По мнению экспертов, ситуация в Афганистане оказалась неожиданностью и для региональных игроков, и для мировых держав. Именно поэтому они не отреагировали на призыв лидера Национального сопротивления Афганистана Ахмада Масуда о помощи. Каждый думал лишь о своих интересах, но теперь они вынуждены будут реагировать.
Ильхом Назриев, эксперт по Афганистану:
- Действия и бездействия крупных держав мира в связи с ситуацией в Афганистане, не поддаются логике.
Это нонсенс - поддерживая движение «Талибан», многие страны противоречат не только международным нормам, но законам собственных стран, которыми они признали это движение террористическими.
Кто-то даже выступает в роли их адвокатов. Например, посол России в Афганистане называет ополченцев отщепенцами, с которыми талибы очень быстро расправятся.
Только президент Таджикистана сказал категоричное нет талибам, если в новом правительстве не будет мест для представителей других народностей. Крупные державы даже этого не смогли произнести.
Почему так происходит?
Потому, что то, что произошло, было неожиданностью для всех. Даже для той же Америки, у которой были договоренности с талибами.
События последних двух десятилетий показывают, что именно Америка сделала талибов такой могущественной силой, когда оставляла свои позиции на стратегических территория Афганистана без предупреждения афганских властей. При этом она оставляла и новейшее и современное оружие, которые талибы просто приходили и брали.
Далее, именно по требованию Америки потом на свободу выпускались лидеры этого движения из тюрем в Пакистане и Афганистане. Таким образом, они сформировали силу, которая бы находилась под их влиянием после их ухода из региона.
Были договоренности с лидерами талибов и Ашрафом Гани и разработан совместный план о переходе власти после их ухода, однако они не успели его реализовать.
Одна из групп талибов – сеть Хакани, которая считается самой жестокой, которая всегда стремилась к власти в Афганистане, пошла на опережение и решила перехватить инициативу, пока шли переговоры с Мулло Бародаром в Катаре.
Именно эта группа пользуется поддержкой Пакистана, и именно она принимала решение о нападение на Панджшер. Поэтому, можно сказать, что то, что произошло, стало неожиданностью и для самих талибов.
Ситуация вышла из-под контроля американцев, а Россия и Китай не упустили возможность воспользоваться этим и выразили свою поддержку талибам в обмен на некоторые объекты в Афганистане, а заодно подразнить своих геополитических партнеров.
Тем более они никак не ожидали, что кто-то может оказать противостояние талибам. То, что они пришли к власти безо всяких препятствий, говорило о том, что народ Афганистана принял эту силу, соответственно, державы и другие страны тоже решили не портить, а напротив, наладить свои отношения с талибами и отстаивать свои интересы.
Однако, последние дни, как видим, тон России уже немного сменился. На днях Сергей Лавров заявил, что Россия не признает новое правительство Афганистана, если оно не будет инклюзивным.
Жесткий отпор сил сопротивления и последовавшие за ними митинги по всей стране вынуждают мировые силы пересмотреть свое отношение к талибам, тем более, как показывает история Афганистана, афганцы никогда не мирились с насилием, особенно, если оно приходило извне, а в этой ситуации, как видим, талибам оказывал поддержку Пакистан.
Для афганцев талибы - «муздуры» - приспешники иностранной силы, поэтому они их никогда не примут, а мировым державам и другим странам мира, соответственно, нет смысла поддерживать тех, чьи позиции неустойчивы, тем более, что внутри самого движения есть противоречия и противостояния. Поэтому я думаю, скоро мы увидим другой расклад ситуации.
Парвиз Муллоджанов, политолог:
- На самом деле, Панджшер остался один, потому что приход к власти «Талибан» застал врасплох всех игроков, как внешних, так и внутренних. Никто не успел среагировать, а все внешние игроки взяли тайм-аут для осмысления новых реалий и расклада сил в стране. Этот момент «Талибан» и использовал для укрепления своей власти по всей территории страны.
До сих пор ситуация вокруг Панджшера остается во многом противоречивой, в том числе, в отношении роли и реакции внешних игроков.
Судя по неподтверждённой информации, внешние игроки (страны СНГ и Россия, и, по некоторым данным, и западные страны) по дипломатическим и неофициальным каналам предупреждали руководство «Талибан» о необходимости договорится с Панджшером и нежелательности силового решения возникающего конфликта.
Было также неоднократно заявлено, что международное сообщество и страны – доноры хотели бы видеть новое правительство инклюзивным, что предусматривало бы переговоры и нахождение компромисса с Панджшером.
Создание такого правительства, по сути дела, было первым условием для оказания финансовой помощи Афганистану, размораживания зарубежных вкладов стран, международного признания и так далее.
Несмотря на это, «Талибан» предпринял массированное наступление на мятежный регион, что вызвало недовольство у всех международных игроков.
Однако события начали развиваться столь быстро, что никто из внешних игроков не имел возможности как-то повлиять на развитие ситуации.
«Талибан» стремился как можно быстрее решить проблему с Панджшером, чтобы поставить всех перед фактом. После того, как несколько попыток наступления было сорвано, по просьбе «Талибан» были напрямую задействованы авиация и спецназ Пакистана.
Вмешательство Пакистана изменило ситуацию – опять же по неофициальным данным. Это вызвало возмущение и обеспокоенность в международном сообществе. Также, по сути, такое прямое вмешательство развязало руки другим внешним игрокам, которые теперь, судя по всему, будут оказывать помощь Панджшеру и ФНС.
Уже есть поток новых, но пока не подтвержденных данных что ФНС стал получать поддержку извне.
Косим Бекмухаммад, политолог:
- Страны мира исходили из позиции отдельных супердержав. Несмотря на то, что считается, что времена холодной войны прошли, на самом деле позиция государств до сих пор исходит из принципов того периода.
Сейчас везде по стране и даже за ее пределами, например, в Иране и США, проходят митинги и внешние силы вынуждены будут на это реагировать.
Хотя долгое молчание мирового сообщества останется на страницах истории, не как нейтральная позиция, а предательство общечеловеческих и демократических принципов, ведь позиция и требования Панджшера во главе с Ахмадом Масуда и есть отражение демократии и интересов всего народа Афганистана, а «Талибан» почти во всем мире признан террористической организацией.
Участие Пакистана в нападении на Панджшер усугубило положение талибов, поэтому не только в Афганистане, но и в других странах мира митинги против талибов будут усилены.
В связи с этим процесс признания талибов будет долгим, а может и вовсе они не будут признаны.
Пока же страны и державы исходили из собственных интересов, так как победа талибов далась им очень легко и им оставалось лишь продвигать свои интересы на фоне этого, вопреки общепризнанным ценностям и принципам.
Но если и дальше так будет продолжаться, они будут вынуждены вмешаться в ситуацию и войти в переговоры с силами сопротивления.
Что происходит в Афганистане прямо сейчас, читайте в нашем сюжете «Афганистан».
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.
Партнеров стало еще больше: совершайте праздничные покупки с рассрочкой «Душанбе Сити Банк»
Мировые цены на кофе достигли рекорда. Как это повлияет на таджикский рынок?
Путин и Рахмон обсудят «острые миграционные вопросы»
ДУМ России отозвал фетву о многоженстве после представления Генпрокуратуры
Зимние каникулы в школах Таджикистана продлятся неделю
Десять таджикских атлетов вошли в мировую элиту дзюдо
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 24 декабря 2024 года
"Я твердо знал, что буду летчиком": о чем рассказывают таджикские пилоты
Турецкие СМИ: жена бежавшего в Россию экс-президента Асада решила с ним развестись
Таджикские самолеты смогут проходить техобслуживание в Актау
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста