Сидя за арфой, она похожа на нежную златовласую фею, но за столь воздушным образом скрывается стальной характер. Ведь чтобы инструмент переливался волшебными звуками, необходим ежедневный труд до разбитых в кровь пальцев, самопожертвование и сила воли.

Арфистка Катерина Бабочкина – многократная лауреатка и победительница авторитетных международных конкурсов, член Русского арфового общества. Она выступала с оркестрами «Санктъ-Петербургъ Опера» и Мариинского театров, а также многих других. Гастролировала она и за рубежом, где получила лестные отзывы музыкальных критиков.

Последние два года арфистка живёт и работает в Душанбе, обогащая арфовым звучанием симфонический оркестр Таджикского государственного академического театра оперы и балета им. С Айни и выступая с сольными номерами. 

Также Катерина преподает арфу в Таджикской национальной консерватории.

 

Росла в творческой атмосфере

Катерина родилась и выросла в Санкт-Петербурге, в творческой семье. Отец – архитектор по образованию и мастер-краснодеревщик, работал реставратором в русском музее. 

Он восстанавливал утраченную резьбу на старинной мебели и воссоздавал декоративные деревянные панно из ценных пород дерева и паркетные полы со сложными орнаментами. А любимым хобби был судомоделизм – создание точных макетов исторических парусных судов. 


Мать будущей арфистки преподавала курсы кройки и шитья и параллельно работала помощницей костюмера в музыкальном театре. 

В столь творческой атмосфере Катерина с малых лет мечтала о сцене, устраивала импровизированные выступления для родных с чтением стихов, песнями и танцами. В 4 года её отдали в кружок рисования, а в 5 лет записали в музыкальную школу.

 

«За большие глаза и длинную косу»

Родители планировали записать Катерину на фортепиано и заранее к этому готовили. Однако там им посоветовали присмотреться к арфе, так как на пианистов большой конкурс. Об этом инструменте девочка имела слабое представление и, придя в класс с двумя другими претендентками, удивлённо разглядывала огромные треугольные коробки, которые оказались кофрами для перевозки арф.

«И вот мы стоим в небольшом кабинете, и вдруг педагог снимает пыльный черный чехол с большого предмета, оказавшегося роскошной, покрытой резьбой и позолотой арфой, – вспоминает Катерина. – На нас, пятилетних, это произвело огромное впечатление! Однако место в классе было всего одно, и повезло именно мне. Позже педагог призналась, что выбрала меня за большие глаза и длинную косу - внешность очень подходящую для арфистки».

Параллельно с музыкой Катерина увлеченно  занималась рисованием – сначала в детских кружках, затем в художественной школе. Живопись и музыка сопровождают ее  всю жизнь, поэтому девушка получила высшее образование в двух направлениях – художественном и музыкальном. 

1/5

Она окончила музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова, консерваторию им. А. К. Глазунова, Санкт-Петербургский университет кино и телевидения по специальности «художник анимации и компьютерной графики» и Санкт-Петербургскую академию художеств им. И. Е. Репина по классу станковой живописи.

 

Музыка требует жертв

Профессия музыканта - это постоянное эмоциональное напряжение, самоконтроль и ежедневные многочасовые занятия. Помимо этого в творческой среде всегда большая конкуренция, и хоть арфистов не так много, профессиональная планка высока. 

Поэтому многие из них реализуются только как педагоги, и реже идут работать в оркестр. А сольных исполнителей еще меньше... 

Начинающие арфисты сталкиваются с болью и кровоточащими ранками на подушечках пальцев, которые со временем покрываются мозолями и грубеют.

«С такой нагрузкой справляются не все, но для меня арфа - не просто музыкальный инструмент, это смысл жизни! Я вижу себя, в первую очередь, как солистку, а потом как музыканта оркестра, – делится Катерина. – К последнему меня располагает любовь к симфонической музыке, и я с удовольствием показываю красоту звучания арфы в созвучии с другими инструментами. Ведь не зря говорят, что арфа - королева оркестра!». 


Хороших исполнителей, которые могут справиться со сложными оркестровыми арфовыми партиями, не много, а в некоторых странах их вообще нет. Вот и в Таджикском театре оперы и балета место арфистки оставалось вакантным более 30 лет, пока его руководство не пригласило Катерину Бабочкину из Санкт-Петербурга. За время карьеры ее часто приглашали для участия в концертах в самые разные уголки России, и её имя там достаточно известно.

 

Работа в Душанбе 

По приглашению директора театра оперы и балета, Катерина и ее супруг Михаил Калинин (композитор, дирижёр, баянист) приехали жить и работать в Душанбе, где перед арфисткой открылась большая перспектива в плане сольной деятельности. 

В прошлом сезоне она отыграла несколько концертов, показав зрителю многогранность арфы. А в новом - прозвучала премьера произведения для арфы со струнным оркестром «Амальгама», написанная Михаилом Калининым в Душанбе, специально для таджикского академического театра. 

В планах есть и новая программа для большого симфонического концерта. 


Кстати, инструмент Катерина привезла с собой, так как тот, что сохранился в театре можно смело передать в музей музыкального искусства. Он был создан в 1950-х годах на Ленинградской фабрике им. Луначарского. Конечно, если провести капитальный ремонт, арфу ещё можно использовать, но только в преподавательской деятельности. 

В Таджикском театре оперы и балета Катерина реализуется не только как солистка оркестра, но и как художник по костюмам. В балетах «Кир Великий» и «Коппелия», а также в опере «Кармен» артисты были одеты по ее эскизам. 

 

Преподавательская деятельность 

Катерина имеет десятилетний опыт преподавания, поэтому ей было предложено вести факультативный класс по арфе в Таджикской национальной консерватории. 

Уже два года она готовит арфисток, и сегодня у неё занимаются 6 учениц. Но пока арфовый класс не станет полноценным, они не освоят все тонкости игры на инструменте и не смогут стать педагогами музыкальной школы или готовыми оркестрантами. 

Катерина надеется, что с нового учебного года руководство консерватории откроет полноценный арфовый класс и закупит инструменты, ведь сейчас в консерватории всего одна ученическая арфа, а нужно минимум 4 – две большие для концертов и обучения с педагогом и две для самостоятельных занятий студентов. 

Инструмент, имеющийся в классе сейчас,  для концертов не годится. 

Театру оперы и балета также требуется собственная арфа, да и струны регулярно лопаются и изнашиваются, а это уже регулярные вложения. 

Кроме того, инструмент требует постоянного обслуживания квалифицированным мастером, которых не много. Такая финансовая нагрузка зачастую не по силам многим организациям – пригласить специалиста легко, а обеспечить необходимым для работы, дальнейшего развития и внедрения редкого инструмента в культурный пласт - задача не из простых.

 

О Таджикистане 

Катерина считает климат в Таджикистане идеальным для жизни, за исключением жарких месяцев. Осень долгая и теплая, весна – ранняя и красочная, везде прекрасные розы и тюльпаны. 

В свободное время арфистка любит гулять по широким проспектам в тени высоких чинар и любоваться старыми зданиями. 

В прошлом месяце у Катерины родился сын, но беременность не помешала ни творческой, ни преподавательской деятельности. До зимних каникул она проводила уроки, а последний концерт дала за день до родов. 

В ближайшее время музыкант планирует возобновить занятия, а уже 6 марта примет участие в праздничном концерте «Вечер киномузыки».

Этой весной читайте нас  в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК