Игорь Гурьевич Иванов – известный таджикский скульптор, член Союза художников СССР, заслуженный и народный художник Республики Таджикистан. Его работы украшали и украшают многие площади и улицы республики. 

В их числе - бюст видного государственного и политического деятеля, Героя Таджикистана Бободжона Гафурова у здания Национальной академии наук, аллея выдающихся людей в Хороге, барельефы на здании парламента на площади И. Сомони, памятник А. Мироненко - первому герою афганской войны, ростовой памятник Авиценне в Худжанде и многие другие.  

Бюст Бободжона Гафурова

В своих работах он соединял воедино характерное традиционное народное таджикское с современным европейским. И этому учил своих учеников. Прирожденный педагог, он по крупицам собрал и пестовал молодых и талантливых ребят. Ему удалось создать свою школу таджикской национальной скульптуры.  

 

История семьи – история страны

Семья Ивановых почти на столетие связала свою жизнь и судьбу с Таджикистаном.

Основатель таджикской ветви Ивановых, отец и дед будущих известных скульпторов Григорий Титович приехал в страну на заре становления молодой Таджикской Советской Социалистической республики в далеком 1924 году. 

Молодая, сама ещё голодная Страна Советов послала молодого русского инженера создавать ирригационную систему для только-только зарождавшихся колхозов. 

Григорий Иванов строит в небывалые в мировой практике сроки методом «хашара» канал имени Сталина (Большой Ферганский канал) и Большой Гиссарский канал. 

Григорий Иванов в далекую и неизвестную ещё недавно окраину Российской империи и Бухарского эмирата привез своего сына Гурия. Не имея специального образования, но от природы одаренный и талантливый юноша станет впоследствии известным таджикским, советским скульптором-монументалистом. 

Отец – Гурий Иванов, мама – Вера Иванова, сестра - Иванова Алевтина Гурьевна, Игорь на руках у отца.

В 30-50 годы прошлого столетия, находясь у истоков зарождающихся новых жанров современного изобразительного искусства, вместе с единомышленниками он организует Союз художников, а позже Художественный фонд – культурный потенциал сегодняшнего Таджикистана.

 

Отец и сын. Династия таджикских скульпторов

В 1946 году у вернувшегося с ВОВ Гурия Иванова рождается сын Игорь. В нём воплотится мечта любого отца - он продолжит дело и станет не менее известным.  

Появление династий художников, это индикатор благосостояния государства и культуры общества.

Отец и сын – Гурий и Игорь Ивановы.

Творческая мастерская Гурия Иванова была своеобразным культурным центром Душанбе того времени, здесь собирались многие известные люди писатели, художники, ученые. Частым гостем был и основатель таджикской советской литературы Садриддин Айни, бюст которого с натуры лепил мастер.  

Иванов Гурий Григорьевич работает над скульптурой С. Айни. Автор картины неизвестен.

Гурий Григорьевич много работает над созданием новой символики страны, он один из соавторов стелы герба Таджикской ССР (скульптор Е. Татаринова) и барельефов на здании парламента на главной площади Душанбе – Ленина (И. Сомони).

Стела - герб Таджикской ССР

Сын скульптора Игорь, росший практически с самого рождения в отцовской мастерской, старался как мог помогать отцу выполнять заказы, а тот, в свою очередь, помогал лепить мальчику фигурки животных и ненавязчиво учил сына работать с глиной. 

Барельефы на здании парламента Таджикистана. Совместная работа отца и сына – Гурия и Игоря Ивановых

В семье никто не сомневался, что Игорь пойдёт по стопам старшего Иванова, станет скульптором. Окончив школу, он поступает в Республиканское художественное училище им. М. Олимова в Душанбе, а в 1972 - Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского (мастерская Ю. Н. Киселева).

Дочь скульптора Милана вспоминает:

«Папа с детства погружался в мир форм и силуэтов, вдохновляясь творчеством своего отца. Каждая деталь, каждое движение резца для папы было как волшебство, воплощение мысли в материю». 

 

Застойная оттепель

1960-1980 годы для искусства нашей страны были годами небывалого подъёма, выйдя из рабоче-крестьянского агитационно-пропагандистского наследия, оно сделало шаг в сторону интеллигенции и мировой культуры, от «сурового» соцреализма к более человечному и модернизму.  

В эти же годы намечается большой прилив творческих сил: в республику приезжают специалисты, окончившие средние и высшие учебные заведения страны. Одним из них и был Игорь Иванов.

Студенческие годы. Ташкент

Новые идеи, замешанные на древней таджикской культуре и сдобренные современным европейским искусством, не давали ему покоя. В своих произведениях ему удаётся создать симбиоз Востока и Запада. Он черпает его из богатого культурного наследия народа, включая традиционные узоры, формы и образы, передавая их через свои скульптуры. 

Портрет Иванова Игоря Гурьевича. Автор Аллабергенов Батыр, однокурсник и его близкий друг

Занимаясь бытовой, жанровой скульптурой, он старался как можно глубже познать историю таджикского народа, его быт.

Игорь Иванов говорил о своём творчестве:

«Я скульптор, родился и вырос на земле Таджикистана. И поэтому основной вопрос, который я пытаюсь решить в своем творчестве, - пластика Востока, какой она видится, чем должна отличаться от пластических школ Европы».

 

Мастер и его мастерские

Мастерская – святая святых каждого художника, место, в котором творится таинство искусства, и где бесформенный кусок камня превращается в живой образ.

У Игоря Иванова их было 4, первые две – династические, где он начинал и работал с отцом. Первая – в их родовом доме на улице Чапаева; по площади была больше самого дома. Она до сих пор существует, пережив своих владельцев. Там сохранилось множество скульптур от отца и сына Ивановых, в том числе и 7-метровая скульптура Зайнаб-Биби. 

Родовая мастерская на территории дома

Вторая мастерская находилась в здании Художественного фонда республики. Иванов-старший, являясь одним из основателей данного Фонда, вкладывался в дело всей жизни не только эмоционально, но и финансово. 

Чтобы сделать архитектурный проект Худфонда, ему пришлось продать единственную кормилицу - корову. За это Гурию Григорьевичу в этом здании выделили самую большую мастерскую, которую позже он передал сыну Игорю.

Третья мастерская появилась в годы таджикского противостояния. В лихие 1990-е многие покидали обжитые места в поисках спокойной жизни, но семья Ивановых делает свой выбор - она остается в Таджикистане.

По окончании гражданской войны, на свой страх и риск семья открыла частную галерею, в которой и находилась третья мастерская, небольшая, но очень комфортная и уютная. 

Четвертая и последняя – в поселке Зименки, Богородского района Нижегородской области, отсюда апреле этого года Мастер ушёл в Вечность… 

 

Друзья и учителя

Игорь Гурьевич Иванов общался со многими известными скульпторами своего времени и не стеснялся учиться у них. Среди его любимых авторов и учителей выделялись корифеи советской скульпторы - Лев Ефимович Кербель, Сергей Тимофеевич Конёнков и Александр Иулианович Рукавишников. 

В галерее возле своих работ

Народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств Рукавишников был другом семьи Ивановых. Его знаменитые работы – памятники Ф. Достоевскому у здания Государственной библиотеки, Юрию Никулину на Цветном бульваре в Москве и памятник А. Рудаки в одноименном парке в Душанбе - стали классикой скульптурного монументализма.  

 

Семья

Супруга Инна Игоревна родилась в Душанбе в семье художника-живописца Игоря Непомнящего (одна из наиболее известных работ – «Хозяюшка», находится в Национальном музее Таджикистана).

Инна – живописец, дизайнер, член союза художников СССР и Республики Таджикистан, а также член общественного совета президента республики. Возглавляла две частные галереи в Душанбе. Вместе они прожили 42 года. 

Супруги Ивановы

Дети – Гурий и Милена; внуки – Петр и Дарий.

Дети, хотя и не пошли по стопам отца в сфере скульптуры, тем не менее нашли свое место в творческом и культурном пространстве.

Игорь Иванов с дочерью Миленой

 

От Родины до Родины

Последние годы в Душанбе семья занималась социальными и культурными проектами в «Галерее современного искусства», но в мае 2022 года Галерея закрывается. 

Ивановы решают покинуть родной Душанбе и переселиться в Новгородскую область. 

Для главы семейства это было тяжелое решение: отъезд означал потерять связь с местом, где покоятся родители, где прошло столько значимых лет. Но реалии жизни требуют от человека принятия решений, порой независящих от желаний.

Супруги обосновались в живописном месте, окруженном лесами и свежим воздухом. Рядом с домом была красивая березовая роща, ставшая любимым местом и источником вдохновения скульптора.

 

Ностальгия

Для Игоря Иванова Таджикистан был не просто местом на карте, это был его дом - теплый и светлый, пропитанный воспоминаниями, семейными традициями и неисчерпаемым источником вдохновения. 

Пленэр. Варзоб

Именно здесь он сформировался как личность и скульптор, и именно поэтому он вкладывал столько душевных и творческих сил в развитие культуры и искусства этой земли. Это была земля, которая питала его дух и вдохновляла его на новые свершения.

Семейные корни, уходящие глубоко в историю, и многолетняя связь семьи Ивановых с таджикской землей придавали его работам особую глубину и искренность. Таджикистан для него был местом, где соединялись прошлое и будущее, где его мечты и устремления приобретали реальные формы. Таджикистан был его домом, который навсегда остался яркой частью его жизни и творчества. 

Иванов Игорь Гурьевич со своими учениками на установке памятника И. Сомони

 

Послесловие 

К сожалению, творчество Игоря Иванова мало исследовано и ждет своего часа и своего исследователя. Начав в 1970-х годах как художник и скульптор «новой волны», занимаясь бытовой, жанровой скульптурой, он ставит перед собой задачу как можно глубже познать историю таджикского народа, его быт, соединить воедино характерное традиционное с современным. 

Сам скульптор об этом периоде своего творчества говорил:

«В моем творчестве большое место занимает сельская тема. Для меня она всегда окрашена народным юмором. В работах “Сельская парикмахерская”, “Вахшские лимоны” акцентирован этот характерный юмор».

Уже в более зрелом возрасте он переходит к большой монументальной скульптуре, создает ряд работ в новом для себя направлении и стиле, среди которых выделяется бюст Героя Советского Союза А. Мироненко для Молодежного парка в Душанбе (1988 г.).

Памятник Александру Мироненко

После обретения Таджикистаном независимости Иванов продолжает активно работать в области станковой скульптуры, где происходит как бы «реактуализация» сюжетов и форм. Тема культурной и национальной идентичности становится главной в монументальном искусстве. 

В различных районах страны возводятся памятники выдающимся деятелям таджикской культуры. В 1999 году бюст академика Бободжона Гафурова, исполненный Ивановым, был установлен перед зданием Академии наук и удачно вписался в окружающую среду. В 2005-2006 гг. он создает целую галерею образов видных ученых, общественных политических деятелей Бадахшана в Хороге и других городах республики.

Все фото из личного архива героя материала

Этим  летом читайте нас  в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК