К началу событий 1917 года Туркестанский край был колонией в составе Российской империи уже около 50 лет. За эти годы регион был крепко привязан к российской экономике и стал главной базой по производству хлопка для текстильной промышленности страны. Из России сюда приезжали как квалифицированные специалисты, так и простые крестьяне-переселенцы. В Туркестан была проведена железная дорога. Неудивительно, что когда в России начались исторические перемены, они глубоко затронули и Туркестан. Так же, как и в метрополии, за короткий период здесь произошло очень много событий, которые повлияли на судьбы тысяч людей и определили ход развития региона вплоть до сегодняшнего дня, пишет в своем материале ИА Фергана.
Новые мусульмане
После революции 1905 года в Туркестане появились новые люди: молодые интеллигенты, которые закончили русскоязычные школы и успели поучиться в университетах в крупных городах России и других стран. Они мечтали переустроить жизнь мусульман на принципах модернизации и просвещения, и когда появилось новое советское государство, они увидели для себя шанс.
Эти группы, а вслед за ними и консервативные круги мусульман приняли активное участие в политической жизни Туркестана в 1917 году. Реформисты создали организацию Шура-и Исламия (Совет ислама), в которую входили разнообразные мусульманские объединения всего края. Позже от нее откололись защитники ортодоксальных религиозных взглядов и создали свою организацию - Улама Джамияти (Совет богословов). Обе эти организации проводили свои съезды, разрабатывали резолюции и принимали участие в выборах в ташкентский городской совет. Однако очень скоро всю власть в регионе в своих руках сосредоточил Ташкентский совет рабочих и солдатских депутатов, который состоял из русскоязычного населения и был против включения мусульман в свои структуры.
Шура-и Исламия после этого созвал в Коканде чрезвычайный съезд мусульман Туркестана, который провозгласил Туркестанскую автономию. При этом съезд не заявлял о полной независимости края, а видел Туркестан как часть федеративной России. В Народном совете съезда треть мест предоставили представителям русского населения. Новость о Кокандской автономии вызвала у местных жителей воодушевление — в Андижане и Ташкенте в поддержку автономного правительства прошли многотысячные демонстрации. Ташкентский совет ответил очень жестко: по шествию в Ташкенте солдаты открыли огонь, убив несколько человек. А спустя несколько месяцев, в феврале 1918 года, войска Ташсовета напали на Коканд и полностью разрушили город. В ходе боев, по некоторым оценкам, погибли около 14 тысяч человек. В этой точке истории закончилась Кокандская автономия и началось басмаческое движение.
Хотя отряды басмачей появились в качестве реакции на разгром Кокандской автономии, они не выступали за национальное освобождение. По мнению историка Адиба Халида, корни движения лежат в глубоком экономическом кризисе, в который был ввергнут регион. Этот кризис и определил характер движения: оно не ставило серьезных политических задач, было во многом локальным и прежде всего стремилось защищать мусульманское население и его продовольственные запасы от посягательств советской власти.
Борьба за доверие
Народная популярность басмачей и крайняя нестабильность в крае заставила центральные советские власти искать поддержки среди местного населения. Для этого в Туркестан был направлен коммунист Петр Кобозев, который развернул активную работу по привлечению в органы власти мусульманского населения. Кобозев продемонстрировал готовность советской власти к компромиссам, объявив об амнистии всем сотрудникам кокандского правительства. После проведения перевыборов в Ташкентский совет он телеграфировал в Москву об успешной работе: «Блестящая победа наша при выборах в Ташкентский совет окончательно раздавила гидру реакции. Белые мусульманские чалмы заметно выросли в рядах ташкентского парламента, достигнув одной трети всего его состава».
По инициативе Кобозева был созван 5 съезд Советов, на котором 30 апреля 1918 года была провозглашена Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика. Съезд также избрал верховный орган власти в крае — Центральный исполнительный комитет Туркестана, десятью членами которого (из 36) стали мусульмане. Одним из важных результатов съезда стало создание Комиссариата по делам национальностей. Ведомство организовало выпуск газет, журналов, брошюр и листовок на местных языках. Например, газета «Иштракиун» («Коммунист»), тираж которой доходил до 3 тысяч экземпляров, выходила на узбекском и казахском.
Другим примером сотрудничества большевиков с местными политическими силами стало создание Хорезмской и Бухарской народных советских республик. В первые годы после революции советское правительство признало независимость Бухарского эмирата и Хивинского ханства, бывших российских протекторатов, граничащих с Туркестаном. Однако в 1920 году эти территории были захвачены с помощью Красной армии и включены в состав советского государства. В правительства новых республик большевики привлекли Младобухарцев и Младохивинцев.
Эти группы были частью движения джадидов - тех самых прогрессивных молодых мусульман, которые жаждали реформировать консервативное исламское общество и стремились к политическому и социальному прогрессу. Они вдохновлялись движением Младотурков и считали, что большевики могут помочь им в достижении своих целей. Тем более, как пишет Халид, после поражения Османской империи в Первой мировой войне, единственного в мире независимого мусульманского и тюркского государства, эти движения думали, что только Советская Россия способна остановить продвижение британского империализма на восток. Тем не менее, их сотрудничество с советской властью оказалось недолгим. Уже буквально через год правительства Хивы и Бухары подверглись чисткам, и многие джадиды были вынуждены бежать. Центр же устанавливал все более плотный контроль над новыми республиками.
Контроль над ресурсами
Первая мировая война, революции, гражданская война отразились на Туркестане самым разрушительным способом: население края фактически вымирало, причем тяжелее всего пришлось коренным жителям. Исследователь Марко Буттино изучал историю Туркестана этого периода в экономическом разрезе и пришел к выводу, что именно продовольственный кризис и голод определяли развитие конфликта в регионе.
Царская Россия способствовала превращению региона в главного производителя хлопка в империи. Эта сельскохозяйственная культура становилась доминирующей, в том числе за счет земель, которые раньше отводились под посев зерна.
Когда же из-за Первой мировой войны в Туркестан резко сократился импорт зерна, дисбаланс местной экономики привел к тяжелому кризису. Положение ухудшила и бесснежная зима 1916-1917 годов, за которой последовали весенние заморозки, уничтожившие посевы. Эти критические условия, по мнению Буттино, способствовали усилению борьбы переселенцев за свои привилегии. Именно поэтому, установив власть над правительством, а значит над распределением продовольствия, революционеры первое время категорически отказывались допускать коренных жителей к участию в управлении регионом. Это привело к тому, что самые большие потери от кризиса понесло именно местное население.
За 1917-1920 годы количество обрабатываемой земли у русского населения сократилось на 28%, у оседлого коренного населения - на 39%, у кочевников - на 46%. Разница в сокращении домашнего скота еще более сильная: русские крестьяне потеряли 6,5% скота, коренное оседлое население - 48%, кочевники - 63%. В сельской местности за 1915-1920 годы количество русского населения увеличилось на 14%, а коренное население сократилось на 30%. Всего же за эти пять лет в Туркестане (в городах и сельской местности) русское население сократилось примерно на 200 тысяч человек, а коренное население - на 1,6 млн человек.
Рождение наций
С первых лет присутствия в регионе у большевиков вызревали намерения о переустройстве территорий Туркестана. Их не устраивала конфигурация границ, оставшаяся после царского правления, и для того, чтобы распутать сложный узел из этносов, культур и пространств, они решили разделить регион на несколько государств по национальному признаку. На теоретическом уровне это мотивировалось стремлением воплотить в реальность большевистскую идею о праве наций на самоопределение. На практическом уровне большевики преследовали несколько целей. Во-первых, они понимали, что проводить единообразную политику в таком многоязычном, многонациональном и поликультурном регионе будет очень сложно. Во-вторых, удовлетворив запрос местных сообществ на автономию и признание, они заручались их поддержкой и доверием.
Большевики также хотели устранить угрозу образования единой тюркской республики, к чему призывали джадиды и даже некоторые высокопоставленные члены партии вроде татарского коммуниста Мирсаида Султан-Галиева. К тому же разделение Туркестана на отдельные образования, особенно в Ферганской долине, лишало сплоченной поддержки басмаческое движение. Была у большевиков и еще одна стратегическая цель: они рассчитывали сделать Центральную Азию витриной национальной политики советского государства, что должно было в дальнейшем помочь в распространении революции на восток.
Колоссальный проект по образованию новых государств, который получил название «национального размежевания», должен был решить практически нерешаемые задачи. Как провести границы в регионе с многочисленными национальными анклавами? В регионе, где такая насыщенная смесь этносов тюркского, монгольского и иранского происхождения? Где существует такое разнообразие моделей существования от кочевого и полукочевого до оседлого и городского образа жизни?
Причем, как пишет исследовательница Аманда Фаррант, индивидуальные идентичности вовсе не обязательно совпадали с принадлежностью к этнической группе, а скорее увязывались с местом проживания или близостью к определенному роду или клану. Например, в Бухаре можно было найти узбеков, которые разговаривали на таджикском и называли себя бухарцами, а в Самарканде - иранцев, говорящих на узбекском. Также существовали кипчаки, говорящие на казахском или узбекском, туркмены, говорящие на узбекском, каракалпаки, говорящие на узбекском и диалекте казахского.
Несмотря на все эти сложности, проект осуществили меньше, чем за год, и в октябре 1924 года были провозглашены четыре новых образования: Узбекская ССР, Туркменская ССР, Кара-Киргизская Автономная область (позже — Киргизская ССР) в составе РСФСР и Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. Казахская АССР (первоначально называлась Киргизская АССР) была образована в 1920 году.
Границы, главным образом, определяли по этно-лингвистическому принципу, хотя экономические соображения тоже принимались в расчет. Например, чтобы сбалансировать экономику киргизской республики, преимущественно горной территории, ей выделили часть Ферганской долины, плодородного сельскохозяйственного региона, в основном населенном узбеками и таджиками. При этом характер границ носил во многом приблизительный и произвольный характер, что было доказано дальнейшими их изменениями. Например, когда узбекская элита потеряла расположение партийных руководителей в 1929 году, Худжанд перестал быть узбекской территорией и был передан таджикской республике, а сама она выросла в статусе до союзной республики.
Национальное размежевание оставило после себя тяжелое наследие, с которым бывшие советские республики вынуждены иметь дело до сих пор. Тема согласования общих границ и спорных участков - по-прежнему, одна из самых важных на встречах лидеров государств Центральной Азии. И хотя здесь есть свои прорывы — например, в обсуждении границ между Таджикистаном и Узбекистаном, — до окончательного урегулирования всех споров далеко, и новости о приграничных конфликтах все еще остаются регулярным явлением.
Трамп сообщил, что в авиакатастрофе в Вашингтоне никто не выжил: Что известно о ее причинах и о погибших?
Морозы и перепады температуры: Какая погода ждёт Таджикистан в феврале?
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 31 января 2025 года
Афиша от «Азия-Плюс»: Выставка Фарруха Негматзаде, «Комде и Мадан», Сада и Вечер музыки
Таджикистан строил, а он сохранял историю: Республика 20 века в фотографиях Николая Софьина
Туристические маршруты Таджикистана появились на международных платформах
Душанбинских энергопотребителей в ближайшие полгода полностью обеспечат «умными» счетчиками
В Таджикистане начали использовать дроны в борьбе с саранчой
Экспорт сельхозпродукции из Таджикистана превысил 226 миллионов долларов
В Швеции застрелили иракца, который проводил акции сожжения Корана
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Кукушка2 января, 2020 01:18
Ну судя по этнографической части туркестанского альбома генерала фон Кауфмана и царского фотографа козловского второй половины 19 века на территории ЦА проживали вполне сформированные этнические группы, что противоречит западной пропаганде о якобы перекроенной этнической карте туркестанского края! Более того, у нас в КР резко негативно относятся к прежнему названию нашего региона всем известное как "туркестан" ибо оно ассоциируется с ненавистным царизмом! Для сведения, у нас с большим уважением относятся к советскому периоду, несмотря на многие минусы этого режима, что бы не писали всякие не....ки типа этого итальянца марко буттино, возмутительная писанина которого просто выбешивает своим откровенным перевиранием исторических фактов!
tekinoral1 мая, 2018 18:01
Туркестан мой процветай