Двадцать восьмого февраля свой очередной день рождения – 62 года отмечает в прошлом солист прославленного эстрадного ансамбля «Гульшан», а ныне руководитель ансамбля “Сипар” полковник МВД Умар ЗИЁЕВ.

И сегодня, равно как и много лет назад, проблемы коллектива и в целом отечественной эстрады его тревожат никак не меньше его личных.

- Можно ли возродить либо создать такой же ансамбль, как «Гульшан»?

- На мой субъективный взгляд, в республике не представляется возможным восстановить два явления - футбольную команду «Памир» и ВИА «Гульшан». Как говорится, дважды в одну реку не войдёшь. В ансамбль «Гульшан» приглашали только талантливых исполнителей, обладающих хорошими вокальными данными. Сейчас же каждый день загораются новые звезды, несмотря на то что у некоторых не то что голоса, даже слуха нет… На нашей эстраде воцарился хаос, и талантливые исполнители затерялись в нем.

- А каким Вам видится выход из создавшегося положения?

- Хотелось бы, чтобы люди, желающие помочь нашему искусству, спонсировали не конкретных, зачастую бездарных людей, а продуманный проект вроде «Фабрики звезд», с тем чтобы открыть новые имена, способные со временем стать предметом гордости Таджикистана. Ведь из плохого риса и гнилой моркови хороший плов не получится. То же самое и на эстраде.

- Хотите сказать, система профессионального отбора певцов не работает?

- Не совсем так. К примеру, в ансамбле «Даре» безголосых певцов нет, потому что руководитель коллектива Саидкул Билолов не допустит такого, за что я его очень уважаю, а вот отечественная эстрада не имеет хозяина. Вот и получается, что в приличных, казалось бы, ресторанах горе-певцы исполняют жаргонную песню «Доля воровская». Я как-то предложил одному хозяину подобного заведения переименовать его ресторан в «Привал зэков»…

На мой взгляд, с целью исправления ситуации в лучшую сторону необходимо создать эстрадно-продюсерский центр “Гульшан”, который скоординирует все эстрадные группы и творческие коллективы в республике. Этот центр мог бы иметь мощную студию записи, свой театр эстрады, балетную эстрадную группу, хороший оркестр с сильным дирижером, со своим расчетным счетом. Чтобы в нем, как в Театре Пугачевой, проходили праздничные вечера. Я не раз об этом говорил, предлагал бывшему руководству Минкультуры. Сейчас много говорят о “Гульшане”, но никто не делает ничего конкретного. Если бы это был эстрадно-продюсерский центр под своим же именем, то фанаты и поклонники этого ансамбля, конечно бы, возродили его. Другое дело, что сильные певцы сейчас на государство не работают. Поэтому стереотип, что только директор может быть начальником, следует менять, и ставку нужно делать только на кассового артиста.

- На российскую эстраду работает немало поэтов-песенников, клипмейкеров. А у нас они есть?                                                                                                                            

- Возможно, со временем они и у нас появятся, но сейчас творчество отечественных поэтов-песенников находится на низком уровне. Зато у нас есть богатейшая, неисчерпаемая классическая литература. Зиёдулло Шахиди и Фатох Одинаев, на мой взгляд, были выдающимися композиторами современности.       

Однако меня больше волнует нехватка профессиональных музыкантов, которые нужны любому исполнителю. Сейчас у нас наблюдается такая тенденция: один музыкант работает в нескольких ансамблях. До обеда он работает в одном, затем бежит на занятие в музыкальную школу, а вечером подрабатывает в ресторане. Если человек будет работать в пяти местах, он не в состоянии ездить на гастроли, потому что у него работа еще в четырех ансамблях. Наверное, “Сипар” - один из немногих ансамблей, которые ездят на гастроли по республике - у нас свои музыканты.

- Кстати, о «Сипаре». Как обстоят дела в этом ансамбле? Говорят, детище Зиёева - «Сипар» в некотором смысле затмил «Гульшан»…

- Создание ансамбля проходило, как говорится, на голом месте - не было ни музыкантов, ни аппаратуры. До конца 2000-го я работал худруком “Гульшана”, затем, когда был подписан приказ о моем назначении на должность художественного руководителя ансамбля “Сипар”, мы приобрели необходимую аппаратуру и 6 февраля 2001 года – в День таджикской милиции - дали свой первый концерт.

Да, к сожалению, былая слава «Гульшана» осталось в прошлом. А у ансамбля «Сипар» если что-то и получается, так это благодаря тому, что в МВД все заняты своими делами и никто в творческие дела не вмешивается…

- Однажды Вы заявили, что у Вас будет сольный концерт. Что это будет за концерт и как скоро состоится?

- Для этого нужно основательно подготовиться. Живое пение, подготовка оркестра. Здесь нужно учитывать и мой возраст. В данный момент я готовлюсь к этому: беру газели из классиков, синтезирую под эстраду. Хочу выпустить свой новый альбом, который, надеюсь, будет интересен для подготовленной аудитории.