В сентябре этого года в Душанбе расформировался самый большой приют «Начоти Инсоният», расположенный на Лучобе. Около 180 собак могли оказаться на улице, если бы не волонтёры, и поддержка соседнего приюта. Зоозащитница Малика Абдулвасиева, в руках которой оказались судьбы собак рассказала, как всё произошло, и что требуется сделать.
Приют принадлежал общественной организации «Начоти Инсоният», зарегистрированной в 2019 году. Однако, по словам волонтёров, руководство организации - директор Малика Болтаева и её дочь около четырёх лет находясь за рубежом, не участвовали в жизни приюта и не решали проблемы, которых было немало. Такой подход и послужил причиной того, что животные внезапно могли оказаться на улице.
Сегодня волонтёры планируют построить новый приют, который будет существовать на законных основаниях.
Создание нового приюта — это не только спасение животных. Это вопрос санитарной безопасности, ответственности государства, выполнения международных обязательств и формирования культуры гуманного обращения с животными.
Собаки, пережившие выселение, сегодня зависят только от людей.

Приют держался за счёт волонтёров
По словам волонтера и активной зоозащитницы Малики Абдулвасиевой, которая поддерживала существование приюта шесть лет, никакие отчёты о поступлении и расходовании средств со стороны руководства никому из волонтеров не предоставлялись, несмотря на регулярные сборы в соцсетях. Финансов с их стороны также практически не поступало, со ссылкой на то, что люди не отправляют денег.
По факту приют жил за счёт нескольких волонтеров.
Малика Абдулвасиева — социолог-исследователь, эксперт по гендерному равенству и социальной инклюзии, зоозащитница и эковолонтёр. Продвигает трансформативную экологическую справедливость, объединяя социальные и экологические цели для устойчивого развития. Работает консультантом над проектами развития в сотрудничестве с международными организациями, госструктурами и гражданским обществом.
«Мы много раз просили Болтаеву прислать документы приюта, чтобы иметь возможность защищать животных, - рассказывает зооволонтёр.
— В приюте постоянно шли проверки: санэпидстанция, ветназдор, участковые. Все вопросы решали мы - волонтёры. Приют держался на плечах нескольких людей, которые кормили, лечили и обеспечивали собак всем необходимым и поддержкой различных организаций, больше всех нам помогали кафе Moose и фонд «Музаффар».

Год назад в приюте произошло несколько случаев массового отравления собак.
Волонтёры обращались в правоохранительные органы, но реакции не последовало. Директор организации приехала после первого инцидента, однако от имени организации заявление подано не было, и проблема осталась нерешённой.
Отравления повторялись дважды.
Теперь, когда объявились новые хозяева участка, на котором располагался приют организации ОО «Начоти Инсоният», ни им, ни волонтёрам, ни представителям хукумата так и не удалось связаться с директором Маликой Болтаевой.
Не дозвонилась до неё и «Азия-Плюс», чтобы узнать её мнение по поводу сложившейся ситуации.
Земля без договора
Когда объявились наследники прежнего владельца земли, выяснилось, что у ОО «Начоти Инсоният» не было официального договора аренды. Это поставило волонтёров и животных в безвыходное положение. Новые владельцы потребовали освободить участок до сентября. 11 сентября они пришли снова, и собаки рисковали оказаться на улице.
«Хукумат района Сино готов был оказать нам помощь, но без документов приюта их вмешательство было невозможно. Мы не могли дозвониться до руководства «Начоти Инсоният». В итоге, мы, несколько преданных волонтёров, занимались организацией и координацией ночных перевозок животных и имущества. Переезд занял три ночи», - рассказала Абдулвасиева.

Несмотря на обращения волонтёров во все приюты, только Dogrescue Фаришты Хайдаровой согласился временно принять животных. При этом приют уже был переполнен - на тот момент в нём содержалось более 100 собак, а теперь около трёхсот, включая щенков. Ещё 20 собак были временно перевезены в приют к Римме в район Рудаки (Ленинский), где они находятся до сих пор.
«Хочется выразить благодарность кафе «Moose» и фонду «Музаффар», которые до сих пор стабильно помогают и не оставили собак в беде. Например, кафе «Moose» еженедельно оплачивает закупку мяса и частично помогает с дровами. С дровами также поддерживает фонд «Музаффар», который также обеспечивает приют необходимым запасом», - говорит зоозащитница.
Нужен новый приют
Ситуация показала острую необходимость срочного строительства нового приюта, юридически оформленного, с прозрачным управлением и соблюдением всех санитарных и правовых норм.
Волонтёры-зоозащитники планируют расширить свои возможности в рамках новой организации по всем обязательствам: по улучшению общественного здоровья путём вакцинации и стерилизации собак, безопасности, а также развития культуры гуманного обращения и повышения стандартов ухода за животными.
«Нам нужно построить новый дом для собак, чтобы обеспечить им защиту и безопасность в рамках новой организации, регистрация, которой сейчас в процессе.
Нужно до 1 января построить новый приют и перевезти туда всех собак. У нас есть дизайн проекта, есть земля, которую можно взять в аренду. Но там необходимо провести воду и электричество, обнести забором, покрыть навесом и построить вольеры.

Нам очень сложно сделать всё в кратчайшие сроки - зарегистрировать организацию, собрать средства на строительства приюта и построить его. Фактически я занимаюсь этим одна. Только вместе мы можем спасти этих собак, сделать их жизнь лучше и безопасней. Потому что право на жизнь принадлежит им так же, как и каждому из нас - по закону природы и по воле Творца. Нам очень нужна любая помощь - стройматериалами, забором, крышей, насосом, транспортом, техникой, финансовой поддержкой, распространением информации и волонтёрством», - отметила Абдулвасиева.
Таджикистану нужен закон!
В Таджикистане отсутствует закон о защите животных, хотя страна обязана его принять. В 1997 году Таджикистан ратифицировал Конвенцию ООН о биологическом разнообразии, которая включает защиту растительного мира и животного мира, как диких, так и одомашненных животных.
В 1997 году Таджикистан ратифицировал Конвенцию ООН о биологическом разнообразии, которая охватывает как растительный, так и животный мир, подчеркивая необходимость сохранения экосистем, видов и генетического разнообразия, включая диких и одомашненных животных.

«В Таджикистане растёт жестокое обращение с животными на фоне слабой правовой защиты, что подрывает биоразнообразие и препятствует устойчивому развитию.
Безнаказанные случаи жестокости к животным: от массовых отравлений до отстрелов сотрудниками ЖЭУ нормализуют жестокость в обществе. Это негативно отражается на общественном благополучии, особенно среди молодёжи, и ведет к более широким социальным последствиям - росту общественной агрессии, насилия, криминализации и распространению экстремизма.
Как социолог-исследователь по профессии, я могу обосновать эти выводы, опираясь на свой опыт многочисленных исследований. Сегодня существует острая необходимость в принятии закона о защите животных. Он позволит нам не только регулировать гуманное обращение, но и создать систему ответственности, что укрепит общественную безопасность и повысит гражданскую ответственность.
Другие страны Центральной Азии уже давно продвинулись в этом направлении, поэтому мы занимаемся разработкой соответствующего законопроекта, который будет продвигаться через официальную организацию», — отмечает Абдулвасиева.
В данный момент она продвигает эту повестку на встречах с различными международными организациями, гражданским обществом, частным сектором и государственными структурами. По её словам, Хукумат города уже выразил заинтересованность в поддержке будущего законопроекта по защите животных.
В планы волонтёров также входит приглашение в 2026 году специалистов и партнёров фонда Брижит Бардо для программы стерилизации и кастрации животных в Таджикистане. Они отправили им письмо-обращение ещё в 2021 году.
Недавно партнёры фонда - немецкая организация по защите животных «Tierschutz.Entwicklungshilfe.e.v» Datenschutzerklärung связались с Маликой и в данный момент ведутся переговоры о сотрудничестве по программе стерилизации животных в Таджикистане на 2026 год.
«Но сейчас первоочередная задача - построить новый приют, и каждый может внести свой вклад в это благое дело. И только совместными усилиями - горожан, волонтёров, бизнес-сектора и государственных структур - мы можем создать место, где сотни собак получат защиту и шанс на жизнь. Это реальный шаг к тому, чтобы сделать наш город гуманнее, безопаснее и современнее», - отмечает Малика.
Реквизиты для помощи строительства нового приюта:
Алиф карта: 4444 8888 1380 7256
Алиф моби: +992 918614300
Этой осенью оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, OK и ВК








A bill on annexation Greenland reportedly introduced in the US Congress
Radio frequency fees in Tajikistan increase hundreds of times
Heat purchase rates in Dushanbe to rise by 17%: will heating costs increase for households?
Radio Ozodi reports another Tajik citizen killed in the war in Ukraine
Noisy teen party disrupted in Dushanbe: knives seized, fines imposed
Tajik MMA fighter killed in Teen Brawl in Kulob
Tajik citizens invited to work in South Korea under the EPS TOPIK system
New electricity rates in Tajikistan: what consumers will pay from February 1,2026
Tajikistan cuts fruit exports to Kazakhstan in 2025
Cost of Hajj for Tajik citizens drops by nearly 4,000 somonis in 2026
All news
Авторизуйтесь, пожалуйста