Когда-то услышать ее было можно только во дворцах правителей, а вот в советские времена ее пытались уничтожить. Но ничего не получилось: Шашмаком теперь исполняют в Карнеги-холле, а в 2003 году эта музыка вошла в список шедевров нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Эта музыка кажется грустной и, возможно, заунывной, хотя большинство ее исполнителей поют о великой любви – о той, какой ее понимали суфии. Это когда, воспевая красоту, например, женщины, поэт-суфий все же обращался к богу.
Стихотворной основой вокальных частей шашмакома являются произведения классиков таджикско-персидской поэзии Хафиза, Саади, Джами; музыкальное сопровождение – танбуры, дутары, дойры.
Шашмаком в дословном переводе – это шесть макомов, или ладов. Макомом называется многочастная вокально-инструментальная сюита. Структура макома делится на инструментальную и вокальную составляющие. Сначала она развивалась на 12 макомах; в шести – эта музыка впервые описана в научных трактатах начала XVIII века, она была сформирована в Бухаре.
Как объяснеяют музыкальные эксперты, макомная музыка существует не только в Таджикистане и Узбекистане – ее играют в Иране, Азербайджане, Сирии, Турции и даже в Индии. Но именно шашмаком имеет сформированную научную систему.

Например, если говорить об Иране и Азербайджане, они могут в макоме повторять строчки одних и тех же газелей, импровизировать. В шашмакоме это недопустимо – в каждом макоме исполнитель использует 25-30 газелей и один лад. Таким образом, песня длится от одного до почти полутора часов.
Как шашмакомисты едва не попали в тюрьму
Музыка шашмаком и сейчас не для всех. Истинные ценители этого искусства должны как минимум разбираться в высокой поэзии. Для шашмакома это традиционно – например, в XIX - начале XX веков его исполняли исключительно во дворцах бухарских правителей.

– Знаменитый придворный певец двух последних бухарских эмиров – Леви Бабаханов (Левича, 1873 – 1926 годы) был любимцем Алим-хана,– рассказывал музыкальный руководитель Государственного ансамбля шашмакома им. Шахобова при Комитете по телевидению и радиовещанию Таджикистана Джамшед Эргашев. – Он исполнял шашмаком исключительно во дворце эмира.
Но однажды он спел в узком кругу своих друзей, эмиру об этой дерзости доложили, и он приказал схватить Леви и казнить его.
Артисту пришлось пуститься в бега. Он скрывался то ли 8 месяцев, то ли 2 года – в источниках называются разные сроки. Но в конце концов эмир соскучился по своему любимцу и отменил указ. Леви вернулся во дворец и продолжил петь, но ему строго-настрого приказали больше не выступать перед обычными людьми.
Принадлежность к категории элитарной музыки в XX веке сыграла с шашмакомом злую шутку: с приходом в регион большевиков это искусство оказалось в опале, как «не соответствующее нуждам народа».
– Сын Садриддина Айни – Камол – рассказывал мне такую историю: Садриддин Айни был большим поклонником шашмакома. Однажды он оказался в Ташкенте за одним столом с высокопоставленными чиновниками и услышал разговор о том, что исполнителей шашмакома, которые до сих пор живут и работают в Самарканде и Бухаре, собираются арестовать и отправить в тюрьму.
Тогда он обратился к своим родственникам, которые занимали посты в правительстве Советского Узбекистана, с просьбой отправить троих выдающихся шашмакомистов – Бобокула Файзуллоева, Шохназара Сохибова и Фазлиддина Шахобова – в Душанбе.
В столице тогда шашмакома не было; в Гиссаре был, в Худжанде – тоже, а Душанбе был слишком молодым. Айни не отказали, музыкантов вывезли из Узбекистана.
Здесь шашмакомистов поддержал и академик Бободжон Гафуров, и эта великая троица положила основу для развития шашмакома в новой столице Таджикистана, – говорил Эргашев.
Рахмон: "Шашмаком - наш мир"
В советские времена в Таджикистане шашмакому уделяли достаточно серьезное внимание. Например, в 60-е годы в республике была закончена работа над пятитомным изданием, посвященным этому искусству. В нем ученые-музыковеды собрали всю научную информацию, описали классические традиции исполнения. Артистов в стране хватало, их знали, любили и слушали.
С обретением независимости практически ничего не изменилось – о шашмакоме стали говорить даже чаще. Например, в 2000 году учредили День шашмакома. Тогда Эмомали Рахмон подписал указ «О дальнейшем развитии жанра шашмаком в Таджикистане» и объявил 12 мая днем этого музыкального жанра.
– Шашмаком – это наш мир, наш язык, наша культура и наша сущность. Если бессмертное творение Фирдоуси «Шахнаме» – вершина творчества в мире поэзии, то вершиной творчества в мире музыки является шашмаком, – объяснял тогда свое решение президент Таджикистана.
В 2002 году народный артист Таджикистана, профессиональный знаток шашмакома Абдували Абдурашидов открыл в республике Академию макома, собрал лучших выпускников местных консерваторий. Всего на учебу попали восемь аспирантов. Одним из них стал и Эргашев.
– Несмотря на то, что в нашей стране были отличные исполнители шашмакома и эта музыка была достаточно развита, об исконных традициях искусства мы, к сожалению, забыли, – объяснял Эргашев.
Абдурашидов решил воспитать в академии мастеров, которые восстановили бы утраченные традиции шашмакома. Во-первых, этому жанру необходимо было вернуть циклическую манеру исполнения.
– То есть один маком – это песня из 25-30 газелей, которая по времени растягивается до полутора часов. 70 лет мы использовали только части одного макома, теперь вернулись к традиционному исполнению, – говорил Эргашев.
Во-вторых, в академии решили восстановить прежнюю систему обучения.
– Это принцип «устод - шогирд» (мастер - ученик), на протяжении многих столетий эта система обучения обеспечивала преемственность базовых знаний. В советское время она была во многом разрушена, – говорил Эргашев.
В-третьих, традиция классического шашмакома заключалась в том, что исполнитель – это и певец, и музыкант в одном лице; в последние годы большинство артистов уже не выступали в двух этих ипостасях сразу.
Кроме того, слушатели академии учились навыкам стихосочетания.
– Потому что у каждого стихотворения есть своя ритмика, и нужно ее учитывать, накладывая на музыку. Это целая наука, которой, к сожалению, перестали пользоваться. Наша академия ее вернула. И сделала очень полезное дело, особенно с учетом того, что Эмомали Рахмон поручил сочинять новые макомы на современную поэзию. В этом деле без навыков стихосложения не обойтись, – пояснял Эргашев.
Кстати, выпускники этой академии вместе со своим руководителем в 2016 году выпустили новое издание в шести томах, посвященное шашмакому, работа над которым заняла у них 8 лет.
Как шашмаком стал популярным в Америке
Сейчас он популярен не только в Таджикистане и Узбекистане, его с успехом продвигают и в Америке. Кто? Бухарские евреи!
Представители этой диаспоры в энциклопедиях и справочниках значатся как основные носители шашмакома; большая часть легендарных исполнителей этого жанра и в Таджикистане, и в Узбекистане – это бухарские евреи. Да и сам знаменитый Левича – еврей по национальности.

Их отъезд из стран Центральной Азии на любви к шашмакому никак не отразился. Напротив, это искусство они стали активно распространять в Штатах и в других западных странах. В Нью-Йорке сейчас работает школа шашмакомистов, постоянно проводятся концерты этой музыки.
А в 2012 году Конгресс бухарских евреев США и Канады организовал первый фестиваль Shashmaqam Forever, который прошел в Карнеги-холле; в 2013 – второй, в конце 2016-го в Нью-Йорке провели этот фестиваль уже в третий раз.
На такие мероприятия традиционно приглашают артистов из Таджикистана и Узбекистана, а когда концерты этой музыки проходят в странах ЦА, к нам приезжают шашмакомисты из Америки. У этой музыки поистине нет границ.
Этой весной читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК





Tajik citizens invited to work in South Korea under the EPS TOPIK system
New electricity rates in Tajikistan: what consumers will pay from February 1,2026
Tajikistan cuts fruit exports to Kazakhstan in 2025
Cost of Hajj for Tajik citizens drops by nearly 4,000 somonis in 2026
President Rahmon makes personnel changes in Tajikistan’s judiciary system and foreign ministry
Growing glacier discovered in the Pamirs, defying global warming trends
How food prices in Tajikistan changed over the past year
Attempt to smuggle medicines worth over 1 billion soums from Uzbekistan to Tajikistan Foiled
IOM warns Tajik citizens of job scams linked to employment in the UK
Tajik family dies from domestic gas poisoning in Samara
All news
Авторизуйтесь, пожалуйста