Как в Канибадаме ровно 90 лет назад остановили поезд всесоюзного старосты Михаила Калинина.
В 1917 г. таджикская часть Ферганской долины – от Ходжента до Канибадама, Ашта и Исфары - вошла в состав Туркестанской республики, а в конце 1924 г. она стала частью Узбекистана. Этот регион мог бы повторить судьбу Самарканда и Бухары и так и остаться вне образованного в 1924 г. Таджикистана…
Если бы 8 февраля 1925 года, поезд «Всесоюзного Старосты» Михаила Калинина не был бы остановлен на железнодорожной станции Мельниково (ныне станция Канибадам) местными жителями. Они требовали придать их району статус "автономии" или присоединить его к Таджикской АССР. Как происходило это народное волеизъявление, и каково его значение?
Немного истории.
По мнению историка Камолудина Абдуллаева, таджикская часть Ферганской долины с центром в Канибадаме представляет собой самый крайний северо-восточный форпост персоязычного населения Средней Азии. Ведь далее, на правом берегу Сыр Дарьи простираются территории преимущественного тюркского обитания. В 19 веке Канибадам представлял собой город сплошного таджикского населения, окруженный кишлаками среди которых было немало узбекских. Уровень грамотности здесь был одним из самых высоких к Средней Азии. Канибадамцы славились знанием языков, каллиграфии, их охотно включали в состав дипломатических и торговых миссий в Кашгар. В 1914 г. в этом районе насчитывалось восемь медресе и более двух десятков школ чтецов Корана (корихона). Количество мактабов для мальчиков и девочек в районе равнялось 105. В медресе, корихона и начальных школах проходили обучение примерно 2 500 человек. После революции, в январе 1918 г. Канибадам вошел в состав Кокандского уезда Ферганской области Туркестанской АССР. Ферганская область, в отличии от Самаркандской, куда вошел Ходжент, была преимущественно узбекской. Помимо недовольства, связанного с возможным ущемлением национальных прав и притеснения языка народа, имелись и проблемы, связанные со снабжением, государственным управлением и образованием. Выделенные из областного центра и Ташкента товары и средства просто не доходили до Канибадама, оседая в Коканде. Для получения одного документа жителям приходилось по нескольку раз бывать в центре области. Все это вызывало недовольство жителей района. После национального размежевания 1924 г. ситуация еще более обострилась, так как канибадамцы обнаружили себя в составе Узбекистана, руководство которого взяло курс на «узбекизацию» таджикских сообществ.
Рассказывает ветеран архивного дела, Заслуженный работник Таджикистана, Шамсиддин Зохидов (ныне покойный).
- В бывшем Центральном партийном архиве Института Марксизма-ленинзма при ЦК КПСС, (известном ныне как Российский Центр Хранения и Изучения Документов Новейшей Истории) имеется текст «Заявления трудящихся Канибадама т. Сталину, копии – Зеленскому (ответсекретарю по Средней Азии) и Имамову (ответсекретарю оргбюро Компартии Таджикистана) о вхождении этого района в состав Таджикистана», датированное 15 января 1925 года. Впервые данный документ был найден и введен в научный оборот известным историком Шукуром.Султоновым. Об этом удивительном эпизоде таджикской истории писал в 1970-х гг. и покойный профессор истории Максуд Шукуров.
- Каково главное содержание заявления?
- Оригинал заявления написан на узбекском языке, ввиду того, что обязательное делопроизводство велось на нем. В частности, в заявлении, указано, что жители Канибадама просят присоединения к Таджикистану, и приводят несколько аргументов, в том числе следующие: «Население не знает узбекского языка, и не использует его ни в быту, ни в делопроизводстве. Но, несмотря на это население, заставляют учиться на узбекском языке и повсеместно использовать его. Отсутствуют газеты на таджикском языке. Кокандский уезд присваивает наше имущество и не дает доступа к системе просвещения, принуждая изучать узбекский язык. Кокандский уезд оказывает на нас давление. Мы просим ВКП(б) присоединить нас к Таджикской республике»
-А как развивались события связанные с остановкой поезда?
