнению с предыдущими годами, и автор статьи должен был учитывать этот фактор.

Следует отметить, что налоговое законодательство Республики Таджикистан (как и налоговое законодательство других стран) является одним из самых сложных институтов законодательства Республики Таджикистан и требует специальных знаний и практического опыта для определения структуры налога и налогообложения.

Поэтому Налоговый комитет в целях ознакомления граждан и налогоплательщиков, в том числе представителей СМИ, с положениями налогового законодательства (в первую очередь о налоговых льготах и упрощениях и ​​правах налогоплательщика) на своем официальном сайте (www.andoz .tj).) разместил все материалы по налогам и налогообложению, которыми граждане и налогоплательщики могут пользоваться без каких-либо ограничений.

Однако, к сожалению, информация в статье о том, что якобы в настоящее время 65% доходов предпринимателя уходят на уплату налогов и других обязательных платежей, не имеет правовой основы и в корне ошибочна и означает, что автор не учел результаты реформ, проводимых правительством Республики Таджикистан, в том числе, в сфере налогообложения.
фото Радио "Озоди"

 

О налоговых проверках

В статье отмечается, что по словам представителей малого и среднего бизнеса и руководства юридической компании «Химоя», налоговики регулярно проводят проверки деятельности предпринимателей и даже якобы незаконные проверки.

В этой связи следует отметить, что фактически такие выводы о деятельности налоговых органов не имеют ни правовых, ни объективных оснований. Поскольку налоговое законодательство (главы 5 и 6 Налогового кодекса) и Инструкция о проведении налоговых проверок (данная инструкция размещена на сайте Налогового комитета и доступна для всех) полностью и конкретно устанавливают формы налогового контроля, порядок, процедуры, сроки, планирование и процесс проведения налоговых проверок и при назначении и проведении налоговых проверок руководство Налогового комитета постоянно контролирует соблюдение этих положений должностными лицами налоговых органов.

В соответствии с положениями Налогового кодекса и указанной Инструкции, все налоговые проверки проводятся на основании соответствующего приказа налоговых органов и проведение проверки деятельности субъекта предпринимательства без такого приказа невозможно.

Любые документальные налоговые проверки обязательно будут зарегистрированы в Регистрационной книге проверок, которая налоговыми органами бесплатно предоставляется каждому субъекту предпринимательства.

Следует отметить, что, несмотря на создание благоприятных условий для предпринимательства и инвестирования, упрощение и удобства расчета и уплаты налогов в результате цифровизации отрасли и внедрения услуг в электронном виде, к сожалению, некоторые хозяйственные субъекты по-прежнему намеренно нарушают закон.

В частности, без регистрации в налоговых органах занимаются незаконной коммерческой деятельностью или даже если они зарегистрированы в государственных органах, скрывают свои объекты налогообложения, вовремя не представляют свои налоговые декларации, вовремя и в полном объеме не платят в госбюджет начисленные суммы.

За 9 месяцев 2021 года в результате проведения операционных проверок в установленном порядке выявлено более 3,5 тысяч случаев незаконной предпринимательской деятельности физических лиц без постановки на учет в налоговых органах, которых в ходе проверок официально зарегистрировали в налоговых органах и обеспечили их патентами или свидетельствами о предпринимательской деятельности.

Как видно из выше приведенных цифр, несмотря на то, что налоговое законодательство устанавливает принцип независимого расчета и уплаты налогов, ряд налогоплательщиков проявляют низкую налоговую культуру, и до того времени пока налоговые органы не проведут с ними работы по установленным порядкам законодательства, не обеспечивают выполнения своих налоговых обязательств.

В этой связи следует отметить, что в целях обеспечения соблюдения налогового законодательства Республики Таджикистан по правильному расчету, своевременной и полной уплаты суммы налогов в госбюджет,  налоговые органы в соответствии с налоговым законодательством обязаны в соответствии с положениями законодательства принимать меры по отношению хозяйствующих субъектов, допустивших нарушения в налоговом законодательстве.

