Сегодня базарные лавки Таджикистана заполнены «национальными» тюбетейками, сделанными в Китае.

НО они не имеют ничего общего с традиционной таджикской культурой. Это просто головной убор, который может продаваться на рынке рядом со сланцами, майками и другим ширпотребом.

Китайскими тюбетейками сейчас торгуют в мечетях и на базарах по всему Таджикистану. Народ покупает их охотно, потому что настоящие национальные тюбетейки ручной работы стоят намного дороже. А китайские можно купить за 5-10 сомони.

Учительница труда З. Абдурахманова обеспокоена тем, что в погоне за дешевизной у нас может исчезнуть такой вид национального рукоделия, как шитье тюбетеек.

С другой стороны, сейчас среди молодежи и людей среднего возраста носить тюбетейку не модно. Этот национальный головной убор надевают в основном по религиозным праздникам и на свадьбы, но больше всего в траур. «От этого становится даже горестно», - говорит Аскар, житель города Турсунзаде. И рассказывает шутливую историю, в которой есть доля горькой правды. Однажды он на улицу вышел в тюбетейке, увидев это, друзья и знакомые стали бить тревогу - что случилось? Один из них успел даже выразить соболезнование.

На базаре покупателей настоящих тюбетеек - единицы. «Вы сами сшили эту прекрасную тюбетейку?» – спрашиваю у торговки. В ответ она улыбается: «Мы только продаем, а тюбетейки привозят из Узбекистана». Какими путями, неизвестно. Стоят они в зависимости от качества от 30 до 100 сомони.

Рядом гора китайских тюбетеек – их чаще покупают из-за дешевизны. Но в них голова потеет, материал не пропускает воздух.

- Почему так мало продаются? Может быть, выбора мало?

- Нет, просто покупателей мало, – отвечает торговка.

Другая женщина, которая также торгует тюбетейками, рассказала о том, что слышала про гранты со стороны международных организаций от тысячи до 10 тысяч долларов. «Неплохо было бы их получить и организовать цех по пошиву тюбетеек, - делится она своей мечтой. – Но они не всем доступны».

Удалось разыскать одну женщину, которая дома шьет тюбетейки. Но корреспондента «АП» она почему-то не пустила домой. Говорит, если ее покажут по телевидению или напишут в газете, могут возникнуть проблемы. «Нагрянут налоговые или пожарные, жди беды потом», - объяснила она свое «гостеприимство». Как она рассказывает, за последний месяц продала всего две тюбетейки. На этом деле не получается построить свой бизнес.

Действительно, проект ЦАРЭС-3 рассматривает возможность выделения гранта для женщин приграничных регионов. Но одно дело – получить его, другое – организовать работу и продавать свою продукцию.

Китайская конкуренция для мастериц тюбетеек кажется непобедимой. «Не удивлюсь, если скоро «джома» - национальный халат - тоже будет китайского производства», - смеется женщина.

Возрождение этого народного ремесла требует государственной поддержки, только не на бумаге, а в реальности. Выживет ли национальная тюбетейка в борьбе против китайских головных уборов?