-Через некоторое время после нацразмежевания, в начале февраля 1925 года в Фергане прошла V-я областная партийная конференция (курултай). На курултае кроме делегатов с мест, участвовал председатель ЦИК СССР Михаил Калинин.
Когда поезд, следуя из Ферганы, 8 февраля 1925 г. прибыл на железнодорожную станцию Мельниково (ныне станция Канибадам), жители района, под руководством местных властей вышли ему навстречу. С партийными лозунгами и знамёнами в руках, они перекрыли путь поезду, несмотря на то, что остановка не планировалась. После горячих приветствий представители вручили Калинину заявление с просьбой образовать автономный район Канибадам или присоединить его к Таджикистану. Михаилу Калинину нечего не оставалось делать, как дать обещание лично содействовать в решении этого вопроса.
- Позиция центра ясна. Видимо мнение Калинина, а может и самого Сталина оказалось решающим. А как отреагировали узбекские власти на частичный уход Канибадама от их прямой власти?
- Встреча гостей была хорошо организована и представлена как искреннее желание жителей всего района. Пожелание жителей, в конце концов, было удовлетворено. Президиум ЦИК Узбекистана от 15 апреля 1925 г. издал указ: «Признать необходимым выделить в самостоятельную единицу Канибадамский район, населённый преимущественно таджиками, с подчинением его непосредственно областному центру».
Это была победа. В честь организации самостоятельного района Канибадам решением исполкома района были объявлены трёхдневные массовые гуляния.
Тем не менее, руководители района за организацию «представления» были наказаны. В июне 1925 г. в Канибадам из Самарканда прибыла партийная комиссия. Секретарь парткома Канибадама Аъзам Нодиров и председатель исполкома Махмудхон Ашурмухамадзода были сняты с должности. Ашурмухаммадзода, известный в народе как Махмуджон-ревком, позже был осужден и помещен в тюрьму «за самоуправство».
-Что же изменилось конкретно?
- Постановлением областного исполнительного комитета Ферганы от 14 мая 1925 года Канибадамский район как самостоятельный район был выведен из Кокандского уезда и стал подчиняться Ферганской области напрямую. Решением Исполнительного комитета Канибадама от 7 мая 1925 года делопроизводство в учреждениях и учёбу в учебных заведениях введено на таджикском языке. Это решение способствовало укреплению статуса таджикского языка и росту национального самосознания жителей района. Оно отвечало чаяниям таджикского населения Ферганской долины.
- В Канибадаме ведь есть и узбекское население?
- Да, в джамоатах Кушкак, Ниязбек и Хамирджуй. Население этих кишлаков в основном составляют узбеки, и им разрешалось вести делопроизводство на узбекском языке. За невыполнение постановления было предусмотрено привлечение к административной ответственности. С тех пор до самого развала СССР в районе свободно велось делопроизводство, и развивалось образование и пресса на трех языках: таджикском, узбекском и русском. Права узбеков не нарушались, не говоря о том, что их никто не «таджикизировал».
- А как Канибадам стал уездом?
- До национально-территориального размежевания 1924 г. Махрамские и Исфаринские волости были отдельными от Канибадама административными единицами. По указу ЦИК Узбекистана они присоединились к Канибадамскому району. Так, из трёх волостей в 1925 г. в составе Ферганской области образовался самостоятельный город Канибадам с таджикским населением. Канибадам был приравнен к уезду. Я считаю, это было правильное решение – объединить таджикские территории Ферганской долины в одну административную единицу.
- Сказалось ли это на развитии экономики?
- Конечно. После образования самостоятельного Канибадамского района социально – экономическая и культурная жизнь развивалась быстрыми темпами. Налаживалась добыча нефти в САНТО и Шурабского угля. В 1925 началось строительство консервного завода, позднее было открыто семь ремесленных артелей, где работало более пяти сотен человек. В 1930-е годы были построены хлопкоочистительный завод, прядильная фабрика, началось строительство «Автозавода».
- С той поры прошло 90 лет. Как вы считаете, были ли целесообразными действия тех лет, такие как остановка поезда, требование «автономии» и присоединение к Таджикистану?
- Несомненно. Во-первых, большая часть населения Канибадама были таджиками, за исключением нескольких селений, где преобладало узбекоязычное население. Несмотря на то, что географически Канибадам был ближе к Коканду и Ташкенту чем к Душанбе, расположенному за двумя высокими перевалами, жители района не мыслили себя вне Таджикистана. Окончательно вопрос о присоединении решился в 1929 г., когда вся территория современной Согдийской области, включая Ходжент и Канибадам, вошла в состав Таджикистана. Совокупное население Таджикистана достигло миллионной отметки, и республика получила статус союзной. Не прояви канибадамцы высокой гражданской зрелости, и не останови они поезд Калинина в феврале 1925 г, Таджикистан мог остаться частью Узбекистана и поныне. Это было рискованное и отчаянное, но единственно правильное решение. Таково мое мнение.
Как таджикский радиолюбитель побывал в самых отдаленных уголках планеты
«Человек-911». В память о Джахангире Мамедове
Юлдуз Усманова стала Народным хафизом Таджикистана
Таджикистан получит от USAID $18 миллионов для развития бизнеса
Таджикистан и Узбекистан стали союзниками
Что обсудили президенты Таджикистана и Узбекистана на встрече в Душанбе?
Таджикско-Узбекская инвестиционная компания планирует реализовать 14 проектов на $135 миллионов
Правда ли, что средняя цена тарифа на 10 ГБ в Таджикистане составляет 13,77 доллара или около 150 сомони?
Мигрантофобия в России. Как она отразится на таджикских мигрантах?
ЕФСР оценил потенциальное влияние стихийных бедствий на устойчивость Таджикистана
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Наим15 сентября, 2016 01:58
Я узбек. Живу в Канибадаме и мои предкие жили. Я горжусь что я Канибадамец.
из Коканда 30 октября, 2015 20:56
Это всё чушь и бред! "Население Канибадама не знали узбекского языка" ну эти слова наверное из очередного выступления михаила задоронова. Если вы забыли я вам напомню, влияние узбекского языка на язык таджиков равнинных регионов нынешний Согдийской области довольно высоко, а наивысшие влияние узбекского языка наблюдается именно у таджиков канибадама! если надо будет я вам приведу несколько тысяч примеров. Если есть такое влияние узбекского языка то как можно утверждать что население канибадама были исключительно таджиками и не знали узбекского языка? Или же влияние узбекского языка на язык таджиков канибадама происходило во время уже включения канибадама в состав Таджикской ССР ? Это же смешно люди добрые, от этой статьи чисто можно поржать и всё! Большинство таджиков Согдийской области особенно старшое поколение достаточно хорошо владеют узбекским языком и это факт! Во вторых разделение территории в бывшем союзе происходило исключительно по решению москвы и при это не учитывались мнения народов проживающих в том или ином регионе. Вот вам примерчик на всякое случае город Ош сегодня находится в киргизии согласно переписи населения проведенное в 1897 году жители города были исключительно узбеки и этот город находится всего лишь на расстоянии 17 км от государственной границы Узбекистана и город имеет 3000 летнюю историю! А также город Узген который когда то являлся столицей государство Караханидов даже сейчас 90% населения города составляют узбеки. Несмотря на неоднократные заявления узбеков этих городов о присоединении к Узбекистану или же создание автономии в состав киргиизи было отклонено!
Самаркандская11 июня, 2015 14:33
Когда же все таки в Таджикистане начнут уважать друг друга? Один пишет: раз корни из Самарканда, то почему бы не перебраться туда! И это говорят таджики Таджикистана? Так зачем тогда на весь мир орете что Самарканд и Бухара таджикские земли?
