Женщины с ВИЧ - одна из самых дискриминируемых групп в Таджикистане. От них отворачивается всё общество, включая самых близких родственников; они не могут найти работу или получить медицинское обслуживание. При этом чаще всего никаких рисков здоровью окружающих эти женщины не несут. 

В честь международной акции «16 дней активных действий против гендерного насилия» и Всемирного дня борьбы против СПИДа «Азия-Плюс» рассказывает о дискриминации, с которой они сталкиваются. 

В Таджикистане существует целый список самых разных законов и документов, которые прямо или косвенно защищают людей, живущих с ВИЧ от дискриминации. 

В прошлом году этот список пополнился еще одним законом «О равенстве и ликвидации всех форм дискриминации». В нем, к удовлетворению правозащитников, появилось понятие «косвенной дискриминации», с которой чаще всего сталкиваются уязвимые группы в Таджикистане. Однако женщин, живущих с ВИЧ, это важное описание в законе, не успокаивает, потому что именно эта группа населения каждый день сталкивается с прямой дискриминацией. 

«Несмотря на то, что ВИЧ не передается бытовым путем, а современная АВР-терапия (терапия, которая замедляет развитие вируса и заболевание, – ред.) до минимума снижает вирусную нагрузку, дискриминации женщина с ВИЧ подвергается на каждом шагу, - говорит Тахмина Хайдарова, руководительница Сети женщин, живущих с ВИЧ. - Прежде всего, внутри семьи. 

Как только выясняется, что у нее положительный статус, родственники сокращают с ней контакты, избегают ее. Со временем такое отношение будет сопровождать ее везде, где узнают о ее статусе». 

Как это ни странно, отмечает Тахмина, женщины, живущие с ВИЧ, часто жалуются на проявление дискриминации со стороны медицинских работников: стоматологов, хирургов, акушеров, гинекологов. Доктора отказываются оказывать помощь женщинам с ВИЧ и им приходится искать дружественных специалистов через знакомых. 

«При этом современная медицина сняла все риски: ВИЧ сегодня это такое же хроническое заболевание, как сахарный диабет. При адекватной АВР-терапии и врачебном уходе, женщины с ВИЧ становятся матерями здоровых детей, но даже у медицинских работников нет актуальной информации на этот счет, - поясняет Тахмина Хайдарова. 

Дискриминируют женщин с ВИЧ и местные журналисты. В контенте, посвященном женщинам с ВИЧ, часто присутствуют уничижительные обороты, медиа транслируют стереотипы, стигму и предрассудки, и не объясняют аудитории о том, что собой сегодня представляет ВИЧ. 

«До сих пор в материалах местных журналистов встречаются такие обороты, как “ВИЧ/СПИД – чума 21 века”, “ВИЧ-террор” и прочие утверждения, не имеющие ничего общего с реальностью», - говорит Хайдарова. 

Часто журналисты используют устрашающие обороты при освещении случаев возбуждения уголовных статей (125 ст. УК РТ, – ред.) в отношении женщин с ВИЧ, которые якобы осознанно заражают мужчин. 

 

В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ), подписанной Таджикистаном 30 лет тому назад, говорится, что гендерное неравенство и дискриминация являются первопричинами насилия в отношении женщин. 

 

«По сути, под первую часть 125 статьи УК Таджикистана могут попасть и все дискордантные пары (в которых один партнер с положительным статусом ВИЧ, другой – с отрицательным, - ред.). В этой части прописано: “Заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ‐инфекцией”, то есть это не фактическое заражение, а риск заражения. И все люди с положительным ВИЧ-статусом, у которых есть половой партнер, фактически, ставят его под угрозу риска заражения. 

Но по факту это не так: если человек принимает АРВ-терапию, его вирусная нагрузка снижена, и даже в случае незащищенного секса, его партнер не заразится ВИЧ», - говорит руководительница Сети женщин, живущих с ВИЧ.
Кадр из социальной рекламы в поддержку людей с ВИЧ на шотландском телевидении с надписью «Стигма намного вреднее чем ВИЧ»

 

Женщинам с ВИЧ достается больше

Она рассказывает, что на двенадцатой международной конференции по научным исследованиям ВИЧ, которая проходила 23–26 июля в австралийском городе Брисбен, Всемирная организация здравоохранения представила новые научные и методические рекомендации в отношении ВИЧ. 

В них были приведены ключевые пороговые значения вирусной нагрузки при ВИЧ. 

Так, ВИЧ-положительные лица, у которых благодаря соблюдению режима антиретровирусной терапии достигнут неопределяемый уровень вирусной нагрузки, не передают ВИЧ своим сексуальным партнерам и подвергаются низкому риску «вертикальной» передачи вируса своим детям.

«Многие громкие уголовные дела в Таджикистане были возбуждены именно по первой части статьи 125 УК. Но на деле никто из “пострадавших” не заразился ВИЧ», - объясняет Тахмина Хайдарова. 

По ее словам, несмотря на то, что мужчины с положительным статусом ВИЧ также подвергаются дискриминации, женщинам достается больше. 

Дело в том, что до сих пор общество считает, что женщина с ВИЧ – это женщина, у которой было много сексуальных партнеров. Тогда как по статистике секс-работниц среди женщин с ВИЧ в Таджикистане на конец 2022 года всего 1,7 %. Все остальные – это, как правило, обычные женщины-домохозяйки, которые заразились от своих мужей. 

«К нам недавно обратилась женщина, живущая с ВИЧ: она была замужем, родила ребенка, муж ее ужасно избивал. Избивал даже во время беременности так, что она потеряла второго ребенка, - рассказывает Тахмина. - Несмотря на то, что именно муж заразил ее ВИЧ, его семья во всем обвиняла саму женщину. 

Она ушла от него с ребенком, сняла комнату, устроилась на работу. Но бывший муж забрал ребенка и теперь угрожает лишить ее родительских прав, потому что у нее положительный статус ВИЧ, нет образования и маленькая зарплата, на которую она не может содержать ребенка».

Учитывая тот факт, что таджикские женщины даже без ВИЧ подвергаются дискриминации в судебных органах, нет никакой гарантии, что в случае, если мужчина, о котором рассказывает Тахмина, действительно попытается лишить свою бывшую жену родительских прав, в суде увидят всю абсурдность и несправедливость ситуации.

Этой зимой читайте нас  в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК