Шириншо Шотемур. Приходится признать, что об этом имени мы больше слышали, чем знаем. 27-го октября в Москве почтили память великого сына таджикского народа и истинного патриота нашей страны, основателя таджикской государственности Шириншо ШОТЕМУРА.

ЭТА дата была выбрана неслучайно: именно в этот день исполнилось ровно 75 лет со дня трагической смерти Героя Таджикистана. Представители таджикской диаспоры в Москве, земляки и родственники, а также сотрудники посольства РТ в РФ собрались у могилы Шириншо Шотемура на Донском кладбище, а вечером того же дня почтили его память в конференц-зале международной общественной организации «Федерация мира и согласия». Среди присутствующих были и иностранные журналисты.

Родственники Шириншо Шотемура были глубоко тронуты вечером памяти, организованным общиной памирских таджиков Москвы. Автором идеи и повествователем истории жизни Шотемура на протяжении всего вечера был известный кинематографист и общественный деятель Давлат Худоназаров. Он много лет занимался изучением жизнедеятельности нашего героя по архивным материалам и поистине является знатоком биографии Ш. Шотемура.

Благодаря колоссальному труду, проделанному Давлатом Худоназаровым, аудитория окунулась в те времена, когда жил обычный таджикский мальчик со сложной судьбой (какова была у всех мальчиков того времени) по имени Шириншо, а затем прониклись атмосферой не менее сложной жизни студента и уже государственного деятеля Шириншо Шотемура.

Рассказ Худоназарова прерывался религиозными песнопениями маддо, исполнением традиционного таджикского фольклора с выраженным национальным колоритом. В эти моменты сидящие в зале образно представляли себе услышанное; они будто наблюдали жизнь Шириншо со стороны.

Все ради учебы!

ШИРИНШО Шотемур родился в 1899 году в селении Поршинев Шугнанского района. Появившись на свет в большой, дружной, но бедной семье, он рано понял ценности, которые затем стали смыслом его жизни. В 1906-м году, когда ему было всего семь лет, он потерял отца, а год спустя умерла и мать. Он и его братья Шомузаффар, Бобошо, Шомусаллам, а также его сестры были, казалось, брошены на произвол судьбы. К счастью, детей взяли к себе на воспитание родственники. Они разделились. Шириншо воспитывался у тети, которая приходилась родной сестрой его матери Майсары. Остальные - у других родственников, кто где. На протяжении всей жизни Шириншо будет желать одного – объединения своей семьи; семью же он видел в лице всей нашей нации.

Будучи ребенком, неформально обучался грамоте как саид (принадлежал к семье саидов, которая происходила из рода Пророка), но позже, в 1909 г., в Хороге открылась русско-туземная школа, и Шириншо учился там. Учился усердно, а в летние каникулы работал в хорогском погранотряде. Этот отряд стал для Шириншо домом на несколько лет.

Его предпоследний учитель (учителя приезжали на время и уезжали) А.П.Радугин, заметив в Шириншо огромную тягу к знаниям и отметив его наиболее одаренным учеником, перед отъездом посоветовал ему приехать в Ташкент продолжить учиться. В то время уехать куда-либо сироте было невозможно, тем более без особого разрешения. Но однажды кто-то ему указал на офицера, сказав, что тот едет в Ташкент, и 13-летнему Шириншо оставалось лишь уговорить его…

В 1967 году Давлат Худоназаров разыскал дом Топорнина, того самого офицера.

- Я рассчитывал поговорить с одним из сыновей Дмитрия Сергеевича, но, услышав фразу: «Пусть отец сам вам все расскажет», встал в ступор, - рассказывает кинематографист. - У меня было ощущение, что Шириншо жил во времена Александра Македонского… Трагедия 1937-го года создала такой огромный разрыв… Несколько минут я не мог прийти в себя. В комнату вошел высокий худощавый старик. Сухо поздоровавшись, он спросил, не журналист ли я. Услышав отрицательный ответ, сказал, что это неважно, поскольку важна правда, которую он расскажет. Я сказал, что именно за ней к нему и пришел. Я расспросил его о Шириншо. Дмитрий Сергеевич предался воспоминаниям: «Да, помню такого юношу. Как-то ехал я верхом по Хорогу, и вдруг какой-то мальчик хватает меня за ногу: «Дядя-дядя, возьмите меня в Ташкент». Говорил он на хорошем русском, и я решил остановить лошадь. Он сказал, что хочет поехать учиться, там его ждет учитель».

Получив разрешение, офицер Топорнин взял Шириншо с собой в Ташкент. «Когда последние горы оказались позади, на лице Шириншо была такая растерянность: он себе представить не мог, что земля может быть плоской, - вспоминал Дмитрий Сергеевич. - Гор не было, позади лишь холмы. А в городе, когда мы сидели в чайхане, он увидел толстого человека. Он вдруг перестал есть и ошарашено уставился на него; он решил, что есть особая порода людей - толстых и худых. Эти две вещи я запомнил на всю жизнь. Однажды, когда он уже занимал какой-то высокий пост, я встретил его на вокзале. Увидев меня в толпе, он оставил все свои дела и поторопился ко мне. Хороший был парень».

Приехав в Ташкент, Топорнин оформил Шириншо в местную школу, но жизнь заставила мальчика бросить учебу. В свои 14 лет он устроился на работу в ташкентское трамвайное депо.

Однако учеба была смыслом жизни Шириншо, и именно ею он хотел заниматься больше всего, поэтому всячески пытался к ней вернуться, несмотря на все трудности. «Учеба была для него тем, ради чего он готов был бросить все, что угодно. Но судьба каждый раз выбрасывала его из процесса обучения», - продолжил Давлат Худоназаров.

В 1920-м году, когда он учился на третьем курсе, Шириншо отсылают в Худжанд на хлеборазверстку (в России система государственных мероприятий, существовавшая в периоды военного и экономического кризисов, направленная на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам. - Прим. ред.). Но в начале 1921-го его отзывают в Ташкент: Шириншо узнает, что ЦК принял решение отправить его на Памир в составе военно-политической тройки.

Возвращение на Памир

ОН не был на родине с 1914 года, и новость эту принял нерадостно, т.к. чувствовал, что в свои 22 года без опыта он не годится на эту роль и пытался оспорить данное решение. Однако ему объяснили, что командир старше его всего на два года, а в тройке есть еще и другой - моложе его. Тройка сформировалась в сложный послевоенный период, во время разрухи. Они добрались до Хорога. Команда состояла из самого Шириншо и двух братьев Дьяковых – Алексея и Торичана Михайловичей – потомственных дворян из рода революционера и анархиста Бакунина. В будущем братья вместе с Шотемуром организовывали Таджикскую Автономную ССР в составе Узбекской ССР.

До 1923-го года Шириншо работал председателем Революционного комитета, а с 1922-го, после отъезда Торичана Дьякова, одновременно он становится председателем военно-политической тройки.

Однажды в Ташкенте, посетив Совет просвещения национальных меньшинств Туркестанской АССР, Шириншо искал таджикскую секцию и не нашел. Спросив у ответственного за секции работника, почему нет таджикской секции, а также книг на этом языке, ему ответили: «А для кого ее создавать, никто не требует. Таджиков не существует». Шириншо, совладав с эмоциями, возгласил: «Я таджик!» (Под давлением пантуркистов таджики не воспринимались как отдельная нация, а использование их родного языка вовсе было под запретом.)

Ответственный, изумленно посмотрев на него, сказал: «Организуйте тогда сами». Шириншо согласился. Но, вернувшись на родину, он не нашел среди населения ни одного грамотного человека, который мог быть возглавить таджикскую секцию по изданию школьных учебников на таджикском языке… Эта проблема требовала незамедлительного решения.

Человека в результате нашли, им оказался Нисар Мухаммад. При этом вся так называемая «таджикская» интеллигенция была охвачена идеями пантуркизма, тем самым предав свою многовековую культуру и исконные земли. Исключительно благодаря стараниям таких отважных людей, как Шириншо Шотемур, Нисар Мухаммад и Чинар Имамов, удалось доказать существование древнейшего таджикского народа и его богатого языка.

В 1923 году Шириншо в Ташкенте познакомился с Ольгой Матвиенко, а год спустя они поженились. Ольга активно помогала мужу при создании Таджикской АССР, стала первой заведующей женотделом Ревкома Таджикской АССР, умерла в 1927 году от туберкулеза.

«Основатель» Душанбе

В своем докладе в отдел агитации и пропаганды ЦК ВКП (б) Туркестана Шириншо первым поднял вопрос о печати. «Несмотря на то, что таджики составляют большую часть населения Средней Азии, они не имеют доступа к печати» - писал он. Вследствие этого начала издаваться национальная таджикская газета «Овози точик». Первый номер газеты вышел в свет 24 августа 1924 года в размере 4-х страниц и тиражом 2 тысячи экземпляров.

Однако на этом вопросы о национальном языке не исчерпывались. В другом своем докладе Шириншо Шотемур указывает, что «таджикский язык после национально-территориального размежевания в Средней Азии подвергся еще большему жестокому гонению».

Его призывы о сохранении национальной идентичности были услышаны. И в печати шла пропаганда таджикского языка, учителей призывали обучать детей в школах на родном – таджикском языке.

В 1929 году была образована Таджикская Советская Социалистическая Республика. Этому способствовали знаменитая докладная записка Шотемура в ЦК КП(б) на имя И.В. Сталина и в Средазбюро ЦК КП(б) «О культурном и социально-экономическом положении таджиков на территории Узбекской республики» в 1926 г., «Политическое обоснование происходящей узбекизации таджикского населения на территории Узбекской ССР»; письма о выделении Худжандского округа в 1929 году и другие его письма и обращения в Центральные органы, которые в итоге и принесли свои плоды.

Стоит отметить, что образование Душанбе как столицы нашей родины, также является заслугой Шириншо Шотемура.

Смерть не страшна…

В 1930 г. Шириншо Шотемур был награжден медалью ЦИК Таджикской ССР за «За борьбу против басмачества». Примечательно, что Шотемур был одним из немногих, кто выступал против военного решения проблемы басмачества. Он был уверен, что бедных людей, восставших с оружием в руках против Советской власти, можно было убедить сложить оружие путем переговоров, однако воинственно настроенные военачальники Красной Армии не разделяли его мнения.

Давлат Худоназаров привел в подтверждение этому случаи массовых расстрелов крестьян красноармейцами в Кулябе. Не имея возможности повлиять на командиров, чтобы остановить кровопролитие, Шотемур испытывал глубокие душевные переживания. К тому же он заболел там тяжелой формой малярией, однако по свидетельству И.А. Кассирского, его лечащего врача, он больше страдал от депрессивного состояния, от бессилия спасти крестьян, вовлеченных в басмаческое движение.

В 1935 году Шотемур был награжден орденом «Трудового Красного Знамени» Республики Таджикистан за заслуги перед Родиной.

Как председатель Центрального исполнительного Комитета Таджикской Советской Республики Шириншо Шотемур был главным автором таджикского варианта Конституции, которая была принята 1 марта 1937 года.

Такие герои, как Шириншо Шотемур и Нусратулло Махсум, боролись за национальное единство и сохранение своей исконной территории. Как истинные патриоты они отдавали все силы, чтобы таджики не теряли свои корни и не были уничтожены ни временем, ни другими силами. «Им страшна была не смерть, страшно было «погибнуть в бесчестии и позоре», – эмоционально выразил свое отношение Давлат Худоназаров.

Пример будущим поколениям…

«ОСОБЕННО обидно то, что нынешнее поколение абсолютно не осведомлено о том, кем является Шириншо Шотемур. А ведь ради своего народа, своей родины Шотемур и его соратники отдали не только все свои силы, но и свои жизни. К сожалению, сегодня героем нашего времени является тот, у кого есть миллионное состояние или сомнительные авторитеты. Нужно просвещать молодежь, проводить больше вечеров памяти, посвященных ушедшим от нас людей: известных врачей, государственных деятелей, историков, тех, кто своим трудом и преданностью родине создали себе имя», - сказал один из организаторов этого мероприятия - режиссер-документалист, каскадер Мемоншо Мемоншоев.

…По ложному обвинению в антисоветской деятельности Шириншо Шотемур был арестован в Москве. 21 октября 1937 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к смертной казни. Роковой приговор был приведен к исполнению 27 октября 1937 года, когда Шириншо было всего 38 лет. Он был расстрелян. Его тело перевезли в Донской монастырь и кремировали, а прах был сброшен в общую могилу.

11 августа 1956 года обвинения были сняты Военной коллегией Верховного суда СССР, и Шириншо Шотемур был реабилитирован. В сентябре 2006-го года Ш. Шотемуру было присвоено звание «Герой Республики Таджикистан» посмертно.

Его доброе имя служит примером нынешнему и будущему поколениям. Лишь «преемственность поколений рождает преемственность культуры и народной памяти», - сказал в заключение Давлат Худоназаров.