Sanny18 апреля, 2015 14:26
В чем то я с Вами согласен. Культуры осталось мало у нас а именно: 1 Нынешняя молодежь хамят учителям. 2 Народ вообще не ходит ни в один театр. 3 Не понятно как себя ведут в общественных местах. 4 Гадят словно свиньи. 5 Увеличение случаев поножовщины. Можно список продолжать до бесконечности. А то что Уважаемый товарищ ТАДЖИК дал комментарий что вы оскорбили то большинство которое таким не является, могу сказать что да эта так (возможно оскорбили), но это большинство в данное время точно не в Конибадаме не в Душанбе и соответственно не в РТ.
Ибод17 апреля, 2015 16:18
Всем известно что свобода слова нету в Узбекистане именно по этому до сих пор сожелеет бухарцы и самаркандцы что они живут не в Таджикистане. Но они молчать, потому что сильно боятся от власти.Не смотря на это мы рады, что у нас есть цивилизационные города, как Худжанд, Истарввшан, Пенджикент, Исфара и Канибадам.
Sheroz17 апреля, 2015 12:07
Ого! Я конечно знал что когда то наш город входил в состав Узбекистана.. но не знал даже что наши предки так геройствовали. Огромное им спасибо за то что я сегодня таджик! И еще я горд тем что могу назвать себя Канибадамцем!
НУР16 апреля, 2015 13:58
Мои уважаемые родные,разве нам не понятно если сред азия обьединиться это будет страшная сила и не только сила и цивилизация которому завидовать будет все.Этого бояться первую очередь наши северные "братья" ,ведь не понятно что они это делали в прошлом и сейчась.Для ных мы все ,чурки,.Они исскусственно делали проблемы с нашими границами,чтобы мы ср азия вечно дрались между собой из-за границы,но вед народ и нации продолжает обшатсч и родственнтчать между собой.Что хочу сказать если мы таджики,узбеки,киргизы,казахи,туркмены обьединимся бутеть самая сильная страна,русские просто...Яне говорью под одним флагом узбеков,таджиков итд .Сейчаь 21век иожно найти обшую руть без малейшей ушемление нарлдов т национальностей
таджик16 апреля, 2015 13:27
Ваше утверждения что все в этой стране говорят на пистабазарном диалекте и обшаються с упоминанием гениталий своего собеседника,считаю оскорбительным по отношению к тому болшенству которое не являются таковыми. А ваша злорадства по поводу того что страна скоро будет китайским,и это вас не касается,доказывает то что вы не любите эту страну и его народ. Вы живя и развиваяс интелектуально в этой стране желаете одного чтобы преобщит Таджикистан к великому соседнему государству где живут ваши цивылизованные родственники с паспартами в кармане что они узбеки,и говоряшими в самаркандском диалекте таджикского языка (смес таджикского с узбекским)чему вы не дождетесь,так что выбырайте сами дожит вам в этой стране,и помоч национальному и государственному становлению РОДНОГО СВОБОДНОГО ТАДЖИКИСТАНА или все таки пребраться туда к своим корням.
Акбар15 апреля, 2015 22:51
как не прискорбно говорить это, но я вынужден согласиться с Самаркандским и Женщиной Востока! Если мы не изменимся к лучшему, то нас ждут, в ближайшем обозримом будущем серьёзные испытание.Я так думаю.
Самаркандский15 апреля, 2015 21:34
Для Арбоба. Приятно вести дискусию с мыслящим человеком. Ваша точка зрения весьма интересна и гепотетически может иметь место, и если бы Бухара с Самаркандом были в составе Таджикистана со времён формирования республики то влияние культурного наследия и элит этих городов отразились бы на результатах новейшей истории региона. Почему гипотетически поясню. Первое, мы живем в настоящем и машину времени пока никто не изобрёл, поэтому имеем то что имеем, а точнее – надо созидать здесь и сейчас а не цепляться за то что было и пытаться отобрать то что нам не принадлежит. Второе, приведу примеры из настоящего: если вам довелось пожить в Душанбе до известных событий думаю Вы сами видете контраст между тем периодом и настоящим; Ходжент – древний город со своей цивилизацией и самобытностью, и до экспансии того что сейчас воцарилось в столице этот город так же был культурным центром, а что там сейчас думаю так же сами видите. Для таджика. Даже из вежливости не могу адресовать в Ваш адрес приветствие с которым обратился к Арбобу. Судя по Вашему комментарию позволю себе сделать вывод, что степень, того насколько эволюция затронула Вас, явно недостаточна для того чтобы советовать куда мне перебираться. Попробуйте читать аналитику, может и обретете способность понимать смысл прочитанного; это к тому что – в каком выражении моего комментария Вы узрели что я «говороит гадости про тех с которыми вырос и живеш»? Поверьте, цель моего прежнего комментария и данного обращения к Вам, это попытаться помочь Вам в развитии, показать свое понимание того почему нынешний Таджикистан в положении стремящемся приобщить себя к чему-то древнему, величественному и сакральному или стремится забрать это; ну а осмыслить и принять или нет эту помощь – выбор за Вами.
