Ответ первого заместителя министра здравоохранения Республики Таджикистан Саиды Джабировой на серию публикаций в «Азии-Плюс» о ситуации в здравоохранении РТ. Письмо, адресованное редакции, публикуем полностью:
Когда в прессе появляются броские заголовки типа «Фабрика смерти», «Убийцы в белых халатах», «Долина смерти», конечно, это привлекает внимание читателей. В наш просвещенный век, как и тысячи лет назад актуален девиз «Хлеба и зрелищ». Обыватель, скучающий от однообразия серых будней, ищет развлечений и жаждет сенсаций, а зловещие слова «Смерть», «Убийцы» всегда будут отличным рекламным трюком. Бедный читатель, не искушенный в профессиональных вопросах здравоохранения, политики, прессы не догадывается о той борьбе, которая идет за него в условиях возрастающего количества всевозможных частных изданий, их маркетинга и рейтинга, получения признательности, увеличения прибыли.
Вызывает удивление и обиду, что такая серьезная газета, как «Азия - плюс» зарекомендовавшая себя как высокопрофессиональное издание, использовала этот трюк.
В клятве Гиппократа есть принцип «Не навреди». Думаем его можно отнести и к журналистике, потому что журналист сродни врачу, только врач лечит физическое и душевное заболевание человека, а журналист – болезнь общества. И здесь крайне осторожно следует обращаться со словами, так как необоснованность и некорректность могут ухудшить болезнь.
«Азия–плюс», к которой обращались мы в минуты сомнений, в поисках правды, чьи статьи вызывали восхищение за смелость и вселяли веру в справедливость, с которой мы вели объективный диалог, честно и открыто отвечая на вопросы, сегодня поразила нас, медиков своими предвзятыми и явно «заказными» статьями. Это очевидно. Сегодня многие медики требуют тщательного анализа и расследования изложенных фактов. Но как? Как выяснить детали случаев, рассказанных Х.С. и З.Н?
Кого наказать, где найти ошибку, что предпринять для предотвращения этих ошибок. Понятно, что в целях конфиденциальности скрыты имена «жертв» таджикских медиков, но хотя бы название медицинских учреждений мы должны знать.
Как реагировать Минздраву и его службам на жалобы, как принимать меры и исправлять недостатки, когда вся статья полна анонимности?
Не хотим вторгаться в дебри извечного спора о Добре и Зле, об Истине и Лжи, тем более, что наши слова будут восприниматься как желание защитить себя.
Мы постарались ответить по всем пунктам этой статьи.
Но сегодня я, как один из руководителей отрасли и как врач хочу сказать в защиту своих коллег несколько слов. Буду рада, если мой ответ напечатают, так как другой уважаемый и всеми любимый журнал игнорировал мой ответ на его подобные статьи в адрес медиков зимой этого года.
Профессия врача сложна и требует огромного труда и душевных сил.
В рамках одной газетной полосы невозможно рассказать об этой профессии, о нравственных аспектах, о технических трудностях. Врач в силу своей профессии должен брать на себя ответственность за чью-то жизнь, чью-то судьбу. И в нашей профессии есть такой термин «по жизненным показаниям». Врач делает кесарево сечение и спасает жизнь матери, но погибает ребенок. Врач знает, что один должен умереть. Кого выбрать, чья жизнь дороже для родных, близких, общества? Или врач должен удалить опухоль, и обязан вместе с ней убрать здоровые ткани. Он знает, что гарантия жизни 1% против 99%, но он идет на риск. Почему? Ради сохранения жизни. Врач переливает кровь больному, зная, что тот может заразиться грозной инфекцией, но в противном случае больной умрет от кровопотери. Жизнь и смерть каждый день присутствуют в нашей работе и несмотря на все обвинения каждый день врачи будут биться за жизнь человека всеми путями, даже ценой обвинений в свой адрес. И не надо думать о врачах, как о хладнокровных убийцах, не переживающих за смерть. Кто может рассказать о внутренних переживаниях, страхе, сомнениях и раскаянии, которые сопровождают врача каждый день? Каждый случай неправильно выставленного диагноза, необоснованного лечения, непонятной смерти, халатности следует расследовать тщательно, её не объяснить без доскональной, пошаговой экспертизе, трудно понять непрофессионалу.
Наша отрасль сегодня выполняет свои обязанности в сложной и очень непростой обстановке. Последствия нестабильных 90 годов, слабость инфраструктуры, немногочисленность новых технологий, отток кадров и на базе всего этого кардинальные реформы, в том числе финансирования, медицинского обучения. Еще плюс к этому очень немаловажный фактор – снижение грамотности населения в вопросах медицины, санитарии, несвоевременное обращение врачу, игнорирование советов врачей и многое другое зависящие от самого больного. Почему это не принимается во внимание?
(В том самом злосчастном 11 детском корпусе Национального медицинского центра, о котором так много пишут я увидела 4 летнюю девочку, упавшую со 2 этажа и 8 летнюю – упавшую с тутовника. У обеих разрыв печени, селезенки, переломы костей таза, черепно-мозговая травма. Дети были в крайне тяжелом состоянии, но остались живы благодаря медикам. А где же родители? Почему они допустили эти трагедии?) И почему об этих нерадивых родителях не пишут, их не осуждают?
Почему пресса так не любит писать про отличных специалистов, делающих порой чудеса при минимальных возможностях?
Ведь не все медики невежественные и тупые врачи, которые работают только после хорошего «пинка».
Мне обидно за себя и своих коллег и за этого журналиста, ибо «пинком» заставляют работать мула в хозяйстве или прогоняют шелудивую собаку. А он так о людях.
Несколько слов об аттестации, о которой рассказал врач Х.С.
Я являюсь председателем аттестационной комиссии врачей - акушер гинекологов и педиатров и среднего медперсонала. Ни разу за 4,5 года не было проблем с категориями из России. Вообще категория нужна в той стране, где специалист работает для оценки его знаний и умений.
Таджикистан суверенное государство, имеющее право оценивать своих специалистов по своим законам и критериям. Почему она должна принимать во внимание категории из других стран? Разве в России котируются таджикские категории?
И следует сказать, что игнорирование той или иной категории не является целью аттестационных комиссий. Методика непрерывного последипломного образования, направленная на постоянное обновление знаний, прохождение циклов усовершенствования каждые 5 лет требует сдачи экзамена на категорию, которая подтверждает профессионализм специалиста, его умение, навыки, знания. Сегодня медучреждения посылают своих специалистов на учебу за границу, в том числе и в Россию Министерство здравоохранения это приветствует, и в последние годы само послало на циклы усовершенствования многих специалистов. Кстати, несколько врачей приехавших из России в прошлом году представили отчет о своей деятельности там. Аттестационной комиссией им присуждена высшая категория.
А то, что наряду с профессиональными вопросами задаются иногда и другие общеобразовательные – что в этом плохого? Врач, не знающий Гимна своей страны или национальных святынь, не читавший М. Турсунзаде, серьёзно думающий, что книгу «Таджики» написал С. Айни, а Спитамен – это орден, может ли быть хорошим специалистом, может ли найти слова утешения, сострадания для больного, может ли клинически думать, и правильно ставить диагноз? Думаю нет. Потому что профессионализм врача его способности зависят от его образованности, кругозора, культуры и душевных сил. А их не может быть у человека, который читал только учебник в средней школе, а профессиональную литературу - урывками между дежурствами, приемами пациентов и устройством своего быта.
Думаю, врач должен быть безусловно профессионалом, хорошо бы - интеллектуалом, возможно - альтруистом, но это в Идеале, а для этого нужно время и наши общие усилия. Хочется, чтобы критика была адресной, чтобы факты подтверждались, чтобы общество и иные пациенты и врачи обращались в прессу и Министерство здравоохранения, другие компетентные органы не тогда когда хотят решить свои обиды, а всегда: каждый день, каждый час, ибо проблемы здравоохранения только на 10 % зависят от самого здравоохранения и сделать его лучше мы можем все сообща.
С уважением, Первый заместитель министра С. Джабирова
Звёзды, музыка, подарки. Как мы отметили день рождения радио «Азия-Плюс»
Ягнобцы возвращаются на родину. Что тянет их туда, где жизнь сложна и опасна?
