О театре, который должен превращать толпу в народ, о «Ревизоре», который предназначался для Душанбе, и о своей новой миссии «АП» рассказал режиссер Барзу Абдуразаков, ненадолго приехавший в Таджикистан.
ПОСЛЕ того как в конце февраля в североказахстанском городе Петропавловске, в Казахском музыкально-драматическом театре им. С.Муканова прошел спектакль по одноименной комедии Николая Гоголя «Ревизор» в постановке Барзу Абдуразакова, имя нашего режиссера в очередной раз обошло все местные СМИ. Несмотря на то что «Ревизора» ставили и до и после Барзу сотни режиссеров, несмотря на то что спектакль прошел в маленьком казахстанском городке, его постановку активно обсуждали и обсуждают. «Глоток свежего воздуха», «новое прочтение Гоголя», «блестяще адаптированный спектакль» - это только малая часть того, что зрители абдуразаковского «Ревизора» говорили об этой работе.
После премьеры Барзу приехал ненадолго в Душанбе, отдохнуть. Он усталым голосом ответил на телефонный звонок, но, как только разговор коснулся процесса подготовки «Ревизора» и результата, которого удалось добиться, Барзу уже невозможно было остановить. Признаться, я так давно не слышала такого счастливого Барзу, не слышала в его словах столько удовлетворения от выполненной работы, что решила увидеть все своими глазами. Мы встретились.
- Барзу, поздравляю вас с прекрасной премьерой в Петропавловске, отзывы великолепные, все здорово. Мы и не сомневались, что так будет, но так грустно следить за вашими работами через Интернет.
- Я вам скажу такую вещь: где бы я ни был и где бы ни ставил свои спектакли, я работаю для своих. Вы не поверите, все те актеры с кем я теперь работаю, знают всех моих таджикских коллег. Они знают Курбони Собира, Хуршеда Мустафаева, Фирузу Рахмонову, Мавлону Нажмуддинову, Марину Ярмолец. Они знают всех. Во время репетиций я все время говорю о том, что мои Фируза или Хуршед сыграли бы это вот так-то или так-то. И меня слушают, пытаются понять характеры таджикского театра и понимают, насколько мне его не хватает.
Признаться, я и «Ревизора» задумывал для своих, потому что персонажи очень знакомые. Когда я ехал в Петропавловск, думал, что это будет настоящая азиатчина, именно с помощью этого спектакля я хотел посмотреть на глубину собственного рабства. Если бы Хлестаков появился на сцене душанбинского театра, то он обязательно приехал бы сюда из Москвы или из МВФ. Всегда были такие ощущения. Но когда я приехал, эта мысль улетучилась, «Ревизор» стал другим. Я понял, что не буду добивать гоголевских персонажей больше, чем это сделал сам Гоголь. И я пожалел их, при всем моем отвращении к Добчинским и Бобчинским, я вдруг их пожалел и полюбил их. Вы помните сцену взяток - когда судья дает взятки, потом почтмейстер дает взятки, потом Лука Лукич? Под конец заходят Добчинский и Бобчинский, у них на двоих набралось 65 рублей, это весь их запас. Они сейчас выйдут, и им нечем будет кормить семью. И Добчинский говорит первым, он просит помочь своему старшему сыну, а ведь мы знаем, что это не его сын, что судья спит с его женой и все его пять детей не его дети. А он говорит, что мальчик очень хороший, что у него талант и мастерски все получается. И ты понимаешь, что он отдает последнее ради чужого ребенка, и вся его глупость, все его унижения в этом городе только для того, чтобы с барского стола взять пять конфеток и принести их чужим детям. И Бобчинский просит: «Как поедете в Петербург, скажите всем там, что вот живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский». Просто скажите им… Ему ничего не нужно, он просто хочет, чтобы знали, что он есть. Это же какая тоска! Как не прижать, не обнять этих персонажей? Как я могу добить их, если Гоголь их уже уничтожил? Да, они плохие, слепые, глупые, жулики, но мне их жалко. Так мой «Ревизор» стал не сатирой на черную, мрачную, левиафановскую страну, он стал историей о загубленных человеческих жизнях.
- Знакомое чувство. Часто работаешь с местными Добчинскими и Бобчинскими и видишь, как у них со лба начинает течь пот, когда ты включаешь диктофон, понимаешь, что они врут, лицемерят, что воруют; они такие ничтожные в своей лжи, глупости. Но тебе вдруг становится их так неожиданно жалко. Потому что их тоже кто-то любит, потому что дома их ждут дети, потому что дома их дочери заваривают им чай. И ты начинаешь в них видеть живых людей, вернее их загубленные жизни.
- Да, когда я вижу по телевизору 50 взрослых мужиков, которые стоят, вжав голову в плечи, глаз поднять не могут, я тоже думаю об их семьях, они же их видят, и они их любят. И происходит метаморфоза: полное отвращение превращается в любовь. Ведь Гоголь на самом деле не говорил о ревизоре, он говорил о Страшном суде, потому что после Хлестакова в дверь постучали и пришел настоящий ревизор. По финальной ремарке Гоголя, конечная немая сцена должна длиться две минуты - это попробуйте замереть на две минуты, чтобы актеры вот так, не шевелясь, стояли, это очень сложно. Так вот, изначально Гоголь хотел, чтобы эта сцена длилась семь минут. Так он хотел передать весь ужас, который придется испытать при встрече с настоящим ревизором. И ревизор уже у наших дверей.
- Выходит, вас поменял «Ревизор»?
- Конечно. Это большая ошибка, когда режиссер считает, что он меняет спектакль. Это спектакль меняет его.
- Значит, «что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?» и можно смириться?
- Нет, я в этом смысле древнегреческого склада ума. Да, я верю в судьбу, верю, что для каждого из нас она уже выписана небом, но от нас кое-что зависит. Моя пьеса известна, но вот качество спектакля зависит только от меня. Бог дал мне выбор, как дойти до моего конца, мое право выбрать подходящую для себя дорогу. Человек должен делать все до предела. В моем случае - это театр, который должен делать людей счастливыми, и я делаю это. Театр - это как пасхальный огонь в Иерусалиме. Если театр не является этим пасхальным огнем и никто не разнесет его, то это не театр. Театр должен уметь превращать толпу в народ.
- Вы знаете, что на вас здесь злятся, мол, зачем Барзу полез в политику? Если бы не полез, у нас в Душанбе был бы такой режиссер…
- Не был бы! Я, кстати, никогда не лез в политику. Дело в том, что у меня есть конституционное право иметь собственное мнение о чем угодно. Понятие политики у них – это просто «не критикуй власть». Делай все, что угодно, но не говори о том, что у нас что-то плохо. А это не политика, это безобразие. Моя профессия режиссера предполагает видеть, и слышать, и отражать то, что я вижу и слышу. Моя профессия - это общаться с публикой, трогать ее и понимать то, чем она живет, что ее волнует. Режиссер на то и режиссер, чтобы чувствовать сейсмические сдвиги в обществе. По свойству своей психики он чувствует немного больше, он видит почти весь «горизонт событий». Перед моими глазами история стран, которые прошли все то же, что и мы, и история повторяется, но мы можем ее изменить. Когда я говорю ребятам, что в нашем обществе высокая температура, они вместо того, чтобы лечить больного, разбивают градусники. Но болезнь не исчезает, хочешь ты ее принимать или нет. Знаете, что самое страшное? Это когда подчинение закону считается преступлением.
Я не открыл политическую партию, никуда не вступил, я, как был один, так и остался. Мне не нужны партии, я поддерживаю людей, потому что считаю, что это умные люди и они могли бы принести пользу нашей стране; я поддержу всех, кто сможет помочь моей стране. Они же говорят: «ты мутишь людей»… Как так можно? Невежды…
Понимаете, чтобы мне остаться здесь, мне нужно было бы отказаться от мировой классики и ставить то, что устраивало бы цензуру, а я не занимаюсь негигиеничной литературой. Они считают, что Шекспир написал против них, Мольер против них, Вольтер - против, Гоголь - против, даже Айни написал против них.
Каждая моя репетиция здесь превращалась в ад. Репетиция - это уникальная вещь, это абсолютная свобода, это как добыча урана: ты перелопатишь сто тысяч тонн земли, чтобы получить граммы урана. Ты касаешься всех тем, пока не найдешь то, что надо, и на репетиции не может быть запрещенных тем. И я не могу работать все время в страхе, а потом сто тысяч раз объяснять, что ты имел в виду, я не хочу видеть страх в глазах своих актеров, и я не могу поставить «Дракона» моего любимого Евгения Шварца так, чтобы они не заподозрили, что эта пьеса о них.
- И все-таки, получается, что система добилась своего – вы уехали, она победила вас?
- Система не победила, она не может победить, она может убить. И даже тогда она не победит. Я не воюю с системой, я всего лишь хочу помочь, потому что это моя страна. Те, кто решил, что я враг этой стране, не понимают, что я больший патриот этой страны, чем они. То, что я приношу ей через театр, через мои поездки, мастер-классы, лекции, больше всего того, что делают все они, вместе взятые.
Понимаете, у меня с ними разница эстетическая, я не люблю Бобои Файза, я не люблю то, что они слушают, и то, что они читают, я не хожу на мероприятия, которые им нравятся. У меня вкусовые чувства другие. И когда я говорю о том, каким должен быть качественный театр, чего меня побеждать? Побеждать качество?
Я не просил у них ничего, кроме возможности заниматься театральной наукой, тем, что я могу делать. Чтобы оставить поколение людей, которые смогли бы продолжать работать дальше и нести в мир уникальный характер моего народа. Я знаю творческие ресурсы своего народа и знаю, как их нужно использовать.
- Я не сомневаюсь, потому что благодаря тому, что вы действительно знаете «как», несколько лет назад ваш спектакль «Безумие. Год 1793» прошел с несвойственными для душанбинских театров аншлагами.
- Вы знаете, что на «Ревизора» Николай I сам пришел на спектакль, заставил прийти всех своих министров, громче всех смеялся и громче всех аплодировал? А после спектакля сказал: «Ну Гоголь, дал он всем по носу, а особенно мне».
Я написал мэру города три письма. Первое письмо - на пяти листах, мне сказали сократить до трех - я сократил, потом сказали изменить еще раз - я изменил. Когда меня вызвали в мэрию, его заместитель сказала: «Раис не читал ваше письмо, потому что когда наш раисчон читает письма, он делает заметки карандашом, в вашем письме заметок нет. Я его тоже не читала, расскажите, о чем вы тут написали?» Я объяснил, что хочу открыть театр, при котором будет своя актерско-режиссерская школа, куда я вложу весь свой опыт, мы будем экспериментировать над мировой драматургией, мировой классикой, национальной классикой. Я сказал, что знаю, куда сейчас вести наш театр, но мне нужна творческая лаборатория, пусть это будет маленький подвал, мы его сами отремонтируем, только дайте возможность. И мне отвечают: «Вот тут одна приходила, просила, как там ее зовут? Ну, жена режиссера, который умер?» Я спросил: «Фарух Касымов?» «Да, да, его жена просила, дали ей, а ничего не получилось. Вы дадите мне гарантии, что у вас получится?» Я решил, что мне больше там не о чем говорить.
Я писал, просил, все свои силы тратил на то, чтобы достучаться, объяснить, как можно спасти наш театр, все без толку. Но я не должен закапывать свой талант. И я иду своим путем. Поэтому меня тут больше нет. Вернее, я здесь есть, в конце концов я собираюсь тут умереть, но пока я вынужден честно работать вдали от Таджикистана. Когда буду нужен – позовут, а пока они «сами с усами».
- Тем не менее, Барзу, помните, несколько лет назад мы с вами делали интервью, сидели в пустом зале нашего Театра Маяковского, это был тяжелый разговор, вам было тяжело, нам тяжело. Теперь прошло четыре года, вам не кажется, что что-то в нас изменилось? Может быть, пришло понимание того, что Таджикистан идет своей дорогой и то, что сейчас вокруг нас происходит, соответствует тому этапу, который мы проходим? Кончаловский в одном из своих интервью, рассуждая о том, что российское общество по развитию находится где-то в XVI веке, сказал, что «нельзя второклассника начальной школы оскорбить тем, что он Гегеля не знает». Ну, не дорос еще.
- Это синдром отлежанной руки. Ты просыпаешься, а руки как будто нет. И с нервами происходит то же самое. Когда долго борешься - неважно, посредством театра или журналистики, - хочешь довести свои тревоги за будущее до кого-то, а потом за это получаешь, становишься изгоем, и из-за этого с тобой перестают здороваться твои же друзья, страдают твои родственники - ты вдруг отключаешься. Это защита организма. Я перестал болеть, я стараюсь меньше думать о своей стране, я исключаю любую информацию о родине. Потому что каждая новость из моей страны меня смущает, тревожит, вызывает холодок. И тогда я подумал о другом: если я не могу помочь своей стране, будучи в ней, я могу помочь ей за ее пределами. Могу помочь тем, что работаю в зарубежных театрах, привношу туда свою культуру, свою литературу. Я подумал, возможно, моя миссия заключается в том, чтобы быть таджиком-пилигримом. Разъезжать по городам, рассказывать о Таджикистане через спектакли, которые я ставлю. И так служить ей. Ведь были миссионеры, которые ездили из Испании в Латинскую Америку, чтобы нести слово Божье. Так и я несу культуру моей нации. Когда готовится афиша спектакля, единственное, что я прошу, чтобы там было написано «Барзу Абдуразаков (Таджикистан)». Мне этого достаточно. Мой режиссерский опыт никогда больше здесь не пригодится, никогда.
Поэтому я больше не переживаю за судьбу таджикского театра, я больше не переживаю за их репертуар, не переживаю за то, как они репетируют, какое количество публики к ним приходит, что они говорят на своих собраниях. Ибо я вижу, куда это все пришло. Не катится, а уже пришло.
- Рука отлежанная, но она ведь есть…
- А я ее и не рублю. Отлежанная рука - это не фантом. У меня есть реальная страна, гражданином которой я являюсь. Но если бы я был тут, то мне пришлось бы тратить все свои силы на то, чтобы стучаться в закрытые двери. Зачем? Чтобы сохранить свою свободу и воспользоваться тем временем, которое бог дал мне, я решил уехать.
- Сейчас Бишкек стал для многих таджикистанцев каким-то «островом свободы», там действительно легче дышится. Почему у нас не получается так? Вроде и регион один, и ресурсы одинаковые, что в нас не так? Только ли то, что мы пережили эту чертову гражданскую войну, а Кыргызстан нет?
- Нет, не только. Видите ли, когда развалился Союз, их страну возглавил академик Акаев, который серьезно занимался просвещением. Из всех президентов в Кыргызстане безобразным был только Бакиев. Роза Отунбаева говорит на пяти языках, нынешний президент Алмазбек Атамбаев окончил Московский институт управления, учился в Литературном институте. В Кыргызстане всегда большое внимание уделяли просвещению. Знаете, я преподавал на Иссык-Куле, там собрались ученики 11-х классов со всей страны, я был потрясен уровнем их образования. С ними можно было говорить о чем угодно. Когда в Бишкеке актеры собираются на репетицию, ты думаешь: ничего себе лица. Ты говоришь с ними о Фолкнере, о Кафке - и они тебя понимают. Основа любой страны - это просвещение. Просвещенные народ и власть. Вопрос не в ресурсах, Северная Корея и Южная Корея - у них ресурсы одинаковые, но первые едят траву, а вторые завалили весь мир новыми технологиями. Потому что мозги разные. Мы гуляем по Бишкеку, кругом музыка, фейерверки, и все это в ста метрах от президентского дворца. И я вспомнил, как несколько лет назад у меня хотели взять интервью у фасада Театра Маяковского, и тотчас подъехала машина и нас оттуда прогнали.
- Знаете, мне вас тут так не хватает, но я рада, что вы уехали. Я вижу в ваших глазах блеск, я знаю, что скоро вы откроете школу актерско-режиссерского мастерства, о которой всегда мечтали, вы поставили прекрасный спектакль, о котором все говорят. Барзу, я рада, что вы живете и любите!
- А как не любить все это? Казалось бы, Петропавловск - это край света, там минус 43, один казахский театр - двухэтажное здание. Но какая там дисциплина, какой режим работы, какое удовольствие разговаривать с техническим персоналом! Как тебя встречают бабули в гардеробе! В театральном буфете, куда я захожу выпить кофе между репетициями, буфетчица Роза, она говорит мне: «Я слышу, как вы там мучаетесь. Можно я угощу вас пирожным? Отдохните». Или бегут ко мне монтировщики сцены и говорят: «Простите, мы знаем, какие мы недотепы, но мы сейчас все сделаем, только не огорчайтесь». Я всегда очень сложно «рожаю» свои спектакли, в этот раз меня буквально «разорвало»: мы репетировали сутками, актеры падали в обмороки, я даже повышал на них голос, но они все терпели. Когда я уезжал, вы не представляете, мой поезд отъезжал от вокзала, и человек 20 или 25 бежали за ним, и кричали мне: «Любим, любим, любим». Это много стоит! Как не полюбить это все? Каждый вечер я возвращался домой на ватных ногах, но благодарил Бога за данную мне возможность работать. И я благодарил его за то, что моя работа нужна этим людям, за то, что я способен принести им радость и счастье.
Насладитесь моментом с напитками от «Арк Саноат»
Зеленский в 14-й раз продлил военное положение и мобилизацию в Украине
В Душанбе создадут совместный таджикско-российский индустриальный технопарк
Миронов предложил брать пошлину с денежных переводов мигрантов. Почему это несостоятельная идея?
Расследование дела о теракте в «Крокусе» завершено
Генсек ООН предостерёг Трампа от этнических чисток в Газе
В Таджикистан снова вернется зима
«Суровый приговор» и «суд не учёл младенца». Реакция на тюремный срок Рухшоны Хакимовой
Филиал IRS в Таджикистане ищет поставщиков дорожного нефтяного битума
Трамп запретил трансгендерам участвовать в женских соревнованиях
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Шодмон18 марта, 2015 19:02
Это не статья, или интервью - это просто просвещение! Спасибо!!!
safar18 марта, 2015 18:15
Акаи Барзу, ждем не дождемся когда вы к нам приедете на гастролях чтобы поставить свои спектакли.....Нам это очень не хватает......
prepod18 марта, 2015 11:08
Брависсимо, маэстро Барзу! Дай Вам Аллах сил, здоровья и терпения!
Комрон17 марта, 2015 20:01
После прочтения этой статьи Барзу можно сказать, что интеллигенция в Таджикистане все еще жива, хотя и дышит на ладан. Статья хорошая, но в ней нет реальной программы по выходу нашей страны и нации из кризиса. Эта статья - крик души человека искусства и интеллигента. Но все равно, говорю браво нашему Барзу за неравнодушие! Браво!
Taj17 марта, 2015 13:11
MARD NA MIRAD BA MARG, MARG AZ U NOM JUZ NOM KI JOVID SHUD KUSHTANASH OSON KUJO
dana17 марта, 2015 10:24
Spasibo za intervuy!!! Rada ,chto on jiv i mojet rabotat. Horosho chto est Barzu. On pravilno postupil chto uehal i mojet tvorit. My katimsay v religioznyu bezdnu feodalizma
Alex17 марта, 2015 10:18
"Post tenebras spero lucem" после мрака надеюсь на свет.Прочитав интервью с Барзу, и такое количество положительных комментариев, стало легче на душе и появилась надежда на лучик света в этой бесконечной тьме мракобесия, безграничной глупости и массового лизоблюдства.Пусть Всевышний наделит Вас здоровьем и терпением. Всех Вам творческих благ!!!
акмал17 марта, 2015 00:56
як чахон ташаккур ))),овации бесконечные
Али16 марта, 2015 22:15
Как все точно сказано, жаль что таких людей у нас очень мало, если есть то не ценятся. Были бы половина наших чиновников такими патриотамы своей страны то жилось бы намного лучше.
Одам16 марта, 2015 18:25
Барзу Абдуразаков, где бы Вы жили и работали, мы гордимься Вашими достижениями. Вы истенный патриот нашей Родины.
asadullo16 марта, 2015 17:44
браво, браво, браво!!!!!
Алишер16 марта, 2015 15:10
Легко, замечательно!!!
Душанбинец16 марта, 2015 12:12
Все отлично сказано, нечего добавить. Низкий вам поклон.
ЧОРКУХИ16 марта, 2015 11:23
..КОГДА ЧИТАЕШ ТАКИЕ СТАТЬИ,В ДУШЕ СТАНОВИТСЯ ЧУТ ЛЕГЧЕ..ЕСТЬ НА СВЕТЕ ЕЩЁ Л Ю Д И...
Барзу16 марта, 2015 10:15
Еще есть другая аналогия: в свое время Альберт Эйнштейн вынужден был уехать из Германии. А.Э. всемирно известный гений, которого человечество будет помнить в веках. А где, в том числе его, гонители? На помойке истории!!!
Чам Шуд16 марта, 2015 09:45
Барака ёбид, худо нигахбонатон бошад!!!
Чам Шуд16 марта, 2015 09:41
Прочитав эту статью,думаю многие заплакали как и я. И у многих, может появился злость, озлобленность,,,, и начали творит новые номера для "шоу"? Какие бы номера не придумывали, у этих номеров коротка жизнь. Просто откройте дорогу мастерам своего дела, тогда постепенно избавимся от "карахтй"
Табиб16 марта, 2015 08:08
Господи, помоги моей бедной стране! Не могу - плачу от обиды за Барзу, за себя, за всех обиженных, непонятых, оскорбленных, тех, кто имеет честь и достоинство, не умеет вжимать голову в плечи.....
АС16 марта, 2015 03:05
Мы вас очень любим, Барзу Хабибуллаевич!
safar15 марта, 2015 21:55
Браво акаи Барзу)))) Золотые слова!!!! Вот это настоящий патриот и настоящий интеллигент)))) мне тоже не нравиться Бобои Файз и все кого они слушают.......
AbuAbdulloh15 марта, 2015 16:17
Читал Вашу интервью, честно заплакал, вроде бы взрослый мужик.. Илтимос, Худо шохид, Акаи Барзу ни на минуту не останавливаетесь, творите творите и еще раз творите, Вы не представляйте как ВЫ нужны нам, народу Таджикистана. ИншоАллоh, вы сделали Большой Джихад т.к. вы сказали правду в лицо(чиновникам, раисам, злодеям и тд..) псевдопатриотам в нашей системе власти! Худованд шуморо хидоят кунад! саломати, имони кави, илми нофеъ, файзу баракат, ато намояд ва шоистаи Фирдавси Аъло намояд(Амин).
Хуршед15 марта, 2015 15:31
Вот он-настоящий Патриот своей Родины! Нашей власти нужно учиться у него! Они думают, что патриотизм определяется высотой флагштока и размерами чайханы, и не понимают, что значит ЧЕСТНО СЛУЖИТЬ Родине!
мухаммад15 марта, 2015 08:55
Прочитав эту статью вспоминаю великого режисера Камила Ярматова точно такая история произошла с ним Ему не дали работать в своей Родине и он стал великим в Узбекистане да сохранит вас великий аллах акаи Барзу Вы великий режиссер и патриот таджикского народа
Bogdan15 марта, 2015 02:43
Остается только бить БРАВО!!! Пренизкий поклон за преискренние слова!!!
Toha14 марта, 2015 23:29
рахмат акои Барзу)
Али14 марта, 2015 18:10
"Понимаете, у меня с ними разница эстетическая, я не люблю Бобои Файза, я не люблю то, что они слушают, и то, что они читают, я не хожу на мероприятия, которые им нравятся. У меня вкусовые чувства другие. И когда я говорю о том, каким должен быть качественный театр, чего меня побеждать? Побеждать качество?" Зинда бошед Акаи Барзу!
boss14 марта, 2015 17:53
Барзу, низкий вам поклон! но, Таджикистан - это не место для таких как вы, увы..устройтесь там в бишкеке или алмаате, вы заслуживаете не жить в мраке
Бывший душанбинец14 марта, 2015 13:52
Правильно сделали, Я понимаю какая радость ходить на работу с большим настроением, но эти времена прошли и сейчас работают неграмотные люди которые только и могут ставить палки в колеса
Банкир14 марта, 2015 11:19
респект таким людям... Основа любой страны - это просвещение. Просвещенные народ и власть.
Барзу14 марта, 2015 08:36
Вспоминаются цитаты наших чиновников, что "один цветок весну не делает" и что непременно надо "заслужить доверие президента"! эти цитаты показывают уровень разложения нашей системы, когда главное не интересы дела или народа, а главное сохранить место. И для этого надо исключительно превозносить до небес свое начальство и лизать ему "ХХХ". Те кто фактически выгнал режиссера из страны - черви по сравнению с ним. Б.Абдуразоков действительно великий человек, который войдет в историю Таджикистана, которого будут вспоминать добрыми словами. А тех про кого говорит Б. Абдуразоков, те "которые стоят, вжав голову в плечи, глаз поднять не могут" что будут помнить о вас? вспоминая вас будут чертыхаться и поминать недобрым словом.
Tajik14 марта, 2015 07:30
Пока в нашей стране есть такие люди как Барзу,значит не все еще потеряно.В его словах искренность и любовь к своей стране и народу.В стране дураков умным людям трудно.Держитесь Барзу.....
Арбоб14 марта, 2015 05:43
Дайте мне его книги! Я хочу его читать бесконечно!
Арбоб14 марта, 2015 05:41
Блеск! Такое наслаждение было это читать!
Таджик из Америки14 марта, 2015 04:26
Барзу-ака, вам долгой жизни и здоровья! Давно не испытывал такую силу и мощь, которую вы передаете своими интервью. Смерть Добчинским и Бобчинским, которые переградили таджиков от настоящего театра. Да бережет вас Всевышний! Кстати, мне тоже не нравиться Бобои Файз...:-) Спасибо.
Бахтиёр14 марта, 2015 03:05
Система не победила, она не может победить, она может убить. И даже тогда она не победит. Я не воюю с системой, я всего лишь хочу помочь, потому что это моя страна. Те, кто решил, что я враг этой стране, не понимают, что я больший патриот этой страны, чем они. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Rustam+14 марта, 2015 00:32
Барзу, браво ! Уважаю вас сильно как творческого человека, уважаю вашу гражданскую позицию, здоровья вам крепкого и долгих лет жизни !!!!! P.S. Азия Плюс, молодцы, очень интересное интервью с уважаемым Барзу.
таджичка13 марта, 2015 22:49
Борзу - как глоток свежего воздуха...Жаль, что наша во всех отношениях бедная страна не дорожит главным своим богатством -просвещенными, честными, умными людьми.
лжепатриот13 марта, 2015 21:43
Мы тоже любим Вас, Барзу!