«Адвокаты-террористы», преследование правозащитников и их родственников, дискриминация верующих, ЛГБТ – основные проблемы с нарушениями прав человека в Таджикистане, которые были обозначены в очередном отчете международной правозащитной организации Amnesty International.

Адвокаты без защиты

В отчете отмечается, что по состоянию на декабрь 2017 года, из 2000 адвокатов, зарегистрированных в стране, только меньше половине удалось подтвердить свою квалификацию и получить адвокатские лицензии.

Поправки, внесённые в 2015 году в закон об адвокатуре, усилили государственный контроль над лицензированием адвокатов, и число лицензированных адвокатов значительно сократилось. Из-за этого резко уменьшился доступ граждан к правосудию.

По данным Amnesty International, адвокаты, бравшиеся за политические дела, и дела, касающиеся вопросов национальной безопасности и противодействия терроризму, сталкивались с притеснениями, запугиванием и неправомерным давлением в связи со своей законной профессиональной деятельностью.

«Адвокатов-правозащитников арестовывали, привлекали к суду по политически мотивированным обвинениям, приговаривали их к длительным срокам заключения, притесняли их родственников и коллег. Опасаясь за свою безопасность, многие адвокаты-правозащитники покинули страну», - отмечается в заявлении.

В качестве примера приводятся адвокаты Бузургмехр Ёров и Нуриддин Махкамов. В феврале прошлого года Верховный суд  Таджикистана оставил без удовлетворения жалобы на приговоры суда: оба адвоката были признаны виновными в «возбуждении национальной, расовой, местнической или религиозной вражды» и в «публичных призывах к насильственному изменению конституционного строя Республики Таджикистан», оба правозащитника отрицают эти обвинения.

В заявлении напоминается, что в марте 2017 года в рамках второго процесса над Бузургмехром Ёровым Верховный суд признал его виновным в неуважении к суду и оскорблении государственных должностных лиц в своём последнем слове, которое он произнёс в Душанбинском городском суде в октябре 2016 года.

«Государственные СМИ описывали Бузургмехра Ёрова, как «сочувствующего террористам». В феврале в суде района Фирдавси города Душанбе начался процесс по третьему уголовному делу, возбуждённому против Ёрова по новым обвинениям в мошенничестве: утверждалось, что заявления на него подали несколько простых граждан. В совокупности он приговорён к 28 годам тюрьмы. Родственникам не удалось найти ни одного адвоката, который согласился бы представлять Бузургмехра Ёрова. Все они боялись мести со стороны властей, после того как адвокату и правозащитнице Муаззамахон Кадыровой, представлявшей его в 2016 году, пришлось искать защиты за рубежом. В сентябре Бузургмехру Ёрову разрешили свидание с матерью в СИЗО № 1. Он рассказал ей, что надзиратели постоянно бьют его и его сокамерников ногами, руками и дубинками, в том числе по голове, оскорбляют, унижают и запугивают их. После одного из таких избиений он провёл несколько дней в больнице СИЗО. Не менее четырёх раз Бузургмехра Ёрова отправляли в штрафной изолятор за «нарушение режима содержания», - отмечается в заявлении Amnesty International.

Подрыв национальных ценностей

Особое место в докладе уделено проблемам представителей ЛГБТ в Таджикистане. Отмечается, что они  сталкивались с насилием, произвольными задержаниями, арестами и дискриминацией, включая принудительную постановку на учёт в МВД.

В октябре прошлого года министр внутренних дел объявил, что МВД поставило на учёт 367 человек, предположительно являющихся представителями ЛГБТ-сообщества, указывалось, что это делается для того, чтобы защитить их и «предотвратить распространение заболеваний, передающихся половым путём, включая ВИЧ/СПИД».

Власти обвиняли НКО, работающие с ЛГБТ и в сфере поддержания сексуального здоровья, в подрыве традиционных ценностей.

Хиджабы срывали насильно

Отведено в докладе место и вопросу нарушения прав женщин, носящих нетрадиционную для таджиков одежду.

Отмечается, что согласно поправкам в закон об упорядочении традиций, торжеств и обрядов, граждане обязаны носить традиционную национальную одежду на культурных торжествах и церемониях, в частности на свадьбах и похоронах. Женщинам запрещается надевать чёрное на похороны.

Сразу после принятия этих поправок в августе 2017 года, милиционеры и представители местных органов власти стали останавливать в общественных местах женщин в исламских платках (хиджабах) на голове и велели им снять их, так как это противоречит закону, потребовав завязывать платок сзади «традиционным таджикским способом».

Amnesty International отмечает, что было остановлено около 8 тысяч женщин. Десятки женщин были ненадолго задержаны, со многих хиджабы срывали насильно. Женщин в одежде западного стиля не трогали.

Государственные должностные лица утверждали, что хиджаб представляет собой элемент «чужеродной культуры и традиций» и является признаком «экстремизма».

Силовики устраивали рейды по магазинам, торгующим мусульманской одеждой, и многие из них были принудительно закрыты, подчеркивается в докладе.

Информация под контролем

В докладе Amnesty International отмечает, что в прошлом году власти по-прежнему тотально ограничивали свободу выражения мнений и СМИ и контролировали практически все виды доступа к информации. Милиция и силовики не прекращали запугивать и притеснять журналистов.

Подчеркивается, что десяткам журналистов пришлось бежать из страны, опасаясь репрессий из-за своих критических материалов.

В мае 2017 года был разблокирован доступ к некоторым социальным сетям и поисковым платформам, в частности к Фейсбуку, ВКонтакте и YouTube. Тем не менее доступ к медиаплатформам, якобы поощряющим «экстремизм» (например, Би-би-си, CNN и Фергана.Ру), был по-прежнему закрыт.

В июле парламент принял новый закон, дающий милиции и силовым ведомствам новые полномочия по сбору информации о сайтах, которые посещают частные лица. Законопроект был внесён после заявлений некоторых должностных лиц,  что более 80% интернет-пользователей заходят на сайты «экстремистской» направленности.

Следите за нашими новостями в Telegram, подписывайтесь на наш канал по ссылке https://t.me/asiaplus