Чемпионат мира по футзалу-2024: фавориты турнира и соперники сборной Таджикистана
Главу джамоата в Пенджикенте оштрафовали и уволили за «хаджиоши»
В Таджикистане продолжают применять пытки к задержанным
Потребительская уверенность таджикистанцев начала снижаться
Афиша от «Азия-Плюс»: спектакль «Звёздный мальчик», опера «Рудаки» и театр оперы и балета в Худжанде
Туркменистан и талибы открыли семь объектов на приграничной территории
Таджикские волейболистки выиграли бронзовую награду на Мальдивах
Как трудовая миграция разрушает здоровье таджикистанцев
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Мизробзода25 июля, 2012 23:36
Обращаюсь ко всем комментирующим эту статью. Све что вами сказано -от безграммотности и от неосведомленности. Русский язык очень трудный и старый язык и вам всем очень тяжело будет его понять если вы в этой элементарной статье не поняли сути затрагиваеммой темы то мне ва жаль. Все высше сказанное вами от зависти и от безделиц такие люди как вы ничего в жизни не добивались не добились и не добьются. Сидите на своих позициях и молча еще раз повторю и молча завидуйте не позорьте самих себя. Стыдно вам должно быть. Вы сами не понимаете какую чуж несете-бездельники.
Мимо проходил21 июля, 2012 17:31
Настоящий врач должен быть развит всесторонне, знать язык/языки, разбираться в литературе, истории , исскустве и во многом другом. В идеале - врач особый "вид" интеллигенции. Неспециальные знания служат инструментами в руках врача и увеличивают его возможности правильно диагностировать и правильно лечить больных, правильно "мобилизовать" самих больных на борьбу с недугом. === Все так. Но учить его придется не 8 лет как сейчас, а как минимум 12-15 лет. Поэтому предпочту не "настоящего врача", а пусть узкопрофильного, но высококлассного специалиста. А то я знаю "ненастоящего" (гимн у него не спрашивал, но в истории он точно не профессионал) врача, который однако берется лечить почти все, он и терапевт, и детский врач, и даже гинеколог (почти Авиценна). Вы верите, что такое может быть? Минздав видимо верит, если разрешает таким практиковать, а я бы не рисковал...
warrior21 июля, 2012 11:06
Это как мы себя неуважаем, что гимн, символику государства и деятелей страны мы спрашиваем у взрослых людей на атестациях и это не только в минздраве... Всё это нужно знать по умолчанию, со школьной скамьи.
Абдулло 21 июля, 2012 06:52
Настоящий врач должен быть развит всесторонне, знать язык/языки, разбираться в литературе, истории , исскустве и во многом другом. В идеале - врач особый "вид" интеллигенции. Неспециальные знания служат инструментами в руках врача и увеличивают его возможности правильно диагностировать и правильно лечить больных, правильно "мобилизовать" самих больных на борьбу с недугом.
табиб20 июля, 2012 19:40
Мне интересно, почему мои комменты не печатают? Они не острее многих здесь в общем-то.
ilyusha20 июля, 2012 15:40
Ya obeshayu viuchit gimn, esli nashi Rogun postroyat. Khotya ya i akcii ne pokupal, i u menya posle etogo professionalizm propal
test20 июля, 2012 14:07
Какой нафиг гимн, какой нафиг Спитамен иТурсунзаде??? он же не в Пед. институт пошел сдавать И для нас все это не новость, все эо мы встечаем каждый день.
Источник20 июля, 2012 13:47
В Таджикистане заболеть - равносильно попаданию человека в катастрофу.И очень жаль,что об этом до сих пор не догадалась, уважаемая, Саида Бобоевна. Одна моя знакомая заболела опухолом груди.Какие только страшные диагнозы не ставили наши "опытнейшие" врачи. Но дело не в этом,только на производство консультаций,анализов,уточнения(не до конца) диагноза больная потратила около 4000 сомони. К кому не придешь,сначало диагностируют:сколько этот человек может заплатить,и в зависимости от этого ставят диагноз и назначают лечение.И в Каро Боло и в Медгородке,везде.
ilyusha20 июля, 2012 12:20
a+ boites slishkom mnogo. Khorosho, sdelayte opros, verit li naselenie zdravookhraneniyu Tazhikistonama. Ili ot etogo vam vzbuchku vlepyat?
муллозухур тохири20 июля, 2012 10:57
КРИТИКА-ЭТО РАЗВИТИЕ ОБИДА-РАК СВОЕВРЕМЕННОЕ ИСПРАВЛЕНИЕ СВОИХ ОШИБОК- ЭТО УСПЕХ НЕ НАДО ЛЕЧИТЬ БОЛЬНЫХ, А НАДО УЧИТЬ БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ М.ТОХИРИ
Дмитрий20 июля, 2012 01:13
В советское время у меня не было каких либо претензий к нашей медицине. Были конечно очереди в поликлиниках,... Наоборот я очень благодарен тем докторам с которыми свела меня судьба, очень благодарен... но это было то время...
VS19 июля, 2012 21:54
Самое ужасное - , если врачи остались именно по этому принципу. А замминистра подставила себя под винты. Да, она чиновница и статью-то, скорее всего не она писала, а только утверждала. Мы-то ёрничаем от безысходности какой-то. Полная безнадёга. Когда профи-врачи уезжают.
Ориф-ака19 июля, 2012 20:16
Эврика!!!! До меня кажется дошло об истинном положении Минздрава! Был приказ самого .... Просто в Таджикистане перенаселение. И таким способом власти сокращают численность население. Точно!!!! Чтож мы раньше не догадались!!!!
gajir19 июля, 2012 19:06
Клянусь Аллахом от всей души жалко страну в которой вот такие люди сидят в правительстве. Жалко детей и внуков, но я все свои силы приложу к тому, чтоб ни один из них не жил в такой стране- карикатуре.Пусть уезжают куда угодно, прочь из дурдома.
Бек19 июля, 2012 17:57
К сожалению, так уж сложилось, что в нашей стране хуже минздравохранения пожалуй только гаи... Все из за того что государство по уши погрязло в этой грязной коррупции, сколько это будет продолжаться!.. Уважаемая С. Джабирова, при всем своем уважении к Вам и Вашим коллегам, дай Бог всем и врагам в том числе, никогда не попадать к нашим врачам, ибо это одно из самых страшных наказаний ниспосланных Всевышним...
Putnik19 июля, 2012 17:39
Буквально сегодня в первой половине дня пожилой человек, мой дядя на улице оступившись на лестнице получил ушибы и царапины, своим ходом добрался до больницы скорой помощи(ближайшей), так вот в приемном отделении его попросили подождать, в течении часа никто даже не удосужился справиться о его состоянии в приемном покое. Через 70 минут какая-то медсестра сказала, что врачи здесь заняты и лучше ехать, к врачу на ДОК, но там оказалось, что пришло время врачам трапезничать. У меня не хватает нормативного лексикона выразить свою «любовь» к ... в белых халатах». Наверное эти ... пели гимн, декламировали стихи классиков литературы, но им нет дела до больных. Значить правда, что в реанимации когда производят операции больным, один медработник громко поет гимн. Да лучше бы пригласили тогда тогда муллу прочитать суру священного Корана "Ёсин" у изголовья больного в реанимации... Госпожа Джобирова чем говорить о необходимости знания гимна, лучше бы посоветовали своим подопечным повышать свои профессиональные, а в первую очередь человеческие качества.
Малика Шарипова19 июля, 2012 16:48
Вот интересно, а больные должны знать Гимн при приеме у врача или если он не будет знать врач его не примет. А может быть им лучше спеть дуэтом или хором и сразу полегчает.
житель столицы19 июля, 2012 13:49
Уважаемая Джобирова! Столько комментов, не знаю прочтете мой коммент или нет, но привожу 1 очень маленький пример: молодые женщины г.Хорога уже боятся рожать в родильном отделении Горно-Бадахшанской областной больницы. Почему??? вы сами прекрасно знаете о том, что из 10 первородок детей на руки берут 2 или 3, остальные же уходят оттуда без детей, а порою и без надежды иметь их когда -нибудь. Эта знакомая вам история из реальной жизни. И в минздраве есть письмо от пострадавшей, у которой отняли надежду на имение детей в будущем, которая подавала в суд на некую Зарину (гинеколог) и Мастуру (гинеколог)ответственные за прием родов в данной больнице. Но каким-то образом ее заявление не был рассмотрен судом, и она вынуждена была написать на имя вашего министра. Но к сожалению, министерство переслало письмо на адрес областного управздрав. И что, думаете что-то решилось? Даже выговор им не дали, не то чтобы больше не допускали их к креслам. Так вот вам конкретный случай.
Топильцин Се Акатль Кецалькоатль19 июля, 2012 11:44
В нашей стране эффективнее лечиться у шарлатанов,астрологов,знахарок и шаманов,чем у врачей...
Одам19 июля, 2012 11:34
В Таджикистане болеть категорически запрещается!!! Не дай Бог заболеешь, то потеряешь не только последние гроши, но и последнее здоровье ... Поэтому предлагаю нашему мудрому правительству ввести новый закон о запрете на болезнь.
табиб18 июля, 2012 20:28
Медицина сегодня ужасна. не дай бог болеть!
parviz18 июля, 2012 17:39
Сервис больниц -0, качество молодых врачей(большинство -0 бараны), нормальные условия для врачей и больных отсутствуют (горячая вода, чситый туалет, ванная и оборудование), достойной зарплаты врачам нет, социального страхования нет, диагностики нормальной нет. Чего ж мы хотим от бедного Гиппократа??? Он бы бедный для таджиков другую клятву написал от жалости..............
Tajik18 июля, 2012 16:30
Я знаю гимн, мне дадут какую-нибудь должность?????)))))) почему раньше не сказали, не мучал бы себя в университете.
Rустам18 июля, 2012 14:45
Всем кому интересно, почему нас заставляют сначала выучить гимн, а потом непосредственно касающиеся профессии вещи, рекомендую прочесть книгу по следующей ссылке: -Эрик Хоффер - Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений.
Asian girl18 июля, 2012 13:22
Oops... не заметила))) sorry)))
Asian girl18 июля, 2012 13:19
Уважаемая АП, почему вы не разместили предыдущий комментарий???
Asian girl18 июля, 2012 13:13
Уважаемый, всему свое время, и на их улицах будет справедливость и расставит все по полочкам...
Asian girl18 июля, 2012 13:10
ВОЗМУЩЕНИЮ НЕТ ПРЕДЕЛА!!!! Уважаемая госпожа Джобирова!!! Я жду ребенка, и если не дай Аллах, мне придется делать кесарево сечение ( иншааллах, все будет хорошо, с помощью Всевышнего, я рожу сама), что, врачи должны выбирать, кому жить - мне или ребенку? Столько ждать, мечтать, хотеть взять своего ребенка на руки в первый раз, прижать его к груди... а потом от врача, замминистра здравоохранения прочитать такоооеее... Тут нечего сказать... Своевременные походы в ЖК, сдача анализов, своевременное исключение потологий с очень раннего срока - это все байки? значит??? А куда делись гуманность, борьба за жизнь? Или все ссылаются на чудо? Ведь недаром говорится на Бога надейся, а сам не плошай!!! Может у меня мысли спутаны, но просто не знала, как еще выразить свое разочарование.... (о Аллах, прости за громкие слова я никого не осуждаю, надеюсь только на тебя.... )
anonym18 июля, 2012 12:31
Предлагаю с врачей перейти на судей, прокуроров, милиционеров, в общем, на сотрудников правоохранительных органов, которые тоже ЗАЧАСТУЮ убивают, калечат, отбирают последнее. Или вам всем слабо? А то только и слышно - пойман врач или учитель с взяткой.
Зуля18 июля, 2012 12:03
Как то года два назад приезжали гости из России в ТЖД. Визит попался в период экзаменационной аттестации. К огромному удивлению они узнали то, что двоих специалистов (!!!) сняли с работы (не сдача экзамена) из-за того что один не смог ответит на вопрос кем был Б.Гафуров, а второй не знал гимн. Вот так и теряем специалистов.
Тирчид18 июля, 2012 11:39
1000 рахмат, хамватан. ...Умница, точно сказано, и подсказано как выйти и положении нашим добрим солдатам за здоровья нации, введите платную медицину, платите налог, и все. ...а дотатсии с государство.., как и везде сейчас, а то играют в семейную медицину и другие термини тут.... а етих чиновников из Минстерство , конечно отставку.., да, и дело не них в конце, концов, ..а в потомков и коллег Абу Ali Сино в целом. Гений бы сразу прихватил Инфаркт от таких докторов.., а Гиппократ бы переписал свои знаменитую клятву.
Baha_Bah18 июля, 2012 09:43
Доктор, мне кажется это Вы чего-то не понимаете. Про клиническое мышление Вы как врач сказали все правильно. Однако. 1. Наш замминистра сказала то, что сказала. Она говорила именно о гимне и литературе, без знания которых врач не сможет поставить правильный диагноз. Что написано пером, не вырубить и топором. 2. Врачи, образно говоря должны или крестик снять или трусы надеть. То есть или медицина должна официально стать платной и отказаться от дотаций из бюджета. Только в этом случае все должно быть так, как это происходит например в израильской или американской клинике. Т.е. все через кассу с выплатой всех полагающихся налогов. Или также официально требовать от врачей прекратить наконец поборы с населения. В настоящее же время врачи получают зарплату из бюджета (мизерную, согласен, но именно с нее вы все платите такие же мизерные налоги) и вымогаете дополнительно деньги с пациентов (суммы поборов варьируются, но однозначно выше, чем официальная зарплата, и главное, с этих сумм не платятся никакие налоги). Первый вариант более честен, прозрачен и думается выгоден всем. Он выгоден и для врачей, и для среднего медперсонала, и в конечном итоге и для пациентов. Но почему-то минздрав не желает даже думать о такой реформе. Значит такое положение кому-то выгодно. Люди ведь не идиоты. Они видят на каких машинах ездят врачи и функционеры от медицины, какие у них квартиры и дома. Сразу оговорюсь, не все врачи такие, но согласитесь таких все больше и больше.
VS18 июля, 2012 08:40
Вот интересно. Швондер пел гимны, а профессором был Преображенский. Лечились все у последнего. Правда, в тридцатых победили Швондеры....
табиб18 июля, 2012 07:34
Уважаемая Саида Бобоевна! Зачем Вам это надо было. Вас попросили. Вы же прекрасно знаете, что твориться и Вы лично ничего не можете с этим делать, потому что ни у Вас, ни у других заместителей не имеются никаких полномочий, только ответственности за чужое неграмотное управление. Вы же грамотный специалист, во всем разбираетесь прекрасно, зачем лишний раз раздражаете медицинскую общественность. Врачебная аттестация Минздрава это настоящий цирк, точнее клоунада, которая абсолютно ничего не значит ни для здравоохранения, ни для специалистов, разве что присвоение квалификационных категорий, в основном не заслуживающим этого специалистам. Когда я сам проходил аттестацию меня спрашивали только не о специальности, о гимне, героев Таджикистана, таджикских телеканалов и прочих подобных вопросов. Извините такие низкопробные передачи таджикских каналов смотрят наверное только слабоумные или лжепатриоты.
Bahrom18 июля, 2012 01:32
Чем программист и инженер не человеки?
Марди танхои шаби кухсор..18 июля, 2012 01:17
Обрадовалься, а то на фоне заявление русского генерала и доктора. зам министра, совсем поник, думал, конец, умние таджики перевелись, так слава Богу, нет, так вас так много, и все прекрасно думають и пишут, горжус вами,а это история пройдет, как и другие плохиши в нашеи жизны, и наступит завтра.. помечтаем хоть немного..
Татошка17 июля, 2012 23:19
Видимо наши медики учатся по новой программе, вместо медицины 7 лет изучают только историю и литературу, в которой М. Турсунзаде, Б. Гафуров видимо специально для наших врачей писали поэмы которые клинически мыслить помогают. Конечно же о какой тогда медицине может идти речь.
Тоха17 июля, 2012 23:06
Это просто нелепо для зам министра писать таким образом, да и к тому же делать официальное заявление. Азия плюс отличная газета, а критику в свой адрес людям уровня зам министра следует принимать достойно более того анализировать, сделать соответсвующие выводы и принять определенные эффективные решения существующих проблем. Вам должно быть стыдно занимать столь высокую должность после этого заявления в Азия Плюс. Согласен с врачом из России, что врачу для выполнения его прямых обязанностей не обязательно знать гимн. Гимн и лечение людей это совершенно далекие от друг друга темы. Вы хотели знать наименование учреждений где оказываются не профессиональные медицинские услуги, так вот 90% мед учреждений в стране оказывают непрофесиональные услуги. Одна из таких клиник это караболо. Всем известный случай с ВИЧ заражением детей это уже основание для снятия с должностей глав врача этой больница и зав отдеоений, пересмотра прежде всего санира--тарных правил. Это еще раз подтверждает, что санитарно эпидемиологические нормы не соблюдаются, медицинские приборы не обновляются или не стирилизуются своевременно. Когда обращаешься к врачу, врача больше всего интересует твое финансовое состояние. Мед сестры просят денег, врачи просят денег. Платишь официально, но квитанцию почему то не выдают. Хотя в соответствии с фискальной политикой страны когда человек платит за какие то услуги или товары ему лоджны прелдоставлять фискальные чеки или квитанции с печатью. Обратитесь в минфин ну или к консалтинговым компаниям за советом по ведению бух учета. Десятая поликлиника это особый случай. В 2008 году я попал в аварию, по прибытию в караболо мне поставили диагноз перелом ключицы и наложили гипс, это случилось в 11 ночи. Через 2 дня когда я обратился в 10-ю поликлинику для открытия больничного листа. Я показал врачу хирургу все бумаги данные мне с караболо рентгеновский снимок,(там же мне посоветовали обратиться за больничным листом в поликлинику по месту прописки), а в ответ хирург мне просто сказал иди туда где тебе наложили гипс и открой больничный. Я потребовал объяснения, но врач категорически отказался слушать меня. Я решил найти глав врача, но к нему меня не пустили, ибо в этой клинике глав врач = бог. вместо этого какая то врач выслушав меня направила меня сново к тому же врачу. Я от ее имени пришел к врачу, но тот решил зачем то меня напрвить на рентген. Заметьте я пришел просто открыть больничный лист на основе медицинского осведетельствования с караболо и с гипсом я должен был снова сделать рентген. Это нонсенс. В прошлом году у меня был радикулит, зная что врачи в 10-й поликлинике не смогут мне помочь, я обратился в частную клинику "Шифо". Там мне сделали заключение и с ужасной болью в спине еле передвигаясь снова пришел в 10-ю клинику для больничного листа. Врач даже не посмотрел на звключение врача которое дали мне в клинике "Шифо", там же мне прописали постельный режим и попросили меня сдать анализы, зачем то измерить вес и рост и пройти флюрографию. Я решил обратиться кглавврачу,но снова меня у нему не пропустили а направили к другому. В конце концов я решил взять отпуск за свой счет и плюнул на больничный. Человек полусогнутай в правую сторону с ужасной болью в пояснице, ногах и спине еле передвигаясь подходит к врачу, а тот его отправляют для сдачи анализов, пройти флюраграфию, зачем то в 35 летнем возрасте в полусогнутом виде измерить рост и вес. До сих пор не понимаю это тупость врача или просто правила в мед учреждениях так тупо состовлены, что и врач боясь потерять работу заставляет больных страдать еще больше. В таком случае как понимать слова зам министра, что диагноз можно поставить без анализов и рентгенов. Это еще раз подтверждает непрофессионализм наших врачей. А сколько летальных исходов по вине врачей происходит, изза того, что во время операции санитарные нормы не были соблюдены. Врачи пользуются тем что народ не подает на них в суд. Каждый случай надо рассматривать в суде. Хотя у нас же нет соответствующих ведомств, которые реально могут доказать вину врача. Не надо приравнивать клятву гиппократа с журналистикой. Журналист не отвечает за жизнь человека, а врач отвечает. Поэтому врач должен обращаться с больным как врач, врач не имеет права на ошибку а журналист может ошибаться. Прошу Вас уважаемый зам министр принять всю критику как должное, тем более, что критика обоснована. Пора заняться решением проблем в здравохранении. Забудьте о девяностых, прошло очень много лет с 90-х, за это время можно и нужно было поставить медицину в стране на высокий уровень. И это обязанность прежде всего министерства здравохранения. И уже давно пора не думать о поэзии, а думать о том, за что вам плятят деньги налогоплательщиков страны.
Алигавхар17 июля, 2012 21:01
Уважаемые читатели! С. Джабирова предъявляет не такие уж большие требования к врачу. Полагаю, то, что она говорить в «знаменитом» теперь абзаце, равняется просто обыкновенному среднему образованию. Если у кого-то этого нет, как он мог бы стать врачом? Врач, если взять по высшей мерке, должен быть квалифицированным спецом. И если посмотреть в глубь веков, то Абу Али Ибн Сина был и крупным философом и поэтом и врачом и очень хорошо разбирался в астрономии, в логике. Говоря современным языком, был всесторонне развитым человеком. Другое дело, где, в каком обществе действует сейчас современный врач? «Смерть ростовщика» С. Айни разве сегодня не актуальна? А «Мертвые души» Н. Гоголя? Разве сидящие в «Мерс»-е Кари Ишкамба или Чичиков не реальность сегодняшнего дня? В каком обществе мы живем – капиталистическом, феодално-капиталистическом, кланово-родовом, или еще каком-то другом? Ясно, что оно не социалистическое. При социализме образование, медицина хорошие и реально бесплатные. Попробуйте решить правильно для себя главные вопросы, тогда на все другие ответы найдутся.
Ну, что тут скажешь17 июля, 2012 20:59
Заранее приношу извинения читателям за длинный пост. Просто тема очень волнующая... Уважаемый доктор (кажется, так?) ALBAN: Первое - кто сказал, что клятву Гиппократа комментирующие упоминают в контексте денег? Деньги деньгами (конечно, врач и вообще любой медработник, должен получать достойную оплату труда, чтобы не было поборов с больных - и это обязанность государства обеспечить такое положение вещей), но клятва Гиппократа гласит: "Не навреди!"И именно в этом заключается основная обеспокоенность людей. Чтобы не получилось, что врачи не лечат, а калечат. НЕ НАВРЕДИ! Тем более, если врач иной дерёт ТАКИЕ деньги (не по совести!!!) и оправдывает все рыночными отношениями, то нужно и отвечать по законам рынка - у человека должна быть гарантия что именно действия ВРАЧА не сделают хуже. И здесь как раз и нужен грамотный специалист. Который сможет отказаться делать операцию больному, например (хотя больной верит, настаивает и готов платить, и врач отказываясь упускает определенные деньги), чем сделать по принципу "желание клиента закон, а после нас хоть потоп"... Я НЕ говорю что ВСЕ врачи ПОГОЛОВНО такие. Но тенденция все таки наблюдается к снижению числа грамотных кадров в нашей системе. Зато растет число тех, кто хорошо разбирается в рыночной экономике. Второе - насчет формирования аналитического мышления, необходимого врачу. Да, чтение литературы способствует этому. И формируются эти способности обычно во время обучения в школе и вузе. Но когда врач уже не пацан, простите, заставить его (да вообще никого!) читать то, что ему не интересно (ПОМИМО специализированной литературы), невозможно. Да и нет таких правомочий. Кстати, помимо уважаемых основоположников нашей литературы и корифеев истории, прекрасно развивают навыки анализа и дедукции произведения детективного жанра. :) А фантастика, особенно научная фантастика? Но никто почему-то не упоминает произведения нашего таджикского писателя, который писал и в жанре фантастики, Абдумалика Бахори. Или публицисты как Фазлиддин Мухаммадиев, его произведения очень глубоко проникают в глубину человеческих отношений и познание внутреннего мира человека.. ЗАМЕТЬТЕ, я ни в коем случае НЕ УМАЛЯЮ ни достоинства, ни значения Мирзо Турсунзаде, Бободжона Гафурова, Садриддина Айни. Лично Я по нескольку раз перечитываю тронувшие меня произведения этих лиц. кстати, почему-то думается, что ни один из них не одобрил бы позицию и реакцию минздрава.... Но это отступление от темы... В целом же можно сказать так: знание плодов деятельности именно тех или иных лиц, НЕ ИМЕЮЩИХ ПРЯМОГО и вообще КАКОГО-ЛИБО отношения к медицине, не должно заявляться как решающий или важный критерий. Третье, что касается знания гимна. Вы серьезно полагаете, что врач ОБЯЗАН его знать? И что его аналитическое мышление, позволяющее правильно диагностировать проблемы, и перечисленные госпожой заместителем министра критерии, а именно знание гимна, истории народа и пр., имеют такую решающую взаимосвязь? Ни в одной стране такого...гм... даже не знаю, как назвать, чтобы не обидеть никого.... в общем никто таких заявлений и требований к врачу не делает. Да ни к одному гражданину, что там говорить о врачах. Когда государство делает все для своего народа, для каждого гражданина (включая врачей :))), тогда народ гордится им, и именно тогда люди знают гимн наизусть без принуждения, и тогда у человека идут мурашки по коже от торжественности момента когда он слышит этот гимн и подпевает в унисон! И чтобы добиться этого, должен быть доволен зарплатой учитель, врач, и должен быть при этом доволен качеством и доступностью обучения и здравоохранения народ. Профессию медицинского работника - от сельского фельдшера и медсестры до профессоров медицинских НИИ - уважаю. Достойный труд должен оплачиваться достойно как в размере зарплат, так и с точки зрения источника оплаты. Т.е. нельзя нагло, недостойно грабить людей, при этом делая работу некачественно и прикрываясь категориями, получению которых способствует знание гимна, а не области медицины, в которой врач трудится. Низкий поклон и спасибо тем, кто не изменил клятве Гиппократа, тем, кто не запятнал честь мундира и звание последователя великого Буали! Здоровья крепкого всем нам! И это уже не банальная вежливость, а пожелание в связи с реальными опасениями и рисками...
gajir17 июля, 2012 20:12
Возникают некоторые сомнения: а сама замминистра знает гимн Таджикистана и исполняет ли она его перед началом работы?
Наргис17 июля, 2012 19:25
Уважаемая! Я не думаю, что гимн так важен для медика. более важны его профессиональные навыки и знания.
тима17 июля, 2012 19:22
Читая статью Джабировой перед глазами были мои друзья которых уже нет, благодаря нашим врачам. не потому что плохо лечили а потому что диагноз ставили не верный. А если Джабирова хочет знать мнение людей которые ходят к врачам и испытали все на своей шкуре - организуйте опрос, АП+ поможет, я уверен 90% людей даже не задумываясь скажут "Не дай Бог попасть к нашим врачам".
Spartak17 июля, 2012 17:38
Прочитал только заголовок и последние два абзаца. Профессионализм - это знание своей профессии и качественное применение этих знаний. Общая культура,безусловно,важна,но это не главный фактор.Конечно,врач должен быть Человеком,в отличие программиста,инженера и т.д. Но знание гимна - это не самое главное.Можно быть патриотом и не петь гимна своей страны.
Danger17 июля, 2012 16:54
Вот оно что оказывается докторам надо умираюшему или больному человеку стихи читать да?
ALBAN17 июля, 2012 15:55
Я врач и я думаю уважаемая Саида Бобоевна говорить о клинический мышление а не именно о гимне. Я с ней близко незнаком, но слепому видно что она права. Некоторые врачи назначение делают не увидя больного, т.е. по анализам. И вот довожу до публики: 50% диагноза ставится на основание анамнеза больного, 30% - на основание обеъктивного осмотра и только 20% зависит от допольнительных методов исследования (кроме единичных случаях). И как скажите быть если у врача отсутствует клинические мышление а у юриста юридическое мышления... Чтобы добиться этого мышление придется читать литературу разную и этого надо делать до поступление в институт а после и продолжить. Если врач не может учить простого литературу и понять ее смысл то откуда у этого врача дар понятие такого сложного спец. литературу. Так что всегда мы любим крычать громко хотя в глубине души мы каждый понимаем что она права. По поводу денег: почему кому не лень знает о клятве Гиппократа, а про того что каждый работа имеет свою цену и каждый специалист должен быт професионалом своей работы, все молчим. Почему у парикмахера, такси, мастера.... имеются цены а у врача нет? Кто сказал что Гиппократ лечил бесплатно (это миф коммунизма)? Я предлагаю всем зайти в интернет и прочитать оригинальную форму этого клятва, тогда меньше будет эти упреки в адрес врачей по поводу клятвы. А по поводу добросовестной работы: если какой то шофер не умеет водить автобус за разом убывает 35 человек (вчерашн собития в Индии), если какой то журналист не умел работат правильно создавалось хаос в республиках,если какой то не грамотный домулло не правильно трактует хадисы начинается беспорядки, если какой то судья не правильно ведет процесс то невиновного посадят на 10 лет, если какой то ..... можно продолжить бесконечно и поэтому всем нам надо стараться что были профессионалами своё дело и тогда будеть польза для общество.
Asian girl17 июля, 2012 15:30
Знать гимн страны, и не знать элементарно формулу воды - вот это дааааа!!!!! Знайте гимн страны, врачи, а медицину знать соовсем не обязательно!!!! Ведь диагноз можно поставить, зная только ГИМН!!!!!!!!! А также можно знать гимн и просто купить диплом!!!! Жизнь людей ведь теперь как жизнь подопытных мышей))))
Солнце 17 июля, 2012 15:01
Это пагубное влияние лизоблюдства, которое очень широко распространено в последнее время в Республике, вот и все. А вообще реакция Мин Здрава, что со стороны Министра, его замов и всех прочих, указывает на тот факт, что данное Министерство, абсолютно не признает критического отношения к своей службе. Поймите, критику нужно использовать с выгодой для себя, получать благодаря ей какие извлеченные уроки, а Вы продолжаете смешить и ЗЛИТЬ людей, своими оправданиями и не совсем умными доводами....Я согласна, нельзя грести всех под одну гребенку, есть у нас и достойные врачи, умники, которые закончили в годы войны и после а есть и просто заблудшие в медицину люди (не берусь называть их врачами)НО речь идет о той системе, которая координирует всю систему Здравоохранения в РТ, и система эта не оправдала себя! Нужны реформы, нужны координальные изменения в системе управления здравоохранением в Республике.....и ВЫ, Господин Министр, первое лицо в РТ, которое несет за это ответственность! Я хочу покинуть свою Родину, и первой причиной, по которой, я таджичка, должна буду жить в другой (чуждой) мне стране, ЭТО БЕЗОПАСНОСТЬ МОИХ ДЕТЕЙ. По той простой причине, что я хочу чтобы мои дети не были заражены СПИДом или ВИЧ, гепатитом, или полиомиелитом!!! Ну а если им не дай бог потребуется помощь,я хочу чтобы у меня была уверенность что моим детям эта помощь окажется квалифицированным врачом, в безопасных условиях и во время!!!!! Неужели мы так много просим? Так вот, вместо того, что бы принять всю критику, которая поступила в Ваш адрес, проанализировать ситуацию и принять соответствующие действия что позволило бы улучшить систему, Вы продолжаете защищаться так не умно и глупо....стыдно и грустно от всего этого. С уважением ко всему таджикскому народу, Мама четверых детей
Besavod17 июля, 2012 14:16
В нормальных обществах и министерствах, после таких своих же выступлений, люди увольняются, а у нас видимо держатся до последнего.., доктор, может сделаете почин, а там глядищь, и все министри недоучки и поработители народа уйдут в отставку по собственному желанию, и народу будет чут легче..., конечно ето фантазия, ..такого никогда не случится в нашем обшестве..
Рамиль17 июля, 2012 14:05
Я прочитал статью и диву дался. Я не знаю гимна России, но это не мешает мне быть специалистом в своей области. Ладно, когда это говорит человек далекий от медицины, но когда говорит зам министра здравоохранения, тогда это конец нормального здравоохранения в Таджикистане. Слава богу, я живу и работаю в России, и нет такого маразма
ВИЧ-инфицированный17 июля, 2012 13:36
grajdanin пишет-"Ваши возмущение еще раз доказали правоту слов госпожи Джабировой С. Б .Вы не знаете и не хотите знать -ничего ни нашего гимна,ни поэзию М- Турсунзаде и все остальное и вообще Вы ни чего не хотите знать.От сюда у нас такие специалисты -будь это медики или журналисты,строители -инженеры и т.д."---Похоже,извините за выражение,ещё один придурок из Министерства здравоохранения РТ влез в базар!
Алекс17 июля, 2012 12:26
Я РЕАЛЬНО ЗАДАЮСЬ ВОПРОСОМ - ПОЧЕМУ ВО ВСЕХ СТРУКТУРАХ ТАДЖИКИСТАНА ТРЕБУЮТ ЗНАНИЕ ГИМНА ГЕРБА И ФЛАГА!!! ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ГДЕ ТО ТАМ ЗА УГЛОМ ПОДАЛЬШЕ И НИКОГО ЭТО НЕ ВОЛНУЕТ - МЫ ЧТО КАТИМСЯ ОБРАТНО К СОМОНИДАМ И АРОБА????
Алекс17 июля, 2012 12:23
Уважаемая Саида Джабирова. В наших больницах остались только те врачи которые знают гимн и любят сомони.Не Исмаила Сомони а бумажных сомони - В ТОЧКУ!!!
savanna17 июля, 2012 12:21
I vi gordo ob etom govarite na vsuy strany chto ne znaete nashego Gimna, poeziyu M,tursunzade, i drugih pisatelei. eshe raz dokazav tupizm nashego obshestva! Prvilno kak govaryat " pravda ne v slovah govoryashego i v ushax slushashego" kajde ponel smisl etoi statie po svoemy. kak je borotsya vracham i minzdravy s tupzimom nashego naroda kotorie zanimayutsya samo lecheniem narodnimi sredstavmi??? legko stoyat v storonke i osujdat drugix! A tak je ya hotelea obratitsya Mr Zingery vi v svoih komentariyah ochen silno osujdali vrachei za bez taktnost i halodnost po otnashenie k vam, A kak je naschet vashei jeni ved ona toje vrach iz vashix je ust skazanno bilo! znachit ona toje ubiza v belom halate, i tochna tak je ona sama vedet s drugimi pazientami vo vremya raboti!!!
Алекс17 июля, 2012 12:19
АП предыдущий коммент не опубликован! Одним словом я хотел сказать - поступил больной спели ему гимн и он здоров!!! Причем страшно подумать что на работе в билете по технике безопасности первым вопросом стоит гин таджикистана, вторым герб и третьим флаг!!! вопросы техники безопасности начинаются после третьего вопроса - и комиссия доходит только до первых трех - это Я ГОВОРЮ НА ПОЛНОМ СЕРЬЕЗЕ САМ ТАМ РАБОТАЮ!!! не скажу что за предпиятие НО ОНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ!!!! УЖАС НЕ ТАК ЛИ!!! АП+????
