Интервью с Шахбозом Аброром - новым председателем Демократической партии Таджикистана -  состоялось несколько дней назад. 

В Демократической партии Таджикистана (ДПТ) возник кризис в руководстве, в результате чего лидером партии был выбран достаточно малоизвестный общественности человек.

Хотя Саидджафар Усмонзода, теперь уже бывший глава партии, по-прежнему, считает себя её председателем, Министерство юстиции страны через 20 дней после рассмотрения протокола 18-го съезда ДПТ зарегистрировало Шахбоза Аброра в качестве нового лидера партии. 

Усмонзода представил дополнительные доказательства этому ведомству, в котором попросил отмены решения Минюста. Впрочем, чем закончится это дело, учитывая, что сейчас Усмонзода задержан, непонятно. 

Этот кризис не первый в ДПТ. И ранее накануне важных политических кампаний партия также сталкивалась с трудностями. Однако на этот раз её возглавил молодой лидер.

"Азия-Плюс" решила побеседовать с Шахбозом Аброром о сложившейся ситуации в партии, разногласиях с предыдущим лидером, деятельности партии и её планах на будущее. 

 

Коллективное решение

Как, когда и кем было предложено рассмотреть деятельность Усмонзода за последние годы и выборы нового лидера? 

- Согласно уставу ДПТ, четыре раза в год для рассмотрения текущих вопросов должны проводиться заседания Политического совета партии. Принятые предложения на этих заседаниях председатель партии должен доводить до парламента и общества. 

Однако с 2022 года, после проведения XVII съезда партии, на котором Саидджафар Усмонзода был избран председателем, больше заседания политсовета не проводились. Мы неоднократно объясняли ему необходимость их проведения, но он не слушал. 

Эти вопросы до председателя в основном доводил первый заместитель (Ахмадшох Комилзода. - ред.), но Усмонзода отвечал - "еще не время".

После всего этого 7 членов политсовета приняли решение провести съезд и рассмотреть деятельность партии за последние годы. Это было коллективное решение.

Когда собрались члены Совета, мы также пригласили Усмонзода, но он отключил телефон. Тогда мы были вынуждены без его участия провести заседание и съезд, а также обсудить его отстранение.

18-й съезд ДПТ
Фото радио "Озоди"

- Саидджафар Усмонзода утверждает, что на момент, когда вы и другие члены Политсовета ДПТ собрались и назначили дату проведения XVIII съезда партии, он находился за границей. Нельзя было подождать его возвращения?

- Такие случаи происходили несколько раз, но, в конечном итоге, заседания так и не проводились.

Когда мы приняли решение провести внеочередной съезд, я лично связался с Усмонзода и попросил его выдвинуть свою кандидатуру на пост председателя. 

Кроме того, мы отправили к нему Зухро Мирзоеву, одного из ветеранов партии и заместителя председателя партии, чтобы она лично пригласила его участвовать в XVIII съезде. А за день до съезда, 10 мая, мы провели заседание Политсовета и пригласили Усмонзода принять участие, но он не пришёл.

- Вы говорите, что председатель был неактивен, так почему раньше никто об этом не заявлял? Почему именно сейчас было решено рассмотреть его деятельность и освободить от должности председателя партии? 

- На съезде рассматривалась деятельность Саидджафара Усмонзода только за последние два-три года. Надо отметить, что в первые годы после его избрания председателем он был активен, и я об этом на съезде сказал. 

Однако после 2022 года его активность была незаметной, он ни разу не проводил заседания Политсовета и не встречался с его членами. У него даже не было определенного офиса. Эти недостатки беспокоили членов и ветеранов партии.

До 2022 года Политсовет и съезды партии проводились, там и замечания высказывались. Мы надеялись, что со временем все наладится, но этого не произошло. Хотя бывший председатель общался со СМИ, но деятельность внутри партии была неудовлетворительной.

Если бы и на этот раз бывший председатель принял участие в съезде и заверил членов партии в том, что деятельность улучшится, возможно, мы бы снова избрали его председателем, но Усмонзода не пришел. После этого члены партии доверили руководство мне. 

 

От доверия до недоверия

- Год назад во время нашей беседы с Усмонзода, он охарактеризовал вас как активного молодого члена партии. Недавно одна общественная организация объявила конкурс «100 влиятельных лиц» страны и один из членов Политсовета, который сегодня находится рядом с вами, предложил Саидджафара Усмонзода как достойного кандидата на этот конкурс. 

То есть еще несколько месяцев назад отношения членов партии с Усмонзода были хорошими. Что произошло за это время, что позиция так резко изменилась?

- Абдуджаббор Юлдошев, председатель партийной организации в Согдийской области, который предложил Усмонзода на конкурс «100 влиятельных лиц», говорит, что это было предложением бывшего председателя.

Ни у кого из нас нет личной вражды с Усмонзода. Он хороший человек, но в последние годы его активность в партии была незаметна.

- Саидджафар Усмонзода был активен в социальных сетях, в беседах со СМИ и на различных встречах и мероприятиях. Возможно, тут есть какая-то другая причина, по которой его деятельность была подвергнута обсуждению?

- Выступать в СМИ и социальных сетях – одно, а оживлять деятельность партии – другое. Когда члены партии и Политсовета не знают, где находится председатель, не проводятся заседания, не рассматривается деятельность партии и члены партии видят своего лидера только в СМИ и социальных сетях, нельзя сказать, что партия активна. 

В такой ситуации нашей задачей было вывести партию из этой пропасти.

Выборы нового председателя ДПТ на 18-м съезде партии
Фото радио "Озоди"

- Этот кризис не первый в рядах ДПТ. Почему эта партия чаще всего оказывается в кризисных ситуациях?

- Партия называется демократической, и в ней каждый имеет право свободно выражать свою позицию. Демократическая партия всегда была такой, что если деятельность кого-то из лидеров была слабой, приходил другой лидер и оживлял ее.

Действительно, некоторые председатели становятся депутатами от партии, и партия превращает их в известных фигур, но они в ответ забывают о партии и тех, кто их выбрал. Партия не должна состоят от одного лидера. В ДПТ есть 11 членов Политсовета, ветераны и активные члены, а также другие члены партии и со всеми ними нужно поддерживать связь.

Сегодня 7 из 11 членов Политсовета поддержали меня и избрали председателем. В будущем, если я не налажу хорошую деятельность, с членами Политсовета может провести заседание другой человек и заменить меня. Это не запрещено ни уставом, ни законодательством страны.

 

Опора на молодёжь

- Вы молоды и не имеете опыта руководства партией. Уверены ли вы, что, в отличие от Усмонзода, сможете выполнить задачи и цели, поставленные перед партией?

Справка по теме

ДОСЬЕ «Азия-Плюс»: Шахбози Аброру 34 года, он уроженец Леваканта. Выпускник факультета журналистики ТНУ, в настоящее время учится на факультете госуправления Академии управления. Работал в библиотеке имени Лохути, изданиях "Истиклол", "Мухочир" и "Джумхурият". Является депутатом ДПТ в Маджлисе народных депутатов города Душанбе, с 2021 по апрель 2024 года также был завотделом художественных и документальных фильмов «Таджикфильм». С 15 апреля текущего года - директор ГУП «Маркази дӯстӣ» (Центр дружбы) мэрии Душанбе. Учредитель неправительственного издания «Истиклол» и журнала «Набзи Душанбе». Женат, имеет 3 детей.

- Несмотря на молодость, с 2012 года я участвую в деятельности партии. Сначала был председателем молодежной организации, затем председателем партийной организации в городе Душанбе, а с 2015 года - депутатом Маджлиса народных депутатов столицы. 

До избрания председателем партии также был членом Политсовета. Также хорошо разбираюсь в тонкостях политики. Назначение меня председателем было решением членов Политсовета, которое было поддержано. Я постараюсь оправдать доверие.

- Сколько членов сейчас в ДПТ?

- Предыдущее руководство предоставляло разные данные. Сейчас мы пересматриваем всю документацию. Точные данные могу предоставить позже. Однако согласно данным, представленным в Министерство юстиции, в партии более 80 тысяч членов.

- Когда вы представили документы партии и протокол последнего съезда в Министерство юстиции, вас приглашали для разъяснения программы партии и дальнейшей деятельности?

- Все протоколы и документы съезда и заседания Политсовета мы представили в Министерство юстиции. Нас несколько раз приглашали для обсуждения спорных вопросов. Также предоставили документы членов Политсовета, которые участвовали в съезде и голосовали. Они тщательно изучили их и 31 мая уведомили нас, что меня зарегистрировали как нового председателя партии.

- Большинство тех, кто присутствовал на последнем съезде, были молодыми людьми. Усмонзода утверждает, что это были не члены партии, а студенты из университета…

- Эти молодые люди были приняты в партию на основании своих заявлений. Мы тоже хотели бы опереться на молодежь.

Перед проведением съезда мы провели партийные конференции в регионах, чтобы избрали делегатов. Те, кто присутствовал на съезде, были зарегистрированы в качестве делегатов.

 

Планы на будущее

- Теперь, когда вас признали председателем ДПТ, какие у вас планы и программы?

- Первостепенная задача для меня – оживить деятельность партии. Я планирую побеседовать с каждым членом Политсовета, ветеранами и активными членами, чтобы вернуть их энтузиазм и приверженность партии. Многие из них верны идеалам партии, но отсутствие внимания охладило их пыл. 

То есть, мы намерены вывести партию из нынешнего состояния разобщенности. Хотим активизировать ее деятельность в политической борьбе и увеличить количество наших мест в парламенте. Кроме того, планируем участвовать в заседаниях маджлисов народных депутатов городов и районов, так как в настоящее время их деятельность совсем незаметна.

- До парламентских выборов остается год. С какой программой вы собираетесь участвовать в этой политической кампании?

- Я поддерживаю ту программу, которую мы имели ранее. В настоящее время мы не внесли изменений в рабочую программу и устав партии, и будем принимать решения по этому вопросу на следующих заседаниях Политсовета.

 

Противостояние с правительством или «карманная партия»?

- Является ли ДПТ наряду с НДПТ оппозиционной партией, и претендуете ли вы на президентство?

- Каждая партия имеет такую цель. Когда мы создавали партию, конечно, целью было стать оппозицией правительству. То есть, противоборство по позициям, хотя программы могут быть схожими. Однако те вопросы, которые не соответствуют требованиям нашей партии, мы предложим пересмотреть. 

Мы также хотим участвовать в президентских и парламентских выборах.

- Вы сказали, что у вас есть 12-летний опыт политической деятельности. Можете сказать, с какими решениями и программами нынешнего правительства вы не согласны?

- Помимо того, что я председатель партии, у меня также есть собственное СМИ. В нем обсуждаются все имеющиеся проблемы в государственных органах, это и моя позиция.

Частью моей программы может быть вопрос искоренения коррупции и бюрократии в государственных учреждениях. Хотя у нас действует структура по борьбе с коррупцией, мы бы хотели внести предложения по улучшению работы этого ведомства.

- В обществе, кроме НДПТ, другие партии называют «карманными». Можно ли сказать, что ДПТ относился к таким партиям?

- Возможно, по некоторым вопросам у нас с правящей партией схожие взгляды. Но это не значит, что мы «карманная партия». Каждая партия борется за достойную жизнь народа. Однако пути и методы у нас различаются. Никто не хочет вредить своему народу. Все партии могут иметь общую цель, но пути достижения этих целей могут быть разными.

Возможно, причиной того, что некоторые партии называют «карманными» является отсутствие предложений и рабочих программ. Но ДПТ не является «карманной партией».

 

Возможный соперник Рустама Эмомали?

- По закону в Таджикистане президентские выборы должны пройти в 2027 году. Ходят слухи, что выборы могут пройти досрочно. В любом случае, большинство экспертов называют Рустама Эмомали, мэра Душанбе и председателя Маджлиси милли Маджлиси Оли, основным претендентом на президентское кресло. 

Предполагается, что ваше избрание на пост председателя ДПТ также направлено на то, чтобы представить молодого соперника мэру столицы. Насколько верны эти предположения?

Шахбози Аброр
Фото Asia-Plus

- Когда происходят изменения, причем в любой сфере, люди всегда склонны видеть в этом чей-то замысел. В журналистском сообществе, когда готовишь материал, говорят, что он заказной. То есть мы стремимся во всем искать недостатки и не можем принять то, что это желание самого человека.

Цель партии - участие в политических кампаниях, чтобы была видна позиция партии, и были учтены предложения её членов. 

В любом политическом мероприятии ДПТ предложит своего представителя. Буду ли это я или кто-то другой, решает Политсовет. Предположение, которое вы упомянули, может быть правдой, а может, и нет.

Слухи о выдвижении кандидатуры Рустама Эмомали на президентские выборы продолжаются с 2016 года. Почему это не произошло перед предыдущими выборами, а теперь, когда я стал председателем ДПТ? 

Давайте будем реалистами. Вокруг каждого активного человека всегда будут возникать подозрения и предположения. Почему, например, некоторые не думают, что мое избрание это просто было решением Политсовета партии?

- То есть, за этим кризисом в ДПТ никто не стоит?

- Я никого не видел. Cчитаю, что это просто пустые домыслы.

- Вы знакомы с программой и уставом партии. К каким выводам пришли, что нужно изменить в программе?

- Я участвовал в подготовке устава, который действует в настоящее время. Устав партии был утверждён в 2013 году. Я был членом Политсовета с 2012 года и считаю текущую программу соответствующей нашей деятельности. 

Но в современной политической жизни страны важно быть более активными, поэтому мы и будем к этому стремиться. Смена руководства в партии - это не трагедия. Программа, устав и сама партия остаются прежними.

Этим  летом читайте нас  в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК