Одна из самых больших таджикских диаспор в США проживает в штате Колорадо. И именно здесь, в небольшом городке Боулдер, находится знаменитая таджикская чайхана, которую Душанбе подарил своему американскому городу-побратиму 28 лет назад. Сегодня чайхана "Душанбе" – излюбленное место горожан, а также то место, где встречаются таджикистанцы и отмечают Навруз.
В 1987 мэр Душанбе Максуд Икрамов возглавил первую таджикскую делегацию, полетевшую в Боулдер, и во время своего визита объявил, что Душанбе планирует презентовать городу таджикскую чайхану и отпраздновать создание родственных связей.
В период с 1987 по 1990 год в нескольких городах Таджикистана около 40 ремесленников создавали декоративные элементы для новой чайханы «Душанбе», исполняя выразительную резьбу по дереву и рисуя чудесные орнаментальные фрески, кусочек за кусочком закладывали основы новой чайханы.
Вот уже 28 лет чайхана «Душанбе» в Боулдере является символом американо-таджикской дружбы: ежегодно в The Boulder – Dushanbe Teahouse отмечается Навруз, и это стало уже доброй традицией.
Как творили «Душанбе»
Aртесонадо чайханы (деревянный наборный потолок с резьбой и росписью) было вырезано и расписано утонченными узорами и мотивами природы – звезд, солнца, луны, птиц, бабочек и разнообразной флоры. Утонченные узоры, отточенные тысячелетней таджикской традицией зодчества, покрывали ритмичными рисунками каждую доступную поверхность, щедро поливая ее красками.
Подспорьем чайханы Душанбе стали 12 вырезанных кедровых колонн, каждая из которых была уникальной по своей резьбе и рисунку. В создании декора не использовались электроинструменты, работа велась вручную точно так же, как это создавалось много веков назад. Все элементы будущей чайханы были разбиты на 2343 части и упакованы в 200 ящиков. Каждый элемент тщательно маркировался и вносился в каталог на таджикском языке для повторной сборки в городе Боулдер.
Этнический грузин, дизайнер и архитектор чайханы «Душанбе» Ладо Шанидзе возглавил творческий коллектив строителей.
К нему присоединились потомственные ремесленники Манон Хайдаров и Мирпулат Мирахматов, которые помогали конструировать элементы чайханы уже на месте.
На потолке перед входом на кухню таджикские мастера оставили послание:
“Artisans of Ancient Khojand Whose Works are Magical” - “Ремесленники древнего Худжанда, чьи работы волшебны”.
К ним также присоединился мастер Абдукодир Рахимов, прославленный ремесленник-самоучка известный своей живописью и гипсовой резьбой не только на территории Таджикистана, но и далеко за его пределами. «Когда я был маленьким, – признавался Рахимов, – я видел художников, работающих на ганче, я тогда тоже решил этим заниматься».
Ганч – толстая штукатурка с более мягким слоем сверху, что позволяет ей быть вырезанной и сформированной по желанию мастера. Хотя, в настоящее время большинство декоративных ганчевых панелей в Таджикистане массово изготавливаются из готовых форм, Абдукодир Рахимов вырезал свои сложные контуры используя перфорированные трафареты.
Уникальный мастер спроектировал и создал в древнеперсидском стиле восемь барельефных гипсовых панелей-ганчей. Четырьмя он украсил свои собственные картины написанные маслом, а двумя остальными он украсил зеркала, просвечивающие сквозь изящную резьбу и украшающие стены чайханы.
«Все думали, что это будет просто буфет, но это здание – искусство, живое искусство!» - признался управляющий чайханы «Душанбе» Ленни Мартинелли.
Хауз в центре чайханы был декорирован «семью красавицами», созданными именитым скульптором Иваном Милошевичем, народным художником Таджикской ССР. Семь бронзовых принцесс почти в натуральную величину изображают семь разных народов, в основу скульптур легла персидская эпическая поэма Низами Ганджави XII века.
На удачу, одним из плотников на строительной площадке в Боулдере был Джамшид Дракти, этнический иранец, позже ставший неофициальным переводчиком, помогавшим устранять языковой барьер между мастерами и местными жителями города.
Несколько месяцев спустя, когда началась работа наружной части чайханы, в город Боулдер прибыл заслуженный деятель искусств Таджикистана, керамист Виктор Заболотников. Керамист приехал с двумя чемоданами. В одном из них были его личные вещи, а другой был заполнен стекловидной глазурью, которая должна была помочь ему внести последние штрихи к керамическим панелям. Заболотников спроектировал, вырезал, загрунтовал и выжег восемь красочных панелей «Древа Жизни», которые впоследствии стали украшением экстерьерa чайханы «Душанбе».
На церемонии открытия чайханы мастер Мирпулат Мирахматов произнес:
"Мы надеемся, что эта чайхана принесет людям радость и наслаждение. Люди будут приходить сюда, пить чай, смотреть на все это и их души будут становиться счастливее".
«Таджикский Колорадо»
Одна из самых больших таджикских диаспор в США проживает в штате Колорадо. И все они встречаются на Навруз здесь, в чайхане "Душанбе".
Несколько семей взяли в свои руки инициативу по подготовке к празднику Навруз: они встречаются задолго до праздника, обсуждают все детали проведения мероприятия, затем посредством русскоязычных газет "Горизонт" и "Вестник" оповещают и приглашают всех желающих ближе познакомиться с культурой Таджикистана, посетив предстоящее мероприятие.
Особо хочется отметить неоценимый вклад дочерей Мухаммада Осими, покойного президента Академии Наук Республики Таджикистан, в организацию первых празднований Навруза в Боулдере. Именно они: Гавхар, Дилором и Дилрабо Осими, первыми проявили инициативу и, приготовив плов у себя дома, привозили еду в Боулдер, чтобы угостить друзей и гостей на празднике Навруз в таджикской чайхане.
«Когда завершилось строительство чайханы мы, дети Осими, пришли к идее о создании «Культурного центра Осими» и чтобы на территории чайханы каждой весной отмечать наш великолепный праздник весны - новый день, новый год, Навруз. Эту идею успешно поддержали Боулдерчане и все члены Boulder Dushanbe Sister City Organization: тогда еще Президент Mary Axe, Sophia and Peter Stollers, George and Sabina Peknik, Marcia and Richard Johnston и многие другие. Празднование Навруза в побратимом городе Боулдер мы начали с 1999. Мой брат Мустафо написал об исторической значимости празднования Навруз. Моя дочь Нозанин читала его перевод на aнглийском языке для публики для их общего ознакомления. Также Нозанин и Ситора, дочь Дилрабо Осими и наши сыновья Бехруз и Комрон, разыграли сценку, исполняли таджикские танцы, читали стихи, а супруг Дилрабо готовил таджикский плов в казане». Из воспоминаний Дилором Осими.
С каждым годом праздник приобретал популярность среди американцев, и в его организацию сегодня подключается всё больше желающих. А чайханa «Душанбе» в американском Боулдере, завоевав всеобщую любовь своих посетителей, находится теперь под надежной защитой местных меценатов и государственных чиновников.
Следите за нашими новостями в Telegram, подписывайтесь на наш канал по ссылке https://t.me/asiaplus
Как справиться с предновогодним стрессом: советы врача
Страсть к скорости. Как таджикский гонщик покорил Поднебесную
Сколько будут стоить салаты для новогоднего стола-2025 в Таджикистане?
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 15 декабря 2024 года
Карточки для чайников: зачем нужны ледники и почему они тают?
Бывший футболист избран новым президентом Грузии
Жизнь, достойная подражания. Посвящается 100-летию Рауфа Дадабаева
Парламент Южной Кореи объявил импичмент президенту страны
От курутоба Гиссара до форели Варзоба. Как в Таджикистане организовать кулинарный туризм?
Праздник Весны: как китайский Новый год объединяет миллионы людей
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Худжанди 23 августа, 2018 00:29
Давно хочу в США пока не получается .
Rustam22 августа, 2018 13:11
Колорадо очень похож на Таджикистан. Особенно горные леса можжевельников - точь в точь как в Шахристане!