20 мая официально была подтверждена гибель президента Ирана Ибрахима Раиси и главы МИД страны Амира Абдоллахиёна. Данное событие может иметь последствия не только для Ирана, но и для всей мировой политики.

 

Ибрахим Раиси: личность, взгляды и место в политической структуре Ирана

Ибрахим Раиси был одним из виднейших политиков Ирана. Ещё во время своего юношества придерживался консервативных взглядов и выступал за жесткие меры относительно инакомыслия. Проявил себя в этом вопросе в конце 1980-х годов, когда иранские власти жёстко подавляли всякое инакомыслие.

Такие взгляды сделали его одним из видных представителей консервативного крыла иранской элиты (которые выступают за более радикальные меры во внутренней и внешней политике) и приблизили его к представителям верхушки власти.

Его чтили оба Верховных лидеров Ирана Аятолла Хомейни и нынешний лидер Сайид Али Хаменеи.

 

Проблема преемственности

Раиси считали самым вероятным преемником нынешнего Верховного лидера Ирана. Его избрание на пост президента, по мнению экспертов, считался подготовкой к возможному переходу. Личностные качества для того, чтобы принять на себя полноту власти в стране у него были. И его гибель может иметь серьезные последствия для страны, особенно в ближайшее время.

Если Раиси и в правду был потенциальным преемником Хаменеи, то теперь вопрос преемника, который является очень серьезным для такой страны, как Иран, может вызвать острую внутри элитную борьбу, в которую могут включиться разные группы интересов.

В свою очередь, это может нести за собой потенциальные риски для стабильности в стране.

 

Внешняя политика

Раиси в своей внешней политике придерживался консервативных взглядов. Это означает курс на жесткую линию по отношению к экзистенциальным врагам Ирана, США и Израилю. Только такой подход по мнению консерваторов может обеспечить безопасность страны и добиться уступок от своих врагов.

Отношения Ирана с США и Израилем обострились при Раиси, но кризис наметился в этих отношениях еще при экс-президенте США Дональде Трампе, когда тот в мае 2018 года вывел США из договора СВПД (Соглашение по иранской ядерной программе) и при котором был убит влиятельный генерал Касем Сулеймани.

Есть даже предположение, что именно эти шаги США привели консерваторов к власти в Иране.

Другим важным направлением внешней политики Раиси было отношения с Россией и Китаем. Ибрахим Раиси открыто поддержал Россию в войне против Украины. По его мнению, война в Украине стала неизбежным следствием продвижения НАТО на Восток.

При нем Иран и Россия начали еще более тесно сотрудничать в военной сфере.

На китайском треке Иран также углубил отношения. Самым ярким проявлением его внешнеполитических воззрений была его идея «синегрии». Он выступал за более углубленные и даже союзнические отношения между «антизападными» странами против Запада.

Также он очень много говорил о многополярном мире, платформой которой могли бы послужить, по его мнению, такие организации как ШОС и БРИКС.

Гибель Раиси в краткосрочной перспективе может повлиять на внешнюю политику Ирана. Но в более долгосрочном будущем Иран, скорее всего, не поменяет свой внешнеполитический курс.

 

Амир Абдоллахиён: Ближний Восток, арабский мир и проблема ядерной программы

Абдоллахиён был одним из ведущих и опытных дипломатов современного Ирана. Очень осведомленным и информированным. Хорошим знатоком Ближнего Востока и арабского мира.

Он имел связи с разными структурами Ирана, которые отвечали за политику страны в регионе (в первую очередь, с подразделением КСИР «Аль-Кудс», он был очень хорошо знаком с бывшим главой этого подразделения генералом Сулеймани), а также с иранскими прокси, которые Тегеран называет «Осью сопротивления».

Личность Абдоллахиёна была очень важной для Ирана на фоне «ухода США» из региона и это имеет определенные последствия.

Особенно важным было нормализация отношений с монархиями Персидского залива, в первую очередь, с Саудовской Аравией. Именно глава иранского МИДа, в первую очередь, отвечал за это направление внешней политики страны. И потеря этой личности может сильно сказаться на этом векторе внешней политики Ирана и Ближнего Востока в целом.

Что касается ядерной программы Ирана, Абдоллахиён имел большой опыт в переговорах по этому вопросу. Судьба заключения новой сделки по ядерной программе на данный момент находится в тупике, но и крест на ней не поставлен.

Амир Абдоллахиён, как очень хороший специалист по этому вопросу, мог внести большой вклад в решение этой проблемы и его гибель может повлиять и на этот процесс, так как интересы Ирана в новых торгах требуют человека именно с такими позициями.

Что касается Центральной Азии, я думаю, это происшествие не сильно скажется на политике Ирана в регионе. Его политика по отношению к Центральной Азии является намного более  последовательной, и очень редко имеет резкие зигзаги, как это, например, бывает иногда на Ближнем Востоке и по отношению к США и Израилю. 

Этой весной читайте нас  в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК