Помещение общественной организации глухих Таджикистана стало объектом пристального внимания Министерства здравоохранения и соцразвития. Организация, насчитывающая более 5,5 тысяч инвалидов, может быть выброшена на улицу.

Об этой и многих других проблемах в Международный день глухих рассказал в интервью «АП» председатель Национального объединения глухих РТ  Абдуджаббор Давлатов.

Глухие Таджикистана не имеют возможности выучить родной язык

- Наша организация начитывает 5 тысяч 543 человека старше 18 лет. А всего на территории РТ насчитывается 25 тысяч глухих, в том числе и детей. Филиалы нашей организации работают в Душанбе, Согдийской, Хатлонской областях и ГБАО.

- Как происходит интеграция глухих в общество? Есть ли барьеры между слышащими и глухими?

- Барьеров много. Например, глухие лишены возможности общения с врачами, которые должны ставить диагноз. Можно привести множество и других примеров, это и обращения глухих в государственные и судебные органы. Нужны сурдопереводчики, которые у нас на вес золота, приходится трудно. Многие переводчики из-за низкой оплаты труда попросту уходят искать другую работу, не связанную с сурдопереводом. Немаловажным является и вопрос получения образования.

- Вы говорите об образовании. А насколько оно доступно для детей с нарушением слуха и речи?

- Обучение детей с таким недугом - большая проблема. В Минобразования и науки мы постоянно ставим вопрос доступа к инклюзивному образованию. В частности, для данной категории людей образование доступно только на языке жестов. В Таджикистане есть пять специализированных школ. Две школы в районе Рудаки, по одной в Душанбе и Хистеварзе (Согдийская область) - все они дают неполное среднее образование (9 классов). Недавно открылась еще одна спецшкола для глухих и слабослышащих - в Хатлонской области на базе начальной школы. В основном обучение языку жестов проводится по старой советской системе на русском языке. С недавнего времени практикуется обучение на  таджикском языке.

Но проблем немало… Основная из них - уровень знаний преподавателей, который  оставляет желать лучшего. Например, преподавателями в спецшколах являются слышащие педагоги, у которых  нет достаточно хорошего опыта работы. Ребенок, получая образование в школе, зачастую полностью не осваивает язык жестов. Как вы представляете, сможет ли он получить дальнейшее образование, профессию, если он не знает своего родного языка?

Председатель Национального объединения глухих РТ Абдуджаббор Давлатов.

«Интеграция глухих в общество - большая проблема»

- Наша организация содействовала подготовке преподавателей из числа неслышащих, которые получили высшее педагогическое образование. Мы вышли в Минобрнауки с предложением открыть при столичном педуниверситете факультет дефектологии. 20 человек из числа глухих и слабослышащих получили образование по этой специальности. На данный момент еще одна группа учится на третьем курсе педуниверситета.

- Двадцать молодых специалистов для пяти школ - то ведь не так плохо для начала. Они смогли трудоустроиться?

- Трудоустроились всего двое. Остальным отказывают, считая, что глухой не может преподавать. Я недавно узнал, что и тех двоих трудоустроенных руководство спецшкол хочет уволить и более не принимать на работу преподавателей с ограниченными возможностями. В беседе с одним из молодых педагогов мне стало известно, что дети больше общаются и идут на контакт именно с носителем «своего» языка. По версии преподавателей, это привело к предвзятому отношению администрации школы, которая поставила вопрос об их увольнении. На днях мы на местах проясним ситуацию…

- В советскую бытность существовали учебно-производственные предприятия (УПП), которые занимались обучением и трудоустройством глухих. А сейчас?

- Действительно, это были золотые времена. Тогда УПП практически не зависели от государства, обеспечивали глухих рабочими местами, обучали. Довольны были все. Сейчас интеграция глухих в общество - это большая проблема. Сейчас УПП называются «учебно-социально-реабилитационные учреждения». Два в Согдийской области, два в Душанбе. От богатой советской базы сейчас остались только швейные и ваточесальные цеха, которые мы стараемся сохранить.

Я неоднократно на уровне правительства подчеркиваю, что функционирование этих предприятий зависит только от наличия государственных заказов. Но этого нет. На всех уровнях нам говорят: ищите заказы сами, договаривайтесь.

Недавно мы подали заявку на участие в тендере по выполнению заказа Минобороны. Итоги тендера пока не известны.

С работой действительно есть проблемы. Раньше на крупных предприятиях с глухими работниками были сурдопереводчики. Постепенно стали избавляться от тех и других. Сейчас швейные цеха пытаются сами выжить, находя заказы на вышивку.

«Нас хотят выкинуть на улицу»

Существует и другая проблема. С появлением рыночных отношений глухие пытаются  найти себя в частном предпринимательстве. Например, в торговле. У слышащего, который может представлять свой товар, торговля идет бойко, а у глухого нет. Вдобавок независимо от объемов продаж они оба облагаются одинаковыми налогами. Льготных послаблений нет. Этот вопрос поднимался не раз, но увы. Власти должны прислушиваться к нашим проблемам, но это происходит далеко не всегда. Например, министерство, которое непосредственно должно заниматься социальными вопросами людей с ограниченными возможностями, сейчас гонит  нас на улицу …

- А в чем причина?

- С момента создания уже более 35 лет наша организация занимает верхний этаж трехэтажного здания на улице Хувайдуллоева. На первых двух этажах сейчас работает НИИ медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Министерства здравоохранения и социальной защиты. Раньше в этом здании размещалась структура соцобеспечения Минтруда. После того как социальная сфера перешла в подчинение Минздрава, здание перешло на баланс Минздрава и соцзащиты, которое хочет попросту выкинуть нас на улицу…

В свое время мы вкладывали средства в строительство этого здания, делали текущий и капитальный ремонт. Минздрав считает, что должен развиваться, а наша работа не принимается во внимание. Сейчас мы ведем переписку с госорганами на уровне правительства. Надеюсь, что власти нас поддержат…