Туристы будут рады посетить одно из красивейших мест в республике. Немало на этом заработает туристический бизнес. А получит ли пользу дикая природа - не лишим ли мы животных, в том числе и краснокнижных, своего дома?
Куда поехать, когда перед вами три Даштиджума?
В рамках экологического тура, организованного Комитетом охраны окружающей среды, корреспондент «Азия-Плюс» побывал в заповеднике «Даштиджум» на юге страны.
Кто хочет побывать в Даштиджуме, должен быть готов к экстремальному походу. Одиночному путешественнику без организованной поездки в составе какой-то группы или без поддержки знакомых из числа сотрудников заповедника или местного населения немыслимо посетить этот край. Кроме того, из-за пограничной зоны требуется специальное разрешение.
Первая проблема, с которой столкнется турист, это отсутствие четкой навигации – ни туристических или топографических карт, ни путеводителей, ни справочной информации о Даштиджуме не найти.
Путаницу вносит и сам топоним «Даштиджум». Дело в том, что так называется один из джамоатов района Шамсиддин Шохин. Он находится совершенно в другом направлении от заповедника. Такое же название носит и зоологический заказник на северо-востоке от главной цели поездки.
Администрация самого заповедника «Даштиджум», куда мы отправились, находится в джамоате Саричашма района Шамсиддина Шохина. Прямой дороги к райцентру нет - между ними горы. В Саричашму можно попасть из Восейского района, не доезжая до Куляба. Дорога длиной примерно в 40 км ведет к небольшому перевалу через высокие холмы – выжженные на солнце и очень пыльные в летний период.
После преодоления перевала, идет длинный спуск к ущелью речки Чагам, которая наполняется водой только в весеннее время, а с началом лета высыхает. Дальше - бездорожье по каменистому руслу – все селения джамоата расположены в узком ущелье шириной в 1-2 км. С двух сторон его сжимают высокие холмы, сильно изрезанные оврагами. Двигаясь по этому бездорожью на юг, даже джипы могут застрять на камнях.
Река во время половодья часто меняет русло, соответственно и дорогу. Двигаясь на юг, через 4-5 км русло соединяется с рекой Пяндж. Именно в последнем перед границей населенном пункте Гулистон располагается управление заповедника «Даштиджум». Чуть ниже - погранзастава, и туда попасть можно только с разрешения пограничников.
На другом берегу реки – афганский кишлак Самти, населённый таджиками.
Там, где начинается заповедник
На джипах нас привезли на берег Пянджа, по которому на восток идет грунтовая автодорога – чуть лучше, чем в Саричашме.
Проехав несколько километров на восток, по направлению к Дарвазу, мы остановились на широкой прибрежной поляне, откуда начинается заповедная земля. А территория, через которую мы проезжали, являлась буферной зоной, которую установили для предотвращения вредных воздействий на заповедник. В буферной зоне разрешается вести хозяйство.
В одном из ущелий, наподобие Саричашмы, стоит добротный дом охотника. В нем есть все условия для ночлега: спальные комнаты, столовая, уличная кухня, родниковая вода.
По руслу такой же речки, как Чагам в соседнем ущелье, идет разбитая дорога в сторону отдаленного кишлака Кабок.
Природу здешнего края нельзя описать без восхищения. Из-за того, что мы попали сюда в жаркое время, днем невозможно было увидеть животных. Они ушли в высокогорье. Чтобы увидеть хоть одного козла или барана, здесь нужно ночевать или приехать поздней осенью или зимой. Тогда в поисках пищи они спускаются вниз.
А вот всевозможной флоры – фисташек, багряников, миндалей, в чуть выше – можжевельников тут много в любое время. Сейчас созрели фисташки, их можно собрать немного для себя, но уносить нельзя - заповедник на то и заповедник.
Через речку можно наблюдать за жизнью соседей – афганцев. Несколько их кишлаков расположены на берегу реки. По дороге туда-сюда часто снуют мотоциклы и ослы. Говорят, афганцы используют их в качестве такси, возят клиентов в центр провинции и обратно.
На реке в одном месте несколько людей занимаются промыванием золота. Граница проходит по центру реки. За действиями афганцев строго следят наши пограничники, если кто-нибудь приближается к середине реки, предупреждают их о возможном нарушении, и те возвращаются обратно. По словам сотрудников заповедника, инцидентов с пересечением границы с целью поохотиться на редких животных, с афганской стороны не было.
Чем живет заповедник «Даштиджум»?
Целью создания заповедника является сохранение популяций мархуров (винторогих козлов) и уриалов (бухарских горных баранов). Эти два животных – ключевые обитатели заповедника. Третьим является снежный барс, который в зимнее время мигрирует с Памира, а в летний период уходит в высокогорье. Одной из причин, почему барсы любят спускаться в Даштиджум, как раз и является обилие пищи в виде диких коз и баранов.
Кроме них, на территории заповедника обитают более 230 видов животных. Среди них 17 краснокнижных животных, в том числе бурый медведь, туркестанская рысь, бухарский олень, черный аист и другие.
Здесь произрастает около 1 тыс. 500 видов растений, 39 из которых входит в Красную книгу. Более 160 видов растительности являются эндемическими, то есть не встречаются нигде, кроме «Даштиджума.
Директор заповедника Баходур Икромов поднял вопрос о помощи охотничьих хозяйств заповеднику. «Они имеют коммерческие цели, однако, кроме ООО “Мархур” Шохинского района, другие не поддерживают заповедник», - упрекнул он охотников.
Горизонты туризма в «Даштиджуме»
Туризма пока тут нет, но есть планы. Заместитель начальника управления особо охраняемых территорий Комитета охраны окружающей среды Нурали Саидов рассказал о принятой госпрограмме. Она рассчитана до 2025 года, в ней есть пункт развития экотуризма на территории заповедника.
По словам Саидова, прежде всего нужно будет уточнить точки посещения туристов в заповеднике, затем разработать маршруты, установить связи с отечественными и зарубежными туркомпаниями, создать центр по изготовлению сувениров, наладить сотрудничество со СМИ и рекламными компаниями по продвижению организованного туризма в «Даштиджуме». Для этих целей выделены средства со стороны государства.
Планируется реконструкция здания администрации заповедника, укрепление материально-технической базы. Например, сейчас на балансе заповедника есть всего одна машина.
По мнению Саидова, туризм должен помогать основной цели заповедника – сохранению природных богатств региона и их уникальности.
Перспективу имеет фотоохота во время гона у винторогих козлов, который происходит в ноябре-декабре. В это время мархуры спускаются с гор ниже 1000 метров.
Для организации туров в регионе в будущем можно привлечь местное население – использовать их инфраструктуру, вьючных животных (лошадей, ослов), а также жилые дома с их колоритом и самобытностью.
Можно тут заниматься и настоящей охотой, если купить лицензию. Ежегодно правительство дает разрешение на отстрел ограниченного количества мархуров и уриалов.
Например, можно охотиться на винторогого козла в возрасте свыше 5 лет, а вот на самок нет разрешения. Лицензия стоит 350 тыс. сомони. Но из-за того, что нет дороги, редкие иностранные охотники предпочитают охотиться на Памире, а сюда пока никто из них не заглядывает.
По пути в заповедник есть и объект религиозного туризма. Прямо перед заставой стоит мавзолей Шейха Ёрмухаммада Вали. Но он в заброшенном состоянии, нигде нет информации, кем был этот святой и в каком веке жил.
Животные могут покинуть «Даштиджум» из-за климата
Научный сотрудник заповедника Махмадшариф Мадаёмов отметил одну из главных проблем – изменение климата.
В последние годы на территории заповедника, как и везде в республике, наблюдается повышение средней температуры и уменьшение осадков. Если раньше на этой территории выпадало 523 мм осадков в год, теперь этот показатель снизился до 500.
Летом иногда температура доходит до 50 градусов, что отрицательно влияет на животный и растительный мир. Высыхают реки и родники. Это вынуждает мигрировать животных и птиц. Сотрудники заповедника пытаются остановить их путем разбрасывания кормов и соли, очищают родники, создают искусственные источники воды, сажают деревья и кустарники. Одним словом, делают все от них зависящее, чтобы как-то остановить природный процесс.
Тут надеются, что с развитием туризма и охоты, часть вырученных средств будет использована для адаптации заповедника к изменениям климата.
Требуется объединение заповедника и заказника
Директор Орхус-центра Таджикистана Джамолиддин Якубов объяснил разницу между заповедником и заказником с одинаковым названием «Даштиджум». Заповедник – это территория, полностью исключенная из хозяйственной деятельности человека, а заказник - это территория, на которой охраняются некоторые части природного комплекса.
Заказник «Даштиджум» создан для размножения винторогих козлов и уриалов, а заповедник сохраняет их в условиях естественного обитания. То есть в заповеднике исключается вмешательство человека в жизнь животных, кроме как их кормления в критические моменты, и помощи, если они окажутся в беде.
Исходя из особой ценности фауны и флоры, большого количества редких и исчезающих видов, нуждающихся в особой охране, необходимо пересмотреть режим заказника и присоединить его к заповеднику.
«Это позволит объединить деятельность по охране уникальной популяции винторогого козла и уриала, увеличить их численность, - считает Якубов. - В связи с интенсивным развитием сельского хозяйства, возрождением горных кишлаков, идет процесс отторжения земель заказника для организации дехканских хозяйств».
Для спасения земель заказника от дальнейшего уничтожения нужно объединить его с заповедником. «Таким образом, заповедник, увеличив свою площадь, будет представлен одним массивом земель, включающим в себя полный ареал винторогого козла, уриала, других животных в данном регионе», - резюмировал Джамолиддин Якубов.
Вместо эпилога
Местное население Саричашмы отличается феноменальной вежливостью и гостеприимством. Проезжая по узким улочкам сел джамоата, вы не успеваете отвечать на все приветствия, здесь не принято продавать гостям угощения и продукты своего хозяйства.
Почти все продовольствие свое, местные магазины и ларьки торгуют только бытовыми товарами, привезенными из города. Очутившись в этом месте, путешественник может быть спокойным – любая семья даст ему ночлег и накроет дастархан.
В будущем, когда сюда нагрянет коммерция, она может поменять образ мышления людей. Не хочется, чтобы в Саричашме продавали местный курут по 100 сомони за кг, арбузы прямо с поля по 40 сомони, как это делается сегодня в придорожных торговых точках вдоль больших трасс – бохтарской, дангаринской, регарской или худжандской.
Но и без туризма тоже нельзя - так требует время. Поэтому нужно подумать, как одновременно сохранить девственную природу, добрые вековые традиции населения и создать туристический уголок таким образом, чтобы они не мешали друг другу, а наоборот, сосуществовали в согласии друг с другом. Вопрос как это сделать, требует всестороннего подхода.
СПРАВКА АП:
Территория Даштиджума разделена на две природоохранные зоны: заповедник и заказник.
Заповедник расположен на юго-западном склоне Дарвазского хребта. Основан в 1983 году на площади 19 тыс. 700 га. Южная линия проходит по берегу реки Пяндж на границе с Афганистаном.
Заказник основан в 1972 году и расположен на севере от заповедника, в юго-восточной части горного хребта Хазратишох, занимает территорию в 53 тыс. 323 га.
В «Даштиджуме» насчитывается более 800 винторогих козлов и около 300 горных бухарских баранов – уриалов.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Как в Таджикистане дискриминируют мам детей с синдромом Дауна
«Москве придется чем-то платить». Что будет с российскими военными в Сирии после падения режима Асада?
SRP DevCon -2024: от цифровой трансформации до кадрового потенциала в IT-индустрии
«Нельзя причинять вред другим людям». В муфтияте Казахстана осудили молящихся на автодороге
В Таджикистане владельцев скутеров обязали получать госномера
В Душанбе задержали очередного «целителя»
Правозащитница Дилрабо Самадова о дедовщине, молодежи и китах
В Таджикистане прекратили работу 17 транспортных компаний
Может ли Таджикистан принять у себя футбольный Кубок Азии-2031?
В России утвердили нормы размещения данных о нелегальных мигрантах
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста