Саки оказались на Памире не случайно, они прошли спустя несколько столетий маршрутами своих индоарийских предков. А памятники сакского типа в горах Восточного Памира свидетельствуют о глубокой древности заселения этой высокогорной области и подтверждают ее роль в связях Средней Азии с Восточным Туркестаном и Индией.
В I тысячелетии до н.э. родственные восточноиранские народы обосновались в Центральной Азии: бактрийцы в бассейне верховьев Амударьи, согдийцы - в долинах Зеравшана и Кашкадарьи, парфяне и маргианцы - в Хорасане и в Мервском оазисе, хорезмийцы - в низовьях Амударьи, парканцы - в Ферганской долине.
Сако-скифские племена выбрали для кочевий пастбища Памиро-Тянь-Шаньского региона, Арало-Каспийские степи и Восточный Туркестан.
От «отца истории» Геродота мы узнаем, что «саки, они же скифы» и «персы всех скифов называют саками».
Саки оказались на Памире не случайно, они прошли спустя несколько столетий маршрутами своих индоарийских (андроновских) предков. Древние источники пишут о мужестве саков, их удивительной выносливости и высоком уровне военного дела.
Основанное на структуре военной демократии сакское общество сумело развить на огромных территориях кочевое и полукочевое скотоводство, которое в те времена считалось огромным прогрессом в экономическом развитии. Сакское общество в соответствии с индоиранскими традициями разделялось на три сословия по-индийски варны, по-ирански пиштра, означающее цвет: жрецов, воинов и земледельцев.
Существует несколько версий прихода саков на Памир: с Северо-Востока, с Восточной Сибири и Алтая. Много нитей связывали саков с южными и юго-западными районами Центральной Азии. В последние годы исследователи придерживаются мнения о восточном, а не западном происхождении саков.
Саки-властелины степей кочевали по высокогорным памирским пастбищам более пятисот лет, в пределах трёх хронологических периодов: VII-VI; V-III и II-I вв. до н.э. Другое название центральноазиатских кочевников-тура (по скифски быстрый), или как их называли в гимнах иранцев Авесте - «туры с быстрыми конями». Эти кочевники из легендарного Турана, взаимодействовали с оседлыми иранцами, а иногда противостояли им, совершая набеги на их территории.
Известный советский исследователь В. Абаев убедительно доказал принадлежность скифского языка к иранским и что термин turа - это одно из авестийских наименований сакских племён, что «данайские туры» - это присырдарьинские саки; что река Danu в Авесте не просто река, а именно Сырдарья, а имена авестийских туров, «носят бесспорно иранский характер».
Его поддержали известные востоковеды Дж. Маркварт, В. Бартольд, В. Гейгер Р. Фрай и Х. Нюбергс, утверждаая: «В Авесте нет никаких следов неиранских туров».
Некоторые исследователи безосновательно связывают туров с поздними тюрками, выстраивая под современную геополитику придуманную историю.
Говорят, что серьёзные ученые не заблуждаются, а политики - другое дело. Не надо быть лингвистом, чтобы даже спустя тысячелетия понять скифо-сакские слова, которые схожи, а иногда в точности сохранились в таджикском и памирских языках.
Например, скифские слова: puthra- сын- puthra (ваханский ), hushka-сухой, hazahra-тысяча, nava-новый, abra - небо, облако, pant - путь – pond (шугнанский), aspa - лошадь, tanu - тело, baxsh - дарить, tars - бояться, kuti - собака – куд (шугнанский), aspaina – железо – sipin (шугнанский), mrgа - птица, paisa - облик, лицо - pits (шугнанский), avd – семь - uvd (шугнанский), мasta - ярый, опьяняющий.
Или приведем хотано-сакские слова: аyana-зеркало, dasta - рука, dara - долина, dura - далеко, drruja - ложь и. т. д.
Существует также много версий происхождения этнонима saka, от древнеиранского sak, shav - «идти», «бежать», «течь». Шугнанское слово «са» и «сав» также означает «иди, идти». Это слово может восприниматься как «бегущий», или «странствующий, кочевой», что очень подходит образу жизни саков.
В Ригведе слово saka - как прилагательное от sak со значением «могущественный, сильный, то есть саки - это «могучие мужи». Китайские источники называли их сэ или сэк.

Скифо-сакские кочевые племена оставили на широком степном просторе от причерноморских степей до Алтая и от Уральских гор до Памира многочисленные памятники схожей материальной культуры.
Их объединяют вооружение, конский убор, одежда и так называемый «звериный стиль» в искусстве.
Это блестяще исполненные в металле динамичные изображения животных и сцен схваток между ними.
Саки создавали образы различных животных и фантастических существ, в которые перевоплощался главный герой мифов.
Эти трансформации объединялись в одном художественном изделии; так, конь мог иметь рога оленя, голову орла, лапы хищника и.т.д.
Такие «сперсованные» повествования были понятны для древних кочевников, но являются головоломкой для современного человека.
Высокохудожественные золотые изделия в сако-скифском стиле VI-III вв до н.э. украшают обнаруженные в Кобадиане знаменитый Клад Окса - Амударьинский клад (хранящийся в Британском музее) и храма-огня Тахти Сангин, а также находки из Тилло-тепа (Золотой холм) на севере Афганистана.
«Я пошел за саками и пришел на Памир»
Археологи изучили на территории Восточного Памира более 600 сакских погребений. За редким исключением, погребённые лежат в характерной для сако-скифских племён скорченной позе, на боку.
Открыл сакскую культуру на Памире известный советский археолог Александр Бернштам, исследовавший в 1950-х гг. около ста могильников. Ему принадлежат слова: «Я пошел за саками и пришел на Памир».
Работы Бернштама были успешно продолжены в 1960-80 гг. таджикскими археологами Борисом Литвинским, Вадимом Рановым, Мирой Бубновой, Актамом Бабаевым и Валерием Жуковым.
В памирских могильниках обнаружены великолепные изделия в характерном для скифо-сибирского искусства стиле из металла: кинжалы, бляхи, бронзовые ритуальные котлы, детали щитов, кольца, печати, изящные фигурки оленей, горных козлов, медведей и птиц.
Очень искусно выполнены кинжал-акинак из раскопа Памирская (Тамды) с изображением горного козла и бронзовая фигура лошади из Тегермансу с хищной птицей на голове.

Объединив сведения о саках, исследователи определили несколько племенных союзов:
- Саки-тиграхауда в остроконечных, стрело (тигра) подобных шапках. На деле такие высокие войлочные шапки носили почти все скифы, родственные им киммерийцы, а также ираноязычные кочевники Западного Китая и, в том числе, загадочный народ, живший в Таримском оазисе во II-I тысяч.до н.э.
- Саки-хаомаварга (почитающие священный напиток хаому) обитали в Бактрии, Памиро-Алае, Фергане, западе Туркмении. Некоторые исследователи считают, что этот ритуальный пьянящий напиток изготовлялся из эфедры , смешанной с молоком.
Греки называли их амюргийскими саками и упоминают Амюргуйскую долину, которую ряд исследователей размещает в Алайской долине и связывает с названием восточнопамирской реки Мургаб – Маргов. Считается, что это сакское слово, состоящее из двух частей марг - зеленый луг и ап, ав, об-вода, река.
- В сакский союз также входили племена Сака-парадарайя (заморские саки). Сака-тийа пара Сугдам (саки живущие за Согдом), Сакарауки и племена, населявшие с V-в до н.э.государство Хотан (иранское Hvatan) на западе Китая.
Сохранилась обширная литература на хотано-сакском языке, который в научном сообществе называют «языком хотанских скифов». На этом языке ещё говорили в X в, до постепенного вытеснения его тюркскими наречиями.
Борис Литвинский, автор замечательной книги «Древние кочевники «крыши мира», Александр Бернштам и Йозеф Маркварт считают, что на Памире, Восточном Гиндукуше и Восточном Туркестане более пяти столетий кочевали почитающие хаому «саки-хаомаварга».
Скифская сухая баня
Китайские и европейские археологи раскопали в Джирзанкале, памирской части Китая, крупный сакский некрополь VI века до н.э. Комплекс состоял из двух частей: обширного плато с каменными выкладками в виде параллельных тёмных и светлых полос, длиною 50 метров каждая и примыкающих к ним нескольких десятков круглых сакских погребений.
Эти выкладки имели ритуальное значение, возможно, связанное с сезонными календарными датами и астральными культами. В погребениях этого некрополя обнаружены небольшие деревянные чаши-курильницы с круглыми гладкими камнями.
Химический анализ показал, что на внутренних стенках некоторых чаш и камнях, обнаружен каннабинол (конопля.), выделяемый при воздействии высоких температур.
Авторы исследования предположили, что коноплю посыпали на раскалённые камни при погребально-ритуальных церемониях. Подтверждаются сведения Геродота, который в V в до н.э. писал, как после похорон своих соплеменников скифы создавали ритуальную баню, в которой очищали не только тело, но и душу.

Этот ритуал был частью похоронной церемонии. Сначала они умащали тело жиром, смешанным с травами, затем входили в плотно закрытую войлочную палатку, где был помещён чан с раскалёнными докрасна камнями и бросали на эти камни семена различных растений, в том числе, конопли.
«От этого, - пишет Геродот, - поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней».
Загадочные, каменные выкладки также обнаружены археологом Мирой Бубновой на таджикистанском Восточном Памире.
Они напоминают по форме растянутые во время сушки шкурки животных, фигуры людей с расставленными руками и ногами, а также большие гребенки, стрелы и трезубцы.
Внутри выкладки разделены продольно поставленными камнями на квадраты и ромбы, заполненные тёмными и светлыми колотыми кусками кварцита.
По мнению археолога М.Бубновой и астрофизика Н.Коноваловой в VI в. до н.э. саки на основании длительных наблюдений за сменой времён года изобрели азимутный солнечный календарь. По нему определяли восход Солнца в день весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 23 сентября), а также день летнего и зимнего солнцестояния (22 июня и 22 декабря).
В этих местах по особым календарным дням проводили жертвоприношения в честь богов и предков. Таких загадочных каменных выкладок, истинное назначение которых в полной мере не раскрыто до нашего времени, нет нигде в мире.
Наследие саков
Таким образом, горцы Памира и их язык сформировались из трёх этнических пластов: автохтонный (доиндоиранский), индоиранский II-I тыс до н. э. и с середины I тыс до н.э. восточноиранский (сако-скифский).
Каковым было население Западного Памира в доиндоарийский период?
Названия некоторых памирских селений настолько древние, что их невозможно расшифровать даже с привлечением реликтовых памирских и индоиранских языков.
По версии известного историка И.Пьянкова, это был народ, упоминаемый в античных греческих источниках как каспии или каспиры, первоначально населявшие Гиндукуш, Памирское нагорье и западную часть Таримского бассейна Китая.
Наследниками каспиров сегодня стал малочисленный народ буришки, живущие в горных местностях Хунза (Канджут), Нагар (на севере Кашмира) и Ясин в отрогах Каракорума. Их язык до сих пор не отнесён ни к одной из существующих языковых семей.
Существует предположение о связи автохтонного доиранского населения Западного Памира с неолитической Гиссарской культурой VII-II тыс. до н.э., распространённой в долинах Кафирнигана и Вахша в Юго-западном Таджикистане.
Для саков Западный Памир был земледельческой базой, откуда они поднимались на плато в весенне-осенний периоды.
В ваханском языке, к примеру, много слов, имеющих древнеиранское и древнеиндийское происхождение.
Памирцы (ваханцы и ишкашимцы) в древности язычники-солнцепоклонники называют солнце Remuzd, по имени зороастрийского верховного бога Ahura Mazda. В других восточноиранских языках как хотано-сакском urmaysde, в хорезмийском rēmažd также обозначает не верховное зороастрийское божество Ахурамазду, а солнце, которому они поклонялись. Вероятно, таким образом, произошло слияние культа солнца и огня, и солнце воспринималось как огненная стихия.
Таджикский лингвист Богшо Лашкарбеков считает, что при заселении Западного Памира сакскими племенами, в середине I тысячелетия до н.э. первое ваханское поселение у слияния рек Памир и Вахандарьи носит название Ратм, происходящее от древнеиранского и скифского fratama, которое в обоих случаях означает - «первый, начальный».
В местности в ваханском селении Лангар, откуда начинается перевал ведущий на Восточный Памир, расположено культовое сооружение hwara-yaza, что означает «место поклонения солнцу».
Название другого селения Vandыt в Афганском Вахане происходит от древнеиранского hvan-data-данное солнцем. Поклонение солнцу (hvar на скифском, хир на шугнанском) и огню (atar на скифском) у древнеиранских племён, в том числе саков, сохранилось в верованиях и фольклоре таджиков.
Мы можем предположить, что стационарными оборонительными базами для проживания саков на Западном Памире могли быть такие крупные крепости, как Ямчун и Каахка в Вахане и Кофир-кала в Шугнане.
Так крепость Ямчун окружена несколькими кольцами крепостных стен, а постройки находятся лишь на вершине небольшой цитадели.

Остальная громадная территория могла быть местом обитания воинов, живших в традиционных войлочных кибитках, прообразов юрт.
Ваханские крепости, возведенные в бактрийский период, располагались на трассах, ведущих через перевал Харгуш на Восточный Памир и долину Вахандарьи в Китай. Они продолжали функционировать при Кушанах (I в до н.э. -IIIв) и эфталитах, вплоть до VI в.
По определению путешественника и исследователя Ауреля Стейна, две ваханские крепости Ямчун и Каахка являлись «прекрасными образцами среднеазиатской фортификационной школы в её горном варианте».
Саки Памира, пишет археолог Е.Кузьмина, отличаются от других популяций и восходят к местному населению эпохи бронзы, родственному древним европеоидам юга Центральной Азии, к индоиранскому этническому пласту и сохранились до наших дней в Памиро-Гиндукушском этнолингвистическом регионе.
«Значение памятников сакского типа в горах Восточного Памира трудно переоценить. Самое главное заключается в том, что они свидетельствуют о глубокой древности заселения этой высокогорной области с прекрасными пастбищами и подтверждают известную по письменным данным ее роль в связях Средней Азии с Восточным Туркестаном и Индией», - пишет известный исследователь скифского искусства Михаил Артамонов.
Рыцарское противостояние иранцев и туранцев (саков) отражено в знаменитой поэме «Шахнаме» Фирдоуси, в которой величайший герой эпоса Рустам был саком по прозвищу Sagcik - «из саков».
Исследователи также считают, что великий Будда Шакьямуни (Пробуждённый из рода Шакья) происходил из древнего царского рода шакья - саков.
Этноним «Сак» сохранился в названии областей Сакастан в Иране и памирских местностей Сакнам (Шугнан), Скасем (Ишкашим), которые переводятся как «страна саков».
Лингвист Т. Пахалина считает, что топоним sakā-kšam - (Ишкашим) страна саков, имеет индоарийское происхождение.
Исход саков с Памира
Во II веке до н.э. из Западного Китая восточноиранские племена юеджей - тохар, объединив родственные им дахов, асиев, пасианов, памирских саков, прошли через районы Ферганы и Памира и завоевали Греко–Бактрию, создав впоследствии мощную, противостоящую Риму и Ирану, Кушанскую империю.
Кушанский царь Канишка называл себя арием, а свой язык арийским, что соответствует идущей от индоиранцев (ведических и авестийских ариев) исторической памяти.
Именно с этими историческими событиями связан исход саков с Памира и их продвижение с другими племенами на Юг Центральной Азии, в Северный Афганистан и Индию.

Позже в VIII в. иранские оседлоземледельческие и кочевые народы Центральной Азии приняли ислам, сменив восточноиранские языки на персидско-таджикский.
Сако-скифская этническая и культурная общность просуществовала с IX вв до н.э. до II вв. Частично саки влились в состав других народов и лишь в высокогорье Памира, Ягноба, северных районах Афганистана, Индии, Пакистана и Западного Китая они сохранились «словно рощицы среди вырубленных лесов», как заповедные островки некогда обширного индоиранского мира.
Этой зимой читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК









Tajikistan ratifies agreement with Kyrgyzstan on mutual stay of citizens
Iranian Embassy flag in Dushanbe lowered in mourning
Kidnapping of former Dushanbe prosecutor’s son solved after 25 years
Will Tajikistan take part in the 2026 Winter Olympics in Italy?
Iran protests seen as most serious challenge to Islamic Republic in years
A bill on annexation Greenland reportedly introduced in the US Congress
Radio frequency fees in Tajikistan increase hundreds of times
Heat purchase rates in Dushanbe to rise by 17%: will heating costs increase for households?
Radio Ozodi reports another Tajik citizen killed in the war in Ukraine
Noisy teen party disrupted in Dushanbe: knives seized, fines imposed
All news
Авторизуйтесь, пожалуйста