Одна из самых больших таджикских диаспор в США проживает в штате Колорадо. И именно здесь, в небольшом городке Боулдер, находится знаменитая таджикская чайхана, которую Душанбе подарил своему американскому городу-побратиму 28 лет назад. Сегодня чайхана "Душанбе" – излюбленное место горожан, а также то место, где встречаются таджикистанцы и отмечают Навруз.

16:11 7 апреля, 2017

В 1987 мэр Душанбе Максуд Икрамов возглавил первую таджикскую делегацию, полетевшую в Боулдер, и во время своего визита объявил, что Душанбе планирует презентовать городу таджикскую чайхану и отпраздновать создание родственных связей.

В период с 1987 по 1990 год в нескольких городах Таджикистана около 40 ремесленников создавали декоративные элементы для новой чайханы «Душанбе», исполняя выразительную резьбу по дереву и рисуя чудесные орнаментальные фрески, кусочек за кусочком закладывали основы новой чайханы. 

Вот уже 28 лет чайхана «Душанбе» в Боулдере является символом американо-таджикской дружбы: ежегодно в  The Boulder – Dushanbe Teahouse отмечается Навруз, и это стало уже доброй традицией.

 

Как творили «Душанбе»

Aртесонадо чайханы (деревянный наборный потолок с резьбой и росписью) было вырезано и расписано утонченными узорами и мотивами природы – звезд, солнца, луны, птиц, бабочек и разнообразной флоры. Утонченные узоры, отточенные тысячелетней таджикской традицией зодчества, покрывали ритмичными рисунками каждую доступную поверхность, щедро поливая ее красками.

Aассемблирование будущей чайханы “Душанбе”.
Фото с сайта jdcconstruction.com

Подспорьем чайханы Душанбе стали 12 вырезанных кедровых колонн, каждая из которых была уникальной по своей резьбе и рисунку. В создании декора не использовались электроинструменты, работа велась вручную точно так же, как это создавалось много веков назад. Все элементы будущей чайханы были разбиты на 2343 части и упакованы в 200 ящиков. Каждый элемент тщательно маркировался и вносился в каталог на таджикском языке для повторной сборки в городе Боулдер.

Этнический грузин, дизайнер и архитектор чайханы «Душанбе» Ладо Шанидзе возглавил творческий коллектив строителей.

Дизайнер и архитектор Ладо Шанидзе
Фото Мэри Акс ,1989 год.

К нему присоединились потомственные ремесленники Манон Хайдаров и Мирпулат Мирахматов, которые помогали конструировать элементы чайханы уже на месте. 

На потолке перед входом на кухню таджикские мастера оставили послание:

“Artisans of Ancient Khojand Whose Works are Magical” - “Ремесленники древнего Худжанда, чьи работы волшебны”.
Худжанд, 1988 год
Фото с сайта jdcconstruction.com

К ним также присоединился мастер Абдукодир Рахимов, прославленный ремесленник-самоучка известный своей живописью и гипсовой резьбой не только на территории Таджикистана, но и далеко за его пределами. «Когда я был маленьким, – признавался Рахимов, – я видел художников, работающих на ганче, я тогда тоже решил этим заниматься».

Ганч – толстая штукатурка с более мягким слоем сверху, что позволяет ей быть вырезанной и сформированной по желанию мастера. Хотя, в настоящее время большинство декоративных ганчевых панелей в Таджикистане массово изготавливаются из готовых форм, Абдукодир Рахимов вырезал свои сложные контуры используя перфорированные трафареты.

Фото с сайта jdcconstruction.com

Уникальный мастер спроектировал и создал в древнеперсидском стиле восемь барельефных гипсовых панелей-ганчей. Четырьмя он украсил свои собственные картины написанные маслом, а двумя остальными он украсил зеркала, просвечивающие сквозь изящную резьбу и украшающие стены чайханы.

«Все думали, что это будет просто буфет, но это здание – искусство, живое искусство!» - признался управляющий чайханы «Душанбе» Ленни Мартинелли.
Супруги Ленни и Сара Мартинелли, управляющие чайханой “Душанбе” с 1998 года.
Фото с сайта jdcconstruction.com

Хауз в центре чайханы был декорирован «семью красавицами», созданными именитым скульптором Иваном Милошевичем, народным художником Таджикской ССР. Семь бронзовых принцесс почти в натуральную величину изображают семь разных народов, в основу скульптур легла персидская эпическая поэма Низами Ганджави XII века.

Фото с сайта jdcconstruction.com

На удачу, одним из плотников на строительной площадке в Боулдере был Джамшид Дракти, этнический иранец, позже ставший неофициальным переводчиком, помогавшим устранять языковой барьер между мастерами и местными жителями города. 

Таджикские чапаны подаренные ремесленниками. Джамшид Дракти слева.
Фото с сайта jdcconstruction.com

Несколько месяцев спустя, когда началась работа наружной части чайханы, в город Боулдер прибыл заслуженный деятель искусств Таджикистана, керамист Виктор Заболотников. Керамист приехал с двумя чемоданами. В одном из них были его личные вещи, а другой был заполнен стекловидной глазурью, которая должна была помочь ему внести последние штрихи к керамическим панелям. Заболотников спроектировал, вырезал, загрунтовал и выжег восемь красочных панелей «Древа Жизни», которые впоследствии стали украшением экстерьерa чайханы «Душанбе». 

с сайта boulderteahouse.com

На церемонии открытия чайханы мастер Мирпулат Мирахматов произнес:

"Мы надеемся, что эта чайхана принесет людям радость и наслаждение. Люди будут приходить сюда, пить чай, смотреть на все это и их души будут становиться счастливее". 
Посетители в чайхане "Душанбе"
с сайта boulderteahouse.com

 

«Таджикский Колорадо»

Одна из самых больших таджикских диаспор в США проживает в штате Колорадо. И все они встречаются на Навруз здесь, в чайхане "Душанбе".

Несколько семей взяли в свои руки инициативу по подготовке к празднику Навруз: они встречаются задолго до праздника, обсуждают все детали проведения мероприятия, затем посредством русскоязычных газет "Горизонт"  и "Вестник" оповещают и приглашают всех желающих ближе познакомиться с культурой Таджикистана, посетив  предстоящее мероприятие.

Таджикские участники мотопробега «Мы Таджики 3. Путь на Запад» также побывали в чайхане Боулдера в мае 2017 года
фото предоставлено Фарходом Калоновым

Особо хочется отметить неоценимый вклад дочерей  Мухаммада Осими, покойного президента Академии Наук Республики Таджикистан, в организацию первых празднований Навруза в Боулдере. Именно они: Гавхар, Дилором и Дилрабо Осими, первыми проявили инициативу и, приготовив плов у себя дома, привозили еду в Боулдер, чтобы угостить друзей и гостей на празднике Навруз в таджикской чайхане.

«Когда завершилось строительство чайханы мы, дети Осими, пришли к идее о создании «Культурного центра Осими» и чтобы на территории чайханы каждой весной отмечать наш великолепный праздник весны - новый день, новый год, Навруз. Эту  идею успешно поддержали Боулдерчане и все члены  Boulder Dushanbe Sister City Organization: тогда еще Президент Mary Axe, Sophia and Peter Stollers, George and Sabina Peknik, Marcia and Richard Johnston и многие другие. Празднование Навруза в побратимом городе Боулдер мы начали с 1999. Мой брат Мустафо написал об исторической значимости празднования Навруз. Моя дочь Нозанин читала его перевод на aнглийском языке для публики для их общего ознакомления. Также Нозанин и Ситора, дочь Дилрабо Осими и наши сыновья Бехруз и Комрон, разыграли сценку, исполняли таджикские танцы,  читали стихи, а супруг Дилрабо готовил таджикский плов в казане». Из воспоминаний Дилором  Осими.

С каждым годом праздник приобретал популярность среди американцев, и в его организацию сегодня подключается  всё больше желающих. А чайханa «Душанбе» в американском Боулдере, завоевав всеобщую любовь своих посетителей, находится теперь под надежной защитой местных меценатов и государственных чиновников.

Следите за нашими новостями в Telegram, подписывайтесь на наш канал по ссылке https://t.me/asiaplus