Ежегодно весной и осенью в субботу, ближайшую к фазе первой четверти Луны, во всём мире отмечают День астрономии - событие, когда проводятся открытые астрономические мероприятия, и каждый получает шанс полюбоваться планетами и скоплениями звёзд.
В этом году первый день выпадает на 3 мая, а второй на 29 сентября.
Вот в честь такого дня «Азия-Плюс» и решила рассказать о месте, где звёзды становятся ближе.
Перемещение в другой мир
В 14 км к юго-востоку от Душанбе, на территории в 40 га располагается Гиссарская астрономическая обсерватория, построенная в середине прошлого века.
Сегодня здесь наблюдают только за малыми телами Солнечной системы и ионосферой земли, а в советские годы проводились глобальные многопрофильные исследования атмосферы земли, малых тел солнечной системы, а так же наблюдения за искуствеными спутниками на околоземной орбите.
При входе на территорию Гиссарской астрономической обсерватории кажется, что перемещаешься в другой мир.
В весенней зелени утопают старенькие здания, в числе которых ни на что не похожие округлые помещения с телескопами, прикрытые стальными куполами.
Здесь же старенький двухэтажный квартирный дом для сотрудников, построенный в 60-е годы. Посмотрев на любое здание, расположенное на территории ГисАО можно убедиться, что ремонта здесь не было, как минимум, с развала СССР.
Одна из дорожек ведёт к тому самому округлому зданию с куполом, в котором установлен АЗТ-8 (Астрономический зеркальный телескоп) с диаметром зеркала 70 см. Поднявшись на площадку, сотрудник нажимает кнопку, и большой купол, с крапинками ржавчины, начинает с грохотом медленно раздвигаться, поворачиваясь на рельсах.

Так можно установить нужное направление для обзора телескопа, ведь за космическими объектами приходится часто «гоняться».
Именно здесь проводят экскурсии со школьниками, студентами и туристами. На старом телескопе установлена цифровая камера, и полученные изображения моментально направляются на компьютер, да и сам телескоп управляется уже не большим ламповым пультом, а через компьютер. Такую модернизацию пришлось провести, так как фотопленки нужного формата и размера давно не производят.
В телескоп можно отчётливо наблюдать не только Луну и планеты солнечной системы, но и звёзды и соседние галактики.

На территории есть и другие, не менее значимые объекты и аппараты, которые в настоящее время, к сожалению, не используются, по разным техническим причинам.
Например, 40-сантиметровый немецкий астрограф фирмы Карла Цейса, установленный в 60-е годы и предназначенный для наблюдений за кометами и звёздами. В него много лет за небом внимательно следила известная астроном Светлана Герасименко, открывшая легендарную комету Чурюмова-Герасименко.

На нём установлена устаревшая система с плёнкой размером 30х30 см, которую уже не производят. Если его модернизировать и привести в порядок, тогда он снова сможет качественно служить много лет.
Строили помещение и устанавливали аппарат немцы по заказу: стены обшиты деревом, крыша легко и бесшумно раскрывается при вращении вентиля, в отличии от очень шумного агрегата, раскрывающего крышу в помещении с АЗТ-8 – советского производства. Помещение украшают черно-белые снимки, сделанные на астрографе с автографами наблюдателей.

Далее, продвигаясь вглубь по дорожке мимо заброшенного КПП мы попадаем на участок, где расположена ионосферная лаборатория и старый большой склад.
Также здесь установлены две огромные вращающиеся радиолокационные антенны мощностью более 150 кВт, которые давно не функционируют и территория, когда-то выжженная от радиоизлучения, покрылась травой.
Именно с этих объектов на месте осушенного болота начиналось строительство ГисАО.
Основание и первые исследования
Таджикская астрономическая обсерватория (ТАО) была основана 13 ноября 1932 года по постановлению Совета Народного Комиссариата, а 16 лет спустя переименована в Сталинабадскую астрономическую обсерваторию (САО).
В 1958 году САО был преобразован в Институт астрофизики Академии наук Таджикской ССР, а в годы независимости учреждение было переименовано в Институт астрофизики Национальной академии наук республики Таджикистан. Первым его руководителем был Олег Добровольский – советский астроном и академик АН Таджикской ССР, а строительством ГисАО руководили академики Пулат Бабаджанов и Лев Рубцов.

В 1956 году началось строительство обсерватории, которая на первых порах представляла собой ионосферную станцию и радиотехническую систему «Горизонт» с двумя огромными вращающимися антеннами, предназначенными для распространения радиоволн и изучения радиолокации слабых метеоров.
Кандидат физико-математических наук Обид Алимов, и нынешний руководитель ионосферной группы Института астрофизики, в беседе с «Азия-Плюс» рассказал, что в те годы работал младшим научным сотрудником и застал начало строительства обсерватории и установку всех приборов.
Он занимался проблемой взаимодействия метеорных частиц с ионосферой.
Ещё в конце 60-х, совместно с коллегами, Алимов открыл, что метеоры влияют на образование спорадического слоя (тонкий слой повышенной ионизации на высотах от 90 до 130км).
Тогда вопрос о том, как и за счет каких геофизических факторов образуется данный слой был спорным и его появление не могли объяснить.
«Когда появилась такая теория, мы получили задание исследовать процесс ионизации. Мы непрерывно регистрировали ионосферу (и параллельно метеоры) в течение 10-12 лет, сумев экспериментально доказать, что спорадический слой образован продуктами метеорного вещества. Достигая атмосферы, под действием солнца метеоры расщепляются на атомы, а затем на ионы металлов в атмосфере, то есть электрически заряженные частицы, образующиеся при потере или приобретении электронов атомами или группами атомов.
Астрофизики Австралии тоже занималась данной проблемой, и прислушивались к нашему мнению.
Уже после того как мы доказали, что ионосфера метеорного происхождения, и СССР и США во время запуска первых ракет зафиксировали что ионные слои действительно образуются из метеорных частиц. То есть то, что мы доказали теоретически, подтвердилось практически. Хоть наград мы не получили, зато защитили свои диссертации по передовым исследованиям», - рассказывает Обид Алимов.

В данный момент ионосферная станция почти не работает, так как исследования очень дорогостоящие, а финансирования нет. Она требует модернизации – замены лампового оборудования на цифровое.
Когда в 80-х появилась теория о том, что землетрясения влияют на ионосферу, ученые несколько лет проводили исследования и первыми в мире зафиксировали крупные астрономические землетрясения.
Они заметили, что за два дня до землетрясения слои переходят в состояние, при котором распространение радиоволн проходит с трудом или прекращается. Это были ценные данные, как для темы распространения радиоволн, так и для прогноза землетрясений.
Институт и сегодня занимается проблемой влияния сейсмической активности на состояние ионосферы.
Данные исследования таджикских учеными в соавторстве с зарубежными коллегами были опубликованы во многих международных научных изданиях.
В архивах института астрофизики осталось много данных, полученных в ходе исследований тех лет с различными параметрами, которые, по словам учёного, до сих пор обрабатываются.
В период с 1962 по 1971 годы в обсерватории появился жилой дом для сотрудников и основные помещения с 70-сантименровым советским рефлектором «АЗТ-8» и 40-сантиметровым немецким астрографом фирмы Карла Цейса.
В те годы наблюдения в основном велись за звёздами, метеорами и кометами. Позднее был установлен Астрономический визуальный рефрактор АВР-2, затем высокоточная астрономическая установка (ВАУ) с которой наблюдали за спутниками в верхних слоях атмосферы в процессе их полета над южной частью СССР.

Участие в международных программах
Исследования метеоров и радиолокационная станция были необходимы, так как СССР принимал участие в международных программах. Это были многолетние комплексные исследования метеоров (фотографические, спектральные, телевизионные, радиолокационные), в том числе, по программам Международного геофизического года (МГГ), Международного года спокойного солнца (МГСС) и Международного года солнца (МГС), ГЛОБМЕТ, DIANA, Международного года исследования кометы Галлея (IHW) и, конечно, во время Советской экваториальной экспедиции в Сомали.
Все эти исследования позволили учёным получить обширную информацию о радиантах, скоростях, массах, плотности и орбит тысячи метеоров.
«В 1964-1965 годы солнце было аномально спокойным – всего 4 вспышки за год! Это очень мало, так как в среднем их бывает по несколько раз в месяц. Конечно, мировые учёные-теоретики прогнозировали его заранее, поэтому так важно было изучить данное явление и его влияние на планету Земля и её обитателей.
Программа была названа Международным годом спокойного солнца, и весь мир следил за светилом, так как многие физические и биологические процессы на земле связаны с его активностью.
Наблюдения велись в различных сферах и в них принимали участие астрофизики, геологи, сейсмологи, геофизики - изучающие все слои атмосферы, метеорологи, медики, ионосферологи и магнитологи. Требовалось изучить изменения всех происходящих процессов.
Проект глобально финансировался международным сообществом, а по итогам исследований проходили международные конференции с докладами. Я тоже внёс небольшой вклад, наблюдая за ионосферой, и у меня сохранилась небольшая книжечка участника Международного года спокойного солнца», - вспоминает Обид Алимов.
В 1968-1970 годы была международная программа – экспедиция в Сомали, в которой участвовал Институт астрофизики НАН РТ под руководством академика Пулата Бабаджанова и Харьковский институт радиоэлектроники под руководством профессора Кощеева (кафедра астрофизики).
В течение двух лет они изучали поведение метеоров на Экваторе, их массу, радианты, скорость, а также с помощью радиолокации измеряли циркуляцию атмосферы, скорость и направление ветра. Результатами экспедиции стали экспериментальные данные о закономерностях движений верхней экваториальной атмосферы. А по результатам фотографических наблюдений метеоров в Душанбе, был составлен каталог орбит, вошедший в мировой банк данных Международного Астрономического Союза (МАС).
Также институт участвовал в создании Госстандарта «Метеорное вещество» и моделей атмосферы, для нужд космических исследований. До сих не все полученные материалы обработаны, так как информации очень много, а после развала СССР обработка данных была приостановлена.
Только в 2022 году сотрудниками был опубликован каталог с результатами данной экспедиции. А вот результаты циркуляции атмосферы были обработаны практически сразу – это были десятки статей и монографий.
Крупнейший в мире метеорный патруль
В 60-е годы в ГисАО был установлен крупнейший в мире Метеорный патруль НАФА МК-75 из 6 агрегатов, оснащённый 16 широкоугольными камерами для регистрации метеоров в любой части неба, определения высоты их полёта и всех физических параметров по полученным фотоснимкам. Также на нём установлены телевизионные и болидные камеры, позднее оснащённые объективами типа «Рыбий глаз» с полем зрения около 180°.
«В 60-е годы под руководством академика Пулата Бабаджановича сотрудниками института совместно с коллегами из Одессы был разработан метод «мгновенного фотографирования» метеоров и построен метеорный патруль. Аппарат имеет специальный фильтр, способный на каждую долю секунды регистрировать метеоры на снимке. Это был один из первых методов подобных исследований.
Благодаря данной разработке Бабаджанов стал известен во всём мире, так как результаты этих работ публиковались в научных журналах и применялись во всём мире», - рассказывает Обид Алимов.
Академик Пулат Бабаджанов (1930-2023) советский и таджикский астроном, сотрудник Академии наук Таджикской ССР, определивший орбиты более 400 метеоров и открывший свыше 20 новых метеорных потоков. Также он является автором 18 изобретений. Бабаджанов занимался изучением структуры и происхождения метеорных потоков, особенностями распределения орбит метеорных тел в межпланетном пространстве. С 1994 года являлся Членом Королевского астрономического общества и в течение 2-х лет возглавлял Международную комиссию по метеорам. В честь него назван астероид № 7164.
Уникальная установка из 16 длиннофокусных аэрофотокамер НАФА МК-75 со специально разработанным обтюратором (механизм, предназначенный для периодического прерывания потока излучения) позволила делать снимки ярких метеоров с качественными экспозициями.
Именно с её помощью впервые в мире были получены тысячи мгновенных изображений метеоров, изучена физика их явлений и разработана классификация данных тел, зарегистрирован их распад на крупные осколки, а с 1976 года по данному методу стали получать мгновенные спектры метеоров.
Были получены новейшие представления о форме метеороидных роев и их динамике и установлено, что большинство из них могут породить более четырёх метеорных потоков.
В данный момент метеорный патруль находится в рабочем состоянии, однако нужную фотоплёнку размером 40х40 см в мире давно не производят.

В последний раз институт заказывал её из Германии около 20 лет назад, когда был финансируемый проект. Тогда же были закуплены объективы типа «Рыбий глаз», которые установили на старое оборудование для фиксации астероидов.
Единственный выход для использования метеорного патруля – цифровая модернизация. Для этого с каждого объектива придётся снимать пленочную кассету и ставить цифровые камеры, каждая из которых, стоимостью более $10 тысяч, и для этого требуется проект с большим финансированием.
Установка ВАУ
В 1961 году по постановлению Совета Министров СССР «О разработке и изготовлении высокоточных астрономических установок «ВАУ» по всему Союзу была разработана сеть «ВАУ», позволяющая производить обзор неба и поиск искусственных спутников земли.
Установка представляет собой широкоугольный светосильный телескоп катадиоптрической схемы семейства «супершмидтов». Она была оснащена специальной трёх - или четырёхосной монтировкой, позволяющей быстро наводить объектив и сопровождать любой объект на небосводе, а также отслеживать его.
Подобные приборы были в Японии, США и западной Европе.

Первая «ВАУ» в СССР появилась на Звенигородской станции ИНАСАН РАН. Такая же была установлена в ГисАО, но на протяжении многих лет не используется, так как требует дорогостоящей модернизации.
Если у обычного телескопа, на который удалось установить цифровую камеру, линза прямой фокусировки, то у ВАУ - вогнутая и потребуется менять всю систему и заказывать большой цифровой ССД.
К тому же обсерватория часто подвергается нападению воров, которые воруя одну деталь – портят другие. Особенно они любят обкрадывать помещение с ВАУ. Иногда сотрудникам удаётся их поймать и доставить в отделение милиции, но их почему-то всегда отпускают без наказания, несмотря на то, что ГисАО – закрытый государственный объект.
Достижения таджикских астрофизиков
Советский астроном Анатолий Бахарев приехал из Петрограда в 1936 году и устроился в Таджикскую астрономическую обсерваторию, где проработал более 40 лет.
14 июля 1955 года он открыл новую комету, получившую название Бахарева — Макферлана — Кринке, так как независимо от него спустя 13 часов её открыли двое американских астрономов-любителей.
В ночь с 11 на 12 сентября 1969 года новую комету открыла советский и таджикский астроном Людмила Герасименко, находясь в экспедиции в Алматы со своим научным руководителем Климом Чурюмовым.
Они сделали снимок кометы Комас-Сола, и случайно обнаружили на нём новую комету, получившую название Чурюмова-Герасименко. Впоследствии она переехала из родного Киева в Душанбе, где прожила до 2022 года и проработала в ГисАО.
Герасименко и Чурюмова в 2004 году приглашали на космодром Куру во Французской Гвиане на запуск европейского межпланетного зонда «Розетта», достигшего в 2014 году открытой ими кометы. Также они присутствовали при его посадке.
Были и другие не менее важные открытия и достижения, и в целом, таджикские учёные-астрофизики внесли большой вклад в науку.
Сегодня Институт астрофизики НАНТ занимается исследованиями космоса по двум основным направлениям: малые тела Солнечной системы и Ионосфера земли. Цели и задачи Института астрофизики — исследование и использование космоса в мирных целях.

В данных направлениях разрабатываются три проблемы: физика комет и активные процессы в их ядрах, межпланетные тела Солнечной системы и метеорное вещество, а также ионосферные эффекты сильных землетрясений.
Продолжается и восстановление исследований в области переменных звёзд. На данный момент наблюдения проводятся из двух обсерваторий – ГисАО и Международной астрономической обсерватории Санглок.
В 1995 году статус филиала обсерватории Санглок получила Памирская обсерватория, построенная в 70-х годах в Мургабе (ГБАО) по инициативе главной всесоюзной обсерватории АН СССР имени Пулкова и Института космических исследований АН СССР.
Этой весной оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК









International donors begin financing the Roghun hydropower plant project
Tajikistan Increases agricultural exports by 40% in 2025
U.S. reserves right to launch preemptive strike on Iran, says U.S. Secretary of State
Islamic State targets Chinese citizens in Afghanistan: a strategic move amid rising tensions
India and Central Asia Transforming Vision into Value Through Strategic Economic Partnerships
Construction of Qala-i-Khumb - Vanj road nearing completion
Tajikistan reports average housing prices and construction growth in 2025
Dust storms in Tajikistan reach record numbers in 2025
Tajikistan faces shortage of over 1,400 medical workers
Number of migrant children in Russia decreases by nearly 25%
All news
Авторизуйтесь, пожалуйста