Москва приступила к укреплению позиций в центрально-азиатском регионе на фоне нестабильной обстановки в Афганистане. Об этом объявил министр обороны РФ Сергей Шойгу в ходе заседания коллегии военного ведомства в конце минувшей недели.

По его словам, сейчас это одно из важнейших направлений. Именно с усилившейся борьбой Москвы за свои интересы в экспертной среде связывают и жесткие заявления спецпредставителя РФ по Афганистану Замира Кабулова, который призвал США к полному выводу своих войск из Исламской Республики, пишет afghanistan.ru.

Ранее в интервью газете «Известия» Кабулов напомнил, что российская сторона никогда не торопила выход американского контингента с афганской территории. «Но поскольку армия США ничего толком не может сделать, пусть уходят из Афганистана», – призвал спецпредставитель российского лидера. По его словам, американская миссия в Исламской Республике полностью провалена. «Афганистан может стать мировым инкубатором международного терроризма. Он, по сути, частично уже таковым является», – подчеркнул Кабулов в интервью российскому изданию. Афганской проблемы, по его мнению, не решит и продвигаемая в США идея по отправке сотрудников частных военных компаний (ЧВК).

В день, когда заявление Кабулова было обнародовано, глава Пентагона Джеймс Мэттис заявил, что полный вывод американского контингента остается одной из опций, к которой может прибегнуть американское руководство. «Мы оттачиваем каждый из вариантов, – заявил глава оборонного ведомства США. – Вы можете видеть плюсы и минусы каждого из них». Вместе с тем, Мэттис высказался категорически против отправки ЧВК в Афганистан. «США находятся в отчаянии, но план заменить профессиональных солдат на контрактников – это вздор, – заявил глава Пентгона. – Он ничего хорошего не принесет: солдаты-контрактники просто сбегут. Их нанимают за деньги со всего мира. Как они будут бороться с талибами?»

Парадоксально, но параллельно с российской стороной о необходимости полного ухода США из Афганистана заявил и сам «Талибан». «Сейчас все понимают, что основной движущей силой войны в Афганистане стала иностранная оккупация, – говорится в сообщении официального представителя группировки Забихуллы Муджахида. – Огонь войны разгорался из-за иностранной оккупации, и каждый использует эти военные условия в своих интересах. Если бы здесь не было войны, то ответственное и самодостаточное правительство могло бы предотвратить анархию и беззаконие. Предыдущий опыт показал: отправка большого количества военных в Афганистан не приведет к чему-то еще, кроме уничтожения американской военной и экономической мощи, поэтому было бы разумно, если бы вы приняли стратегию полного выхода из Афганистана вместо увеличения войск».

В российской экспертной среде считают заявления Кабулова ничем иным, кроме как отражением состояния усложнившихся за последнее время российско-американских отношений. «На данный момент ничего нового, заставлявшего бы спецпредставителя по Афганистану выступать с таким заявлением, мне кажется, не происходит, – заявил порталу «Афанистан.Ру» политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов. – Можно, конечно, сказать, что это требование имело своим следствием обращение «Талибана» к Трампу с требованием вывести войска, но это только риторика. Политики за ней реальной нет. Если бы мы могли иметь серьезные инструменты влияния на ситуацию в Афганистане, то они могли бы быть применены. Но у нас реальных инструментов нет».

Наиболее важным моментом эксперт считает формирование новых коалиций, направленных против власти в Кабуле. «Есть тенденции выстраивания новых контуров Северного альянса, куда будут входить афганские таджики, афганские узбеки, шииты, новые и старые моджахеды, которые будут ставить своей целью ограничить влияние Ашрафа Гани, которого поддерживают американцы, пытаться выстроить новый редут у северной границы Афганистана, – пояснил Дубнов. – Вот эта тенденция могла бы быть использована Россией гораздо более выгодно, чем просто нереальная риторика с призывами вывести войска». Лишним свидетельством в пользу серьезных намерений этой коалиции этнических меньшинств стала недавняя встреча в Турции, которая, по данным аналитика, прошла с участием Мохаммада Атта Нура, Абдул Рашида Дустума и Мохаммада Мохаккика. «Поскольку Россия традиционно поддерживала Северный альянс, вот на этих маршрутах она могла бы оказывать серьезное влияние на ситуацию», – заключил Дубнов.

«Происходит две вещи, – заметила в разговоре с «Афганистан.Ру» доцент Питтсбургского университета Дженнифер Муртазашвили. – Во-первых, как мы видели, Россия предпринимает более авантюрную внешнюю политику, как в Сирии и в Украине. Во-вторых, рост «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России – «Афганистан.Ру») в Афганистане вызывает страх за стабильность в регионе. Россия смягчилась по отношению к «Талибану» в надежде, что это как раз станет рычагом против ИГ». Отвечая на вопрос, почему Россия ранее не высказывалась столь категорично против американского присутствия в Афганистане и не возражала против подписания двустороннего соглашения о стратегическом партнерстве, эксперт пояснила: изначально российская сторона рассчитывала, что Соединенные Штаты принесут стабильность в Исламскую Республику. «Но американская политика в Афганистане не была стабильной, – отметила Муртазашвили. – Сроки Обамы по выводу войск привнесли неизвестность в Афганистан».

В условиях, когда у американцев нет сильной стратегии в Исламской Республике, Россия пытается защитить свои собственные интересы в Центральной Азии, уверена аналитик. «ИГ не существовало, когда подписывалось двустороннее соглашение о стратегическом партнерстве или когда НАТО вошло в Афганистан, – напомнила Муртазашвили. – ИГ росло на территории Афганистана на глазах у США. В отличие от «Талибана», который имеет прежде всего ориентированную на Афганистан идеологию, ИГ исповедует глобальную идеологию. И ИГ угрожает соседним странам в Центральной Азии, которые Россия долго рассматривала как важную часть своего «ближнего зарубежья».

В разговоре с «Афганистан.Ру» известный афганский политолог Вахид Можда заявил, что передача ответственности за войну в Афганистане американским ЧВК, очевидно, не отвечает интересам стран региона, в том числе и российской стороне. «Потому что это приведет к росту наркоторговли и появлению мафиозных кругов вокруг добычи полезных ископаемых, – считает Можда. – Кроме того, частные компании в своих интересах будут назначать правительство и это может усилить внутриафганский кризис. Однако резкий вывод сил НАТО тоже может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому вывод сил НАТО должен осуществиться в рамках некого расписания и в согласовании с регионом».