Следовательно, не исключено, что в случае, упомянутом в статье, существует вероятность налоговых нарушений, которые привели к посещению субъекта налоговыми органами.

Напомним, что для предотвращения неправомерных (или бездействии) действий налоговиков в Налоговом комитете созданы Контактный центр с упрощенными номерами телефонов «151», «152» и телефон доверия председателя Налогового комитета.

Граждане и налогоплательщики могут воспользоваться этими возможностями и уведомлять руководство Комитета (даже не называя своих имен и фамилий) о бездействии или нарушениях законодательства со стороны налоговых органов (в частности, в случае, описанном в статье, если существовал такой случай, предприниматели могли бы воспользоваться этой возможностью, также следует отметить, что представитель компании «Химоя» не назвал имя предпринимателя руководителю центрального аппарата, чтобы в случае нарушения закона руководство Налогового комитета в соответствии с законодательством принял меры в отношении сотрудников).

По поводу проверок отметим, что практическая реализация «Программы развития налогового администрирования на 2011-2019 годы» и внедрение цифровизации отрасли в ее рамках, позволили максимально ограничить налоговые проверки, предотвратить необоснованные и внеплановые проверки, и в то же время повысить эффективность налоговых органов при проведении налоговых проверок.

Исходя из этого, начиная с 2013 года, планирование и проведение проверок налоговыми органами будет осуществляться в соответствии с международной практикой с использованием метода Системы управления рисками, согласно которому для проверки будут отобраны налогоплательщики, деятельность которых подвержена высокому риску несоблюдения налогового законодательства.

То есть, на основании полученной информации и ее обработки, в первую очередь, для проведения налоговой проверки будут выбраны налогоплательщики, нарушившие налоговое законодательство, в частности, вовремя не представившие налоговые декларации, в полном объеме и в срок не уплатившие начисленные суммы, ввозившие товары на территорию Республики Таджикистан, но не представлявшие декларации об их дальнейшей реализации, либо представившие декларацию, но в нем не полностью отражен реальный объем импорта товаров, занижавшие стоимость товаров по сравнению с другими налогоплательщиками, работающими в этом секторе, постоянно подводившие итоги своей деятельности с убытками и так далее.

Проверки деятельности налогоплательщиков с учетом критериев риска и других ограничений, предусмотренных законодательством в отношении проверок, а также ограниченного количества проверяющих (в соответствии со своими должностными обязанностями только 50 сотрудников налоговых органов имеют право проводить комплексные проверки), налоговые органы могут ежегодно комплексно проверять деятельность только 2-3% налогоплательщиков, которые работают в общих и упрощенных системах налогообложения (в том числе, индивидуальные предприниматели по свидетельству) и согласно установленному порядку находятся в положении риска, и если запланирована проверка их деятельности. 

Поэтому, доля проверок по отношению к общему количеству хозяйствующих субъектов постепенно снижается, и если в 2018 году этот показатель составлял 2,8%, то в 2019 году снизился до 2,3%, а в 2020 году - до 1,5%.

 

По вопросу «несправедливых» налоговых льгот

Оценка предлагаемых льгот показывает, что в результате поддержки и стимулирования приоритетных секторов экономики в установленном порядке, создаются и постепенно развиваются новые производственные субъекты, в которых создаются новые рабочие места.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что статья, размещенная на сайте «Азия-Плюс», к сожалению, была подготовлена ​​без достаточного обоснования, без точного анализа и изучения и не соответствует действительности.

Налоговый комитет на пресс-конференциях и других встречах с представителями СМИ постоянно подчеркивает, что готов к сотрудничеству с ними и надеется, что такое сотрудничество будет укрепляться с целью предоставления экспертам, налогоплательщикам и гражданам как можно более полной и точной информации о фактическом состоянии исполнения налогового законодательства».

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на TelegramWhatsappImo по номеру +992 93 792 42 45.