Выдающемуся деятелю культуры и искусства Таджикистана, профессору, Народному артисту СССР, Народному артисту республики, Кавалеру ордена «Звезда Президента» Хошиму Гадоеву 10 мая этого года исполняется 80 лет.
Специально к этому юбилею мы начинаем серию материалов о его творческом пути в искусстве, мнения критиков о сыгранных им ролях в театре и кино, а также самые важные мысли, которые он изложил в своих книгах.
Хошим Гадоев родился 10 мая 1937 года в городе Куляб. С детства мечтал стать лётчиком, однако судьба решила по-своему. Московская комиссия, набиравшая молодых людей из Таджикистана для учёбы в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) имени Луначарского, заметила в молодом Хошиме талант, и выбрала его в числе других счастливчиков.
«Как гласит народная пословица «В своём доме и вода мутнее». В Таджикистане говорили, что Хошим Гадо - многословен, я тоже так считал. Я частенько его избегал, чтобы не терять много времени на разговоры. С виду он от нас ничем не отличался, его не портили даже его старенькая одежда и потёртый портфель. Но вот, в Америке я смотрел «Гамлета» на языке оригинала - датском языке и был так удивлён и потрясён, что мысленно просил прощения у Хошима Гадо. Представление было посредственное, и я вспомнил Гамлета в исполнении Хошима Гадо в таджикском театре. Это была вершина исполнения этой роли…», - Бозор Собир, Народный поэт Таджикистана.
Он был студентом великих театральных педагогов Ольги Пыжовой, Бориса Бибикова, Нины Чефрановой, у которых когда-то учились великие российские актёры - Вячеслав Тихонов, Александр Демьяненко и десятки других всемирно известных актёров.
В 1960 году после окончания института он один год проработал в государственном областном театре музыкальной комедии имени А. Пушкина г. Ленинабада (ныне – Худжанда). С 1961 года являлся ведущим актёром и режиссёром Таджикского академического драматического театра имени Абулкосима Лохути.
«Я всегда верил твоему таланту и актёрскому мастерству. Но, после просмотра спектакля «Юность Сино», где ты великолепно сыграл главную роль - образ Сино, моя вера в твой актёрский дар неоднократно возросла. Твой Сино – это самая лучшая роль последних лет на таджикской сцене», - Мирсаид Миршакар, Народный поэт Таджикистана.
Хошим Гадоев, как актёр театра сыграл множество ролей разнообразного характера, как комедийные, так и трагические. Первая сыгранная его роль была в спектакле «Король Олень» по пьесе Гоцци.
Работая в театре свыше 55 лет, Хошим Гадоев подарил зрителям около сотни образов.
Образы, которые он показал на сцене таджикского театра, буквально жили на сцене и принимались зрителями, как волшебство, с помощью которого актеру удавалось оживить все персонажи пьес и дать им настоящую жизнь на театральной сцене.
Среди наиболее ярких сценических ролей Гадоева можно назвать Лолаева из спектакля «Воля женщины» Аъзама Сидки (1961г.), Фердинанда в «Коварстве и любви» Шиллера (1962), Тимура в «Легенде о матери» по рассказам М. Горького, Афросияба в «Бежане и Маниже» Хушкинбоби по мотивам «Шахнаме» Фирдоуси (1970), Юродивого в спектакле «Ночь лунного затмения» Мустая Карима (1976), Мурова в пьесе «Без вины виноватые» Островского (1973), Насра в «Рудаки» Сотима Улугзаде (1973) и еще много других.
Каждая исполненная Гадоевым роль, нова и оригинальна по-своему. Гадоев считает, что штамп в искусстве – это первый враг, поэтому все его роли каждый раз новы и неповторимы не только в разных пьесах, но и в одной, несколько раз представленной зрителю.
«Во время спектакля «Юный Сино» я, может быть, впервые забылся. Забыл, что это мое произведение и что там играет Хошим Гадоев. На сцене был настоящий живой Сино», - Сотим Улугзаде, Народный писатель Таджикистана.
Так, совершенно по-новому им показаны характеры и роли героев мировых классиков, они не похожи ни на один из образов, много раз исполняемые другими актёрами. Это знаменитые Хлестаков в «Ревизоре» Гоголя, Гамлет в одноимённой пьесе «Гамлет» и король Лир также в одноимённом спектакле «Король Лир» Шекспира, Абуали Ибн Сино (Авиценна) по пьесе Сотима Улугзаде «Великий исцелитель» и другие.
Эти роли Хошим Гадоев начал исполнять, будучи ещё молодым актёром, в самом рассвете его артистического таланта, удивительно красивой внешности, темпераментности игры, великой любви к образу. И это фантастическое исполнение продолжалось почти два десятилетия, но ни в одном спектакле он не повторялся: это был всегда новый Гамлет, новый Хлестаков, новый Король Лир.
«Спектакль «Коварство и любовь» Шиллера я видел неоднократно на разных языках мира, однако должен признать, что такую игру, какую показали замечательные таджикские артисты, увидишь редко», - Алфред Курелла, профессор, Германия.
В 1999 году, к 1100-летнему юбилею Исмаила Сомони, объединившего таджикский народ в единое государство, и с которым связано само понятие таджикской государственности, Хошим Гадоев сыграл роль Исмаила Сомони в одноимённом спектакле, который был показан и на сцене театра им. Лахути, и на республиканском стадионе в присутствии высшего руководства страны.
Роль была настолько гениально и правдоподобно сыграна, что казалось, словно сам оживший царь Исмаил Сомони из древнейших времён, на белом коне со своей свитой прискакал к своему таджикскому народу.
В русском драматическом театре им. Маяковского Хошим Гадоев сыграл Несчастливцева в спектакле «Лес» Островского, Ибрагимбека в «Буре» Гани Абдулло и Шамси Киямова, Авиценну в «Великом исцелителе» Улугзаде и Витковича.
За высокие заслуги в развитии театрального искусства Гадоеву в 1972 году было присвоено почётное звание Заслуженный артист Таджикистана, а в 1979 году - звание Народный артист Таджикистана.
За выдающиеся достижения в области театральной деятельности Хошим Гадоев в 1987 году был удостоен Государственной премии СССР, а в 1988-м - ему присвоено высокое звание - Народный артист СССР.
Нацбанк предупредил таджикистанцев о фальшивых и «шуточных» сомони
Первые признаки подростковой анорексии. Как понять, что твой ребенок болен и к каким врачам идти?
Таджикистан присоединится к Международному союзу охраны природы
«Умная и жесткая». Кэролайн Ливитт станет самым молодым пресс-секретарем президента в истории США
Детей мигрантов, получающих гражданство России, обяжут приносить присягу с 14 лет
XVI сессия Верховного Совета: первые непростые шаги Таджикистана к независимости
Едят насекомых и с рождения владеют кунг-фу: топ-5 самых популярных стереотипов о жителях Китая
В Абхазии протестующие против соглашения с Россией потребовали отставки президента непризнанной республики
Высокая нагрузка в школе и мало поддержки в семье. В ВОЗ обратили внимание на трудности подростков в ЦА
«Мигрант Медиа»: В Душанбе задержали граждан Туркменистана с поддельными паспортами
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Гость3 мая, 2017 10:55
"Образы, которые он показал на сцене таджикского театра, буквально жили на сцене и принимались зрителями, как волшебство, с помощью которого актеру удавалось оживить все персонажи пьес и дать им настоящую жизнь на театральной сцене".
________________________________
Нет, я, конечно, поставил лайк, но кто ж это кропает у вас такие безграмотные статейки? Опять Лилия Гайсина отличилась?
Faizmand3 мая, 2017 01:43
On Velik, khotya ne lyubil ego intrigi i mestnichestvo, bo dumayu on osoznal, chto talant pervoe, a vse ostal'noe erunda...
Zarnigor2 мая, 2017 23:36
Он обижен на всех вокруг себя. Может быть он прав. Его не оценивают и не понимают. Ему конечно очень не удобно, что ходит и продает свои книги. Но что еще остается делать? Есть ли выхода у него? ...
С юбилеем, Устод. Вас будут помнить и гордиться Вами еще несколько поколений Таджиков.
Проходимец2 мая, 2017 21:36
Я его хорошо знаю. Этот самородок тверд как гранит, и упрям как Хошим Гадо. У него свой мир, и он живет со своим миром в мире. Этого ему достаточно. И Он прав!!!
Это ему:
Ҳар кас ба тариқе дили мо мешиканад,
Бегона ҷудо, дӯст ҷудо мешиканад.
Бегона агар мешиканад ҳарфе нест,
Ман дар аҷабам, дӯст чаро мешиканад?
Бишкаст дилам касе садояш нашунид,
Оре! Дили Мард бесадо мешиканад!
Lolita2 мая, 2017 19:45
On konechno kak vsegda ot interview otkazalsya))) I zrya. No tem ne menee s Yubileem!