Президент Таджикистана поручил амнистировать активы граждан страны. На основании нашего же опыта, мы попытались выяснить, кто может рассчитывать на легализацию.

Президент сказал, что амнистия создаст благоприятные условия для привлечения инвестиций граждан в национальную экономику. А будет это уже в нынешнем году.

Под активами, которые можно будет легализовать, предполагается имущество и денежные средства, которые ранее не были задекларированы, в том числе, полученные незаконным путем.

Легализация автоматически освобождает держателей таких активов от административной или уголовной ответственности. Но прощаются лишь правонарушения, связанные с получением или присвоением легализированного имущества и денег.   

Такие акции носят разовый, а не постоянный характер.

Принимаемые документы будут определять условия, в том числе, конкретный срок предстоящей акции, создание правительственной комиссии и принятие документа, которым должны руководствоваться члены этой комиссии, структуры, которые будут вовлечены в процесс легализации и прочее.

Впрочем, Таджикистан имеет определённый опыт по проведению таких мероприятий, проводились они у нас три раза. Однако одновременная легализация, как имущества, так и денег, производится впервые.

 

Неплохое начало - $190 млн.

Первая такая акция проводилась для «привлечения дополнительных финансовых средств в экономику» в начале нулевых годов. Началась она после принятия в апреле в 2002 года закона «Об амнистировании граждан РТ в связи с легализацией ими денежных средств».

Как видно из названия закона, в рамках данной акции легализовали исключительно деньги, имущество она не касалась.

Закон после её принятия фактически не действовал год, указ президента, которым определялся период легализации, был подписан только в марте 2003 года. Акция проводилась с 1 апреля до 1 июня 2003 года включительно.

Национальный банк на основе указа президента принял и зарегистрировал в Минюсте инструкцию о порядке открытия и ведения банковских счетов, на которые зачислялись выведенные «из тени» деньги.

Данная инструкция определяла порядок легализации денежных средств, банки, вовлечённые в процесс легализации, валюты, которые подлежали зачислению на специальные счета и прочее.

Было также принято постановление правительства для проведения дополнительных мероприятий, которыми были установлены операции с легализованными деньгами и освобождение этих средств от государственных сборов.

Президент в апреле 2004 года во время обращения к парламенту сообщил, что в рамках проведённой разовой акции было легализовано $190 млн., принадлежавшие 18 тысячам граждан страны. «Данное мероприятие существенно расширил возможности банков для развития национальной экономики», - отметил тогда он. 

 

Амнистия за $5 млрд. 

Следующий такой закон - «Об амнистии граждан и юридических лиц РТ в связи с легализацией имущества» принимали в мае 2007 года. Данная акция уже касалась только имущества, которое было приобретено или присвоено незаконно.

Реакция при принятии данного документа была не совсем однозначна. К примеру, экс-лидер Компартии и депутат парламента страны Шоди Шабдолов тогда категорично выступил против, заявив, что в Таджикистане «…много имущества было в буквальном смысле награблено». «Почему мы должны амнистировать воров?» - недоумевал он. Впрочем, несмотря на это, законопроект был принят, как всегда, почти единогласно. Власти, таким образом, хотели привлечь имущество в официальный экономический оборот.

Новым документом, как и его предшественником, определяли порядок легализации имущества «исключительно разовой акции».

Следуя за законом, пошли другие подзаконные акты, но с характерной нам неспешностью.

Так, создание Координационной комиссии по легализации имущества, и Положение этой Комиссии постановлениями правительства были утверждены только по истечению 5 месяцев после принятия главного документа в октябре 2007 года.

Период легализации тогда занимал один год и шесть месяцев, это с учётом двухразового продления срока: в июне и декабре 2008 года внесением поправок в закон.

Президент Эмомали Рахмон во время очередного обращения к парламенту сказал, что в результате реализации требований закона с 1 января 2008-го до 1 июля 2009 года, было легализировано более 87 тыс. единиц имущества, общая стоимость которых составило более 19 млрд. сомони ($5 млрд., по тогдашнему курсу).

 

Последний безрезультатный опыт

Третий такой закон принимался в феврале 2010 года – «Об амнистии граждан и юридических лиц РТ в связи с легализацией ими некоторых денежных средств».

Закон принимался для легализации денег, которые направлялись на покупку акций ОАО «Рогунская ГЭС». Для этого власти открыли специальные банковские счета.

При этом дело это, было добровольное, держатели средств, подпадающие под закон, имели право отказаться от покупки этих ценных бумаг и использовать их по своему усмотрению, нужно было только перевести их из иностранных банков в таджикские банки.

Период легализации был определён до конца 2011 года, хотя начатую 6 января 2010 года кампанию по продаже акций Рогуна под давлением международных финансовых институтов пришлось прекратить в середине того же года.

Президент в апреле 2010 года в своём обращении к парламенту говорил, что очередная амнистия даёт возможность гражданам без указания источников дохода легализовать свои средства, и в то же время участвовать в развитии экономики страны.

Данные по итогам последней легализации денег не были обнародованы, возможно, это связано с незначительностью объёма узаконенных средств.

Однако акции Рогуна, по официальным данным, были проданы на общую сумму в 890 млн. сомони (чуть более $200 млн., по среднему курсу 2010 года).

 

Какие грехи могут простить?

Многие граждане Таджикистана, судя по постам в социальных сетях, и беседам с отдельными людьми, думают, что легализировать будут всё, что будет предложено, но скорее всего, это далеко не так.

Легализация денег с освобождением от уголовной и административной ответственности их держателей в  2010 году, например, касалась только некоторых статей соответствующих Кодексов.

Под амнистию тогда подпали незаконные действия, совершённые по 12 статьям Уголовного кодекса. В частности: незаконное предпринимательство; незаконная банковская деятельность; незаконное получение и выдача кредита; неправомерные действия при банкротстве; незаконная сделка с иностранной валютой;  контрабанда; уклонение от уплаты таможенных платежей; уклонение от уплаты налогов и т.д. Также легализацию и амнистию можно было проводить по 7 статьям Кодекса об административных правонарушениях.

Какие статьи затронет нынешняя амнистия, покажет время.

 

Что думают люди?

Мнения в обществе на счёт предстоящей кампании самые разнообразные: кто-то возмущается, полагая, что узаконивать будут всё подряд, даже самые «кровавые деньги», некоторые ликуют и хвалят президента за его очередной акт милосердия, а другие относятся к этому с иронией, указывая на степень доверия властям.

Таджикский журналист Зафар Абдуллаев связывает инициативу президента с острым дефицитом налогооблагаемой базы в стране.

«У среднего класса, если и было что прятать, они уже не покажут: половину ранее амнистированного имущества уже отобрали, фикцией ведь оказалась та президентская бумажка», - пишет он.

Абдуллаев уверен, что «амнистировать» могут только «что-то» за счёт «патриотических бизнесменов и экс-чиновников», после того, как будет «команда вновь делиться на госнужды».

Мнение Абдуллаева относительно несостоятельности предстоящей акции разделяет журналист Рамзия Мирзобекова, которая в прошлом имела опыт работы с людьми, которые легализовали имущество. «Сертификаты все получили, те самые законные. Потом у многих всё отобрали, а сертификат в суде выбрасывали», - говорит она.

Хотя, добавляет Мирзобекова, пострадавшие доказывали в суде законность своих активов вескими аргументами.

Доктор юридических наук Шокирджон Хакимов пояснил, что инициаторы данной кампании в условиях  «чрезвычайно сложной ситуации в финансово экономической сфере страны хотят создать необходимую нормативно - правовую базу для вовлечения дополнительных источников налогообложения».

Однако он сомневается в эффективности предстоящей легализации.

«Некоторые граждане, предприниматели были вынуждены перенести свой капитал в другие страны из-за отсутствия гарантии безопасности, рейдерства и незаконных вмешательств чиновников разного уровня в их экономическую деятельность. То есть, отсутствие благоприятной экономической среды, несовершенство законодательства и принципы двойных стандартов вынудили реализовать свои благие намерения за пределами Таджикистана», - говорит юрист.

По его мнению, нынешние реалии Таджикистана в целом, и экономическая и инвестиционная среда в частности, по сравнению с нулевыми годами  качественно не изменились.

Он перечислил главные проблемы, которые породили недоверие к правителям: высокий уровень коррупции, неравенство субъектов экономической деятельности перед законом и судом, выполнение значительных обязательств государства с применением добровольно принудительных мер с привлечением силовых и правоохранительных структур.

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.Дзен и OK.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.