За последние полтора года в Таджикистане ликвидировано более 700 общественных организаций, что в 2 раза превышает общую статистику предыдущих трех лет. Власти утверждают, что большинство общественных организаций были ликвидированы по собственному желанию, однако учредители заявляют, что от них требуют «добровольно распуститься (ликвидироваться)». Эксперты считают такой подход опасным.

 

Ликвидация «по собственному желанию»

Споры о роспуске общественных организаций в Таджикистане ведутся уже несколько лет. Особенно остро этот вопрос встал после событий в ГБАО в 2022 году. Официальная статистика также свидетельствует о том, что после этих событий многие общественные организации были ликвидированы.

Министр юстиции Таджикистана Музаффар Ашуриён 8 августа на пресс-конференции заявил, что что большинство общественных организаций прекращают свою деятельность по финансовым причинам путем самоликвидации.

«Когда привлечённые финансовые средства за определённый период будут потрачены и полностью освоены, организация обращается в органы с заявлением о самоликвидации. Мы ликвидируем их. Это является основной причиной ликвидации», - сказал Музаффар Ашуриён.
Музаффар Ашуриён.
фото: tajsohtmon.tj

По словам Ашуриён, Министерство юстиции представляет в суды для ликвидации очень малую часть организаций за несоблюдение законодательства, выявленных в ходе проверок. 

«Органы юстиции проводят проверки, и, если их деятельность противоречит действующему законодательству Таджикистана, мы вынуждены принимать меры. Сначала дается предупреждение, а когда недостатки не устраняются, мы будем вынуждены подать иск в суд о прекращении их деятельности», - сказал Музаффар Ашуриён.

Тем временем, общественные организации жалуются, что власти оказывают на них давление, чтобы добровольно прекратили свою деятельность.

Например, в начале мая текущего года представители не менее пяти общественных организаций ГБАО в беседе с «Радио Озоди» заявили, что работники силовых структур области потребовали от них добровольно объявить себя банкротами и ликвидировать свои организации. О таких случаев сообщается и в других областях. 

Тем временем заместитель министра юстиции Асадулло Хакимзода 8 августа на пресс-конференции заявил, что за последние полгода в ГБАО была прекращена деятельность пяти общественных организаций, которые были связаны с преступными группировками и финансировались ими.

 

Нет донора и проекта 

В Минюсте говорят, что основной причиной самоликвидации является отсутствие финансовых средств для обеспечения дальнейшей деятельности.

Однако Дилрабо Самадова, юрист и руководитель общественной организации «Офис гражданских свобод», не верит в это утверждение и, ссылаясь на информацию СМИ и обращения представителей гражданского общества из регионов, говорит, что «руководителей общественных организаций, у которых нет проекта, власти вынуждают самим прекратить свою деятельность».

«Наличие или отсутствие проекта не должно быть поводом для ликвидации общественных организаций, так как большинство из них осуществляют свою деятельность на бесплатной основе», - отмечает Самадова.
Минюст Таджикистана
фото: adliya.tj

В то же время руководитель общественной организации, деятельность которой несколько лет назад была прекращена по решению суда, говорит, что уход международных доноров также является причиной закрытия общественных организаций. 

«После 2019 года большинство международных финансирующих организаций покинули Таджикистан или изменили направление своей деятельности в плане финансирования. Поэтому многие общественные организации из-за нехватки средств, подали заявления на самоликвидацию. Одним из таких крупных финансовых доноров является Институт "Открытое общество – Фонд Содействия в Таджикистане"», — сказал наш собеседник.

 

«Нарушили требования устава»

В начале этого года по решению суда района Исмоили Сомони от 26 января 2023 года, была прекращена деятельность ОО «Независимый центр по защите прав человека».

Заместитель министра юстиции Асадулло Хакимзода это решение тогда объяснил тем, что закрытие центра связано с нарушением уставных требований, которые были выявлены в ходе проверки со стороны министерства юстиции.

В числе недостатков он назвал «несвоевременное представление уведомлений о финансовой отчетности и о продолжении деятельности», а также ряд других нарушений в работе организации.

Осведомленные источники говорят, что прекращение деятельности центра возможно связано с работой организации по защите прав гражданских активистов, в том числе задержанных журналистов.

«Независимый центр по защите прав человека» была одной из немногих общественных организаций, которая в прошлом оказывала бесплатную юридическую помощь населению, в том числе заключенным, задержанным и пострадавшим от сноса зданий в столице.

 

Ликвидация ускоряется 

Анализ статистики Минюста страны по регистрации и ликвидации общественных организаций показывает, что количество ликвидаций организаций увеличивается год за годом. Так за последние 4,5 года в стране было регистрировано 715 общественных организаций, а ликвидировались 1103.

А в 2022 году возросло до рекордного уровня: закрылись почти 500 общественных организаций, более 100 из которых - по решению суда. 


 

Мост между населением и властью 

Дильрабо Самадова говорит, что создание общественной организации – это конституционное право граждан, которые таким образом объединяются, и они являются мостом между населением и органами государственной власти.

По ее словам, общественные организации часто решают и рассматривают вопросы, с которыми власть не может справиться в одиночку.

«Например, общественное доверие к общественным организациям, которые работают в сфере детей-инвалидов, пыток, домашнего насилия или "охоты на призывников (облава)" больше, чем к властям, и по юридическим и социальным вопросам общество чаще обращается к ним», — сказала она.

Она добавила, что общественные организации являются бескорыстными помощниками власти, которые изучают любую проблему или недостаток и вносят предложения властям для их решения.

«Они помогают властям выполнять обязательства государства, связанные с актами по правам человека, требованиями международных договоров. Поэтому деятельность общественных организаций и в интересах государства, и в помощь населению», - отметила Дилрабо Самадова.

Она подчеркнула, что ограничение или прекращение деятельности общественной организации является ограничением права человека на объединение, нарушением требований международных организаций и демократического общества.

Между тем Музаффар Ашуриён на пресс-конференции заявил, что Минюст тоже заинтересован в увеличении числа общественных организаций в стране, так как большинство из них занимаются социальными вопросами.

«Сейчас в стране действуют почти 2 тысячи общественных организаций. Они осведомлены об экономическом и социальном положении населения. С некоторыми из них мы сотрудничаем, ведем переговоры на мероприятиях. Мы интересуемся их взглядами на решение проблем, которые затрагивают общество. Это важно для нас при разработке нормативно-правовых актов. Много раз убедились в этом на собственном опыте», - сказал министр юстиции журналистам 8 августа.

Он привел в пример предложение одной общественной организации, которое касалось строительства специальных дорог для инвалидов в новостройках, которое в настоящее время включено в законодательство, и сегодня это требование является обязательным при строительстве зданий.

 

Чем опасны закрытые ОО?

Наш собеседник из ликвидированной общественной организации считает, что ущерб от прекращения деятельности общественных организаций в большей степени коснется простого населения, поскольку их деятельность направлена ​​на оказание различной безвозмездной помощи в том или ином вопросе общественной жизни.

По его словам, прекращение деятельности общественных организаций приведет к снижению роли гражданского общества в стране.

А Дилрабо Самадова говорит, что закрытые общественных организаций в первую очередь будет свидетельствовать о том, что права человека в Таджикистане не соблюдаются должным образом.

В результате репутация государства как обязанного по защите прав человека на международном уровне снизится, а слой, поверивший гражданскому обществу, особенно организациям, упускает свой последний шанс быть услышанными.

«Все проекты, которые государство получает от международных организаций или отдельных стран, требуют того, чтобы часть работы выполнялась совместно с общественными организациями. Даже когда ООН дает рекомендации государству, в ее реализации требует свободного участия гражданского общества, особенно общественных организаций. Поэтому власти должны понимать важность деятельности общественных организаций и поддерживать их, воздерживаться от давления и ликвидации и, наоборот, способствовать прогрессу общества и демократических устоев в Таджикистане»,  - добавила эксперт.

Этим летом оставайтесь с нами в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК