Сотрудники пограничного контроля КПП Овчи-Калъача – Кулунду, который находится на территории Бободжонгафуровского района на таджикско-кыргызской границе, не дали разрешение на выезд за пределы страны парню из-за призыва в армию. Ему сказали принести справку с военкомата о том, что он не призывник.

27-летний Абду Воситов, житель Согдийской области, сообщил «Азия-Плюс», что 21 февраля ему не разрешили перейти таджикско-кыргызскую границу.

«Когда я пришел на пограничный пункт, они посмотрели на мой паспорт и спросили, служил ли я в армии. Я им объяснил, что в 2015 году закончил учёбу в вузе, а также то, что за время учебы я создал семью и у меня на попечении теперь двое детей. Они (сотрудники погранпункта – ред.) требовали справку с военкомата. Когда я спросил “почему”, пограничники сказали, что у них есть приказ «сверху» не пускать «призывников» за границу. Я им сказал, что еду в Кыргызстан по делам, а также навестить больного друга и вернусь через 3 дня. Однако, они остались про своем», - отметил Воситов.

Он добавил, что вместе с ним вернули ещё одного парня.

«Не знаю, что они хотели. Денег, чтобы решить проблему, я им не предлагал, они тоже не просили», - сказал Воситов.

При этом он отметил, что после возвращения так и не обратился в военкомат, чтобы получить справку.

 

Конституция гарантирует гражданам свободу передвижения

Глава юридической компании «Химоя» Навруз Одинаев сказал «Азия-Плюс», что «нет никаких норм, запрещающих покидать Таджикистан лицам призывного возраста».

«Конституция РТ в статье 24 гарантирует всем гражданам свободу передвижения, в том числе и выезд за границу: "Гражданин имеет право на свободное передвижение и выбор места жительства, выезд за пределы республики и возвращения в нее". Нет никаких норм в законодательстве, которые бы запрещали покидать Таджикистан лицам призывного возраста», - отметил юрист.

Исключение, по его словам, если военнообязанный получил повестку, а он уклоняется от службы.

«В случае если военнообязанному лицу была вручена повестка, а он уклоняется от военной службы, против него возбуждено уголовное дело и он объявлен розыск - то только тогда органы пограничного контроля обязаны задержать это лицо и передать в соответствующие ведомства», - отметил Одинаев.

 

Начальник пресс-центра в отпуске

Мы обратились в пресс-центр Погранвойск ГКНБ Таджикистана, чтобы выяснить ситуацию. Нам сказали позвонить через неделю, когда их начальник вернется из отпуска - без его разрешения они не могут комментировать ситуацию.

Каждый призыв в армию Таджикистана в стране называют сезоном «облав». Во время осеннего призыва прошлого года были случаи, когда «облавщики» врывались в квартиры и дома жителей без разрешения хозяев, и забирали молодых людей в армию.

На севере Таджикистана во время осеннего призыва были зафиксированы случаи, когда правоохранительные органы задерживали родителей призывников, находящихся за пределами страны, чтобы они вернулись и пошли служить в армию.

Власти всегда отвергают случаи «облав» и утверждают, в Таджикистане число добровольцев растет, и они не нуждаются в «охоте за призывниками».

Между тем, еще в 2014 году президент страны Эмомали Рахмон на совещании с представителями оборонного ведомства дал четкие указания военным комиссариатам, чтобы они «не применяли незаконные методы призыва» на военную службу. 

Зимой с нами теплее в  TelegramFacebookInstagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.