Карим Дехканов Самаркандский27 января, 2018 00:24
Понять смысл ваших слов,что сложновато и я,обсолютно не понял,что именно таджики хотят присвоит себе т.е.какие та чужие заслуги.Не забывайте,что таджики дали миру много великих мудрецов и многие узбекские великие писали свои труды на фарси то,бишь на таджикском так,что это говорит наверняка о влиянии таджиков в ход истории и ещё после Рашидова,Нишанов выступаю по ЦТВ говорил,что да,много было искажений,чтоб Брежнев обявил Абу Али Сино узбеком подарили ему золотой бьюст и он в благодарность сказал да,Авиценна сын великого узбекского народа хотя,весь мир знает,что он таджик и мы гордимся,что в средней азии были такие великие мудрецы.Тут пишут,что таджики деградировались хотя и смысла этих слов понимает ли автор,но,не мутантами же мы стали .Я,таджик и язык ваш знаю в совершенстве и может даже лучше чем автор из Коканда но,это не значит,что меня нужно вписать в узбеки да,и не только узбекский.Так,что будьте благоразумны в суждениях,Бухара и Самарканд принадлежит Бухарцам и Самаркандцам а,таджики там никуда не делись они живут и ныне там.Но,а то,что многие таджики владеют узбекским языком это не ваше уж влияние,это говорит о уровне развития их и никак не ваша заслуга.
Havok_Kh15 апреля, 2015 20:59
Кому не нравиться (имею в виду Самаркандских, еще кто там, езжайте туда и живите). культуры, видите ли нету здесь! Где же вы в начале 90-х были, интеллигенты, чтобы взять все в свои руки, и не довести страну до войны?!! При первой опасности, поджали хвосты, убежали. Дали страну уголовникам, бандитам и фанатам. Хорошо что ума хватила народу, перестали убивать. А отголоски этой вой еще долго будет даваться. Но, мы идем в перед. Я люблю свою страну, и свой народ, какой бы там он не был. А народ и страна у нас, как говориться, тенчай )).
Арбоб15 апреля, 2015 17:32
Дорогие мои Самаркандский и Женщина востока! Так кто же сомневается в том, что в таких центрах цивилизации как Самарканд и Бухара высокий уровень культуры? И разве не оторванность от своих центров сделала нас такими, какие мы есть сегодня? Были бы мы вместе, не было бы такого как сегодня.
таджик15 апреля, 2015 14:16
Я САМ КОРНЯМИ ОТТУДА. Если там все так идеално почему вам туда не пребратся. Нелзья говороит гадости про тех с которыми вырос и живеш културный ты наш. А про културе и все такое,юг Таджикистана это Восточня Бухара которая по причине своего географического расположения была беднейшим регионом эмирата,народу не до културы было, что копенсировалось свободой и искренносьтю обшения между людми.Так что нам КОРЕННЫМ таджикам близок этот минталитет и комфортно жит в этом обшестве,нам важнее сохранит государство которое впервые досталось нам коренным таджикам,мы по воле аллаха сумеем восползоватся этим шансом и наши потомки в проццесе своей эволюции преобретут културу подобаюшую свободным богатым и оброзованным людям.
baksik tjk15 апреля, 2015 10:13
Канибадам наш и история таджиков будет жить...farra___Вы правы,я я тоже думаю почему не нашлись герои которые отстояли бы Самарканд и Бухару..а потому как мне рассказывали мои друзья из Самарканда(таджики) у них была узбекизация для признания этой территории в состав Узбекистана..а было как-они угрожали с расправой над их семьями,детьми и т.д...и это к сожалению чистая правда.. Так что современная молодёжь по паспортам Узбеки,а в корнях ТАДЖИКИ..