Саид17 июля, 2012 12:15
Проблемы здравоохранения только на 10 % зависят от самого здравоохранения. Вы о чем толкуете министры? Вся ваша работа оцененная собственно лично ровна 10 %!!! Тогда вот ответ на все вопросы!!! Вы только делаете свою работу на 10% и эти %-ты ровняются ровно тому, что вы посещаете свое рабочее место и только, а все остальное спихиваете на других подчиненных, которые в кавычках исполняют вашу волю, которую я так понимаю вы не проверяете и вовсе...
Мимо проходил17 июля, 2012 12:01
Уважаемые все кто прочитал опровержение госп' Джабировой С. Б - зам министра З.Х . Ваши возмущение еще раз доказали правоту слов госпожи Джабировой С. Б .Вы не знаете и не хотите знать -ничего ни нашего гимна,ни поэзию М- Турсунзаде и все остальное и вообще Вы ни чего не хотите знать.От сюда у нас такие специалисты -будь это медики или журналисты,строители -инженеры и т.д. От нашего не знания все наши беды.Не зная ни чего мы все хотим добиться чего-то и доказать,что каждый лучше другого,а на самом деле у нас палка двух концов.Нет знаний и желаний что-то узнать и нет специалистов ни каких. === Значит Вы тоже уверены, что врач, не читавший М. Турсунзаде в подлиннике на за что не сможет поставить правильный диагноз? Т.е. лечиться в Германию или США Вы не поедете, если даже припрет?
grajdanochka 17 июля, 2012 11:59
Уважаемые все кто прочитал опровержение госпажи Джабировой С. Б -зам. министра ЗХ. Ваши возмущение еще раз доказали правоту слов госпожи Джобировой. Вы нк е знаете и не хотите знать -ничего! Ни нашего гимна,ни поэзию М. Турсунзаде и все остальное и вообше вы ничего не хотите знать.От сюда у нас такие специалисты - будь это медики или журналисты или строители -инженеры и тд.От нашего незнания все наши беды.Не зная ни чего мы все хотим добиться чего- то другого,а на самом деле у нас палка двух концов.Нет знаний и желаний что-то узнать и нет специалистов ни каких!
grajdanin17 июля, 2012 11:23
Уважаемые все кто прочитал опровержение госп' Джабировой С. Б - зам министра З.Х . Ваши возмущение еще раз доказали правоту слов госпожи Джабировой С. Б .Вы не знаете и не хотите знать -ничего ни нашего гимна,ни поэзию М- Турсунзаде и все остальное и вообще Вы ни чего не хотите знать.От сюда у нас такие специалисты -будь это медики или журналисты,строители -инженеры и т.д. От нашего не знания все наши беды.Не зная ни чего мы все хотим добиться чего-то и доказать,что каждый лучше другого,а на самом деле у нас палка двух концов.Нет знаний и желаний что-то узнать и нет специалистов ни каких.
Мимо проходил17 июля, 2012 10:59
Как говорится сбылось: Не дай бог попасть в руки таджикского врача или таджикского милиционера.
Аличон17 июля, 2012 10:53
Рости гап намехостам чизе бигуям, лекин навиштахои мухтарама Саида Бобоенаро хонда бетараф истода намешавад. Шумо худро ворисони Синову Гиппократ мешуморед, аммо на танхо гимн балки аз хаети ин бузургон чизе намедонед. Онхо муоличаро бемузду миннат мекарданд, шумо чи? Мархамат ягон аноним нест, ба беморхонаи № 4 и шахри равед, кабули беморон чанд аст? Ба гайр аз ин мачбур мекунанд ки "бахили" бигир ва то хатто бо оханги дагалона. Як салафини мумкин як дирамаро 50 дирам мефурушанду боз майда надоранд яъне як сомони, боз гуё чизе нашуда бошад хато нимнигох намекунанд. Ин хам медецина аст? Барои кули касалхо дорухои якхела менависанд инаш чи? Магар мардуми мо хамин кадар доро аст, ки нархномахои Европои мемонанд, инро хам намебинед? Ин хам дуруг? Хатто чинихо аз мардуми мо пули зиёд меситонанд ки бояд онро назорат кунад? Мисол меоред ки волидон ба фарзандон нигох накардаду онхо афтиданд, охир инро касе сугурта накардааст, ку? Ин холати фавклодааст лекин ба ворисрни Сино худо дод, аз рузи бади мардум истифода намуда, хам лаборатория ва хам дигару дигару дорухонахо аз ин бенасиб намемонад, магар ин горатгари нест? Бо бовари гута метавонам, ки нисфи,дорухои киммат ба ягон дард даво нест танхо барои даромад менависан. Пештар шохон барои авхоли халкро фахмидан бо либосхои одди ба куча баромада бо чашми худ медиданд масалан Хорун ар Рашид, як бор баромада Шумо хам бинед, баъд мефахмед, ки ки дуруг мегуяд, халк ё шумо. Мисол меоред солхои навадумро ки мутахассисонро пеш кард, холо одамон аз шахр ба кишлокхо рафта табобат мегиранд, бовар намекунед ба дехаи Вешканти нохияи Айни равед назди духтур Раззоков, бинед касалхо аз кучохо меоянд. Ман намегуям ки мутахассис нест хастанд лекин онхоро кор кардан намемонад ё мачбур мекунанд, пул кор кунад. Азия плюс дуруст мекунад ки сири Шумро фош мекунад. Лекин намехохед онро шунавед яъне дузди зур сохиби молро бастааст. Агар хохиш доред ман метавонам бо шумо ру ба ру вохурам.
прыщ на попе17 июля, 2012 10:30
дорогие граждане желаю нам всем удачи НЕ попадать ни в одну из наших клиник....а про то, как делали кесарево сечение 23 летней девушке и забыли в матке кусок ваты и зашили как есть, врачи молчат...вот это халатнось!! девушка погибла в течение года...
читатель17 июля, 2012 10:07
"Или врач должен удалить опухоль, и обязан вместе с ней убрать здоровые ткани. Он знает, что гарантия жизни 1% против 99%, но он идет на риск. Почему?" я догадываюсь госпожа замминистр почему он рискует, ему же нужно прокормит свою семью вот он и рискует чужими судьбами!! В таких безнадежных случаях госпожа замминистр, в цивилизованных обществах просто пациенту дают возможность умереть нормально, а не через нож врача! "Врач переливает кровь больному, зная, что тот может заразиться грозной инфекцией, но в противном случае больной умрет от кровопотери." Врачам выгоднее чтобы пациент заразился "грозной инфекцией" чем просто умер, так как ряды их пациентов прибавятся.... и еще как так можно врач зная переливает инфицированную кровь?! ах да наша медицина это медицина средневековья, я то забыл.... В целом, люди из министерства включая госпожу Джобирову очень далеки от реальностей происходящих в сфере здравоохранения как и далеки от медицины в целом!
Timur17 июля, 2012 08:43
Врачу надо прежде всего науку выучить, чтобы людей не гробить, а гимн пусть замминситр и министр учит...!! логика - примитив!
Kurbon17 июля, 2012 08:42
Уважаемая Саида Джабирова. В наших больницах остались только те врачи которые знают гимн и любят сомони.Не Исмаила Сомони а бумажных сомони.А те кто знает анатомию по палцам можно перешитат. Когда какой та пациент умирает из за врчебной халатности то они говорят все в божих руках.А у меня сын родился не доношенным. Моей жене в тот же день врач сказал цитурую "ба ин кудак дил набанд ки все равно мемурад". Приставте себе состоянии женшини которая ждала этого ребенка, после этих слов. Хвала Аллаху мой сын в этом году пойдет в школу. Наши медики думают что они боги. Говорят все что хотят. Таким врачам самим нужно лечит свою психу. Для Вас и для читателей приведу маленький расчет. В роддомах акушерка берет 100, медсестри по 50, детский врач 150-200, санитарка 20-30 сомони.
прохожий17 июля, 2012 02:35
Я плакаль
Далер17 июля, 2012 01:05
САмое обидное, что госпожа зам министра и вправду верит в то что врач профессионал должен знать гимн Таджикистана... и Вообще я не понял, про кесарево сечение - почему должен погибнуть либо плод либо мать????? НИКТО не должен погибать!!!!!!!!!!!!!!!!!!! я вообще я понял - ее как замминистра заставили написать опровержение, вот она сама и не веря в то что пишет написала про "гимн" - я думаю это такой сигнал народу - прежде чем идти в доктору - проверьте знает ли он гимн!!!!!
Scorpi16 июля, 2012 23:41
Лучше было бы просто не комментировали статью АП, уважаемая Джабирова. не хочется портить настроение ни вам, ни вашему министру.
пилигрим16 июля, 2012 22:26
это настоящее и будущее нашей медицины Офарин
gajir16 июля, 2012 20:35
Уважаемые посетители сайта АП, Вы читали отзывы министра и замминистра здравоохранения на критику с которой я согласен на 100%. Сам за последние 12 лет трижды попал под их нож, причем свои ошибки они не признали, написали новый диагноз и повторили операцию, естественно не задаром. Рекция чиновников показывает, что они заинтересованы только в том, чтобы не обнародовали их недостатки и преступную коррупцию, а не в исправлении существующего статус-кво.
VS16 июля, 2012 20:03
Да уж... и прибавить нечего, но мысленно я с вами
warrior16 июля, 2012 19:36
уважаемые чиновники Минздрава РТ не обращайте особого внимания на статьи про медицину растиражированных в последнее время, а читайте комментарии к ним на сайте АП потому, что основным индикатором отношения к сегодняшней медицине является высказывания читателей. Насчёт высказывания Besavod о том, что ослы те кто во всей этой статье увидели только слова про гимн можно сказать, что лучше не проводить такие аттестации это - формализм.
пенсионер16 июля, 2012 19:16
Друзья, а ведь это хорошо, хоть таким образом наша верхушка вступила с нами в диалог. Мы теперь можем высказать им все, что думаем о них. ЭЙ, ВЫ, ТАМ НАВЕРХУ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО, ВЫ СЛУГИ НАРОДА!!!!! И мы требуем от вас не таких вот оправдательных отписок, а дел!!! Хватит вспоминать 90-ые!!! Уже более 20 лет прошло. Не хватает профессионализма - уйдите.
anonym16 июля, 2012 17:19
Товариши! А почему вы все пристаете насчет личностей? Точные данные нужны для того, чтобы узнать правду и оценить действия врачей. Тут нужно тщательное разбирательство и расследование, так что правильно она сказала, что анонимность в данном случае лишь затрудняет решение проблем. Вот тут пишут про убийц-подростков - вы ведь все были за то, чтобы "АП" опубликовала их имена полностью, да и фото выложила тоже!!! Почему анонимность в одном случае вы поддерживаете, а в другом упрекаете за нее???
ahat16 июля, 2012 17:13
плохие врачи всегда были, от того "анонимные" статьи в духе "палачи в белых халатах" остаются анонимными, толку не будет. Хотите что то изменить (это я к редакции АП) - начните писать предметно, ну например "такой то врач поставил такой то диагноз в результате смерть" или "такой то врач за столько то лет спас столько то человек...", перестаньте быть анонимными. А то что врач должен знать гимн и прочее ведь это вырвано из контекста, суть абзаца в том что врач должен быть - образованным!
zinger16 июля, 2012 17:01
Тут писалось Профессия врача сложна и требует огромного труда и душевных сил. вот это всё отсутствует ! В рамках одной газетной полосы невозможно рассказать об этой профессии, о нравственных аспектах, о технических трудностях. Врач в силу своей профессии должен брать на себя ответственность за чью-то жизнь, чью-то судьбу. Прочитал пол статьи дальше не стал там и так всё понятно !!! Заболел ребенок и жена не могла понять в чем причина ему 40 дней (хотя по професии врач ) пошли мы с ней в больницу на первом советском ,была суббота врачей уже не было поднялись в род дом к дежурным врачам ! и что вы думаете нам сказали ой не мы не можем посмотреть у нас и так детей много не успеваем приходите в понедельник ! хотя одна в наглую спит на кушетки ! И это врачи очень трудный труд спать на кушетки ! Ребенок п лачит и орет а она приходите в понедельник !
Besavod16 июля, 2012 17:01
Saida, uvol'te vsekh tekh vrachei,kotorie berut u bol'nikh den'gi-vzyatki, i mi postoim za vas do kontsa, nu khotya bi 1-2 prosenta iz nikh.., a tak, mne vasha stat'ya ponravilos, konechno loshad i osel shutyat po raznomu, no vi loshad bezuslovno, a osel, te, kotorie videli v stat'yu tol'ko slova pro Gimn, ...ey Bogu, strana degeneratov ....E Khudo, nogoh dot, millati qadimai marizi tojik ro
читатель16 июля, 2012 16:56
Во всем написанном есть только единственная информация - из уст замминистра стало понятно что никто не собирается исправлять запущенное состояние нашей продажной "медицины".
интересно16 июля, 2012 16:16
не Азия Плюс тут виновата, не надо укорять, мол, ээхх, а еще уважаемая газета... Эта газета, этот сайт - единственная возможность донести до вас, до общества, до мира народные проблемы. Так что, муаллима Саида Бобоевна, зря это Вы... Правильно говорит товарищ (можно по-старинке так называть? ) P&P - пусть минздрав интересуется не личностью написавшего, а устранением выявленной таким образом проблемы.
Бандаи Худо16 июля, 2012 16:09
перефразирую старую поговорку и скажу. если у нас такие врачи и министры здравоохранения, то почему мы такие больные? Почему у нас говорят "Корат ба милсаву духтур нагалтат". Замминистра жалуется на позднее обращение населения к врачам. Вы не знаете, уважаемая? Вся родня собирает свои последние заначки или продают что можно продать и потом идут к врач. Почему? Без большого кошелька хрен к врачам близко подойдешь. Куда идут деньги доноров и государства, выделяемые для медицины? Почему наш замминистр не пишет об этом. Где бесплатная медуслуга и лекарства? Почему об этом молчит наша уважаемая? Назовите нам хоть одно медучреждение, которое бесплатно, как написано в Конституции Республики Таджикистан, выполнять все анализы, томографию и т.д., и будут лечить нас. НАПИШИТЕ ИЛИ СКАЖИТЕ ОБ ЭТОМ, УВАЖАЕМАЯ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА. Гарантирую, нет такого места в этой нищей стране, с такими "нищими" министрами.
интересно16 июля, 2012 16:08
Саида Бобоевна, зря Вы вышли на публику с этим резонансом. Вы ведь сами не верите в то, что написали. Про гимн и диагноз - убило наповал. Будьте честны перед собой и ответьте на вопрос, к кому Вы пошли бы лечиться, не будь Вы врачом по образованию - к врачу, не знающему гимн, не читавшему Турсунзаде (при всем моем личном уважении к его творчеству и личности, у людей вкусы разные, и кому-то просто не интересно читать литературу определенного жанра), но зато грамотному специалисту, или к тому, кто может и гимн Вам исполнить, и удивить перлами поэзии и прозы, но при том абсолютно ничего не понимающему в своей области? Вот... Так какая же связь между знанием гимна и способностью правильно диагностировать заболевание? Никто не отрицает того, что эрудированность, начитанность это большой плюс. Знаю врачей (времен Вашего обучения я медицинском ВУЗе, советской закалки, как говорят), которые к ко всему тому, что они действительно Врачи с большой буквы, они еще и обладают творческими художественными, литературными, музыкальными талантами, знают историю, но это лишь делает их еще более яркими. Главное же их достоинство в том, что они грамотны в своей специфичной области, подготовке в которой они посвятили долгие годы учебы в институте и работы в медучреждениях. И мне все равно, что они не читают стихов устода Турсунзаде. О том, кто он такой они знают из школьной программы, как все мы знаем кто такой Пушкин и Толстой, например. А читать или нет, дело вкуса. Способность утешить больного, найти нужное слово почему-то распространена больше среди незнающих гимн... странно, правда?.. Вы же прекрасно знаете, что у нас любое рекомендательное предложение возводят в ранг обязательного к исполнению. Поэтому осторожней со словами (Ваш же совет), можете растерять вообще всех... Не надо превращать в обязаловку то, что практической пользы медицине не принесет. Насчет грамотных специалистов - их на самом деле очень и очень мало. И те или в частную медицину уходят, или уезжают, потому что на руководящих местах оказываются люди совершенно далекие от упомянутого Вами альтруизма, верности клятве Гиппократа и мало-мальской грамотности как медицинских специалистов. Не лукавьте, Вы сами знаете, кто сидит в таких креслах и почему. А молодежь - им надо выживать в мире капитализма... простите, демократии... и потому для них альтруизм даже не на втором плане после финансовой составляющей... Среди них есть, конечно, настоящие умницы, но вот как с их трудоустройством?.. Вы пишете, что статья полна анонимности. Ну, во первых, как я подозреваю, не каждый больной или его родственник хотел бы, чтобы его имя было предано гласности - Вы же врач, сами знаете о политике конфиденциальности и защиты личной информации. Другая причина может быть в том, что имена врачей не называют потому что у нас что города, что страна в целом имеют масштабы очень небольшие, и рано или поздно люди снова сталкиваются. И потому, наверное, или не хотят врача подставить, или просто конфликт на публику выносить не хотят, особенно если вдруг у плохого специалиста на денежном месте вдруг есть влиятельная родня... Вы можете гарантировать, что если к Вам обратится средний медперсонал или рядовой врач с жалобой на главного врача, они не потеряют место работы или не пострадают как-либо еще от последствий этого обращения? Еще вопрос, Саида Бобоевна - насчет платности услуг. То, что люди платят, это неоспоримый факт. (И это не исчезнет, поскольку это выгодно - нет, не всегда и не столько рядовому врачу, особенно поликлиническому, ему копейки остаются, это выгодно главному, кому он обязан "долю" давать. И все это дело покрывается, лишь иногда для виду могут "поймать за взятку" медсестру или простого врача.) Не считаете ли Вы, что народ заслуживает лечиться у нормальных специалистов, уж если вынужден платить из своего кармана? И народу решать, что определяет уровень врача - знание гимна и художественной и исторической литературы или все таки грамотность как врача-специалиста в своей области? Вообще о медицине и состоянии здравоохранения в нашей стране можно говорить много и долго - проблемы не уходят, а усугубляются для народа. Не держите нас за идиотов. Проявите уважение. Оставьте нам наше здоровье. С уважением ко всем таджикистанцам, интересующийся гражданин
ШШ16 июля, 2012 16:03
Мне тоже оставте свой номер я вам тоже расскажу как убили не побоюсь этого слова моего отца в 8 корпусе Караболо из за врачебной халатности в день выписки!!!! И как они потом оправдывались что все в руках Божьих и мы не всесильны и ЭТО ГОВОРЯТ ВАШИ ВРАЧИ СПЕЦИАЛИСТЫ ПРОФЕССОРА!!!! И как просили подписать бумаги чтоб потом по прокуратурам не затаскали!!!! ВСЕ РАССКАЖУ!!! И ФАМИЛИИ НАЗОВУ!!!!
maestro16 июля, 2012 15:51
Я тоже не знаю гимн и даже не хочу чтоб мои дети даже изучили его наизуст нечему гордится! все плохо!
xxx16 июля, 2012 15:42
обиделись на журналиста,а вот нам обычным гражданам на кого обижаться,когда в мед.учреждениях все коррумпировано.На операцию хоть подыхай пока не заплатишь никто не посмотрит,в роддоме пока не заплатишь новорожденный в руках врача-авал хайдама бидех-,на обсмотре у врача на анализы многие из них вообще не смотрят от себя ставят диагноз,короче бардак.
Spiderman16 июля, 2012 15:36
Во как АП всех зашевелил,с каждой статьей попадает прямо в пчелиное гнездо,и все начали оправдыватся,на днях оправдывался госсоветник президента,потом министр здравохранения,теперь замминистра,так им и надо,пусть оправдываются,а какая в стране медицина всем известна.Теперь уже мы знаем мнение самой замминистра.
Антон16 июля, 2012 15:10
Кстати, хотите чтобы у вас упали розовые очки, госпожа зам.министра? Проверьте работу центра, который у вас занимается гемодиализом. Почем там все и почему это так.
Антон16 июля, 2012 15:07
Э-э-х, муаллима Джобирова! Ну что вам стоило не включать предпоследний абзац в текст - и не к чему было бы придраться! Ведь умная же женщина...
Грегори16 июля, 2012 15:06
Как всегда смешно написано...Я лично лечил сына в 11 корпусе и могу рассказать как с ним обошлись и как с меня содрали около 200 долларов.Уважаемая зам.министра.Оставьте свой телефон,я вам лично позвоню и расскажу как там лечат детей.
P&P16 июля, 2012 15:00
"Как реагировать Минздраву и его службам на жалобы, как принимать меры и исправлять недостатки, когда вся статья полна анонимности?" - вы задавались вопросом почему пишут анонимно? Потому что вас больше всего интересует кто писал а не то как исправить то о чем писали? Минздрав обязан произвести кардинальные изменения а то тошно становится когда при выходи медперсонал стоят как попрашайки, в надежде на 5 сомони. Государство их довело до такого.
Лалай лалай16 июля, 2012 14:44
уважаемая Первый заместитель министра С. Джабирова, поэтому наша элита едит лечится в Германию, так как нащ министр думает, что что немецкие врачи знают наш гимн,
Азимжон16 июля, 2012 14:42
"Современные кадры - решают все"!!! Уважаемые выпускники учебных заведений! Выучите гимн и вы профессионал!!!
Баха16 июля, 2012 14:42
"Уважаемая"! Причем здесь наш гимн и прочее. Тоже не знаю гимн и не собираюсь учить его ну и чего тут. Разве людей оценивают по знанию гимна. Или это шас в моде? Впредь если буду обращаться врачам буду требовать чтоб читали наизусть наш гимн!
Storm16 июля, 2012 14:36
То как описывает г-жа Замминистра про работу врачей, мне кажется она описывает свою мечту, то что дожно быть.К сожалению г-жа Джабирова это долеко не так в нашем государстве и не стоит лукавить Вы всё это замечательно и сами знаете. Нет, правда остались Врачи о которых вы говорите, но их на столько мало что они при расчёте теряются в так называемых "статичтических погрешностях". Молодым преспективным кадрам без хороший крыши или денег никогда и не за что не додут хорошое место, так как это место давно продано. (К стати интересно а сколько сейчас стоит должность глав врача?). Так что Вы можете писать опусы хоть на 10 страниц,не нужно считать народ быдлом,он всё знает и всё видит. А насчёт гимна и прочих перечисленных вами пунктов,лично мне по барабану знает врачь гимн или нет,мне главное чтоб он меня правельно лечил и если ему для этого нужно потратить время на изучения мед литературы,чем тратить время на изучение гимна, ради бога пусть он его не знает.
Файз16 июля, 2012 14:34
Врач в Таджикистане может не знать Анатомию человека, а Гимн знать обязан! ))) Мой близкий родственник - врач получивший советское образование, так он говорит, что в стране врачей не осталось, есть одни "касобы".
aleks16 июля, 2012 14:21
а чему тут удиляться, если МедУнивер принимает и готовит таких спецов??? Нормальных спецов остались единицы. Просто пройдитесь и побеседуйте с студентами МедУнивера. Они вам скажут какие расценки за какой экзамен или зачет они платят. Где реформа системы??
Анаман16 июля, 2012 14:08
предлагаю всем пациентам самим экзаменовать врачей по истории таджиков и исполнению гимна. И отказываться от их услуг, если они не знают слов. Неужели замминистра не понимает что после ее статьи отток квалифициронанных врачей усилится! Также как и ненависть к гимну! К вашему сведению, эмиров и султанов лечили евреи и прочие заморские врачи. НЕважно, какого цвета кошка, главное чтобы она ловила мышей. Короче, валить надо отсюда.
ДУХТУР16 июля, 2012 14:03
ВРАЧИ ПОЙТЕ ГИМН И ЧИТАЙТЕ КНИГУ ТАДЖИКИ ПАЦИЕНТУ - ПРИ ОПЕРАЦИИ И РОДАХ!!!
Mr.JM16 июля, 2012 14:01
Я извеняюсь конечно, может за место диагноза врачи будут ставить на прослушку гимн и мы излечимся от всех болячек???
Азиз16 июля, 2012 13:58
"Врач, не знающий Гимна своей страны, не сможет правильно ставить диагноз" - вы что курите, г-жа Джабирова?
Солнце 16 июля, 2012 13:52
А то, что наряду с профессиональными вопросами задаются иногда и другие общеобразовательные – что в этом плохого? Врач, не знающий Гимна своей страны или национальных святынь, не читавший М. Турсунзаде, серьёзно думающий, что книгу «Таджики» написал С. Айни, а Спитамен – это орден, может ли быть хорошим специалистом, может ли найти слова утешения, сострадания для больного, может ли клинически думать, и правильно ставить диагноз? Думаю нет......Без комментариев.....
Baha_Bah16 июля, 2012 13:51
Ошизеть! Я об этом: "Врач, не знающий Гимна своей страны или национальных святынь, не читавший М. Турсунзаде, серьёзно думающий, что книгу «Таджики» написал С. Айни, а Спитамен – это орден, может ли быть хорошим специалистом, может ли найти слова утешения, сострадания для больного, может ли клинически думать, и правильно ставить диагноз?". И такое пишет замминистра здравоохранения? Это она клинически думая говорит? В цитатник. Срочно.
Пациент16 июля, 2012 13:51
Неужели дожили до такого маразма, что замминистра говорит такую чушь! Видимо поэтому врачи превратились в бизнесменов и в этом для Минздрава нет ничего удивительного
Ирина16 июля, 2012 13:48
я плачу! это в духе коллективного письма от рабочих строительного комбината №12