Хомиджон Арифов, отличник «Барки точик», член-корреспондент Инженерной академии, экс - секретарь Таджикского комитета Международной комиссии по большим плотинам поделился своим мнением о том, куда девается таджикский свет.

"В послании парламенту, президента Таджикистана Эмомали Рахмон, говоря про обострение ситуации с поставкой электроэнергии населению, озвучил известную среди специалистов мысль, что производимой энергии в республики достаточно. А нужно лишь выяснить, куда она девается. С этой целью и была создана комиссия, которая призвана разобраться с причинами. А я поделюсь своим мнением.

 

Воруют до 25% всей электроэнергии

Первое, потерями энергии в республике занимаются давно, фактический материал собран. Только рассматривать его надо с позиции науки в интересах народа, а не отдельных групп.

Потери в сетях общего пользования, данные по которым публикуются в статистических сборниках – это один из трёх видов потерь, которая несёт компания «Барки точик». Они, несомненно, высоки.

Хомиджон Арифов

В 1980-1985 годах технические потери составляли 7%, что соответствует уровню развитых государств мира (6-8%). В так называемый период застоя, когда по СССР поползла зараза коррупции, стали расти подпольные «цеховики», реально существующие подпольные «миллионеры», и технические потери дошли до 9%. После гражданской войны они добрались до отметки в 17%. И с этим надо разбираться.

В послании была озвучена цифра в 14% технических потерь за 2020 год. Эту цифру тщательно следует проверить.

Второе, есть коммерческие потери, большая часть из которых в народе именуются хищениями. По опубликованным оценкам российских специалистов, в отдельных компаниях потери составляли до половины от произведённой энергии, а на уровне их муниципалитетов, коммерческие потери достигали 20-25%.

Наша электроэнергетика работала не лучше российской по части борьбы с потерями. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и у нас они не ниже 20-25%.

Мы видели по местному телевидению, что в этот перечень попали «цеховики» производящие лепёшки, столовые, рестораны и др. Это далеко не все расхитители. Не принято говорить без страха, потому что накажут, о группе неплательщиков, которая состоит из так называемых  «неприкасаемых».

 

«Неприкасаемых» быть не должно

Был случай, когда в очередной дежурной компании по борьбе с хищениями электроэнергии набрали новых контролёров. Один из вновь принятых на работу поверил в то, что все должны оплачивать за свет по счётчику, и пошёл снимать показания с прибора учёта, который был установлен во дворце большого чиновника. Его у ворот предупредили: «…не делай этого, пожалеешь». Он не послушал. Через несколько дней контролёра уволили.

Другой пример: один из директоров ГЭС жаловался, что его постоянно атакует депутат, требуя, чтобы расходы по использованой им электроэнергии были отнесены на собственные нужды электростанции.

Приведённые примеры не единичные, не надуманные - это установившаяся практика. «Неприкасаемые»  не только не платят за бытовое использование электричества, но и за электричество, которое расходуется в их бизнесе. А ведь у многих из них есть свои малые производства. Нередко это теневые предприятия.

В этой связи  хочу предложить опыт, который использовал Абдулло Ёров, в бытность его председателем «Барки точик». Он ввёл правило: каждый сотрудник должен ежемесячно предоставлять оплаченные квитанции за электроэнергию. Их анализировали, и когда устанавливали, что сотрудник платит явно меньше, чем должно быть в реальности, то у работника возникали проблемы.

Почему бы руководителям других предприятий, министерств и прочих юридических лиц, включая руководителей законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов не внедрить этот опыт у себя?

 

Опыт «Памир Энерджи» поможет?

Третье, есть ещё потери энергокомпаний при сборах. Другое название им - дебиторская задолженность. С ними в «Барки точик»  начали серьёзно бороться с 2000 года. Поэтому собираемость до 2014 года увеличилась с 30-40% до 70-80%.

Среди должников часто были производители алюминия, и станции насосного орошения Минводхоза. Теперь рапортуют, что собираемость повысилась до 90%. Значит, сегодня до 10% энергокомпания не получает оплату за отпущенную энергию.

В целом, общие потери в 36-50%, в период 2009 – 2015 годов были и в соседнем Кыргызстане, и например, в компании «Памир Энерджи».

Но там сделали правильные выводы и приняли специально разработанный комплекс мер. На Памире практически преодолели такое явление, как низкая собираемость. Там платят все. Для бедных людей предусмотрены меры поддержки из специальных источников.

У памирцев свой менталитет. Рассказывали, что родственник одного из руководителя «Памир Энерджи» не оплачивал за электроэнергию. Тогда энергетик сказал ему: «Один раз я оплачу твой долг, но впредь с тобой поступят как со всеми». Пристыженный неплательщик больше не подводил энергетика.

По нашему Закону об энергетике, электроэнергия - это товар, за неё надо платить. Хищение энергии, как любое другое хищении должно преследоваться по закону. Очень кстати, что на должность министра энергетики и водных ресурсов назначили бывшего председателя «Памир Энерджи». Если ему не будут мешать, то положение с потерями улучшится.

И кстати, резко повысилась собираемость, и также снизилось хищение системы биллинга. Она внедрена пока только в Согдийской области, и здесь уже резко снизились возможности для воровства, сократилось число контролёров.

Есть любители утверждать, что по хищению электроэнергии наша республика чемпион в Средней Азии. Могу успокоить - не чемпионы. В Узбекистане запустили хищение энергии настолько, что новому президенту пришлось следователей прокуратуры направлять по квартирам для снятия показания электрических счётчиков. Это достоверный факт.

Важно продолжить работу по внедрению биллинга в остальной части республики. Тем более, что АБР инвестирует $70 млн. на меры по снижению потерь энергии в Душанбе, Пенджикенте, Истаравшане, Исфаре, Канибадаме, Бустоне и Дангаре в период с 2021 по 2026 годы. Совместными усилиями правительства, населения и не безразличных к судьбе страны СМИ, в текущем десятилетии удастся  смягчить  тяжесть этой проблемы.

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.Дзен и OK.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.