Творческие связи театров Узбекистана и Таджикистана в последние годы начали развиваться с новой силой. Большой вклад в дело укрепления театральных связей вносят режиссеры двух стран.
Среди узбекских зрителей особым успехом пользуются постановки таджикских режиссеров Фарруха Касымова и Барзу Абдураззакова. А работы узбекских режиссеров Олимджона Салимова и Авлиёкули Ходжикули, занимают особое место в репертуаре Таджикского государственного русского драматического театра имени Владимира Маяковского, театров музыкальной комедии имени Камоли Худжанди города Худжанд и имени Тухфы Фазыловой города Канибадам.
Большой вклад в деле укрепления культурных связей между двумя соседними станами внес Заслуженный деятель искусств Узбекистана Олимджон Салимов. Его постановки «Пять жен Ходжы Насриддина» и «Тартюф» в Таджикском государственном русском драматическом театре, «Путешествие в Ташкент» Худжандского театра музыкальной комедии стали этапными произведениями для этих коллективов.
Особенно запомнилась таджикскому зрителю его комедия - шутка «Пять жен Ходжи Насриддина», по одноименной пьесе Ибрагима Садыкова. Спектакль, созданный по мотивам таджикского фольклора, повествует о спутницах жизни молодого Насриддина и о курьезных ситуациях, в которые попадает герой. Яркое действие, насыщенное национальным колоритом, юмором, музыкой и танцами, стало достоянием многих международных театральных фестивалей. Таким же вышло «Путешествие в Ташкент» Хамзы Хакимзаде Ниязи в Худжандском театре.
Каждой эпохе - свои Тартюфы. Эту истину особенно четко осознаешь после просмотра спектакля Олимджона Салимова, который он ставил в душанбинском русском драматическом театре. Роль Тартюфа было предложено сыграть привлекательному артисту - Хуршеду Мустафоеву. Тартюф Мустафоева - интриган и соблазнитель одновременно.
Спектакль О. Салимова повествует о том, как в сердце Органа - хозяина счастливой и свободной семьи, мастерски проскользнул авантюрист и самозванец. Как под прикрытием религии, он стремится воспользоваться страстной привязанностью, которую испытывает к нему хозяин дома. Сцена за сценой, режиссер ведет нас к роковой встрече главы семьи с Тартюфом, чей религиозный фанатизм полностью ослепляет хозяина. Мы видим как Тартюф будучи добрым и спокойным человеком, становится тираном.
Любовь, победившая лавину
Весьма интересной получилась и недавняя постановка режиссера в Таджикском государственном молодежном театре имени Махмуда Вахидова. На этот раз Салимов поставил «Лавину» по пьесе известного турецкого драматурга - Тунджера Джюдженоглу.
Вся сцена обмотана яркими лоскутами ткани. Куски материи висят и над сценой. Все это создает такое ощущение, как будто что-то нависло сверху и давит. Как потом выясняется, это своеобразная звукоизоляция. Ведь наши герои девять месяцев в году живут под угрозой схода лавины, и только в оставшиеся им три месяца года, можно «кричать, хлопать, и просто нормально разговаривать». А пока только шёпотом.
Жизнь этих горцев строго регламентирована сроками таяния лавины. Любой шум - угроза для жизни. Этот страх и напряжение с первых минут спектакля передаются и в зрительный зал. Страх становится главной темой спектакля.
Именно так - шёпотом, сопровождаемым для верности особой жестикуляцией, и разговаривают на сцене актёры. От чего возникает эффект присутствия некой тайной мистикой действий. Завороженный тишиной, зритель боится пошевелиться, лишний раз скрипнуть креслом и даже вздрагивает от аплодисментов, звучащих после ярких монологов, смешных и искренних сцен спектакля.
Все герои одеты в особые, бесшумные и чем – то похожие на ичиги, носки. Актёры передвигаются по сцене медленно и мягко, спят на специально сконструированных деревянных кроватях, мебель в их жилище почти отсутствует. Кровати, и те обмотаны лоскутами ткани. Уже в самом начале спектакля, когда мы ещё не поняли её основную идею, и пока находимся в плену бытовой жизни героев, становится ясно, что наши герои живут в какой - то обстановке несвободы и тесноты.
Перед нами три пары, три поколения горцев. Это Пожилой мужчина (Народный артист Республики Таджикистан - Тагоймурод Розиков) и Пожилая женщина (Народная артистка республики - Раджабгул Косимова), их сын с женой - Мужчина (Народный артист республики - Назирмад Мусоев) и Женщина (Мохпайкар Ёрова) и их внук с женой - Молодой мужчина (артисты Ахлиддин Хасанов и Манучехр Хабибов) и Молодая женщина (Шогун Давлатбекова).
Да, именно так – мужчины и женщины, у них нет собственных имён. Этим драматург, а вслед за ним режиссёр и актёры подчёркивают, что личность человека, подчинённого власти страха, не имеет значения.
Лавина не сошла, значит, страх был напрасен
Конфликт поколений, жизненный надлом из-за жизни в постоянном страхе, страсти и скандалы не помешали режиссёру наполнить спектакль смешными моментами. Очень мастерски здесь сочетаются юмор и трагизм, фатальность и жизнелюбие, молчание и музыка. Да, в спектакле, несмотря на надлежащую тишину, звучит и музыка. Но только звучит она еле слышно. Так тихо, что порою задумаешься, не у тебя ли в душе зазвучала она. Даже музыка, и та в этих краях, прикована и не имеет права вырваться наружу. Она тоже боится схода лавины.
На протяжении всего спектакля зритель плачет, смеётся, грустит, падает духом, возрождается, мечтает, вспоминает, представляет… Невозможно перечислить всех эмоций и переживаний, которые актёры транслируют в зал.
Размеренный уклад жизни семьи нарушается внезапными родами невестки. Сердце зрителей начинает биться в такт с темпом спектакля, возникает предчувствие большой беды. На сцене появляются члены общины и охранники (Народный артист республики Голиб Исломов, артисты Махмадсолех Шарифов, Диловар Неъматов и Ватандор Шеров), которых вызвала Повивальная бабка (актриса Гулбиби Абдулхайрзода). Она констатировала у невестки начало родов. Это недопустимо в те сроки, когда лавина ещё не растаяла, и казнь молодой роженицы, по законам рода, неотвратима. Но Молодой мужчина (М. Хабибов) не отдаёт жену на верную смерть. С ненавистным взглядом он противостоит всем, считая, что сохранить селение ценою жизни его жены безнравственно.
Нервы зрителей напряжены до предела, близится развязка, но какая, предсказать невозможно. Герой Манучехра Хабибова, вооружившись ружьём, под угрозой выстрела останавливает решившихся на казнь членов общины. И тут у Молодой женщины начинаются роды… В мрачной тишине мы слышим громкие крики новорожденного. Крик младенца заставляет на мгновение остановить пульс зрителей. Всё замерло в ожидании…
- Не сошла, - шепчет про лавину председатель общины (Голиб Исломов). Его слова пока так же шепотом повторяют другие герои. Лавина не сошла, значит, страх был напрасен.
Вместо обычного поклона актёры в конце спектакля выходят на авансцену и громко, громко кричат. Своим криком они разрушают царившую в течение всего представления тишину и раздвигают в душе каждого из нас шторы, затеняющие жизнь во всем её великолепии.
Зимой с нами теплее в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 45 45.
В Таджикистане начался прием заявок на учебу за рубежом. Какие документы необходимо собрать?
Парламент Абхазии отказался от ратификации инвестиционного соглашения с Россией
«Озоди»: Недалеко от Душанбе рухнул беспилотник
Талибы заявили о начале строительства афганского участка газопровода ТАПИ
Глава СПЧ России: «Нам не нужны люди, которые создают в городах кишлаки»
Как в Таджикистане дискриминируют женщин с инвалидностью
В Конгрессе США заявили о лабораторном происхождении коронавируса
В Кыргызстане планируют запретить использование мобильных телефонов в школах и вузах. А что в Таджикистане?
США ввели санкции против трех бывших узбекских чиновников за насилие над воспитанницами детдома
Президент Ирана встретится с Путиным для обсуждения ситуации в Сирии
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста