«Положение правозащитников ухудшается. Адвокаты, журналисты и другие лица становятся мишенью из-за своей правозащитной деятельности. Они сталкиваются с целым рядом трудностей, начиная с все возрастающего административного бремени и заканчивая преследованием, угрозами, криминализацией, закрытыми несправедливым судебными процессами и тюремным заключением.
Атмосфера коррупции, страх преследований и подавление правозащитников, работающих над сложными вопросами, вынудили некоторых из них покинуть страну», - сказала сегодня на пресс-конференции в Душанбе специальный докладчик ООН по положению правозащитников Мэри Лолор.
По ее словам, «некоторые чиновники в правительстве Таджикистана пытаются наладить позитивное взаимодействие с правозащитниками, и в законодательстве достигнут определенный прогресс».
«Однако многие из тех, кто мирно защищает права других, подвергаются все большему давлению. Власти Таджикистана должны радикально улучшить положение своих правозащитников и развеять усиливающуюся атмосферу страха», - заявила она.
Лолор подчеркнула, что правительство Таджикистана должно выполнять свои международные обязательства и работать с правозащитниками с целью построения законного и справедливого общества.
В ходе своего визита Специальный докладчик провела встречи с государственными органами в Душанбе, а также побывала в Худжанде. Она провела беседы с Уполномоченным по правам человека, депутатами парламента, представителями прокуратуры, Верховного суда и международного сообщества. Она также посетила следственный изолятор и встретилась с находящимися там правозащитниками.
Ее просьба посетить Горно-Бадахшанскую автономную область была отклонена.
Мэри Лолор сообщила, что полный отчет о своем визите она представит в Совет по правам человека в марте 2024 года.
«Я глубоко обеспокоена очевидным подавлением инакомыслия, в том числе того, что считается неуважительным и не соответствующим ценностям, традициям и интересам страны. Мои встречи за последние две недели показали, что репрессии против независимых журналистов, работающих с правозащитниками, начались в 2016 году и достигли своего пика в 2021 году, после событий в ГБАО. По словам тех, с кем я встречалась, работать во время гражданской войны было легче, чем сейчас», - заявила спецдокладчик.
По ее словам, на сегодняшний день количество действующих независимых СМИ составляет менее 10 изданий. Как правило, доступ к Интернету и информации ограничен, что позволяет государственным СМИ контролировать информацию, которой делятся с гражданами Таджикистана.
«Мой визит в страну, к сожалению, показал, что журналисты и блогеры-правозащитники подвергаются различным преследованиям. За последние 6 месяцев около 20 журналистов и блогеров были арестованы и задержаны. На этой неделе мне удалось встретиться с некоторыми из них, кто находится в следственном изоляторе и я обеспокоена тем, что им были предъявлены обвинения на основании недостаточно надежных доказательств после неадекватных расследований и судебных процессов, проходящих в закрытом режиме», - заявила Лолор.
Она отметила, что законы о предотвращении экстремизма и борьбе с терроризмом используются для преследования и криминализации правозащитников, которые являются независимыми журналистами, гражданскими блогерами и другими работниками СМИ.
«Некоторые из тех, кто освещал события в ГБАО, подверглись физическому нападению, а их оборудование было конфисковано. Кибератаки, запугивания, клеветнические кампании и домогательства также являются распространенными онлайн-практиками, используемыми против женщин-правозащитников в социальных сетях. Поддельный и/или интимный контент иногда распространяется в Интернете с целью разрушить или подорвать их репутацию и легитимность. Журналисты, которые также являются правозащитниками, сообщали о слежке, взломе и копировании их личных устройств», - сообщила Мэри Лолор.
Она также отметила, что «частое возобновление аккредитации журналистов, работающих в области прав человека, в Министерстве иностранных дел не позволяет журналистам вести свою работу последовательно и независимо, а также о том, что в настоящее время новым журналистам или СМИ не предоставляется аккредитация».
«Правительство Таджикистана должно осознать, что продвижение и защита правозащитников, работающих над построением справедливого и честного общества, отвечает его интересам, - сказала г-жа Лолор. - Я призываю правительство относиться к правозащитникам как к союзникам, а не как к противникам».
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Лопатами и молотками. Как строили железную дорогу Душанбе-Термез
В Канибадаме сдали в эксплуатацию предприятия, школы, детсады и линию водоснабжения для орошения земель
Роскомнадзор заложил 59 миллиардов рублей на модернизацию оборудования для блокировок в ближайшие пять лет
«Фергана»: Вы сами так решили, или почему референдум о строительстве АЭС в Казахстане - плохая идея
Не получили книгу «Таджики»? Спрашивайте у местных органов власти
Таджикскому самбисту не разрешили въезд в Россию
На Памире спасатели нашли заблудившихся иностранных туристов
Из-за атаки БПЛА в московских аэропортах задержали десятки рейсов
В Душанбе во время фейерверка в День независимости возник пожар
Дорогие гигабайты. Стоит ли таджикистанцам ожидать снижения стоимости Интернета?
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста