После того как «в ходе операции российских правоохранителей» в Екатеринбурге были убиты двое азербайджанцев, имевших и российское гражданство, Азербайджан в ответ арестовал граждан России, в том числе двух сотрудников российского информационного агентства «Спутник» аналогичным образом - то есть, все они были с признаками побоев на теле и лице. Кроме того, официальный Баку отменил все культурные мероприятия, запланированные Россией в Азербайджане, а также визит заместителя премьер-министра этой страны Алексея Оверчука.
Азербайджан утверждает, что эта операция была направлена против азербайджанцев и двое азербайджанцев погибли в результате пыток со стороны российских властей. Россия, в свою очередь, заявляет, что это была обычная операция сотрудников силовых структур и один из погибших умер от сердечного заболевания, и что не было никаких признаков этнических преследований.
После обе страны вызвали послов друг друга в МИД двух стран и выразили протест и обеспокоенность.
А в сети и СМИ разгорелась информационная «война», которая все еще продолжается. Заявления отдельных чиновников обеих стран лишь усложняют напряжённость.

Подобное обострение уже происходило в декабре 2024 года, когда азербайджанский пассажирский самолёт, предположительно сбитый российской ракетой, потерпел крушение. Тогда трагедия унесла десятки жизней и привела к резкому охлаждению отношений между Баку и Москвой.
Свидетельствуют ли все эти события о снижении влияния России в постсоветских странах, и делает ли Россия из этого выводы, меняя свою политику в отношении этих стран? И насколько государства Центральной Азии способны защищать свои интересы и своих граждан в России, как это пытается делать Азербайджан?
Снижение влияния?
10 июля президенты Азербайджана и Армении впервые после многолетних споров и столкновений вокруг проблемы Нагорного Карабаха, провели прямую встречу без посредников в Абу-Даби, столице ОАЭ. До этого они при посредничестве России, в основном, встречались в Москве. Предпринимались и некоторые попытки посредничества со стороны Европейского союза, но все они не дали результатов.
По мнению экспертов, главный месседж встречи Ильхама Алиева и Никола Пашиняна в Абу-Даби был адресован Москве. Российские СМИ практически не освещали эту встречу.
Однако через свои «пропагандистские» каналы Россия начала кампанию по дискредитации Никола Пашиняна и правительства Армении. Эта кампания началась после ареста Самвела Карапетяна, армянского бизнесмена в России, которого обвиняют в попытке свержения власти в Армении.
Происходящие события свидетельствуют о том, что эти две страны всё больше стремятся выйти из-под влияния России, как это происходило несколько лет назад с Грузией.
И в итоге складывается впечатление, что влияние России ослабевает не только в странах Балтии, но и на Кавказе и в Приднестровье.
Сейчас на всём постсоветском пространстве лишь Беларусь и страны Центральной Азии сохраняют относительно стабильные отношения с Россией, хотя время от времени и они выражают своё недовольство политикой Москвы: запрет на въезд нескольких российских чиновников в Казахстан, недавний вызов послов России в министерства иностранных дел Узбекистана и Кыргызстана в связи с унизительным отношением российских властей к гражданам этих стран и обеспокоенность по этому поводу, а также критика президента Таджикистана по поводу скрытых и нерешённых проблем в отношениях стран региона с Россией — всё это также говорит о «нестабильности» отношений региона с Москвой.
«Стертые красные линии»
Ответы на поставленные вопросы найти непросто, эксперты высказывают разные мнения.
Эксперт по политическим вопросам из Таджикистана Парвиз Муллоджонов указывает на устойчивую тенденцию снижения влияния России на постсоветском пространстве в последние годы и подчёркивает, что «даже социологические опросы в постсоветских странах показывают, что популярность российского вектора уменьшается». По его словам, тенденция отхода от российского влияния особенно заметна на Кавказе.
«Армения фактически находится на грани выхода из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ — военный союз под влиянием России), поскольку обвиняет Москву в нарушении соглашений по оказанию помощи в последней карабахской войне. В Грузии большая часть общества (89% по опросам 2023 года) поддерживает вступление в Европейский союз. Азербайджан же всё более сближается с Турцией и, в целом, среди стран СНГ, экономически наименее зависит от России», — отмечает Муллоджонов.
Противоположную точку зрения выражает политолог и бывший первый заместитель Центра стратегических исследований Таджикистана Сайфулло Сафаров, который считает, что «корни» дружбы России и постсоветских стран «глубоки и неразрывны» и уверяет, что между этими странами «нет никакой вражды».
А вот Темур Умаров, научный сотрудник Центра Карнеги в Берлине, придерживается промежуточной позиции между этими противоположными мнениями. Он говорит, что влияние России на постсоветском пространстве действительно ослабевает, но в некоторых аспектах оно, по-прежнему, остаётся значительным.
«Прежде всего, влияние России на устойчивость режимов в странах Центральной Азии до сих пор велико и незаменимо. И это влияние не зависит от других факторов, в частности санкций или изоляции России», — говорит Умаров.
Однако, по его словам, страны вроде Азербайджана, которые не сильно зависят от России, могут позволить себе пересматривать свою внешнюю политику в отношении Москвы.
«Поскольку Азербайджан не сильно зависит от России в экономике, логистике и, прежде всего, в политике, то проводит относительно независимую внешнюю политику с ориентацией на Турцию, — объясняет Умаров. — Поэтому не считает необходимым закрывать глаза на проблемы с Москвой».
Он подчёркивает, что после 2022 года (когда начался российско-украинский конфликт, — ред.) правила и «красные линии» в отношениях с Россией, ранее считавшиеся непреодолимыми, стали размыты.
«Азербайджан доказал, что эти красные линии можно оспаривать или даже пересекать и смотреть, какой будет реакция Москвы», — добавляет Умаров.
Двойные стандарты не в пользу России
«Основная часть российских ресурсов и усилий сегодня направлены на захват Украины и конфронтацию с Западом. В результате в постсоветских странах образовался геополитический вакуум, который сейчас стремятся заполнить внешние игроки — Китай, Турция, Иран, Индия и страны Персидского залива», — говорит Муллоджонов, ссылаясь на мнения аналитиков из России.
Другой фактор, на который он обращает внимание, связан с жёстким подходом и противоречивостью и неоднозначностью российской внешней политики.
Он указывает на политику двойных стандартов России: с одной стороны страна «подчёркивает» необходимость привлечения рабочей силы за счет мигрантов из постсоветских стран, с другой — развертывает беспрецедентную по своему размаху кампанию против трудовых мигрантов, усиливает давление на них, проводя масштабные полицейские рейды, массовые депортации, а также предоставляет «свободу действий» радикальным националистическим организациям, вроде «Русской общины».
«В результате, это может привести к постепенному охлаждению отношений с постсоветскими странами на межгосударственном уровне и формированию общего негативного мнения в обществе, что, в конечном счёте, не в пользу России», - подчеркивает он.

«По мере возможности...»
Так могут ли страны Центральной Азии на фоне всего этого отодвинуть «красные линии» дальше от своих территорий и смело защищать себя, свои интересы и своих граждан в России так же, как это делает Азербайджан?
Темур Умаров отмечает, что с учётом большой политической и экономической зависимости от России, для стран Центральной Азии проводить «дерзкую» внешнюю политику с Москвой, как это делает Азербайджан, сложно.
«В любом случае, страны региона, насколько это возможно, защищают свои интересы перед Москвой, но в большинстве случаев это трудно и найти баланс в этом направлении не легко», — говорит Умаров.
По словам Парвиза Муллоджонова, для стран Центральной Азии полное следование действиям Баку против Москвы не является выгодным, так как геополитическая ситуация и степень зависимости отличаются.
«Для Таджикистана и Кыргызстана большое значение имеет трудовая миграция в Россию, что делает их более уязвимыми перед влиянием Москвы», - говорит эксперт.
Несмотря на это, по его мнению, страны Центральной Азии «явно не заинтересованы в возвращении к прежним временам, когда весь регион входил в зону исключительно российского влияния».
Сайфулло Сафаров считает, что «в отношениях с Россией страны Центральной Азии всегда защищают свои интересы в ключевых вопросах» и приводит в пример речь президента Таджикистана в Астане и заявления МИД Таджикистана в ответ на давление и преследование мигрантов.
Напомним, Эмомали Рахмон в своём выступлении в Астане в 2022 году, обращаясь к президенту России Владимиру Путину, заявил, что страны региона не должны восприниматься так, как бывший Советский Союз.
«Таджикистан всегда уважает интересы своего стратегического партнёра - России. В стране хотят почувствовать взаимное уважение», — говорил тогда Эмомали Рахмон.
Эти слова Рахмона были восприняты многими экспертами как открытое указание на проблемы России со странами региона, которое впервые было сказано одним из лидеров стран региона.
И вселило надежду на то, что в дальнейшем отношения России с постсоветскими странами изменятся. Однако были и предположения, что в целом ничего не изменится.
Будущий ход событий показал, что и «Россия прислушалась» по-своему. Страна действительно провела «косметический ремонт» в своей политике в отношении стран этого региона и с учетом возникшей необходимости увеличил количество взаимных визитов делегаций и представителей на государственном и культурном уровнях, но при этом ужесточила свою политику в отношении выходцев из этих стран внутри страны…
Будут ли извлечены уроки?
Большинство склоняются к мнению, что нет. Более того, Россия, похоже, вообще не задумывается над тем, какие страны недовольны её политикой.
Парвиз Муллоджонов утверждает, что до сих пор не наблюдается признаков того, что Россия намерена пересматривать свою политику в отношении постсоветских стран. В том числе, нет изменений в политике России по отношению к трудовым мигрантам.
«Напротив, кажется, что Москва вообще не озабочена решениями и действиями, которые вызывают рост антироссийских настроений в регионе, как это произошло на Кавказе», — говорит Муллоджонов.
Сайфулло Сафаров уверен, что «если Москва и совершает ошибку, то это вредит только ей».
«В частности, законы, принятые в России, пропагандирующие национализм, никак не идут на пользу самой России. Однако, что Россия независимое государство, и другие страны не могут вмешиваться в ее внутренние дела», - говорит он.
Темур Умаров также считает, что, скорее всего, «Россия не извлечёт уроков и не изменит свою политику».
«Руководство этой страны не уделяет должного внимания извлечению уроков из своих ошибок. Я думаю, что в будущем вопросы, требующие решения, будут регулироваться тем же жёстким методом, как это было недавно после крушения азербайджанского самолёта, сбитого российским ПВО», — говорит Умаров.
…После крушения азербайджанского самолёта Владимир Путин, хоть и позвонил Ильхаму Алиеву и выразил соболезнование, но не извинился, как того требовал глава Азербайджана. Так же, как и то, что до сих пор Россия не признала своей вины в смерти двух азербайджанцев в Екатеринбурге…
Этим летом читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК







