Еще в конце нулевых в Душанбе можно было встретить молодых парней с дредами и в широких штанах, девчонок в черной одежде и с ярко подведенными глазами; они танцевали брейк или слушали хип-хоп. По городу гуляли рокеры, эмо и готы. Прошло не более 10 лет, и в Душанбе их практически не осталось. И не только в Душанбе.
С чем связана эта тенденция, разбирался корреспондент «АП».
ВОСЕМЬ лет назад в журнале VIPzone мы писали про таджикские субкультуры. Тогда нам с трудом удалось найти несколько готов, по паре представителей эмо, рокеров, хипхоперов, кажется был кто-то еще. Это были молодые, красивые люди, со своим набором ценностей, в невероятных ярких нарядах; цитировали Ницше и Канта. Сейчас им должно быть лет по 25; наверное, они уже не ходят с фиолетовыми челками и не подводят так ярко глаза. Новое поколение представителей субкультур на их место не пришло. Конечно, в Душанбе где-то все еще танцуют брейк и слушают хип-хоп, можно встретить пару-тройку паркурщиков, и на этом все. Мы решили разобраться, куда они делись, нужны ли они вообще, – и обратились к экспертам.
По словам преподавателя Российско-таджикского (славянского) университета (РТСУ) доктора философских наук Ольги ЛАДЫГИНОЙ, через субкультуру обычно проходило приобщение ребёнка, как бы это парадоксально ни звучало, к общепринятой культуре.
«В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера, а также появляется желание показать свою «взрослость», в том числе и посредством субкультур, - объясняет О.Ладыгина. – Чаще всего представители субкультур вынуждены отстаивать свои убеждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с их мнением. Появляются волевые качества характера. Это своего рода школа формирования личности».
О. Ладыгина считает, что чаще всего молодые люди, не удовлетворенные окружающим миром, находят себя в субкультурах, которые близки им по духу. Они создают для себя свой мир, в котором им комфортно, таким образом их внутреннее недовольство находит выход без риска для общества.
Социолог Алла КУВАТОВА, заведующая кафедрой истории и теории журналистики РТСУ, кандидат философских наук, считает, что представители субкультур не обязательно являются бунтарями или разрушителями, они могут быть созидателями. «Желание принадлежать к субкультуре часто возникает от однообразия или переизбытка времени, пустоты внутри, которую хочется заполнить, - говорит она. - Люди не могут жить в однополярном мире. Он по своей сути разнообразен: представители разных национальностей, религий и интересов. Всё не может быть одинаковым».
С ней солидарна и О. Ладыгина.
«Некоторые элементы субкультур впоследствии интегрируются в общество и становятся традиционными. Для этого всего лишь необходимо время», - говорит эксперт.
Например, сегодня никого не удивляют грубые ботинки, которые носили панки, металлические вставки или шипы на одежде – атрибут рокеров, сегодня это элементы одежды обычных людей, хотя когда-то такой стиль считался неподобающим. То же самое относится и к музыке: джаз, хип-хоп, рок, инди – все эти направления сначала были негативно восприняты в обществе, а впоследствии ушли в массы и даже стали классикой.
Таким образом, наличие субкультур – это показатель того, что скоро в обществе появится что-то принципиально новое, свежее, то, чего никогда еще не было.
«К тому же при кризисе традиционной культуры одна из субкультур может ее заменить, - объясняет О.Ладыгина. - Например, в Средние века общепринятая культура строилась на религии, а рыцарство, крестьяне и бюргеры считались субкультурами. Идеология бюргеров несла свободу творческой личности, рациональное и светское мышление, главенство человека, что в итоге и победило средневековье».
Виртуальные потребители
НО несмотря на то, что в истории есть немало положительных примеров развития субкультур, увы, их представители зачастую подвергались гонениям в обществе.
В XX веке, когда субкультуры во всем мире достигли наибольшего расцвета в своем развитии и разнообразии, и на Западе, и на территории сначала бывшего СССР, а затем СНГ общая масса людей испытывала к ним неприязнь. В 30-е годы гоняли «стиляг», в 70-х притесняли и высмеивали «хиппанутых»; на Западе критически относились к эмо, считая их чем-то вроде «отряда самоубийц».
«Как правило, явления, которые человек не понимает, вызывают у него неприязнь или страх. Самый обычный пример – если школьник говорит, что не любит этот предмет, чаще всего он просто его не понимает», - комментирует О. Ладыгина.
Впрочем, на Западе к субкультурам, конечно, относились и относятся толерантнее, чем в СССР и на постсоветском пространстве. По словам О.Ладыгиной, это происходит из-за того, что в основе западного менталитета лежит идея свободы творчества и личности, в то время как жители постсоветского пространства имеют более консервативное мышление.
По словам А. Куватовой, на Западе сформировалась традиция соблюдать гражданские права человека.
«Даже если западному человеку не нравится та или иная субкультура, в рамках закона он обязан с ней считаться, в то время как на постсоветском пространстве правовая неграмотность и пренебрежение законом является определяющим фактором», - говорит она.
Это напрямую отражалось на представителях субкультур, существование которых в бывшем СССР и в сегодняшнем СНГ всегда сопровождалось риском, тем не менее они все равно существовали. Не надо быть социологом, чтобы заметить, что после нулевых их количество сократилось во всем мире.
«Причиной их сокращения является снижение социальной активности и переход поколения Y из реального в виртуальный мир», - утверждает О. Ладыгина.
О тенденции к вымиранию субкультур задумались и западные журналисты. Алексис Петридис в 2014 году в своей статье для The Guardian «Молодежные субкультуры: что они представляют собой сейчас?» (Youth Subcultures: What are they now?) тоже затронул тему исчезновения субкультур.
В своем материале он цитирует социолога Университета Сассекса доктора Кевина Уайта, который считает, что современная молодежь настолько пресыщена развлечениями и всеми благами, что желание бунтовать или отстаивать свою идеологию как некую социальную точку зрения отпало из-за своей ненужности. Другой фактор, более удручающий, - это обеспокоенность материальным благополучием в современной финансовой обстановке, когда желание быть «просто» творческим уходит на второй план.
Доктор Рут Адамс из Лондонского королевского колледжа считает, что это связано с эскалацией эпохи потребления. По ее словам, сейчас мода и музыка стали намного дешевле и грани субкультур размылись, и большая часть из них ушла в виртуальный мир. Приводя пример из своей молодости, она говорит: «Когда я была тинейджером, я приобрела себе готические ботинки. Я знала, что буду носить их несколько лет, потому что в то время принадлежность к субкультуре или к музыкальному стилю стоило немалых финансовых затрат. Поэтому надо было четко определиться с субкультурой, с которой у тебя впоследствии было бы что-то вроде соглашения».
Она же утверждает, что современные субкультуры в большей степени не несут в себе никакой идеологии и совершенно отличаются от original-направлений. Сейчас это видеоблоги о моде, аксессуарах, и на первый план в большей степени выходит пиар собственного «я», вкуса и стиля, нежели некой общей идеологии.
«Абсолютизация «я» имеет плохие последствия. Необходим баланс между коллективным мышлением и собственным «я», - считает О. Ладыгина. - Полное зацикливание на себе приводит к отчужденности и к атомизированности общества, когда каждый человек существует индивидуально».
Последние из могикан
НО, конечно, не все субкультуры исчезли. Одна из них, родом из Советского Союза, вновь приобрела популярность в последние годы на постсоветском пространстве, в том числе и в Таджикистане. Речь идет о байкерах.
В свое время на Западе и в СССР через массмедиа на байкеров наклеивали ярлык outlaw, что означает «вне закона». Байкеров считали жестокими пьяницами, которые не уважают нормы общества, хотя среди них были совершенно разные направления, начиная от христианских мотоциклистов и заканчивая действительно криминальными группировками.
В советском Душанбе байкеры были безобидными. Один из главных таджикских байкеров со стажем Гафур ИРКАЕВ говорит, что они были довольно простыми ребятами, которые собирались по вечерам на так называемых «пятачках». Два самых известных - конечная остановка автобуса №6, возле нынешнего Нацбанка, и местечко возле бывшей библиотеки Фирдоуси. К владельцам двухколёсных «железных коней» отношение со стороны населения было как положительное, так и отрицательное: кто-то ими восхищался, кто-то опасался.
«Первый раз я сел на мотоцикл – это был Иж-56 – в 1965 году, и с того момента началась моя бесконечная любовь к мотоциклам, - рассказывает Г.Иркаев. - В 2006 году стал обладателем великолепного чоппера «Хонда Шадоу», на котором езжу и сейчас. Нет слов, которые могут описать ощущения, когда я в кожаной куртке сажусь на сверкающий на солнце хромом и никелем мотоцикл, подо мной – мощный двигатель в несколько десятков лошадей. Это мое самовыражение личности и индивидуальность байкера».
Он подчёркивает тот факт, что в нашем обществе появились положительные тенденции в восприятии байкеров. Сейчас организаторы из местной власти привлекают их к участию в проведении мероприятий, посвященных Дню независимости, Дню флага. Они уже не первый год участвуют в акции в честь Дня национального единства и согласия – молодежном автопробеге. Поддерживают дружеские отношения с 201-й российской военной базой в РТ (РВБ), совместно организовывая мотопробеги, посвящённые Дню Победы. Кроме того, ежегодно в целях популяризации мотоспорта среди молодёжи с разрешения администрации Душанбе мотоклуб «Ирбис» проводит открытие и закрытие мотосезонов. И это уже становится традицией.
Похожее положение и у российских байкеров. Представители националистического мотоклуба «Ночные Волки», которые именуют себя не байкерами, а русскими мотоциклистами, активно участвуют в официальной жизни России. Они согласовывают открытие своего мотосезона и прочие акции с православным календарем, лидер мотоклуба Александр Залдостанов был награжден орденом Почета и называет себя другом Владимира Путина. В 2014 году русские мотоциклисты получили президентский грант в размере 7 млн рублей «на исследование мотоциклетной культуры России».
Таких теплых взаимоотношений с властью в истории субкультур, пожалуй, еще ни у кого не было. К чему они приведут, покажет время.
Возникновение субкультур в разных странах мира (кликните на инфографику):
Мархабо ждет мужа-мигранта уже 20 лет. В родном селе ее называют «Железной женщиной»
Лазерное лечение варикоза: кому можно, а кому нельзя делать эту процедуру?
«Красные следопыты», дружинники и Герои труда: история таджикской пионерии
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 19 мая 2024 года
Привычки таджикистанцев, которые очень удивляют иностранцев
Как работают на улице сапожники Худжанда. Зимой в снег и летом в жару
Завтра в Душанбе состоится забег и веломарафон в рамках Национального дня бега, а также акция One Run
Три героини, как грани характера таджикской женщины. Размышления о фильме «Рох»
Как таджикский дзюдоист ворвался в элиту мирового дзюдо
Творческие арт-пространства и интересные галереи в Ташкенте
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
villywest20 апреля, 2017 10:53
Очень интересная статья, таких бы по больше. Во многом соглашусь, но могу и добавить. Скажу за рэперов, не тот кишлак который представляет нынешняя молодёж, а о тех реперах у которых были ценности. Мало кто остался, но мы ещё на месте, так же как и рокеры. Если говорить об одежде которую мы носили, то она стала не актуальной после того как основная масса начала подражать рэперам. В нулевых можно было отличить рэпера от остальной молодёжи как минимум по кепкам с прямым козырьком, по длинной футболке до колен, широким штанам и остальным аксессуарам данной субкультуры, которые было очень сложно найти в магазинах и рынках и все привозились из-за границы. Сейчас же каждый может купить себе любой аксессуар какой только пожелает и по этому мы перестали это все носить из-за переизбытка подражания нашей субкультуре. Сейчас в большинстве своём представители рэп-культуры носят классическую одежду и теперь вычислить рэпера в толпе стало почти невозможным. Ну и конечно возраст, те кто был в нулевых, сегодня уже довольно взрослые люди, женаты, работают, у многих есть дети. Так что мало у кого удаётся совмещать все это с рэпом. И из-за огромного количества "рэп подражателей", " старичкам" просто не охота называться когда то громким и значимым в некоторых кругах словом "Рэпер"
© Villy-West
Nicka19 апреля, 2016 09:47
АП, спасибо за статью, очень интересно!
Тоха19 апреля, 2016 08:38
Все стиляги давно разъехались. Теперь, куда ни посмотришь, кругом кишлак!
к19 апреля, 2016 06:31
Ну и слава богу, что исчезли. Хас кам,чахон пок.
Ситора 18 апреля, 2016 17:17
отличная статья!!!
Читатель18 апреля, 2016 17:03
"В 30-е годы гоняли «стиляг»," Это где в 30-х были стиляги? Они были в 50-х, до начала 60-х!