Памирскому ботаническому саду исполнилось 75 лет

13 мая 1940 года на высоте около трех тысяч метров над уровнем моря в горах Памира был заложен сад, который до сих пор является самым высокогорным парком на постсоветском пространстве и вторым по высоте в мире после Непальского ботсада. Об истории Памирского ботанического сада – в материале «АП».

Этот ботанический сад занимает особое место среди других ботсадов мира. Он представляет значительный интерес для многих из них как источник семян высокогорной флоры. Ботанический сад им. А.В. Гурского расположен на высоте 2320 - 3500 метров над уровнем моря неподалеку от Хорога, по дороге в сторону Рошткалы. «Там, где река Шахдара сливается с Гунтом в один поток, ступени древних речных террас придают горным склонам своеобразный, «лестничный», очень красивый рельеф. Здесь обрывки семи встающих одна над другой террас: такое количество их – явление в природе редкое. Но только две-три из них сохранили до наших времён свои плоские, покрытые в летнее время травой пространства», – описывают это необычное место ученые. И вот на этом самом месте, на территории в 624 гектара разбит необычный по своей красоте и уникальности сад, который в своей коллекции насчитывает более 4 тысяч видов растений почти со всех регионов мира.  

Местные легенды

У этого места своя необычная история. Житель Хорога Довудшах Сулейманшах рассказывает, что здесь была летняя резиденция местного пира (духовного руководителя) исмаилитов – Саида Махмудшаха, муджанца по происхождению.

«Тогда эта огромная гористая степь с большими природными террасами была безводна и безлюдна. По совету Саида Махмудшаха мюриды вырыли большой котлован - корез у местечка Шочашма. Постепенно родниковая вода, находившаяся глубоко под землей, наполнила котлован. Оттуда был проведен канал, орошавший почти десять гектаров земли, ставшей впоследствии собственностью Махмудшаха. При установлении советской власти на Памире пир, как и другие духовные лица, попал в немилость. На месте летнего имения Саида Махмудшаха был создан Памирский ботанический сад», - пишет он.

В других источниках указано, что похожий на квадратную сторожевую башню дом пира нависал над двухсотметровой пропастью, и отсюда он наблюдал за Хорогом. До сегодняшнего дня сохранилась одна из стен этого дома, который в советское время служил складом для хранения научных приборов и инструментов учёных.  

Советская история

Известный советский прозаик Павел Лукницкий, автор книги «Ниссо», в своих мемуарах упоминает, какое впечатление произвели в Москве выращенные в Хороге кусты цветущей черемухи. Он, ежегодно приезжавший на отдых в Таджикистан, хорошо описывает историю Памира, в том числе и становление Ботанического сада:

«Я не увлекся бы так этим садом, если бы его работники оказались только кабинетными учеными, сделавшими из своего оазиса парадиз; если бы позже, разъезжая по самым глухим ущельям Памира, не увидел воочию в высокогорных колхозах практические результаты деятельности его научного коллектива. Куда ни приезжал бы, в каком бы колхозе ни останавливался, везде я видел молодые «дочерние» сады с плодами, огороды с овощами, прежде в тех местах неизвестными. Я спрашивал, откуда они. И колхозники отвечали: ‟Мы брали саженцы в Ботаническом саду. Спасибо ученым людям. Когда нам привезли саженцы, мы их сначала брать не хотели, думали: разве это может расти на нашей земле? Камни да снег, зимой такой снег, что все кругом умирало...” – ‟А теперь растет?” - ‟Сам видишь, рай у нас!..”» - пишет Лукницкий.

И теперь со всего Памира – из Бартанга, Вахана, Ванча и Язгуляма – колхозники сами приезжали в Ботанический сад и просили семена новых культур. И это все помогло населению побороть впоследствии авитаминоз и цингу.

Изучение природы Памира начали в начале 20-х годов прошлого века в составе первых советских экспедиций два русских ботаника - Павел Александрович Баранов и Илария Алексеевна Райкова. После длительных опытов и исследований они выявили, что на Восточном Памире многие культуры, закаленные при активном воздействии ультрафиолетовых лучей, способны не только переносить ночные морозы в 15-16 градусов, но и сохранять свои листья. Биологам стало известно, что при низкой температуре местные растения необыкновенно интенсивно питаются углекислотой, что микроорганизмы, не выживающие в условиях Памира в сухих почвах, при искусственном орошении могут не только жить в почве, но и превосходно усваивать азот.

На разных высотах в Горном Бадахшане появились гречиха, кормовая свекла, турнепс, редис, кремнистая кукуруза, монгольская капуста. В Хороге завезенный на самолете картофель стал давать отличные урожаи, хорошо выросли брюква, репа, огурцы. На Восточном Памире ученым удалось в несколько раз повысить урожайность пастбищных трав, и этот опыт был передан животноводческим колхозам.

Именно Баранов и Райкова в 1940 году и основали Памирский ботанический сад. С самого возникновения сада здесь начал работать Анатолий Валерианович Гурский, который впоследствии 26 лет возглавлял ботсад.

Обком партии постановил выделить средства, провести на этом месте оросительный канал, автомобильную дорогу, подать из Хорога электроэнергию. Через год началась Великая Отечественная война. Средства понадобились на другие, более срочные нужды. Рабочих не хватало. Несколько научных работников молодого сада оказались в трудных условиях, однако это их не смутило: решили все делать своими руками.

Вместе с тем, не обладая знанием всех местных условий, ботаники, по собственному признанию, совершали и ошибки. Например, вымерзла здесь кавказская яблоня, а сибирский сорт оказался недостаточно засухоустойчивым. И только через несколько лет советские ученые стали изучать и выделять все то ценное из плодовых растений, что встречается в естественном состоянии на склонах бадахшанских гор и выращивается местным населением в своих старых, маленьких садах. В этих садах удалось найти экземпляры растений, которые были «сгустком» длительного интродукционного опыта, результатом многовековой деятельности простого народа.  

Современная история

Вместе с тем на Памир завозились различные растения, кустарники, деревья со всего мира. Здесь, где не такой уж и жаркий климат, выращивали даже канадские пальмы!

В далеком 1984 году один из выпусков популярной в СССР телепередачи «Клуб путешественников» с легендарным ведущим Юрием Сенкевичем был посвящен Памиру, где в числе других ученых выступил и молодой кандидат биологических наук Ниятбек Миралибеков, который рассказал об уникальности Памирского ботсада.

В девяностые годы, во время гражданской войны в Таджикистане, уникальные породы сада могли пойти под сруб из-за отсутствия электроэнергии в Хороге. В то время директор ботсада Ниятбек Миралибеков отстоял его, рискуя жизнью, так как к нему не раз приезжали боевики с автоматами и угрожали. Миралибеков, проработавший на этом поприще более 20 лет, был действительно патриотом своего дела, так как половину коллекции сада создавал он сам и ни за что не хотел бросать любимое дело, даже получая мизерную зарплату. Семена он добывал по 200 адресам, а в годы войны связи были разорваны. Усилиями Миралибекова и его подопечных семена постепенно снова стали получать. Ботсад в трудные послевоенные годы выжил за счет самоокупаемости - сенокоса, продажи саженцев и фруктов в сезон. Коллекция сада за последние 40 лет выросла в три раза.

По словам директора ботсада, кандидата биологических наук Гулноры Худжамовой, на сегодняшний день в парке работает 26 человек, многие из которых – ученые из НИИ биологии им. Х.Юсуфбекова Академии наук РТ, основанного в 1969 году и расположенного на территории ботсада. Директор этого института, доктор биологических наук Довуд Наврузшоев, рассказывает, что в настоящее время в возглавляемом им институте работает 127 сотрудников, в числе которых 6 докторов наук, 12 кандидатов наук и 2 академика АН РТ, они занимаются выведением новых сортов растений и сохранением имеющихся, то есть способствуют сохранению биоразнообразия.  

Особенности

Сложный горный рельеф, а также свои климатические особенности Памирского ботанического сада стали причиной того, что в разных частях парка различный микроклимат: на севере прохладнее, а на юге климат более засушливый. В соответствии с этими особенностями и высажена растительность в заповеднике. Парк поделен на своеобразные участки. Здесь представлена растительность Средней и Восточной Азии, Крыма, Кавказа и других регионов Европы, Северной Америки, Гималаев и Гиндукуша.

В Памирском ботаническом саду прошли испытания тысячи видов, сортов и форм древесных, цветочно-декоративных, травянистых растений местного и иностранного происхождения. Здесь создан демонстрационный участок редких и исчезающих видов растений, осуществляется обмен семенами и растениями с 30-40 адресатами из ботанических садов России, США, Германии, Румынии, Польши и других стран.

В ботаническом саду еще в советские годы в честь пятнадцати республик СССР было посажено 15 тополей, которые образуют символический круг. Рассказывают, что первый президент России Борис Ельцин, приехав на Памир в далеких 90-х, напророчил, что эти деревья скоро высохнут, так как дружбы как таковой никогда не было и нет. Советский Союз, действительно, распался, но тополя до сих пор растут.

На территории ботсада в годы независимости республики построена резиденция президента страны.  

Местная достопримечательность

Ежегодно на Памир приезжают сотни туристов, которые также посещают ботанический сад как одну из главных достопримечательностей Бадахшана. Они потом пишут в своих интернет-дневниках об уникальном ботсаде и размещают фотографии, которые приманивают на Памир еще больше путешественников.

В 2013 году горы Памира были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Под защиту попали уникальные виды флоры и фауны, которые занесены в Красную книгу и находятся также в Памирском ботаническому саду.

Этот сад по настоящему уникален, и было бы здорово сохранить и приумножить его коллекцию для будущих потомков.