Женщина Востока15 апреля, 2015 10:12
Отчасти,да нет не отчасти,я полностью поддерживаю ваш комментарий. Я не раз была в Бухаре и Самарканде,что при СССР,что после развала. И что бросается в глаза,это культура общения,что со старшими,что между собой. На улице никогда не слышала хамских высказываний.С кем только не приходилось общаться,не зависимо таджик ли,или узбек,была крайне удивлена начитанности и объективного кругозора этих людей.Очень радовало,что есть города в Средней Азии,где можно без траты нервов пройтись по городу в любое время суток,пообщаться с приятными и в большинстве случаях,порядочными людьми,что к несчастью у нас это дефицит.В отношении культуры,как это не прискорбно,Таджикистан деградирует. Культура одного человека затмила национальную многовековую культуру таджикского общества.Горько,но правдиво!
Лейла15 апреля, 2015 09:26
огромное спасибо за статью..мои корни тоже из Канибадама..хотя родилась и выросла в Душанбе..а теперь ещё больше буду этим гордится..всё-таки элита
икром14 апреля, 2015 23:13
Я с Вами полностью согласен
Фарход14 апреля, 2015 22:56
Жаль,что вся Средняя Азия не стала единым сильным государством.А так мелькие никчемные государства образовались,которые могут в любой момент развалиться на части.Конечно кроме Узбекистана.
Пардахол14 апреля, 2015 20:19
Жаль что народ Самарканда и Бухары сам не изъявил желания присоединиться к Таджикистану. Они предпочли сидеть в тени и не поднимать голову. Я был в Самарканде, там полным ходом идет исчезновение нации и языка. Думаю через лет 20 они даже на своем родном таджикском языке перестанут говорить. Телевидение и сми только на узбекском языке.
Самаркандский14 апреля, 2015 16:05
А вот я рад что Самарканд с Бухарой не являются частью страны которая ныне называется Таджикистаном. Я корнями оттуда, недавно бывал там, и так рад что там съумели сохранить и далее развивать инфрструктуру которую возвели при союзе, образование и медицина на достойном уровне, на улицах не слышишь вульгарного пистабозорсокого диалекта с обращением к собеседнику со вставкой упоминания гениталий матери, к незнакомым людям обращаются Шумо а не ту. Поэтому, те кто пускают слюни по поводу присединения этих священных городов к арийской цивилизации - угомонитесь и сначала приведите в порядок то что пока у вас есть, пока потому-что скоро это будет Китайским, кого за это болагодарить сами знаете.
farra14 апреля, 2015 15:18
Мда... Аж мурашки по телу! Жаль, что в то время не нашлись подобные герои Канибадама, в Самарканде и в Бухаре, которые смогли бы отстоять Самарканд и Бухару в состав родной земли Таджиков... Спасибо большое за прекраснейшую историю!
Диля14 апреля, 2015 15:03
Я горжусь Канибадамом и рада, что мои корни от туда. Несмотря на то, что родилась и выросла здесь все равно чувствую свою принадлежность Канибадаму. Спасибо Азии плюс, что опубликовал такую прекрасную статью. Я до сегодняшнего дня не знала об этом.
Messi14 апреля, 2015 14:10
Молодцы Канибадамцы!!! весь таджикский народ гордится вами!!!
Navruz14 апреля, 2015 12:54
Молодцы, канибадамцы! Жаль что самаркандские и бухарские таджики так не поступили!
Sallah ad Deen14 апреля, 2015 12:42
o farin kanibodom !