Когда в других странах субсидировали компании, чтобы они не снижали зарплату работникам или не увольняли их, в Таджикистане такие меры не предприняли. В итоге некоторые предприятия начали урезать месячные жалованья своих работников. Одно из них – душанбинское предприятие «Троллейбус», ссылаясь на падение доходов, не выплачивает полную зарплату водителям.

Из-за пандемии коронавируса в Таджикистане растет число неофициальных безработных. Среди них – большое количество мигрантов, вернувшихся из России. Люди, занятые во внебюджетной сфере, теряют работу или у них сокращаются зарплаты. В крупнейших компаниях продолжается задержка выплаты месячного жалованья.

По данным Агентства по статистике при президенте РТ, только в первой половине 2020 года 9,4 тысяч жителей Таджикистана находились в вынужденных отпусках по инициативе работодателя, 7,8 тыс. из них находились в отпусках без сохранения заработной платы. Кроме того, неполную неделю или рабочий день работали 200 тысяч человек.

 

Нет спроса на услуги, нет и зарплаты

Некоторые предприятия и компании из-за сильного падения доходов вынуждены были пойти на сокращение зарплат своих работников.  

Например, государственное коммунальное унитарное предприятие «Троллейбус», из-за сокращения количества пассажиров снизило зарплаты водителей. На предприятии сообщили, что зарплата водителей зависит от пассажиропотока. Действительно, на предприятиях, которые работают по принципу самофинансирования,  во время пандемии работники пострадали из-за снижения зарплаты.

Например, авиакассы не работают с того момента, как были закрыты границы. Из-за малого количества клиентов уменьшились заработки официантов и поваров в точках общепита, мастеров по ремонту бытовой техники и телефонов, работников торговли, грузоперевозчиков, работников туристических компаний.

Во время пандемии они потеряли клиентов, их услуги не пользовались большим спросом. Компании оказались в трудном экономическом положении. Например, в той же троллейбусном предприятии признались, что устаревшие троллейбусы не так популярны среди пассажиров, как в предыдущие годы, а значит пассажиров, желающих ездить на них и того меньше.

Один из придорожных ресторанов по трассе Душанбе-Турсунзаде закрыт вот уже несколько месяцев. «Посетителей мало, расходы превышают доходы в несколько раз, - сообщил его владелец. – Люди перестали ходить к нам».

Причину он видит в том, что у населения нет денег, кроме того, и продукты подорожали, «хотя качество наших блюд хорошее, и цены не такие высокие».

В таких случаях власти ряда стран помогают бизнесу и хозрасчётным предприятиям, выделяя им субсидии, льготные кредиты, гранты, или оказывая другие меры поддержки. В Таджикистане  с 1 апреля по 1 сентября 2020 года действовали налоговые каникулы для предпринимателей, и действительно, они ощутили эту помощь. Однако, этой меры было недостаточно, что и привело к потере рабочего места или снижения зарплат в ряде предприятий.

 

Как поддерживают людей с опасными профессиями в других странах?

Во время пандемии коронавируса в Таджикистане, оказали незначительную поддержку медработникам, и то не всем. А в ряде стран материально поддержали и работников других сфер, наиболее подверженных риску заражения коронавирусом во время выполнения своей работы.

Американская компания GoBankingRates опубликовала  список 50 таких профессий. В составлении этого списка учли такие факторы, как контакт с другими людьми, выполнение задач в непосредственной близости от них и воздействие опасных условий на здоровье.

В первую группу попали почти все медработники – стоматологи пульмонологи, санитары (помощники по уходу за больными), врачи-инфекционисты, врачи общей практики и семейные врачи, медсестры, фельдшеры, хирурги, специалисты ультразвука, физиотерапевты и другие сотрудники сферы здравоохранения, которые работали с больными COVID. 

Вторую группу опасных профессий составили бортпроводницы, водители скорой помощи, водители общественного транспорта, учителя и воспитательницы, охранники, социальные работники и сотрудники общепита.

Для устранения экономических последствий коронавируса в Казахстане, Узбекистане, Армении и ряд других стран предложили помощь своим компаниям в виде страхования и субсидирования процентных ставок. Такие меры были приняты, чтобы компании из-за падения своих доходов не снижали зарплаты своим сотрудникам, не отправляли их в отпуска без содержания или не увольняли.

Кроме того, семьям представителей этих профессий была оказана материальная помощь.

А у нас компании на жалобу сотрудников о зарплате отвечают: «Хочешь - работай, не хочешь – дверь открыта, можешь уходить». Вот такая «поддержка» простых работников на сегодняшний день в нашей республике.

 

МЕЖДУ ТЕМ:

В июне президент Таджикистана Эмомали Рахмон  издал указ о предотвращении воздействия инфекционного заболевания COVID-19 на социально-экономические сферы Республики Таджикистан.

В нем, в том числе, есть пункты об обеспечении листками нетрудоспособности и выплате компенсации гражданам, находящимся под медицинским осмотром в связи с инфекционным заболеванием COVID-19. Согласно этому указу, выплачиваются надбавки к должностному окладу медицинских работников, непосредственно занимающихся диагностикой и лечением пациентов, инфицированных COVID-19, правда, с оговоркой «до стабилизации ситуации». 

Кроме того, были предоставлены налоговые каникулы для объектов сферы туризма, гостиниц, организаций общественного питания, оздоровительных и спортивных центров, санаториев, международных пассажирских перевозок и аэронавигации. 

Индивидуальные предприниматели, работающие согласно патенту на рынках, в торговых центрах и точках бытового обслуживания, в том числе, парикмахерских, салонов красоты, ателье мод и швейных услуг были освобождены от налогов на период с 1 апреля до 1 сентября.