Россия может уйти из Центральной Азии, а мигранты вернуться. Без диверсификации и демонополизации экономики, Таджикистан будет испытывать самые худшие времена. Монополизация сферы телекоммуникаций сделало ее сильно уязвимой. Нужны меры.

Об этом и другом говорили таджикские эксперты на встрече на тему «Политические, экономические, социальные и другие последствия российско-украинского конфликта для Таджикистана», организованной представительством Института по освящению войны и мира (IWPR) в Таджикистане 31 марта. 

 

«Экономика будет определять политику»

Такое мнение высказал известный таджикский политолог Парвиз Муллоджанов.

«Политика всегда связана с экономикой, в данной ситуации особенно политика все больше будет определяться экономикой», - говорит политолог.

По его мнению, политические последствия конфликта будут определяться тем, как будет развиваться ситуация в Украине. Существует 3 основных сценария в зависимости от того, будут усиливаться или замедляться те политические тренды, которые уже сегодня существуют.

Парвиз Муллоджанов.
Фото IWPR

Самый благоприятный – договор о мире будет заключен в ближайшие 2 месяца. Большая часть санкция будет снята. В этом случае, негативные тенденции в экономике и политике будут относительно небольшими.

Второй сценарий: военные действия продолжаться в виде вялотекущей войны, когда часть украинской территории на юге-востоке будет де-факто под контролем России. Де-факто это замораживание конфликта. В этом случае, санкции останутся, но не будут ужесточаться кардинально.

И третий сценарий заключается в том, что полномасштабная война будет продолжаться и усиливаться, соответственно по максимуму будет происходить мобилизация и ужесточение санкций.  

Говоря о последствиях во внутренней политике, политолог отметил, что  экономические последствия вызовут рост социального напряжения по всему пространств СНГ и вТаджикистане в том числе. Соответственно, будет усиливаться контроль над информационным пространством внутри страны. Это значит более усиленный контроль над СМИ, над социальными сетями и блогерами. 

По его мнению, критика будет все больше восприниматься как вмешательство в политику и оппозиционная деятельность. Соответственно, будет ужесточаться система наказаний за критические и политические высказывания.

Фото IWPR

Само информационное пространство и таджикский сегмент интернета, по мнению политолога, тоже будет меняться в сторону развития электронных СМИ и социальных сетей, большая часть из которых будет за рубежом. Большинство из них не будет носить политический характер, но это будут частные каналы.

«Вопрос в том, станет ли внутренняя политика государства более гибкой в новых условиях, то есть направленной на достижение компромисса, ускорения реформ и так далее, или власти ограничатся просто мерами более строгого контроля.

Будет ли применятся политика социального договора и нахождения компромисса c уязвимыми группами и возможными проявлениями социального протеста. Здесь уже ведущую роль должны будут взять на себя политики, которые могли бы найти варианты компромисса и партнёрства с обществом ради сохранения и укрепления стабильности», - отмечает Муллоджанов.

Политолог при этом полагает, что серьезные изменения будут происходить во внешней геополитике. Эти изменения будут происходить на глобальном уровне и их ход де-факто не будет зависеть от Таджикистана.

«Это некоторое отдаление РФ из региона из-за событий в Украине. Этот процесс начался еще в 2014 году. Регион будет уходить из фокуса внимания России, так как все ресурсы будут направляться на запад. Вопрос наиболее важный для страны в этой связи – будет ли он сопровождаться с сокращением военного присутствия в РТ?», - говорит политолог.  

Также он прогнозирует усиление влияния Китая во всем регионе Центральной Азии, которое будет заполнять появившийся геополитический вакуум в регионе.

«Влияние Китая будет постепенно охватывать не только сферу экономики, но также и сектор безопасности и политики».

По его мнению, для Таджикистана геополитическая ситуация достаточно тревожная – кризис в Афганистане, конфликт на границе с Кыргызстаном, растущая экономическая зависимость от Китая. Также он обратил внимание на опасность активизации джихадистов, как на границе, так и внутри страны.

 

«Нужно быстро отреагировать и занять пустующие ниши в России»

Как отметил во время своего выступления доктор экономических наук Ходжимухаммад Умаров, Таджикистан имеет экономическое сотрудничество с обеими конфликтующими странами, и их доля в общем объеме импорта в Таджикистане составляет 31,1 – 33,9%.

Но в большей степени это доля российских товаров, которая исчисляется более миллиардом долларов, в то время, как доля украинских товаров в самые лучшие времена составляла $2 млн.

Возникшая ситуация и зависимость Таджикистана от некоторых товаров России делает экономику страны уязвимой, поэтому Таджикистан будет испытывать дефицит и столкнется с повышением цен на большую часть товаров, начиная от молочных продуктов и, заканчивая металлопродукцией и даже военной техникой.

Ходжимухаммад Умаров
Фото IWPR

По его словам, было ошибкой, что большинство таджикских банков работали через корреспондентские банки России. Отключение российских банков от системы SWIFT создало определенные проблемы и для таджикских банков.

По его мнению нужно отходить от зависимости только от одной страны и переходить на сотрудничество с банками Китая, Индии, Сингапура, Малайзии, Турции.

Также он рекомендовал дивиерсифицировать и демонополизировать рынок нефтипродуктов, рассмотрев рынки Ирана и Туркменистана. Демонополизация рынка должна происходить и внутри страны.    

По его словам, также нужно отменить налоговые льготы многим крупным компаниям.

При этом Умаров отметил, что наравне с проблемами нынешняя ситуация дает Таджикистану определенные возможности. По его словам нашей стране нужно быстрее отреагировать и занять некоторые ниши, которые будут пустовать в России. По его мнению, Таджикистан имеет возможность для собственного производство сахара и может экспортировать его.

Также есть и другие направления, например, выращивание цветов и рассширение фруктовых садов с целью импорта этой продукции.

По словам эксперта, все эти вопросы требуют срочного решения, так как Таджикистану так же может грозить возвращение мигрантов, так как многие украинские беженцы, которые прибыли в Россию, говорят о том, что они хотят там остаться, соответственно, они будут вытеснять мигрантов из Центральной Азии из РФ.

 

Асомиддин Атоев: «Нужно отказаться от ЕКЦ»

Эксперт по информационно-коммуникационным технологиям в Центральной Азии Асомиддин Атоев в свою очередь отметил, что отрасль ИКТ также может почувствовать на себе последствия ситуации в Украине, так как она в целом зависима из вне, а некоторые особенности делают ее более уязвимой. 

По его словам, до 2016 года ситуация в сфере телекоммуникаций в Таджикистане была более благоприятной, когда четыре компании провайдеры могли выходить на

на транснациональные линии интернета, но после создания ЕКЦ они были лишены такой возможности и теперь весь траффик проходит исключительно через этот центр, что противоречит всем канонам этой сферы.

«Это большая уязвимость, которая притягивает к себе все возможные риски. Речь об инфраструктуре, без которой не может действовать ни одна структура экономики, в том числе, банковская, государственная, авиационная и другие услуги, которые зависят от передачи данных и все эти данные проходят через этот канал», отмечает Атоев.

По его словам, проблема так же и в том, что согласно постановлению правительства координатором центра является компания «Таджиктелеком», а это, по мнению эксперта, самая слабая отечественная компания в техническом, технологическом и кадровом потенциале.

При таком раскладе, по его мнению, одной DDOS атаки будет достаточно для того, чтобы лишить страну интернета на несколько часов, или даже дней. 

Другим недостатком по мнению эксперта является то, что 90% телекоммуникационной инфраструктуры составляет оборудование китайского производства.  

«До 2016 года на нашем рынке, помимо Китая, конкурировали и компании Америки и Европы, но у нас потом от этой конкуренции отказались и отдали предпочтение только китайским компаниям».

Асомиддин Атоев
Фото IWPR

Налоговое бремя, по мнению, Атоева, это еще один неблагоприятный фактор для сферы телекоммуникаций.

В 2011 году правительство ввело акциз на все виды цифровых услуг, который изначально составлял 3%, потом он поднялся до 5% и в этом году, согласно новому законодательству, был повышен до 7%.

По мнению эксперта, это отпугивает не только иностранных инвесторов, но и отечественных.

Но, отмечает он, есть и положительные моменты, когда с прошлого года 21 транснациональная компания стала налогоплательщиками Таджикистана, в том числе, Facebook, который после этого перестали блокировать в Таджикистане.

«Но это очень слабый защитный фактор, в целом, отрасль очень уязвима и притягивает к себе риски, которые с началом конфликта в Украине становится больше», - отмечает он.

В качестве решения эксперт предлагает отказаться от ЕКЦ, работать над тем, чтобы стать транзитной телекоммуникационной страной, выйдя через соседей на Восточную Азию и создать благоприятную налоговую политику. При этом он также предлагает диверсификацию и отказ от зависимости от оборудования только одной страны.

«Все эти меры нужны не только для того, чтобы привлечь иностранные инвестиции, но и для того, чтобы не потерять отечественных», - говорит Атоев.

… По результатам встречи, участники пришли к выводу, что страну может ожидать резкий упадок уровня жизни и высокий уровень цен, в связи с чем нужно разработать шаги по поддержке уязвимых слоев населения.

По словам главного редактора IWPR Марата Мамадшоева, нужно спокойно и без эмоций принимать решения.

«Демонополизация и диверсификации обязательно должны быть. И надо разумно смотреть, где в чем мы в ближайшее время сможем обеспечить импортозамещение, а в чем нет. Нам нужно слушать умных, грамотных людей и говорить не только с правительством, но и с гражданским обществом. Диверсификация нужна не только в экономике, но и во внешней политике, и в вопросах миграции и т.д.», - отметил он.

Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.