Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев и министр энергетики Кыргызстана Доскул Бекмурзаев подписали Меморандум о сотрудничестве по строительству атомной станции 20 января на полях Всемирной выставки Экспо-2020 в Дубае, сообщается на сайте российской корпорации.

«В рамках меморандума стороны выражают заинтересованность в развитии сотрудничества по сооружению атомной станции малой мощности на базе реакторной установки РИТМ-200Н на территории Кыргызстана», - говорится в сообщении.

Также документ предполагает содействие в развитии ядерной инфраструктуры Кыргызстана и совместную работу по повышению квалификации научно-технического персонала в различных областях мирного использования атомной энергии.

«Реализация проектов атомных станций малой мощности является одним из важнейших приоритетов Госкорпорации «Росатом», которые в будущем значительным образом изменят энергобаланс многих стран мира и внесут вклад в развитие удаленных территорий с замкнутыми энергосистемами», - заявил на церемонии подписания меморандума Алексей Лихачев.

Он считает, что сооружение подобной атомной станции будет не только способствовать энергетической независимости Кыргызстана, но и повлияет на качество жизни населения и развитие научно-технического потенциала всего региона Центральной Азии.

«Декарбонизация и развитие экологически чистых источников энергии является актуальной мировой тенденцией, от которой Кыргызстан не хочет оставаться в стороне», - сказал в свою очередь Доскул Бекмурзаев.

 

От ГЭС к АЭС

Россия и Кыргызстан еще в 2012 году договорились о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 (при участии «Интер РАО») и Верхне-Нарынского каскада ГЭС (при участии «Русгидро»).

Однако в 2016 году власти Кыргызстана в одностороннем порядке расторгли соглашения с Россией о совместной реализации этих двух проектов. К тому моменту «Русгидро» вложила в проект $37 млн собственных средств. Требование о компенсации расходов компании стали предметом международного арбитражного разбирательства, в октябре 2018 года «Русгидро» подало развернутое исковое заявление к Киргизстану.

В ноябре 2020 года СМИ со ссылкой на пресс-службу правительства КР сообщали, что тогда еще премьер-министр, и.о. президента Кыргызстана Садыр Жапаров взял под личный контроль ход судебных разбирательств с российской компанией. О дальнейшем развития судебных разбирательств не сообщалось.

Впрочем, такое же неудачное сотрудничество существовало между российской компанией «Русал» и правительством Таджикистана. В 2004 году правительство России подписало соглашение от имени компании «РУСАЛ», возглавляемой миллиардером Олегом Дерипаской, в котором обещало выделить на строительство ГЭС $600 млн. Но вскоре «РУСАЛ» отказался от участия в строительстве Рогуна, так как стороны не смогли договориться относительно типа и высоты плотины.

В августе 2019 года тогдашний первый заместителя руководителя аппарата правительства РФ Сергей Приходько сообщил СМИ, что «Интер РАО» готово рассмотреть возможность возобновления работы по проекту строительства Камбаратинской ГЭС-1 в случае обеспечения его экономической эффективности.

Однако какие-либо конкретные продвижения в данном направлении до настоящего момента не было.

 

Российско-узбекская АЭС

Президенты России и Узбекистана Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев в октябре 2018 года дали символический старт проекту строительства первой АЭС в Центральной Азии.

Ожидалось, что «Русатом» совместно с «Узатомом» построит станцию из двух энергоблоков ВВЭР-1200 поколения «3+» мощностью 1200 МВт каждый, которые являются самыми современными и безопасными.

Первый энергоблок станции планируют сдать в эксплуатацию в 2028 году. Стоимость проекта ориентировочно составит $13 млрд., из них экспортные инвестиции российской стороны – $11,3 млрд.

«Атомная энергия является экологически чистой. АЭС не образуют вредный угарный газ. В результате запуска атомной электростанции будет достигнута экономия значительных объемов природного газа. Снизятся выбросы в атмосферу углекислого газа до 14 миллионов тонн, и оксидов азота на 36 тысяч тонн», - утверждала пресс-служба президента РУз.

В последней информации относительно реализации этого проекта на сайте «Узатома» от 28 апреля прошлого года говорится, что дирекция по строительству атомной электростанции готовится согласовать дату и формат общественных слушаний по строительству в Узбекистане АЭС.

 

Это разве не опасно?

Между тем, таджикские специалисты считают, что от атомной энергетики нужно отказаться, если есть возможности получения энергии использованием альтернативных источников.

«Атомная энергетика очень опасна с точки зрения экологии. Неспроста многие страны мира стали отказываться от неё. В Казахстане несколько лет назад говорили о строительстве АЭС, но взвесив все «за» и «против», приняли правильное решение, отказавшись от неё», - заявил ранее в интервью «Азия-Плюс» известный энергетик Хомидджон Орифов.

Он отметил, что Узбекистан для обеспечения станции топливом будет разрабатывать собственные урановые месторождения в Навоийской области, которые расположены между Бухарой и Самаркандом.

«Куда потом будут девать радиоактивные отходы, как и где их будут хоронить? А если вдруг, не дай Бог, какая-то авария, тем более, строить планируется в сейсмоактивном регионе? То есть, существует много вопросов, на которые сложно ответить однозначно», - подчеркнул энергетик.

При этом он напомнил о серии катастрофических землетрясений, произошедших в 70-80 годах в городе Газли (Бухарская область), когда магнитуда по шкале Рихтера достигала 8-9 баллов.

Кроме того, отметил энергетик, АЭС по истечению срока службы нужно будет снять с эксплуатации, то есть демонтировать её энергоблоки, как любой ядерный или радиационно-опасный объект, и содержать в могильниках.

«Гидроэнергетические объекты (ГЭС) можно реконструировать, модернизировать и использовать столетиями», - добавил специалист.

Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.