Около 60-и лет тому назад в городе Душанбе была открыта изысканная ювелирная шкатулка – чайхана «Рохат», вскоре, ставшая символом города и самым популярным местом отдыха горожан и гостей столицы. А 30 лет спустя в американском городе Боулдер, штат Колорадо, началась постройка младшей «сестры» Рохат - чайханы «Душанбе».

Душанбе и Боулдер города побратимы еще с советских времен. В 1987 мэр Душанбе Максуд Икрамов возглавил первую делегацию в Боулдер и во время своего визита объявил, что Душанбе планирует презентовать городу Боулдер таджикскую чайхану и отпраздновать создание родственных связей. С 1987 по 1990 год в нескольких городах Таджикистана около 40 ремесленников создавали декоративные элементы новой чайханы «Душанбе», исполняя выразительную резьбу по дереву и рисуя чудесные орнаментальные фрески, кусочек за кусочком закладывали основы новой чайханы. 

Фото: Верн Сейеро
Худжанд, 1988 год.
Фото: Верн Сейеро
Худжанд, 1988 год

Aртесонадо чайханы (деревянный наборный потолок с резьбой и росписью) было вырезано и расписано утонченными узорами и мотивами природы – звезд, солнца, луны, птиц, бабочек и разнообразной флоры. Утонченные узоры, отточенные тысячелетней таджикской традицией зодчества, покрывали ритмичными рисунками каждую доступную поверхность, щедро поливая ее красками.

Подспорьем чайханы Душанбе стали 12 вырезанных кедровых колонн, каждая из которых была уникальной по своей резьбе и рисунку. В создании декора не использовались электроинструменты, работа велась вручную точно так же, как это создавалось много веков назад. Все элементы будущей чайханы были разбиты на 2343 части и упакованы в 200 ящиков. Каждый элемент тщательно маркировался и вносился в каталог на таджикском языке для повторной сборки в городе Боулдер.

Как творили «Душанбе»

Творческий коллектив создателей чайханы «Рохат» и чайханы «Душанбе» был интернационален, чем можно поистине гордиться, поскольку уважительное и дружественное отношение к другим национальностям, терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, и обычаям всегда были отличительной чертой таджикского народа.

Творчествo ленинградские зодчих – архитектора Константина Терлецкого, инженера-архитектора Даниила Гендлина и народного мастерa орнаментальной росписи по дереву и росписи «кундаль» Мирзорахмата Алимова в совокупности позволили создать неповторимую чайхану «Рохат», прославленную на просторах всего бывшего Советского Союза.

В этом, 2017 году, спустя более полувека, чайхана «Рохат» была названа «архитектурной жемчужиной» и вошла в список 11-ти лучших чайных домов мира, по версии американского телеканала CNN. 


Интернациональная команда также была сформирована для создания новой чайханы-подарка. В городе Боулдер этнический грузин, дизайнер и архитектор чайханы «Душанбе» Ладо Шанидзе возглавил творческий коллектив строителей. 

Фото Мэри Акс ,1989 год.
Дизайнер и архитектор Ладо Шанидзе, показывает эскизы будущей чайханы.

К нему присоединились потомственные ремесленники Манон Хайдаров и Мирпулат Мирахматов, которые помогали конструировать элементы чайханы уже на месте. 

Фото: www.jdcconstruction.com.
Aассемблирование будущей чайханы “Душанбе”.
Фото: Мэри Акс, 1988 год.
Мирпулат Мирахмадов, Манон Хайдаров в Худжанде.

На потолке перед входом на кухню таджикские мастера оставили послание:

“Artisans of Ancient Khojand Whose Works are Magical” - “Ремесленники древнего Худжанда, чьи работы волшебны”.

К ним также присоединился мастер Абдукодир Рахимов, прославленный ремесленник-самоучка известный своей живописью и гипсовой резьбой не только на территории Таджикистана, но и далеко за его пределами. «Когда я был маленьким, – признавался Рахимов, – я видел художников, работающих на ганче, я тогда тоже решил этим заниматься».

Ганч – толстая штукатурка с более мягким слоем сверху, что позволяет ей быть вырезанной и сформированной по желанию мастера. Хотя, в настоящее время большинство декоративных ганчевых панелей в Таджикистане массово изготавливаются из готовых форм, Абдукодир Рахимов вырезал свои сложные контуры используя перфорированные трафареты. Уникальный мастер спроектировал и создал в древнеперсидском стиле восемь барельефных гипсовых панелей-ганчей. Четырьмя он украсил свои собственные картины написанные маслом, а двумя остальными он украсил зеркала, просвечивающие сквозь изящную резьбу и украшающие стены чайханы.

Хауз в центре чайханы был декорирован «семью красавицами», созданными именитым скульптором Иваном Милошевичем, народным художником Таджикской ССР. Семь бронзовых принцесс почти в натуральную величину изображают семь разных народов, в основу скульптур легла персидская эпическая поэма Низами Ганджави XII века.

На удачу, одним из плотников на строительной площадке в Боулдере был Джамшид Дракти, этнический иранец, позже ставший неофициальным переводчиком, помогавшим устранять языковой барьер между мастерами и местными жителями города. 

Фото: www.jdcconstruction.com.
Таджикские чапаны подаренные ремесленниками. Джамшид Дракти слева.

Несколько месяцев спустя, когда началась работа наружной части чайханы, в город Боулдер прибыл заслуженный деятель искусств Таджикистана, керамист Виктор Заболотников. Керамист приехал с двумя чемоданами. В одном из них были его личные вещи, а другой был заполнен стекловидной глазурью, которая должна была помочь ему внести последние штрихи к керамическим панелям. Заболотников спроектировал, вырезал, загрунтовал и выжег восемь красочных панелей «Древа Жизни», которые впоследствии стали украшением экстерьерa чайханы “Душанбе”. 

Фото: our-nature.blogspot.com

На церемонии открытия чайханы мастер Мирпулат Мирахматов произнес: “Мы надеемся, что эта чайхана принесет людям радость и наслаждение. Люди будут приходить сюда, пить чай, смотреть на все это и их души будут становиться счастливее». 

Фото: www.alamy.com

«Все думали, что это будет просто буфет, но это здание – искусство, живое искусство!» - признался управляющий чайханы «Душанбе» Ленни Мартинелли. 

Фото: www.boulderdowntown.com.
Супруги Ленни и Сара Мартинелли, управляющие чайханой “Душанбе” с 1998 года.

Чайхану «Рохат» и «Душанбе» связывает многое: обе чайханы расположены в сердце горного массива; обе были спроектированы в стиле советского модернизма с очертаниями национальных узоров таджикско-персидской цивилизации; обе чайханы стали дорогими сердцу горожан и самыми популярными местами посещения - сходить в чайхану, попить чая и окунуться в атмосферу древнейшей культуры стало непременным пунктом программы каждого туриста.

Вот только несколько отзывов иностранных туристов: 













Но, к сожалению, сегодня связующая нить между двумя жемчужинами нашего национального творчества обрывается. Если Чайханa «Душанбе» в американском Боулдере, завоевав всеобщую любовь своих посетителей, находится под надежной защитой местных меценатов и государственных чиновников (ежегодное празднование Навруза в чайхане стало местной традицией!), то, в самом Таджикистане чайхану «Рохат» объявили «не имеющей культурной ценности». По мнению таджикских чиновников, эта достопримечательность Душанбе, привлекающая тысячи туристов, является «устаревшей». В каталоге архитектурных памятников Таджикистана нашей знаменитой чайхане не нашлось места.

Неужели чайхану «Рохат» ожидает та же участь, которая постигла многие другие здания, так любимые душанбинцами? Неужели теперь, чтобы насладиться атмосферой настоящей таджикской чайханы придется пересекать океан и ехать в американский Боулдер, жители которого оказались более чуткими ценителями настоящего искусства?